|
Новые подходы к проведению практических работ по химии в школе НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ В ШКОЛЕ
Растопшина Е.А.
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 64»
E-mail [email protected]
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора под редакцией О.С. Габриеляна, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва, 2011) построена на основе концентрического подхода. Одной из ведущих идей предлагаемого курса является: «наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки - обусловлены достижениями науки».
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля над качеством знаний.
Основная роль практикума заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску и т.д.
Любая практическая работа состоит из нескольких этапов, главными из которых являются:
- постановка целей и задач;
- обсуждение правил техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении работы;
- инструкции к выполнению работы (ход работы);
- выполнение работы (опыты, эксперимент);
- оформление результатов.
Многие учителя уделяют особое внимание оформлению практических работ, используя для этого громоздкие таблицы, которые должны заполняться на протяжении всего урока. Пытаясь успеть оформить работу, учащиеся переносят записи из черновиков в привычный шаблон, не успевая провести опыты. Если же они добросовестно выполняют опыты, то не успевают оформить работу по правилам и получают оценку ниже.
Из года в год осуществляется непрерывный процесс совершенствования обучения. Современные технологии, в том числе и компьютерные уже применяются при организации и проведении практических работах по химии.
Уже несколько лет назад появились электронные версии химических практикумов, например электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11 классов». Несомненно - это одно из немногих научно-познавательных электронных изданий программа, которой контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы практической работы, и обеспечивает успешное выполнения любого опыта. Такая «Виртуальная лаборатория» может увлечь школьника химическим экспериментом, отвлекая его от других «неполезных» виртуальных игр. Использовать же данный ресурс на уроке, на мой взгляд, крайне неудобно. Во-первых, не все школы имеют достаточно хорошую компьютерную технику, а это значит, что практическая работа затянется во времени и не по причине ученика. Во-вторых, виртуальная лаборатория – это та же игра, в которой ученик захочет больше экспериментировать, с желанием получить ответ на то или иное его действие. Он может увлечься этим и работа опять не будет закончена в срок. Поэтому «Виртуальная лаборатория» хороша в качестве домашней работы при подготовке к той или иной практической работе.
Сегодня, на мой взгляд, необходимо расставлять другие приоритеты в организации и проведении практических работ. Опыт учителя подсказывает, что практические работы должны проводиться с учетом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку. Мной уже были изменены и адаптированы некоторые лабораторные работы Практикума №1, из учебника 8 класса, автор которого О.С. Габриелян. Это такие работы, как «Наблюдения за горящей свечой», «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли», «Анализ почвы и воды».
Оформление практических работ должно быть кратким, четким, по простому алгоритму:
- название опыта;
- цель;
- наблюдения;
- уравнения реакций;
- вывод.
Нет смысла описывать ход работы, если он подробно изложен в учебнике. По представленным в работе уравнениям реакций, нетрудно определить, какие вещества были взяты в качестве исходных. Лучше использовать сэкономленное время на опыт, на решение познавательной задачи или проблемного вопроса, который может поставить учитель в ходе практической работы.
Компьютер, не должен играть ведущую роль на уроке, а должен служить лишь дополнением к набору наглядностей необходимых к конкретной практической работе, например: подготовленная презентация, отдельные слайды, видеоролик, фото и др. Никакая виртуальная лаборатория не вызовет столько эмоций, которые учащиеся получают, при выполнении практической работы «Признаки химических реакции» в 8 классе.
Современный учитель всегда учитывает опыт прошлых лет, делает подбор и анализ познавательных и творческих задач, по-новому конструирует практическую работу, анализирует свою работу и работу коллег, грамотно сочетает химический эксперимент с современными педагогическими технологиями. Такой деятельностный подход в обучении химии показывает уровень профессионализма учителя, делает успешной практическую работу, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом.
Список литературы
Ахрименко З.М., Пащевская Н.В. Организация практикума // Химия в школе. – 2006. - № 9 – С. 66 – 69.
Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М., Владос, 1999. – 384 с.
Соколова О.Н. Проектирование урока // Химия в школе. – 2005. - № 4 – С. 36-37.
Цобкало Ж.А., Мычко Д.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся при проведении обобщающего практикума // Химия в школе. – 2003. - № 8 – С. 65 – 70. |
|
|