Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Суховская средняя общеобразовательная школа № 3»
«Утверждаю»
Директор МБОУ ССОШ № 3
_________/Безденежная Л.В./
Приказ№ ___________
«____» _____________ 2013г
Рабочая программа
элективного курса по географии для 10 класса
«Роль географии в познании мира»
на 2013-2014 учебный год
срок реализации 1 год
с. Сухово
Учитель: Бабаева Ж.М.
Рассмотрено на заседании МС
«___»_________________2013г.
Затулина С.С.
2013г. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений.
Данная программа элективного курса рассчитана на 35 часов.
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире как синтетической науки о системе «природа-человек-хозяйство». Отличительной особенностью курса является концентрация внимания учащихся на раскрытии сущности и природы географических явлений и процессов с точки зрения других наук школьного курса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение географии как собственно науки, так и комплекса географических наук о Земле;
рассмотрение тесных связей географии с другими науками;
расширение представлений о географических явлениях и объектах через «призму» других наук – физики, химии, культуры, экономики и др.;
формирование географического мышления и расширение географического кругозора;
воспитание географической культуры;
развитие самостоятельной деятельности и познавательной активности у учащихся, умения принимать решения, личного интереса учащихся к более полному изучению географии.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
1. общие землеведческие данные о Земле: как планеты, как крупнейшего природного территориального комплекса, как места обитания человечества;
2. картографические основы географии: понятия «географическая карта», «картографическая проекция», «масштаб» и т.д., способы построения карт и их использование в научной, профессиональной и повседневной жизни;
3. физические и химические «обоснования» географических явлений и процессов»;
4. основные этапы эволюции географической науки;
5. основные экологические проблемы Земли;
6.понятие «геоинформационные системы», роль информационных технологий в современной географии;
7.взаимосвязи в системе «природа-человек-хозяйство», экономические основы географии.
8. типологию стран по уровню социально-экономического развития, основные региональные организации, формы правления и административно-территориального устройства стран;
9. типы экономик, структуру хозяйства, факторы размещения отраслей экономики и принципы территориального размещения производства.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
1. давать определение понятию «география», определять место географии среди других наук;
2. решать задачи на определение температуры, давления, рассчитывать расстояния, определять масштаб, читать легенду карты, определять координаты, составлять графики, диаграммы, профили, составлять поло-возрастные пирамиды;
3. «читать» географическую информацию с карты; пользоваться источниками географической информации;
4. самостоятельно делать выводы, решать поставленные задачи, находить оптимальное решение проблем;
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны понимать:
1. роль географии в познании окружающего мира;
роль влияния факторов среды на распространение и разнообразие живых организмов.
влияние географических условий на культуру и быт разных народов.
результаты вращения Земли вокруг своей оси и Солнца;
природу внутренних и внешних процессов Земли, формирующих облик планеты;
сущность урбанизации, влияние урбанизации на экологию планеты;
значение антропоклиматического районирования в настоящее время;
возрастание роли человека как одной из главных рельефообразующих сил на Земле, о влиянии человека на природу планеты;
сущность и принципы территориальной организации отраслей экономики, основные закономерности размещения производства;
важность и значимость современной экономической интеграции стран, взаимосвязей между странами.
Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, географические карты и атласы, глобус, справочники.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседа, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, диспуты.
Формы контроля:
1. Тематический контроль:
- тестирование;
- устный и письменный опросы;
- творческие работы учащихся;
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
- тестирование;
- творческие работы учащихся;
- написание рефератов и проектов по темам курса.
- создание презентаций.
Тематическое планирование
| №
п/п
| Тема раздела, урока
| Кол-во ча-сов
| Тип урока
| Вид контроля, измерители
| Элементы содержания урока
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Домашнее задание
| Образовательный продукт
| 1
| Введение
| 1
| Беседа
| Устный опрос
| История термина «география» и основатели географической науки
| Знать: термин «география», имена основоположников науки.
| Подготовить материал по темам «Теории происхождения Земли», «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
| Конспект урока
| Раздел 1. Связь географии с другими науками
| 2
| География и землеведение (физическая география)
| 2
| Лекция с элементами беседы/ комбинированный урок
| фронтальный опрос, письменные индивидуальные задания
| «Основы науки»: теории происхождения Земли и Солнечной системы, строение Земли, географическая оболочка. Гео- и гелиоцентрические системы.
