Главная страница


Рабочая программа элективного курса «Открытие тайны слова»



Скачать 128.97 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Открытие тайны слова»
Дата18.04.2016
Размер128.97 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка

Данная рабочая программа элективного курса «Открытие тайны слова» составлена для 11 класса

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа элективного курса «Открытие тайны слова» в 11 классе разработана на основе письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010г. 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» и учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год.

Учебный план рассчитан на 0,5часа в неделю. В соответствии с годовым календарным планом на изучение курса приходится 16,5 часов.
Общие цели образования с учётом специфики элективного

-расширить кругозор учащихся,

-сформировать у них эстетический вкус,

-повысить культуру речи,

-развить умение пользоваться справочной литературой,

-обогатить словарный и фразеологический запас детей,

-способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка,

-повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Задачи:

- систематизация знаний учащихся в словарном составе языка,

-углубление и расширение знания по лексике и фразеологии,

- развитие навыков коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся;

-развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов;

-овладение нормами литературного языка;

-формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

воспитания: формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.
Характеристика элективного курса
Элективный курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.Поэтому данный курс будет востребован учащимися.
Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.

Тема 3. Омонимы. Словари омонимов.

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.

Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.

Тема 6. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.

Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

Тема 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Тема 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.

Тема 9. Фразеология как раздел науки о языке.

Что такое фразеология. Связь фразеологии языка с жизнью народа. Фразеологизмы как средство создания выразительности речи.

Тема 10. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.

Семантическая целостность, устойчивость лексического состава и воспроизводимость фразеологизмов в речи. Структурная классификация фразеологизмов русского языка. Синтаксическая функция фразеологизмов.

Тема 11. Фразеологические словари и справочники.

Основные фразеологические словари и справочники русского языка. Отличие в описании фразеологизмов во фразеологических словарях и справочниках и толковых словарях русского языка. Приемы поиска словарных статей во фразеологическом словаре.

Тема 12. Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов.

Системные отношения между фразеологизмами русского языка. Разные значения многозначных фразеологизмов. Отличия многозначных фразеологизмов от фразеологизмов-омонимов. Пути возникновения фразеологизмов-омонимов.

Тема 13. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Фразеологизмы-синонимы. Фразеологический синонимический ряд. Фразеологизмы, вступающие в антонимические отношения. Сопоставление синонимических и антонимических рядов фразеологизмов»

Тема 14. Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи.

Закономерности в образовании фразеологизмов русского языка. Образование фразеологизмов на базе слов, словосочетаний, пословиц русского языка, цитат из литературных произведений, фразеологизмов, иноязычного материала. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов.

Тема 15. Источники русских фразеологизмов.

Две группы фразеологизмов русского языка по происхождению: исконные и заимствованные. Источники исконно русских фразеологизмов: Фразеологизмы, связанные с бытом и верованиями древних славян. Устное народное творчество как источник фразеологии. Русские ремесла и их отражение во фразеологии. Произведения русских писателей и связанные с ними фразеологизмы. Источники заимствованных фразеологизмов.

Тема 16. Устаревшие и новые фразеологизмы.

Фразеологические историзмы и архаизмы. Источники появления новых фразеологизмов.

Тема 17. Итоговая конференция. Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).

Формы контроля:

  • Тесты,

  • сочинение,

  • проверочная работа с выбором ответа,

  • индивидуальный контроль (карточки),

  • комплексный анализ текста,

  • сообщение на лингвистическую тему,

  • доклад,

  • реферат,

  • анализ художественных текстов,

  • исследовательская работа.

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

  • урок-коммуникация,

  • урок-исследование,

  • урок-практикум,

  • урок развития речи и т.д.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Активные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления

  • Метод проектов

  • Технология мастерских

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологи

  • кластерные технологии


Формы деятельности обучающихся на уроке:

  • − групповые,

  • − индивидуальные,

  • − фронтальные,

  • − в парах.


Календарно-тематическое планирование




тема занятия

кол-во часов

сроки

Кол-во практических занятий

1

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

1

05.09




2

Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях

1

12.09

1

3

Омонимы. Словари омонимов

1

19.09




4

Синонимы. Использование синонимов в речи

1

26.09

1

5

Антонимы. Словари антонимов.

1

03.10




6

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова

1

10.10

1

7

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях

1

17.10

1

8

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях

1

24.10

1

9

Фразеология как раздел науки о языке.

1

31.10




10

Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.

1

14.11

1

11

Фразеологические словари и справочники.


1

21.11

1

12

Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов

1

28.11

1

13

Синонимия и антонимия фразеологизмов

1

05.12




14


Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи

1

12.12

1

15

Источники русских фразеологизмов.

Устаревшие и новые фразеологизмы

1

19.12




16

Итоговая конференция (обобщение и систематизация изученного)

1

26.12

1

 

Перечень учебно-методического обеспечения

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988

  2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970

  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.

  4. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.

  5. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.

  6. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.

  7. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.

  8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.

  9. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988

  10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.

  11. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

  12. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.

  13. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.

  14. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.

  15. Словари русского языка.


Интернет ресурсы

https:// www. Pedsovet.su

https:// www. Profistart.ru

https:// www. Zavuch. Info

https:// www. Proshkolu.ru

https:// www. 1 september.ru


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор EPSON EB-X9

  • Интерактивная доска IQ Board

  • Принтер HP Laser Jef M1120 MFP


Перечень электронно-образовательных ресурсов
11 класс

Большая энциклопедия Кирилла Мефодия (на 2 СД)

Репетитор Русский язык.

Фраза.(электронный тренажер по орфографии)

Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи.

Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи

Страна Лингвиния. Орфографический диктант. ч.1. Гласные и безгласные

Страна Лингвиния. Орфографический диктант. ч.2. Согласные

Страна Лингвиния. Орфографический диктант. ч.3. Части и запчасти

Русский язык, литература.

Русский язык.10-11 кл. Тематические тесты.

Русский язык 10-11 кл. Тесты для учащихся.

Русский язык 5-11 кл.

Русский язык 10-11 кл. Демонстрационные таблицы.

Русский язык. Система подготовки. Варианты заданий.

Русский язык 5-11 кл. по программам М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львова, С.А.Богдановой, В.В.Львова, А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова.

Интерактивные плакаты Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи.

Русский язык 10-11 кл. Сетевая версия Учитель+15 учеников.

Русский язык 11 класс.

Русский язык. Синтаксис. Орфография. Морфология. Грамматика.

Русский язык. Части речи.

Математика. Русский язык. Система подготовки. Тренировочные задания.

Тренажер по русскому языку «Фраза»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ СОШ №3 ____________/Е.В.Спасибова/

от_________20____г. №_____

____________/Л.Г.Шевцова/ ____ _____________ 20____г.