Главная страница

Методические рекомендации для родителей по приобщению детей



Скачать 61.12 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для родителей по приобщению детей
Дата14.04.2016
Размер61.12 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации для родителей

по приобщению детей

к устному народному творчеству

в домашних условиях

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В 21 веке, веке скоростей, научно-технического прогресса, роста интеллектуального потенциала, логическое познание превалирует над эмоционально-чувственным. Ощущение смыслоутраты, по признанию многих философов, социологов, психологов, является отличительной чертой нашего времени, что приводит к обнищанию духовной сферы человека. Телевидение, так любимое нашими детьми, наводнено иностранными фильмами со сценами насилия, драками, в мультфильмах зачастую главными героями являются мутанты, киборги и т.д., да и детские издания часто изобилуют уродливыми картинками, что разрушительным образом действует на души наших детей. А ведь всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Национальное чувство целительно для каждого народа. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Поэтому, воспитание, если оно не хочет быть бессильным – должно быть народным. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, добрым, мудрым. Народная культура обладает удивительной способностью вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества и ребенок раскрывается как цветок.

Обратиться к народным истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Советую широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д. Очень важно сохранить значение слова в русских культурных традициях. Ведь значение языка гораздо шире, чем быть просто средством передачи информации. Язык формируется как выражение определенных традиций логического мышления, как выражение доминирующих движений души. И это заключенное в языке богатство служит для ребенка источником мощных развивающих факторов. Ведь именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки.

Сказка – это вымысел. В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Ребенок вряд ли станет «трудным», если родители много общаются с ним и в этом общении сказка занимает не последнее место.

«Русские сказки, - писал К.Д. Ушинский, - это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». В сказках оцениваются разные жизненные позиции: обнажаются недостатки и восхваляются положительные качества, что помогает ребенку понять нравственные ценности и утвердиться в правильном способе поведения – «сказкотерапия». Например, бороться с жадностью и скупостью помогут сказки «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», с ленью и завистью – «Рукодельница и ленивица», «Морозко», с хвастовством – «Заяц и еж», «Заяц-хваста»,

с упрямством «Два барана», с трусостью – «У страха глаза велеки». Советую создать дома библиотеку русских народных сказок, т.к. ребенку вдвойне интереснее слушать сказку и рассматривать картинки. Иллюстрации рус.нар. сказок передают национальный колорит и помогает образному восприятию произведения.

Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким либо метким выражением (пословица, поговорка), приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. Пословицы и поговорки редко используются в нашей повседневной речи, но если удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится детям доступным.

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни в краткой, лаконичной форме. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство и восхваляли ум, трудолюбие, добродушие, скромность. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление и т.п.), что еще больше усиливает их воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда взрослый говорит: «Что же выходит, работать не я, а есть кисель - нет против меня»? Поэтому для повышения воспитательного эффекта при общении с детьми желательно включать притчи, простые иносказания, намеки, как назвал пословицы и поговорки В.И.Даль.

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например: «Говорить легко – делать трудно», «Играй, играй. Да и дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального пояснения.

Другие имеют прямой и переносный смысл: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Действительно, чтобы вытянуть рыбу, нужен труд (следует приложить усилия, чтобы получить результат).

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т.е. взялся за дело доведи до конца. Последние не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносилась выразительно, с разной интонацией удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением и т.п.

Загадки.

Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать. Отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого. И «загадка» - слово со скрытым смыслом.

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Следует подбирать загадки, которые позволят ребенку увидеть многообразие мира, приоткрыть завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике:

Капелька лета на тонкой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.
Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто не пройдет

Всяк поклон отдает.
Прежде чем разгадывать такие загадки неплохо провести наблюдение за объектом загадки, в данном случае за земляникой, рассмотреть ягоды, подобрать эпитеты, сравнения, попытаться сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например:
Это что за потолок?

То но низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий.
Постелен ковер,

Рассыпан горох.

Ни ковра не поднять

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.
Чтобы помочь ребенку научится отгадывать подобные загадки, стоит организовывать наблюдения, в данном случае за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы. Так же можно предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды.

Обратите внимание ребенка на сравнения и образные выражения: небо – ковер, ночь – черный лебедь, день – белый лебедь.

Очень полезно научить ребенка составлять загадки. Составить загадку – это значит придать обычным мыслям метаморфическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метаморфические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым мышлением, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть, создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому, важно показать ребенку способы создания загадок, их виды и формы. А результат – составленные детьми загадки.

Т.о. приобщение детей к устному народному творчеству позволит создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге формируются культурно-ценностные ориентации в русле православных традиций, а у ребенка остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.
Любимые сказки наших детей:

  • «Лисичка-сестричка и серый волк»

  • «Заяц-хваста»

  • «У страха глаза велики»

  • «Крылатый, мохнатый да масляный»

  • «Хвосты»

  • «Хаврошечка»

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушкка»

  • «Сивка-бурка»

  • «Царевна–лягушка»

  • «Снегурочка»

  • «Лиса и кувшин»

  • «Финист - Ясный сокол»

  • «Василиса Прекрасная»

  • «Семь Симеонов – семь работников»

  • «Добрыня и Змей»