| Знать: теории происхождения Земли Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта, строение Солнечной системы, строение Земли, понятие «ПТК», «географическая оболочка»
Понимать: уникальность Земли как планеты, значение физических процессов, протекающих внутри Земли
| Подготовить материал по темам: «Зодиакальные созвездия», «Астрономия у народов мира»
| Конспект урока, создание ЛОК «Солнечная система»
| 3
| География и астрономия
| 2
| Беседа/ семинар
| Индивидуаль-ный опрос, фронтальный опрос
| Понятие «Вселенная», «Солнечная система». Небесные тела: планеты и их спутники, звезды, кометы, астероиды. «Черные дыры». Значение изучения других планет для Земли. Зодиакальные созвездия. Дни равноденствия и солнцестояний. Астрономия и народы мира.
| Знать: понятия «Солнечная система», «звезда», «планета», «комета», «Зодиакальные созвездия», «эклиптика». Понимать: значение астрономических наблюдений в осознании географических процессов: вращение Земли, приливы и т.д.
| Подготовить материал по теме «Шкала Мооса», «Уникальные объекты Земли».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады
| 4
| География и геология и геоморфо-логия
| 2
| Лекция/ комбинированный урок
| Фронтальный опрос, тесты
| Понятие терминов «геоморфология» и «геология», связь трех наук. Внутренние процессы Земли – вулканизм, землетрясения. Теория литосферных плит А.Вегенера. Стратиграфия и петрология. Уникальный рельеф Земли. Внешние процессы рельефообразования (выветривание)
| Знать: понятия «геоморфология», «геология», «платформа», «сейсмические пояса», «карст» Понимать: внутренние процессы Земли, сущность физического, химического и биологического выветривания
| Подготовить материал по темам «Эволюция карт», «Эволюция глобуса».
| Конспект урока, заполнение таблицы «Рельефообразующие процессы Земли», рефераты, доклады, создание презентаций.
| 5
| География и картография
| 2
| Лекция/ комбиниро-ванный урок
| Индивидуальный опрос, письменные задания
| Понятие «географическая карта» - история, значение, виды. Проекции карт( коническая, цилиндрическая , азимутальная, проекция Меркатора). Содержание карты: легенда, масштаб, координатная сетка. Основные отличия карты от топоплана. Глобус. Топография. Геодезия. Профессии топографа, картографа и геодезиста.
| Знать: понятие «карта», виды и значение карт, понятие «нивелир», «теодолит», «кадастр». Различать виды карт и картографических проекций, выявлять связь географии с картографией и геодезией.
| Подготовить материал по темам «Происхождение названия «Саратов», «Происхождение топонима» (на выбор учащегося)
| Конспект урока, решение задач на масштаб, определение координат, рефераты, доклады.
| 6
| География и топонимика
| 2
| комбинированный урок/семинар
| Тесты
| Понятие термина «топонимика», «топоним», виды топонимов. Изучение топонимов (на выбор учащихся).
| Знать: понятия «топонимика», «топоним», виды топонимов, происхождение топонима «Саратов», «Волга», «Россия» и др.
| Подготовить материал по темам «Теория Ч.Дарвина», «Личность Ч.Дарвина», «К.Линней», «Родины культурных растений»
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, изучение топонимов по картам
| 7
| География и биология (биогеография)
| 2
| Лекция/ Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос, письменные задания
| Понятие термина «биогеография», «биоценоз», «биотические и абиотические факторы среды». Теории происхождения жизни на Земле. Эволюция жизни на Земле. Влияние факторов географической среды на распространение организмов на Земле. Генетика. Клонирование: за и против.
| Знать: понятия «биогеография», «биогеоценоз», «эволюция», родины культурных растений. Понимать: роль влияния факторов среды на распространение живых организмов.
| Подготовить материал по темам «Религии мира», «Уникальные представители человечества», «демографические проблемы».
| Конспект урока, создание презентаций, доклады, рефераты, создание ЛОК «Теории происхождения на Земле». Нанесение на конт.карту мест произрастания основных культурных растений.
