|
Методические рекомендации по решению заданий второй части экзамена по математике в 9-х классах в новой форме Методические рекомендации по решению заданий второй части экзамена по математике в 9-х классах в новой форме.
1. Эта часть работы направлена на проверку владения выпускниками кур-сом алгебры и геометрии на повышенном уровне. Проверка на повышенном уровне является разноуровневой, и одна из ее целей состоит в том, чтобы дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников.
2. При подготовке учащихся к выполнению второй части экзаменационной работы необходимо постоянно помнить о ее дифференцированном характере. Подбирая задания для итогового повторения, следует соотносить их с возможностями и потребностями каждого учащегося, а также с уровнем класса.
3. Многие задачи, предлагаемые на экзамене, допускают разные способы решения. Ученик вправе решать задачу любым из них. Соображения типа «можно решить более рационально» при оценивании не играют роли, однако в ходе подготовки целесообразно показывать учащимся такие решения, знакомить их с некоторыми общими приемами решения тех или иных видов задач, что будет служить пополнению их «математического багажа» и в конечном итоге математическому развитию.
В последние десятилетия все более широкое распространение получает эвристика – наука о правилах поиска нового знания, решения новых задач. Эвристики – процедуры творческого мышления. Между первой встречей с новой “нестандартной” задачей и окончательным изложением ее решения лежит полоса поиска этого решения. Как производить этот поиск? Единого универсального ответа, метода для достижения этой цели не существует. Поиск плана решения является очень трудным и не поддающимся точному описанию процессом. Однако имеются некоторые общие правила, которые нередко помогают догадываться о способе решения разнообразных задач. Приведу некоторые из них:
1. Метод восходящего анализа – решение задачи с конца, от требования – к условию. Эта эвристика осознанно или неосознанно, в большей или в мень-шей степени используется при решении любой задачи.
Задача. Доказать, что в прямоугольном треугольнике биссектриса угла делит пополам угол между медианой и высотой, проведенными к гипотенузе (см.
рисунок). При использования метода анали-
В за постоянно отыскивается ответ
на вопрос, что достаточно найти,
доказать, чтобы ответить на воп-
рос. Чтобы доказать равенство
углов ОВК и КВМ, достаточно
С О К М А доказать равенство углов АВМ и СВО. А так как углы МВА и ВАМ равны, то для доказательства равенства углов СВО и МВА достаточно доказать равенство углов СВО и САВ. А доказать равенство этих углов уже не составит труда.
2. Переформулирование. Суть этого эвристического приема заключается в том, что условия или требования, а возможно то и другое одновременно, заменяются на новые, эквивалентные имеющимся, но позволяющие упрос-тить поиск решения. В простейшем случаях переформулировка – это замена термина его содержанием. Рассмотрим на примере эту эвристику.
Задача. Доказать, что середины оснований трапеции, точка пересечения диа-гоналей и продолжений боковых сторон лежат на одной прямой.
Оказывается, что поиск задачи облегчается, если задачу сформулиро-вать иначе: доказать, что прямая, проходящая через точку пересечения диа-гоналей трапеции и точку пересечения продолжений боковых сторон, делит основания трапеции пополам. Задача при этом остается той же, но новая фор-мулировка подсказывает определенный метод решения.
3. Метод суперпозиции – решение задач в частных случаях. Причем рассматриваемые частные случаи должны полностью исчерпывать все воз-можные случаи. Например, требуется доказать неравенство:
а8 – а5 + а2 – а + 1 > 0.
Найти общее решение данной задачи можно, но довольно трудно, а решить ее в трех случаях, когда а < 0, 0 ≤ а ≤ 1, а >1, не представляет труда. Например, если а < 0, то выражение слева можно представить как
а2(а6 + 1) – а(а4 + 1) + 1, которое принимает лишь положительные значения.
