Главная страница


Методическая разработка занятия Пасхальные традиции



Скачать 91.72 Kb.
НазваниеМетодическая разработка занятия Пасхальные традиции
Дата10.04.2016
Размер91.72 Kb.
ТипМетодическая разработка


Государственное общеобразовательное учреждение
гимназия № 148 имени Сервантеса
Калининского административного района
г. Санкт-Петербурга

Учебно-методическая разработка занятия
Пасхальные традиции


Выполнила

Тимофеева Татьяна Борисовна

воспитатель группы продлённого дня


Санкт-Петербург
2009 - 2010 год

Цель

Цель работы состоит в том, чтобы создать условия для духовно-нравственного, патриотического воспитания, изучения исторического наследия своей страны, расширения кругозора.

Задачи

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Воспитательные задачи:

  • воспитание любви к своей земле, к своему народу;

  • приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

  • пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

2. Образовательные задачи:

  • познакомить с историей возникновения праздника, утраченными пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского фольклора;

  • обобщить знания по основным темам: “Русские народные сказки, потешки и песни”, “Узоры и орнаменты”, “Праздники народов мира”;

  • закрепить и расширить умения и навыки рисования акварелью на бумаге.

3. Развивающие задачи:

  • формирование художественно – эстетического вкуса;

  • развитие творческой индивидуальности каждого ребёнка;

  • развитие памяти и речи детей;

  • активизация творческой фантазии и воображения.

4. Другие задачи:

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

  • доставить детям радость, удовольствие.

Методы

Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы:

  • Проведение занятий по темам «Русские народные сказки», «Праздники народов мира»;

  • Проведение творческих занятий по рисованию на темы «Узоры и орнаменты», «Пасхальное яйцо»;

  • Посещение кружка «Народные промыслы»;

  • Изучение и анализ литературы по теме «Старинные обряды и обычаи»;

  • Запись аудиокассеты для занятия.



Оборудование и наглядный материал:

  • выставка детских рисунков «Узоры и орнаменты»;

  • выставка пасхальных открыток;

  • подборка книг «Русские народные сказки»;

  • “крашеные” пасхальные деревянные яйца, композиция ”пасхальное дерево”;

  • аудиокассеты с записью стихов, потешек, русских народных песен.


Практическая значимость

Практическая значимость работы заключается в том, что сведения, приведённые в ней, могут быть использованы во внеклассной работе при подготовке различных занятий, докладов, сообщений на смежные темы.


Ход занятия

Воспитатель: Ребята, подходит к концу цикл наших занятий «Я познаю мир». В течение всего учебного года мы с вами знакомились с праздниками и обычаями народов мира, заглядывали в тайны прошлого нашей Родины, учились творчески мыслить и на практике применять полученные знания. Мы провели много конкурсов и выставок ваших работ и рисунков.
Сегодня у нас опять необычное занятие.

Вы видите в классе много знакомых и не знакомых вам предметов. Все эти предметы пригодятся нам для занятия.
Но сейчас давайте посмотрим на доску. (Открыть выставку детских рисунков «Узоры и орнаменты».) Это выполненные вами узоры и орнаменты. Как они красивы и ни один не похож на другой.

На предыдущем занятии мы с вами уже говорили, что же такое узоры и орнаменты.

Вспомним рисунки к русским народным сказкам, которые мы читали.
Я сейчас вам раздам книги, внимательно рассмотрите их. (Колобок; Волк и семеро козлят; Лиса и заяц; Мужик и медведь / рассматриваются книги, где персонажи изображены в русской национальной одежде).

Где здесь мы встречаемся с орнаментами?

Дети: На домиках и одежде. (Избы: конёк крыши, наличники окон, косяки дверей. Одежда: горловина, рукав, подол, поясок и т.д.).

Воспитатель: А где же в наше время мы можем увидеть орнаменты и узоры?

Дети: На тарелках и чашках, на обоях, на домах в деревне…

Воспитатель: Отлично. Узоры и орнаменты дошли до наших дней в виде украшения на посуде, на одежде, бордюров на обоях, в виде гирлянд и т.д. Ещё мы обязательно рисуем их в этот праздник на…(Открыть экспозицию художественных плакатов и открыток «Пасхальное яйцо».)

Дети: На пасхальных яйцах.

Воспитатель: Конечно. А для чего нужны пасхальные яйца, что это такое – Пасха? (на доске модуль со словом Пасха). Пасха - это христианский религиозный праздник, который отмеча­ет смерть и воскресение Христа.

 Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Большинство старинных праздников – религиозные. Мы уже говорили с вами о Рождестве, Крещении, отмечаемых в России, и о Дне цветов или дне рождения Будды, отмечаемом в странах Азии.

У  любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их  и в Пасху.

Давай перенесёмся в прошлое нашей страны и рассмотрим их.