| 8
| География и демография
| 2
| Комбинированный урок/ семинар
| Тесты, устный опрос
| Понятие терминов «демография», «популяция», «воспроизводство», «миграция». Население Земли: численность, типы и стадии воспроизводства», поло-возрастной состав, национальный и религиозный состав, миграции, «горячие точки» планеты. Населенные пункты. Расселение населения мира. Демографические проблемы. Демографическая политика.
| Знать термины «демография», «популяция», «воспроизводство», «демографическая политика», «миграция», типы воспроизводства, стран-лидеров по численности населения и города-миллионеры и показывать их на карте.
| Подготовить материал по темам «Изобретение географических приборов», «Значение открытия Х.Колумбом Нового Света», «М.Ломоносов»
| Конспект урока, доклады, рефераты, создание презентаций, составление поло-возрастные пирамид, работа с ними, нанесение на конт. Карту названий наций и религий народов.
| 9
| География и история
| 2
| Лекция/ семинар
| Устный и письменный опрос
| История географии. Историческая география. История географии в разные эпохи – эллинизм, средние века, эпоха Возрождения, конец 19-начало 20 вв. Легендарные географы: Аристотель, Эратосфен, К.Птолемей, Н.Коперник, М.Поло, А.Никитин, Дж. Кук, Х.Колумб, Ф.Магеллан, М.Ломоносов, А.Гумбольдт, Н.Вавилов и др.
| Знать: основные этапы эволюции географической науки. Имена географов и ученых, внесших наибольший вклад и развитие науки.
| Подготовить материал по темам : «Полюса Земли – магнитные и географические», «Изобретение компаса», «Оптические явления на Земле».
| Конспект урока, заполнение таблицы «Основные этапы эволюции географии», доклады,
рефераты
| 10
| География и физика
| 2
| Беседа/комбинированный урок
| Тесты, индиви-дуальный опрос
| Геофизика. Физические процессы в географии: магнитное поле Земли, атмосферное давление, влажность воздуха, метаморфические процессы, северное сияние, радуга, конденсация, испарение, свойства океанической воды, озон и озоновый слой, сила Кориолиса. Изучение внутреннего строения Земли и глубин океанов. Сейсморазведка. Компас. Барометр. Гигрометр.
| Понимать: сущность физических процессов на Земле, знать: понятия «геофизика», «барометр», «гигрометр», «озоновый слой», «компас», «сила Кориолиса».
| Подготовить материал по темам «Самые редкие и ценные металлы на Земле», «ДДТ в Антарктиде», «Искусственный каучук», «Влияние ГМО на окружающую среду».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. Решение задач на определение температуры и давления.
| 11
| География и химия
| 2
| Лекция/ комбинированный урок
| Письменные задания, опрос
| Химические элементы на Земле. Таблица Д.И. Менделеева. Редкие и ценные металлы на Земле. Месторождения основных полезных ископаемых. Происхождение полезных ископаемых. Парниковый эффект. Очистка питьевой воды. Искусственные вещества: каучук, целлюлоза, полимеры и их значение. Влияние ГМО, ДДТ, ядохимикатов на окружающую среду. Химическое выветривание – карст. Химическая промышленность: отрасли, распространение, значение.
| Знать: самые распространенные элементы на Земле, классификацию металлов, сущность и значение химической промышленности. Химические процессы на Земле – растворение, горение. Понимать сущность и значение парникового эффекта на Земле, влияние искусственных веществ на ОС.
| Подготовить материал по темам «Самые страшные болезни человечества», «Условия жизни в развитых и развивающихся странах», «Главные очаги болезней на Земле».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады.
| 12
| География и медицина.
| 2
| лекция/ Беседа
| Тесты, устный опрос
| Медицинская география. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропоклиматическое районирование. Адаптация. Эпидемии. Очаги болезней человечества: холера, «желтая лихорадка», «сибирская явка». Составление и значение медико-географических карт.
| Знать: понятия «Медицинская география», «Антропоклиматическое районирование», основные источники и очаги болезней. Понимать: медико-географические карты.
| Подготовить материал по темам «Отличие GPS от Глонасс», «Использование ГИС в жизни»
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады.
