Календарно-тематическое планирование 9 класс № п/п
| Тема урока
| Количе-ство часов
| Дата прове-дения
|
I четверть
|
Чертежи в системе прямоугольных проекций
|
1.
| Обобщение сведений о способах проецирования.
| 1
|
|
Сечения и разрезы на чертежах
|
2.
| Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов
| 2
|
|
3.
| Графическая работа №1.
Эскиз деталей с применением сечений.
| 1
|
|
4.
| Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах.
Местные разрезы.
| 1
|
|
5.
| Графическая работа №2
Эскиз детали с применением необходимого разреза.
| 1
|
|
6.
| Соединение половины разреза с половиной вида. Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости).
| 1
|
|
7.
| Соединение части разреза счастью вида.
| 1
|
|
8.
| Графическая работа №3 Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
| 1
|
|
II четверть
|
9.
| Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали)
| 1
|
|
10.
| Решение задач на реконструкцию
внешней и внутренней формы.
| 1
|
|
11.
| Практическая работа №4 Устное чтение чертежей
| 1
|
|
12.
| Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
| 1
|
|
13.
| Графическая работа №5
Эскиз детали с применением условностей и упрощений
| 1
|
|
14.
| Творческие задачи на графическое моделирование формы по чертежу с неполными данными.
| 1
|
|
Сборочные чертежи
|
15.
| Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные соединения. Шпоночные и штифтовые соединения.
| 1
|
|
III четверть
|
16.
| Изображение резьбы на стержне и в отверстии
| 1
|
|
17.
| Графическая работа №6
Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение)
| 1
|
|
18.
| Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и отличительные признаки сборочных и рабочих чертежей.
| 1
|
|
19.
| Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей, последовательность.
| 1
|
|
20.
| Практическая работа №7 Чтение сборочных чертежей
| 1
|
|
21.
| Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений.
| 1
|
|
22.
| Деталирование сборочного чертежа. Выполнение чертежей без нанесения размеров.
| 2
|
|
23.
| Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба.
| 1
|
|
24.
| Графическая работа №8 (1 часть)
Деталирование сборочного чертежа
| 1
|
|
IV четверть
|
25.
| Графическая работа №8 (2 часть)
Деталирование сборочного чертежа
| 1
|
|
26.
| Графическая работа №9
Решение творческих задач с элементами конструирования.
| 2
|
|
Основы архитектурно-строительного черчения
|
27.
| Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Отличие от машиностроительных чертежей.
| 1
|
|
28.
| Практическая работа №10
Чтение строительных чертежей.
| 1
|
|
29.
| Графическая работа №11 (контрольная)
Чертежи детали по сборочному чертежу.
| 2
|
|
30.
| Обзор разновидностей графических изображений
| 1
|
|
Контрольно-измерительные и дидактические материалыТест по теме «Линии чертежа»
Эта линия служит для проведения осевых и центровых линий.
Каким карандашом ее выполняют?
Для проведения этой линии нужно взять мягкий карандаш, заточенный лопаткой.
У этой линии расстояние между штрихами 1-2 мм.
Перечислите линии, которые выполняются твердым или твердо-мягким карандашом.
У этой линии длина штриха варьируется от 3 до 5 мм.
Эта линия служит для проведения размерных, выносных, линий построений, линий выносок.
У этой линии длина штриха может быть от 2 до 8 мм.
Эта линия нужна для проведения линий видимого контура предмета.
А эта линия нужна для проведения невидимых контуров предмета.
Графическая работа по теме «Деление окружности на равные части. Сопряжения»Вариант 1 Вариант 2Вариант 3 Вариант 4 Тест по теме «Способы проецирования»Часть А1. Проецирование называется центральным, если:
а) проецирующие лучи исходят из одной точки;
б) проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью прямой угол;
в) проецирующие лучи попадают в одну точку на плоскости.
2. В косоугольной фронтальной диметрической проекции ось Y располагается к горизонтали под углом:
а) 90 градусов;
б) 45 градусов;
в) 30 градусов.
3. Назовите аксонометрическую проекцию, в которой по всем осям откладываются действительные размеры:
а) косоугольная фронтальная диметрическая проекция;
б) прямоугольная изометрическая проекция.
4. В прямоугольной изометрической проекции угол между осью Х (или осью Y) и горизонталью составляет:
а) 45 градусов;
б) 120 градусов;
в) 30 градусов.
5.В диметрической проекции размеры уменьшаются в два раза по оси:
а) Y;
б) Х;
в) Z.
Часть В1. Соотнесите изображение и способ проецирования:
1) косоугольное;
2) центральное;
3) прямоугольное.
2.
Соотнесите изображение проекции предмета, обозначенной цифрой с направлением проецирования, обозначенным буквой:
3. Выберете правильное обозначение осей в диметрической проекции:
а)
б)
в)
4.В прямоугольной изометрической проекции угол между аксонометрическими осями составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;
г) 120 градусов.
5. Во фронтальной диметрической проекции угол между осями Х и У составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;
г) 120 градусов;
д) 135 градусов.