Если 0 ≤ а ≤ 1, то его можно представить как
а8+ а2(1 – а3) + (1 - а), и тогда очевидно, что оно принимает положительные значения в рассматриваемом промежутке. Если а >1, то выражение можно представить как а5(а3 - 1) + а2 – а + 1.
Рассмотренные три случая полностью исчерпывают все возможные значения параметра а.
4. Метод выделения подзадач, решение которых не составляет труда, внутри основной задачи. Тем самым упрощается структура основной задачи.
Задача. Из двух пунктов, расстояние между которыми двести километров, выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Скорость одного из них была 15 км/ч, а другого – 10 км/ч. Вместе с первым велосипе-дистом выбежала собака со скоростью 20 км/ч. Встретив второго велосипе-диста, собака повернула обратно и побежала навстречу первому велосипе-дисту. Встретив первого велосипедиста она снова повернула. Собака бегала между велосипедистами до тех пор, пока велосипедисты встретились. Сколько километров пробежала собака?
Если решение задачи начинать с рассмотрения движения собаки и вто-рого велосипедиста, то перед решающим встает необходимость рассматри-вать последовательность встречных движений, что может оказаться очень непростым делом. А если внутри основной задачи выделить в качестве которой требуется определить время до их встречи, то сразу вырисовывается и вторая элементарная подзадача: движение собаки, скорость и время которого известны, а маршрут движения – безразличен. (Ответ: 160 км.).
5. Метод вспомогательных неизвестных – эвристика, используется как при решении алгебраических задач, так и при решении геометрических задач. Рассматриваемый метод имеет три модификации: когда при замене число переменных или уменьшается, или увеличивается, или остается неизменным. Цели введения вспомогательных неизвестных при этом различные. Рассмотрим две задачи.
Задача 1. Доказать, что при любых действительных, отличных от нуля х и у, справедливо неравенство:
3 где .
Пусть , тогда U2 = .
И вместо исходного неравенства получаем:
3(U2-2) - 8U + 10 (*)
или 3U2 - 8U + 4 0.
Неравенство (*) выполняется для всех U, кроме .
Однако , то есть U. Значит, исходное неравенство выполняется при всех допустимых значениях х и у.
Задача 2. Решите уравнение:
Замена сводит исходное уравнение к достаточно хорошо известной форме
6. Малых изменений метод - эвристика, предполагающая замену одной модели другой, в результате незначительной, т.е. сохраняющей основные качественные характеристики первой модели, деформации.
Например:
1) Доказать неравенство
Решение:
2) Что больше 1·2·3·…·20 или 1+2+3+…+1000000?
Решение:
Имеем: 1+2+3+…+1000000 < 1000000+1000000+…+1000000 = 106 · 106 = 1012
1·2·3·…·20 = 1·2·3·4·5·6·7·8·9·10·11·…·20 > 2·5·10·11·12·…·20 > 1012
Значит, 1·2·3·…·20 > 1+2+3+…+1000000.
3) Какое из чисел больше:
а) 635 или 810?
635 < 645 = (82)5 = 810
б) 156 или 712?
156 < 166 = (42)6 = 412 < 712
4) Сравнить: 269 и 1206
269 > 259 = 518 = 1256 > 1206
5) Верны ли неравенства?
а) 3111 < 1714
3111 < 3211 = 255 < 256 = 1614 < 1714, верно
б) 1612 < 637
1612 = 248 = (26)8 = 648 > 647 > 637, неверно
А теперь рассмотрим решение заданий, используя прием «малых изменений метод».
1)
Равенство достигается, если
Ответ: Наибольшее значение выражения равно 10, при х = - 2, у = 3.
2)
Равенство достигается, если
Ответ: Наибольшее значение выражения равно , при х = 1, у = 5.
3)
Равенство достигается, если
Ответ: Наибольшее значение выражения равно 6, при х = 2; у =3.
4)
Равенство достигается, если
Ответ: Наибольшее значение выражения равно 3, при х = 3, у = 7. |
|
|