| 13
| География и информатика
| 2
| Урок получения новых знаний/ Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос, тесты
| Геоинформатика. Геоинформационные системы. 3d-модели. Спутниковое наблюдение:GPR, Глонасс. Обработка и хранение географической информации.
| Знать: понятие «Геоинформатика», «геоинформационная система». Искусственные спутники Земли.
| Подготовить материал по темам «Экологические проблемыЗемли», «Демографическая проблема», «Проблема разоружения», «Продовольственная проблема».
| Конспект урока, изучение новых ИКТ на уроках географии – знакомство с GIS-технологиями, рефераты, доклады
| 14
| География и экология
| 2
| Лекция/ Семинар
| Письменные задания, устный опрос
| Экология. Понятие термина «Геоэкология»,история появления, основоположник. Взаимодействие геосистем. Экологические факторы Земли: биотических и абиотических. Основные направления геоэкологических направлений. Экологические проблемы Земли.
| Знать: понятия «геоэкология», «экологические проблемы», «биотические и абиотические факторы».
| Подготовить материал по темам «Музыка», «Живопись», «Архитектура» (любой страны на выбор учащегося)
| Конспект урока, создание ЛОК «Экологические проблемы Земли», создание презентаций
| 15
| География и культура
| 2
| Беседа/
комбинированный урок
| Устный опрос, тесты
| Понятие «культура». «Культурный ландшафт». Эстетическое восприятие ландшафтов Земли. Рекреация и отдых. Знакомство с бытом и культурой разных стран: поэзия, литература, музыка, живопись. Влияние географических условий на культуру разных народов. Древни цивилизации Земли.
| Знать: понятия «культура», «культурный рельеф», специфические черты культуры разных народов мира.
| Подготовить материал по темам «НАТО и ОВД», «Монархии мира», «Горячие точки мира».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады.
| 16
| География и политика (политическая география)
| 2
| Лекция/ Семинар
| Индивидуальный опрос, тесты
| «Политическая география». «Геополитика». Формирование политической карты мира. Политическое устройство стран мира. Политические режимы стран мира. АТУ стран. Международные отношения. Интеграция. Международные организации – военные, политические, экономические. «Горячие точки» планеты.
| Знать: понятие «геополитика», «республика», «монархия», «унитарное государство», «федерация», «доминион», «метрополия», «протекторат», «анклав». Региональные группировки стран,
| Подготовить материал по темам «Типы экономик в современных странах мира», «Особенности транспорта России»
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, нанесение на конт.карту типы стран согласно Типологии ООН
| 17
| География и экономика (экономическая география)
| 2
| Беседа/ комбинированный урок
| Устный опрос, письменные задания
| Экономическая география: понятие, история появления, основоположники науки. Система «природа-человек-хозяйство». Типы экономик стран.
География промышленности. Территориальная организация промышленности. Структура экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Экономика России
| Знать: сущность понятия «экономическая география», типы экономик стран, структуру экономики, основные промышленные центры добычи и переработки ресурсов России, ж/д магистрали, морские и речные порты России.
| Отметить на контурной карте основные ж/д магистрали, речные и морские порты России.
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, составление схемы «Структура экономики».
| 17
| Защита творческих проектов
| 2
|
|
|
|
|
|
| Темы рефератов, докладов, презентаций:
«Теории происхождения Земли»
«Уникальность Земли как планеты»
«Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
«Зодиакальные созвездия»
«Астрономия у народов мира»
«Строение Солнечной системы»
«Теория А. Вегенера»
«Внутренние процессы Земли»
«Типы выветривания и формы рельефа Земли»
«Шкала Мооса»
«Уникальные формы рельефа Земли»
«Теория Ч.Дарвина «О происхождении видов..»