Прослушайте стишок – закличку:
Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из – за тёмных лесов,
Из – за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Воспитатель: Кого мы закликали? ( Весну )

Какие старинные праздники приносит с собой весна? (Вербное воскресенье, Пасху).
Воспитатель: Прочитаем на доске : Пасха. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "избавление". Считается, что в этот день Сын Божий Христос воскрес из мертвых.

Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все верующие в этот праздник задолго до полуночи, в светлых одеждах, собираются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются в торжественные, парадные одежды. Перед самою полуночью торжественный благовест (звон колоколов) возвещает о наступлении великой минуты Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом выходят и вместе с народом обходят вокруг церкви с пением. В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем радость Светоносного Праздника.

Раньше на Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Воспитатель: Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов (включается аудиозапись «Пасхальный перезвон»
Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? ( Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное ).
Воспитатель: Хотя Пасха — одно из наиболее важных событий христианского календаря, она хра­нит древние, дохристианские обычаи и ри­туалы. Видимо, когда -то в эти дни по всей Европе язычники отмечали приход весны. Из глубины веков пришел к нам обычай дарить друг другу яйца, которые издревле были символом жизни и возрождения.

Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашенное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником, берут с собой, отправляясь в гости. 
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы видите на выставке! А как вы думаете, ребята, зачем же красят или разрисовывают яйца для этого праздника?

Дети: Чтобы были красивыми и нарядными. ( самый распространённый ответ).
Воспитатель: Говорят, что эта традиция зародилась еще в Древнем Египте. Сведения о раскрашенных яйцах встречаются и в средневековых источниках. Во время поста запрещалось потребление яиц. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, а чтобы они сохранялись как можно дольше, их варили. Как проще можно было отличить вареное яйцо от сырого? Только разукрасив его!

Главные пасхальные развлечения связаны именно с праздничными яйцами. Всех не перечесть. Яйца катают с горки или по траве, кидают в друзей, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. Как правило, нужно сделать так, чтобы яйцо противника разбилось раньше собственного или бросить его так, чтобы оно укатилось дальше других. Все это можно увидеть в Пасху в любом европейском городе на центральной площади.

В Германии известна веселая игра. На центральной площади раскладывают 200-300 яиц на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу участники начинают их собирать. Выигрывает тот, у кого урожай больше. Все собранные яйца участники забирают с собой. В некоторых странах жители съедают в праздничные дни около 3 млрд. яиц.

В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: “ Христос воскресе!” – и ответным : “Воистину воскресе!”

Воспитатель: Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. В Пасху повсюду звучала музыка. Ещё на пасху на Руси весёлые хороводы водили!

Давайте и мы так сделаем. ( Дети встают в круг и под звуки русской народной песни «На горе – то калина» начинают хоровод / включается аудиокассета ).

Воспитатель: С каким настроением вы водили этот хоровод?

Дети: С весёлым, радостным, светлым, озорным…

Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь тихонько садитесь на места.

Давайте подведём итоги.
Воспитатель:

  • Дети, с каким праздником русского народа вы познакомились сегодня?

  • Что вы узнали нового, интересного?

  • Какие незнакомые слова вам повстречались? (Пасха, благоговейно, благовест, фимиам, трезвон ).

  • Какое у вас сейчас настроение?


Давайте сейчас с этим прекрасным настроением раскрасим наши наброски пасхальных яиц, которые мы приготовили с вами на прошлом занятии.

Готовые рисунки собираются, и оформляется выставка творческих работ воспитанников.
Воспитатель:

Для следующего занятия вам предлагается новое конкурсное задание на раскрытие ваших творческих способностей и воображения.

Придумайте и нарисуйте несуществующий праздник, которого нет ни в одном календаре, но вы бы хотели, чтобы он появился. Составьте устно его описание. В описании желательно отразить следующее: название праздника; когда и где проводится; как готовятся к нему; как проходит праздник; есть ли главный атрибут (например: ёлка – главный атрибут Нового года, расписные яйца – Пасхи и т.д.). Эти вопросы я предлагаю вам для ориентировки. Проявите свою фантазию. Уверена, что вы придумаете что-то более интересное и необычное.

По завершении конкурса лучшие работы и рассказы будут, как всегда, отмечены грамотами и призами!

Желаю успеха!
Список использованных материалов



    1. Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство «Астрель», 2002.

    2. Книга для воспитателей детского сада. Занятия по изобразительной деятельности детей. Комарова Т.С. Издательство «Просвещение», 1991.

    3. Книга для учителя по воспитательной работе. Творчество в начальных классах. Перевертень Г. И. Издательство «Просвещение», 1988.

    4. Учебно – методическое пособие «Цветные ладошки». Лыкова И. А. Издательство «Карапуз», 2005.

    5. Русские народные сказки. ( Издания разных лет ).

    6. Подборка статей из газет и журналов (в том числе журналы «Завуч», «Начальная школа», газета «Первое сентября» ).

    7. Сборник русских народных песен, частушек.