Часть СДополните изображение детали, выполненной в диметрической проекции:
Тест по темам «Расположение видов на чертеже», «Проекции точек, ребер граней», «Проекция группы геометрических тел»
Впишите названия геометрических тел в таблицу.
2. Расставьте буквенные обозначения проекций точек на чертеже детали, отмеченных на наглядном изображении.
3.Напишите номера видов сверху, которые соответствуют виду спереди: ________.
4. Напишите номера видов сверху, соответствующие главным видам деталей:
А _______,
Б ________.
5. Напишите, какой вид сверху соответствует чертежу: _______.
6. Используя чертежные инструменты, определите и напишите, какой вид слева соответствует чертежу детали _____.
7. Напишите номер рационально выполненного чертежа детали, представленной на аксонометрической проекции _____.
Тест по теме «Эскизы»Эскизы – это ………….., предназначенные для …………….. использования в ……………………….. Изображение предмета на эскизе выполняется по правилам …………………….. ………………………. от ……………….. с соблюдением ……………………. между частями изображаемого предмета и …………….
Последовательность выполнения эскизов:
Установить необходимое количество видов.
Чертят внешнюю и внутреннюю рамку, графы основной надписи.
Заполняют основную надпись.
Наносят выносные и размерные линии.
Выбрать главный вид.
Вычерчивают габаритные прямоугольники. Проводят осевые и центровые линии.
Наносят невидимые контуры детали.
Наносят видимые контуры детали.
Обмеряют деталь, наносят размерные числа.
Ознакомиться с деталью.
Тест по теме «Сечения»
Сечение – это изображение ________________, полученной при _______________ рассечении детали ________________. В сечении показывают только то, что _________________ в _______________ плоскость.
Сечение всегда передает _______________ строение детали.
Сечения бывают _________________ и ____________________.
Фигура сечения выделяется ______________________, которая видоизменяется в зависимости от ___________________, из которого выполнена деталь.
Если сечение расположено на продолжении секущей плоскости, которая изображается ____________________ линией, сечение ___________ __________________.
Секущая плоскость изображается ________________ _______________ с указанием стрелками направления _______________ и ______________ буквами русского алфавита.
Сечение обозначается, если оно расположено ________ _______________ _________________.
Фигуры сечений металлических деталей выделяются _______________, направленной под углом _____ к _____________ надписи чертежа.
Фигуры сечений деталей из пластмасс выделяют ______________ в ____________ направлениях. Угол наклона – _____; расстояние между линиями – ___________.
Толщина линий штриховки фигур сечений – ______________.
Тест по теме «Разрезы и сечения».
контур наложенного сечения обводят:
А)
сплошной тонкой линиейБ) сплошной толстой основной линией.
2. контур вынесенного сечения обводят:
А) сплошной тонкой линией
Б) сплошной толстой основной линией
3.металы и их сплавы штрихуют:
А) наклонной тонкой линией под углом 45
Б) сетчатой штриховкой
4. толщина разомкнутой линии равна:
А) толщине линий контура деталей
Б) половине толщины линий контура деталей
В) полторы толщины линий контура деталей
5. если вынесенное сечение симметрично и располагается на продолжении секущей, то секущую плоскость и соответствующее сечение
А) обозначают
Б) не обозначают
6. секущую плоскость обозначают только разомкнутыми линиями в случае:
А) наложенного симметричного сечения
Б) наложенного несимметричного сечения
7.
если деталь имеет одну плоскость симметрии, а разрез располагается на месте одного из видов, то плоскость и разрез:
А) обозначают
Б) не обозначают
8. в случае соединения вида с частью разреза, границей вида и разреза является:
А) ось симметрии
Б) волнистая тонкая линия
9. при соединении ½ вида и ½ разреза границей вида и разреза является:
А) ось симметрии
Б) волнистая тонкая линия
10. при соединении ½ вида и1/2 разреза вид располагают:
А) слева
Б) справа
11. местный разрез ограничивают:
А) линией контура
Б) волнистой тонкой линией
12.Тонкую стенку (ребро жесткости) заштриховывают, если секущая плоскость проходит:
А) вдоль ребра
Б) поперек ребра
13. в случае точеной детали, при соединении 1/2 вида и ½ разреза вид располагают:
А) сверху
Б) снизу
Ключ к тесту:1. –А «5» - 13 -12 правильных
2. – Б ответов
3. –А
4. – В « 4» - 11 -10 правильных
5. – Б ответов
6. – Б
7. – Б «3» - 10 -8 правильных
8. – Б ответов
9. – А
10. – А «2» - меньше 8.
11. – Б
12. – Б
13. – А
Критерии оценки знаний и умений учащихся по черчению1. При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает
правила и условности изображений и обозначений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображений и условные обозначения;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую
неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
2. При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и
практические работы и аккуратно ведет тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:а) самостоятельно, но с большими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведет тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но
основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Информационно-методическое обеспечениеМетодическая литература:Для учителя
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2008.
Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Карточки-задания по черчению. Пособие для учителя. В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др.; Под ред. В.В. Степаковой. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2004.
Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
Программа общеобразовательных учреждений «Черчение» под руководством А.Д. Ботвинникова – М.: Просвещение, 1993.
Для учащихся
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
Учебные таблицы:Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.