«Личность Ч.Дарвина»
«Религии мира»
«Великие народы мира»
«Родины культурных растений»
«Клонирование: за и против»
«История создания карт»
«Источники географической информации»
«Уникальные представители человечества»
«Религиозный состав населения мира»
«Национальный состав населения мира»
«Демографические проблемы населения»
«Урбанизация: проблемы и перспективы»
«Демографическая политика стран мира»
«Горячие точки» планеты
«Изобретение географических приборов»
«Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
«М.Ломоносов – великий ученый России»
«А. Гумбольдт»
«Полюса Земли: магнитные и географические»
«Оптические явления на Земле»
«Компас: история создания, принцип работы»
«Открытие внутреннего строения Земли и изучение глубин океанов»
«Сила Кориолиса»
«Химические элементы на Земле»
«Месторождения основных полезных ископаемых на Земле»
«Парниковый эффект: сущность и значение для Земли»
«Кислотные дожди на Земле»
«Использование ядохимикатов в сельском хозяйстве: за и против»
«Химическое выветривание»
«Химическая промышленность»
«Главные очаги болезней на Земле»
«Условия жизни в развитых и развивающихся странах»
«Самые опасные эпидемии на Земле»
«Современные информационные технологии в географии»
«Искусственные спутники Земли и их значение»
«GPS и Глонасс: проблемы и перспективы»
«3d-модели в географии»
«Геоинформационные системы»
«Экологические проблемы Земли»
«Демографические проблемы Земли»
«Проблема разоружения»
«Продовольственная проблема Земли»
«Энергетическая проблема Земли»
«Музыка», «Архитектура..», «Живопись..» стран мира (на выбор)
«Рекреация и отдых»
«Уникальные объекты Земли»
«Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
«Политическое устройство стран мира»
«Великие метрополии мира»
«Пазл - «Африка»: становление политической карты»
«Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
«Монархии мира»
«Международные организации»
«Особенности экономики России»
«Россия в системе международных отношений».
Список рекомендуемой литературы:
Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Элективный курс. М.: Дрофа, 2008.
Розанов Л.Л. Геоэкология: элективный курс. М.: Дрофа, 2005 г.- 204 с.
Дронов В.П. Программы элективных курсов. М.: Дрофа, 2006 г.- 191 с.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. .М.: Просвещение, 2008 г. – 398 с.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2008 г. – 498 с.
Все столицы мира. Энциклопедический справочник. М. Вече, 2006 г. – 130 с.
Города мира. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000 г. – 204 с.
Города и столицы. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест, 1999 г., - 193 с.
Довгань Г.Д. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Наглядный справочник. — К.; Х.:Веста, 2007. — 144 с.
Чернова В.Г.География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г.-96 с.
Андреева В.Н. Предметная география в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. – 220 с.
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп.главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 кл.». М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
Левашов Е.А. Географические имена. Словарь-справочник. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г. – 575 с.
Малов В. Географические карты. М.: Слово, 2001 г. – 48 с.
География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006 г. – 265 с.
Методические рекомендации
Введение
Тип урока: беседа
Цель занятия: начать формирование знаний нового элективного курса, познакомить с понятием «география» и комплексом географических наук, с именами основоположников науки, выявить значимость географии как науки о Земле.
План беседы:
определение термина «география»
объекты и субъекты географии
Эратосфен, Аристотель, К.Птолемей, А.Гумбольдт и др.
география в системе наук
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему занятию:
«Теории происхождения Земли»
«Уникальность Земли как планеты»
«Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
Тема № 1. География и землеведение ( 2 ч.)
Тип уроков: лекция с элементами беседы, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с основами землеведения – теориями происхождения Земли, строением Солнечной системы, строением Земли, понятиями «природно-территориальный комплекс», «географическая оболочка», «ландшафт», «фация»; расширить представления о Земле как о планете, проанализировать сложность географической оболочки, проранжировать уровни природно-территориальных комплексов. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
теории происхождения Земли (Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта)
строение Солнечной системы
Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы
Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
Фронтальный опрос, письменные задания по пройденному материалу
Строение Земли, статистические данные о Земле
изучение понятий «географическая оболочка», «природно-территориальные комплексы» Земли, уровни ПТК.
Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Зодиакальные созвездия»
«Астрономия у народов мира»
«Строение Солнечной системы»
Вопросы для семинара:
влияние Луны на процессы на Земле
вращение Земли вокруг своей оси и Солнца (дни равноденствия и солнцестояний)
астрономические наблюдения у разных народов
Тема № 2. География и астрономия (2 ч.)
Тип уроков: беседа, семинар
Цель уроков: познакомить с понятиями «Вселенная», «космос», «галактика», «млечный путь», «Солнечная система», «планета», «астероид», «комета», «черная дыра», «зодиакальные созвездия», «дни равноденствия», «дни солнцестояний»; проанализировать сущность и результат вращения Земли вокруг своей оси и Солнца, связь космических и земных процессов, показать роль астрономических наблюдений у разных народов мира в науке, быту, расширить географический кругозор. Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
выяснить значение понятий «Вселенная», «космос», «галактика», «млечный путь», «Солнечная система», «планета», «астероид», «комета», «черная дыра»
Звезда Солнечной системы: происхождение, особенности, строение
планеты и их спутники
«черные дыры» Вселенной
закрепление материала
План семинара:
влияние Луны на процессы на Земле
вращение Земли вокруг своей оси и Солнца (дни равноденствия и солнцестояний)
астрономические наблюдения у разных народов
подведение результатов
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Теория А. Вегенера»
«Внутренние процессы Земли»
«Типы выветривания и формы рельефа Земли»
«Шкала Мооса»
«Уникальные формы рельефа Земли»
Тема № 3. География и геология и геоморфология (2 ч.)
Тип уроков: лекция и комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятиями «геология» и «геоморфология», раскрыть взаимосвязь этих наук, показать роль внешних и внутренних процессов в формировании внешнего облика Земли, раскрыть сущность процессов рельефообразования – землетрясений, вулканизма, физического, химического и биологического выветривания, научить показывать на карте уникальные объекты Земли – горы, равнины, вулканы, сейсмические пояса. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
понятия «геология», «геоморфология», «петрология», «стратиграфия».
геологические процессы Земли
стратиграфическая шкала
Теория литосферных плит А.Вегенера
минералы Земли, шкала Мооса
Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
фронтальный опрос, тесты
внешние процессы рельефообразования – физическое, химическое и биологическое выветривание
основные формы рельефа
заполнение таблицы «Рельефообразующие процессы Земли»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«История создания карт»
«Источники географической информации»
Тема № 4. География и картография (2 ч.)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: выявить значение карты как основного источника географической информации, познакомить с историей создания карт и глобуса, объяснить значение понятий «проекция», «масштаб», «легенда», познакомить с видами проекций, масштабов; познакомить с географическими профессиями «топограф», «картограф», «геодезист». Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
«географическая карта» - история создание, назначение, виды карт.
картографические проекции
виды карт
масштаб карты
координаты
Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
подведение результатов
План урока:
индивидуальный устный опрос, письменные задания
решение задач на определение географических координат, масштаба.
знакомство с профессиями геодезиста, топографа, картографа
Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
подготовить самостоятельное изучение топонима на свой выбор
Тема № 5. География и топонимика (2 ч.)
Тип уроков: комбинированный урок, семинар
Цель занятий: познакомить с понятиями «топонимика», «топоним», с видами топонимов, раскрыть значение топонимики и топонимов для географии, топонимы на географической карте, развивать географический интерес и культуру. Виды деятельности учащихся и учителя:
План урока:
тестирование по изученным темам
топонимика как наука
топонимы, их происхождение, виды
План семинара:
обсуждение топонимов, выбранных для самостоятельного изучения
топонимические легенды
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Теория Ч.Дарвина «О происхождении видов..»
«Личность Ч.Дарвина»
«Религии мира»
«Великие народы мира»
«Родины культурных растений»
«Клонирование: за и против»
Тема № 6. География и биология (биогеография)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятием «биогеография», «биогеоценоз», «биотические и абиотические факторы», «генетика», с разнообразием живого вещества на Земле. Обсудить теории происхождения жизни на Земле; выяснить роль влияния факторов окружающей среды на распространение и разнообразие живых веществ, научить показывать на карте родины произрастания культурных растений, обсудить вопрос клонирования. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
Теории происхождения жизни на Земле
влияние факторов окружающей среды на распространение и разнообразие организмов на Земле
Эволюция жизни на Земле
Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
индивидуальный опрос, письменные задания
Генетика – понятие, значение науки.
Клонирование: за и против
4. подведение результатов, выводы Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Уникальные представители человечества»
«Религиозный состав населения мира»
«Национальный состав населения мира»
Вопросы для семинара:
«Демографические проблемы населения»
«Урбанизация: проблемы и перспективы»
«Демографическая политика стран мира»
«Горячие точки» планеты
Тема № 7. География и демография (2 ч.)
Тип уроков: комбинированный урок, семинар
Цель занятий: познакомить с терминами «демография», «популяция», «воспроизводство», «миграция»; изучить население Земли – численность, религиозный, национальный, поло-возрастной составы населения Земли, выяснить причины миграций населения, изучить основные формы расселения, познакомить с демографическими проблемами населения мира, с урбанизацией; научить показывать на карте места проживания народов мира, крупнейшие города мира, участки с наибольшей плотностью населения. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
индивидуальный устный опрос, письменный опрос по изученному материалу
население Земли: численность, национальный, религиозный, поло-возрастной составы населения Земли
работа с поло-возрастными пирамидами
формы расселения на Земле
План семинара:
Урбанизация: проблемы и перспективы
Демографические проблемы на Земле
Демографическая политика разных стран мира
«Горячие точки» планеты
Вопросы для семинара:
«Изобретение географических приборов»
«Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
«М.Ломоносов – великий ученый России»
«А. Гумбольдт»
Тема № 8. География и история (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятием «историческая география», проанализировать основные этапы становления географической науки, выявить главные открытия, изобретения, познакомить с именами великих географов, продолжить формирование географической культуры, расширить географический кругозор, научить самостоятельно добывать географическую информацию. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
Историческая география – сущность, значение.
Основные этапы становления географии, накопления знаний и умений, характеристика этапов
План семинара:
1. «Изобретение географических приборов»
«Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
«М.Ломоносов – великий ученый России»
«А. Гумбольдт»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Полюса Земли: магнитные и географические»
«Оптические явления на Земле»
«Компас: история создания, принцип работы»
«Открытие внутреннего строения Земли и изучение глубин океанов»
«Сила Кориолиса»
Тема № 9. География и физика (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с физической природой географических процессов и явлений – метаморфических процессов, северного сияния, радуги, конденсацией, испарением и др., научить определять давление, влажность воздуха, раскрыть закономерность изменения атмосферного давления и влажности воздуха, значение силы Кориолиса, познакомить с приборами – компас, барометр, гигрометр. Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
Геофизика – понятие, сущность, значение
Физические процессы в географии: сущность, значение
сейсморазведка – значение для изучения тайн Земли
оптические явления на Земле
План урока:
тестирование, индивидуальный опрос по изученному материалу
сила Кориолиса
знакомство с приборами – термометр, барометр, гигрометр, компас.
решение задач на определение температуры, атмосферного давления, влажности воздуха.
закрепление изученного материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Химические элементы на Земле»
«Месторождения основных полезных ископаемых на Земле»
«Парниковый эффект: сущность и значение для Земли»
«Кислотные дожди на Земле»
«Использование ядохимикатов в сельском хозяйстве: за и против»
«Химическое выветривание»
«Химическая промышленность»
Тема № 10. География и химия (2 ч.)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: раскрыть взаимосвязи географии с химией, познакомить с химическими элементами, научить показывать на карте основные месторождения полезных ископаемых, выявить значение химической промышленности, искусственных материалов для природы и человека, объяснить природу парникового эффекта, кислотных дождей. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
Химические элементы на Земле
Основные месторождения полезных ископаемых на Земле
Структура химической промышленности, значение для населения
План урока:
письменные задания, опрос изученного материала
Химические процессы в географии: парниковый эффект, кислотные дожди, карст.
Ядохимикаты, ГМО, ДДТ: за и против
закрепление материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Главные очаги болезней на Земле»
«Условия жизни в развитых и развивающихся странах»
«Самые опасные эпидемии на Земле»
Тема № 11. География и медицина (2 ч.)
Тип уроков: лекция, беседа
Цель занятий: познакомить с термином «медицинская география», определить степень влияния природных условий на жизнь и здоровье человека, выяснить значение адаптации человека, раскрыть сущность антропоклиматического районирования, научить давать краткую характеристику самым опасным болезням и эпидемиям, показывать основные очаги болезней. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Основные зоны расселения на Земле
Адаптация, ее значение.
План беседы:
Очаги болезней человечества
Медико-географические карты, принцип составления, значение.
Антропоклиматическое районирование
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Современные информационные технологии в географии»
«Искусственные спутники Земли и их значение»
«GPS и Глонасс: проблемы и перспективы»
«3d-модели в географии»
«Геоинформационные системы»
Тема № 12. География и информатика (2 ч.)
Тип уроков: урок получения новых знаний, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с современными информационными технологиями в географии, выявить значение аэрокосмических наблюдений, геоинформационных систем в жизни и производстве, познакомить с способами обработки и хранения географической информации. Виды деятельности учащихся и учителя:
План урока:
знакомство с современными информационными технологиями
спутники Земли и их значение
GPS и Глонасс: проблемы и перспективы
«3d-модели в географии»
План урока:
индивидуальный опрос, тесты
геоинформационные системы: понятие, значение, использование в жизни
закрепление полученных знаний и умений
Вопросы для подготовки к семинару:
«Экологические проблемы Земли»
«Демографические проблемы Земли»
«Проблема разоружения»
«Продовольственная проблема Земли»
«Энергетическая проблема Земли»
Тема № 13. География и экология (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятием «геоэкология», историей появления науки,; рассмотреть биотические и абиотические факторы среды, взаимодействие организмов между собой и окружающей средой, раскрыть экологические проблемы Земли, их причины, продолжить развитие географического мышления, умения самостоятельного принятия решений, анализа информации. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
Геоэкология – сущность, объекты изучения, методы, история появления, значение
Взаимодействие геосистем
Биотические и абиотические факторы окружающей среды
Экологические проблемы Земли
План семинара:
«Экологические проблемы Земли»
«Демографические проблемы Земли»
«Проблема разоружения»
«Продовольственная проблема Земли»
«Энергетическая проблема Земли»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
Понятие «культура», «культурный ландшафт»
Рекреация
Влияние географических условий на культуру, быт разных народов
Древние цивилизации Земли
Тема № 14. География и культура (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятиями «культура», «культурный ландшафт», рассмотреть влияние географических условий на жизнь и культуру разных народов мира, познакомиться с культурой разных стран, научить ценить красоту окружающего мира, эстетически воспринимать ландшафты Земли, изучить культуру, науку и быт древних цивилизаций Земли. Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
«Культурный ландшафт», эстетическое восприятие ландшафтов Земли, рекреация и отдых
уникальные объекты Земли
«Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
План урока:
Устный опрос, тестирование
«Музыка», «Архитектура...», «Живопись..» стран мира (на выбор учащегося)
Закрепление изученного материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
«Политическое устройство стран мира»
«Великие метрополии мира»
«Пазл - «Африка»: становление политической карты»
«Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
«Монархии мира»
«Международные организации»
Тема № 15. География и политика (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятиями «политическая география», «геополитика»; рассмотреть основные этапы становления политической карты мира, политическое и административно-территориальное устройство стран мира, изучить международные организации, проанализировать процесс интеграции стран, международные отношения стран, продолжить формирование умения поиска, анализа, обработки географической информации. Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
Геополитика. Политическая география.
Формирование политической карты мира
Страны по форме правления
Административно-территориальное устройство стран
Международные отношения стран
План семинара:
Великие метрополии мира
Монархии мира
Становление политической карты Африки
Международные организации (ОВД,НАТО, ЕС, ЛАИ, НАФТА, АСЕАН, ОПЕК и др.)
«Горячие точки» планеты
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
1. «Особенности экономики России»
2. «Россия в системе международных отношений»
3. «Структура экономики России»
4. «Ресурсная база России» Тема № 16. География и экономика (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с термином «экономическая география», определить цели науки, изучить систему «природа-человек-хозяйство», рассмотреть типы экономик стран, рассмотреть географию промышленности России, особенности территориальной организации промышленности, структуру промышленности России. Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
Экономическая география – история появления, основоположники, значение науки.
Эволюция связей в системе «природа-человек-хозяйство»
Типы экономики стран
План урока:
устный опрос, письменные задания
Структура промышленности России
География промышленности России
Особенности промышленности России
Россия в системе международных отношений
6. Закрепление изученного материала |