Главная страница

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49 с углубленным изучением отдельных предметов»



Скачать 327.82 Kb.
НазваниеМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дата18.04.2016
Размер327.82 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов».

Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.

Автор опыта:

Данилова Е.В.

учитель истории и обществознания

Белгород, 2009

Содержание

  1. Информация об опыте ……………………………………… 3

  2. Технология описания опыта …………………………… 10

  3. Результативность опыта …………………………………… 18

  4. Библиографический список …………………………….. 22

  5. Рецензия на опыт работы …………………………………..

  6. Приложения к опыту ………………………………………


Информация об опыте.

Тема опыта: Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.

Условия возникновения и становления опыта.

Возникновение опыта связано с работой Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 33 города Белгорода над методической темой: «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания». Педагогический коллектив училища выбрал эту тему исходя из той социальной среды, в которой приходится работать. Контингент учащихся сложный. В основном мальчики, многие из неполных семей, воспитываются мамами, уровень благосостояния семей низкий. Мамы постоянно заняты на работе, имеют ограниченную возможность воспитывать детей, оказать же реальную помощь детям в учебе они не имеют возможности в силу занятости или в силу невысокого уровня своего образования.

Учащиеся, поступающие в наше учебное заведение, как показывает ежегодно проводимый входной контроль по общеобразовательным предметам, имеют очень низкий уровень общеучебных знаний, умений и навыков. Они не умеют учиться самостоятельно, выполнять домашние задания, отвечать у доски.

Результаты входного контроля за 2005-2008 учебные годы по истории (средние по пяти группам первокурсников):

Учебный год

Успеваемость

%

Качество знаний

%

2005/2006

65

5,3

2006/2007

55

1

2007/2008

50

0

Началом работы над темой стало проведение диагностики по определению мотивации учащихся к изучению учебных предметов. При анкетировании учащимся предлагалось выбрать те предметы, которые для них имеют наибольшее значение и объяснить причину такого выбора.

Результаты диагностики учащихся второго курса (2004/2005 уч.год) и первокурсников (2005/2006 уч.год) показали, что учащиеся мало заинтересованы в изучении общеобразовательных предметов вообще и истории в частности. (Анкета для учащихся (Приложение 1).)

70% опрошенных считают, что необходимо более тщательно изучать спецпредметы, готовиться к ним, выполнять домашнее задание, объясняя это профессиональной значимостью, а общеобразовательная подготовка для них большого значения не имеет. И только 30% упомянули общеобразовательные предметы, указав важность изучения математики, физики, истории, обществознания и т.д. для общего развития, получения среднего образования и поступления в высшие учебные заведения.

В ходе анализа результатов входного контроля (2005/2006 уч. год) и диагностики выявилось исходное низкое качество знаний учащихся по предмету история, и такая же низкая мотивация к их изучению. Поэтому определилась необходимость использования личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний.

Актуальность опыта.

В последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность обусловлена не модой, а рядом объективных причин:

1.Динамическое развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2.Психологи отмечают, что нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов, методов во взаимодействии с учащимися.

3.Современное учреждение начального профессионального образования остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации его жизнедеятельности, то есть отношения должны строиться на истинном уважении личности обучающегося, уважении его достоинства и т.д.1

Из вышеизложенного следует, что:

1.учащийся должен занимать субъектную позицию в образовательном процессе (т.е. осознать значимость знаний именно для него);

2.учащийся должен быть способен выполнить основные субъектные функции;

3.учащийся должен хотеть быть субъектом (т.е. быть самостоятельным, ценить самостоятельность).

Только раскрытие индивидуальности учащегося в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современном учреждении начального профессионального образования.

Такой подход позволяет работать с каждым учащимся в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей, интересов.

Наряду с этим, в массовой педагогической практике в системе начального профессионального образования является очевидным противоречие между потребностями общества в высокообразованных квалифицированных специалистах - ответственных, требовательных, коммуникабельных, автономных, решительных и низким качеством знаний в связи со слабой мотивацией учения современных учащихся начального профессионального образования.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для повышения мотивации и качества знаний учащихся по предмету на основе использования личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 2004 по 2008 годы, то есть три учебных года.

Работа по разрешению противоречия между потребностями общества в высокообразованных квалифицированных специалистах - ответственных, требовательных, коммуникабельных, автономных, решительных и низким качеством знаний и недостаточной мотивацией учения учащихся начального профессионального образования, разделена на три этапа:

1 этап – начальный – (констатирующий) – 2004/2005 учебный год.

Предполагал обнаружение проблемы, изучение литературы, подбор диагностик, разработку личностно-ориентированных уроков.

На этом этапе автор работала с группой учащихся второго курса, которые на протяжении всего периода изучения предмета демонстрировали низкий качества знаний – 15%, владения умениями и навыками. Мотивация к изучению истории была выражена слабо, так как учащиеся считали предмет второстепенным по сравнению со спецпредметами.

Чтобы избежать подобной ситуации в дальнейшем, было решено обратиться к работам И.С. Якиманской, Е.Н. Степанова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, пропагандирующих личностно-ориентированный подход в обучении. Изучение этих работ привело к осознанию необходимости применения и комбинирования разработанной системы личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на каждом этапе урока, с учетом конкретных задач, направленных на повышение мотивации и качества знаний учащихся

2 этап – основной (формирующий) - сентябрь – 2005 - сентябрь 2008 года.

На этом этапе была проведена диагностика, выявлен уровень воспитанности, мотивации и качества знаний учащихся, поступивших на первый курс обучения, началось использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на уроке истории. Попутно отслеживались результаты воспитанности, мотивации и качества знаний учащихся по предмету на 1 и 2 курсе, а также показатели качества знаний по результатам административных контрольных работ, годовых и экзаменационных оценок. (В учреждениях начального профессионального образования предмет «История» изучается на 1и 2 курсах).

3 этап – заключительный (контрольный) - сентябрь – июнь 2008 года.

На заключительном этапе обработан накопленный материал, подведены итоги работы над темой, доказавшие ее успешность для решения проблемы повышения мотивации и качества знаний учащихся.

В 2007/2008 учебном году система приемов применялась и в группе первокурсников, где работала автор опыта. Результаты положительны.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы по повышению мотивации и качества знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Опыт актуален не только для учреждений начального профессионального образования, но эффективен и в условиях средней общеобразовательной школы в старших классах, особенно в профильных, где история изучается на базовом уровне, считается предметом второстепенным, и возникает необходимость повышения мотивации учащихся к изучению предмета и качества знаний.

Теоретическая база опыта.

Изучив работы И.С. Якиманской «Технология личностно-ориентированного образования», Е.Н. Степанова «Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование», А.П. Чернявской «Педагогическая техника в работе учителя»2, Е.С. Полат «Новые педагогические технологии в системе образования»3, Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»4 и др. автор пришла к выводу, что личностно-ориентированный урок - это урок, где педагог создает условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров (Е.Н. Степанов)5 учебного занятия будут избраны следующие:

— формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

— оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

— содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

1. Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика Е.В. Бондаревской, является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

3. Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектньгх отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализа­ции и обогащения субъектного опыта учащихся.

4. Принцип выбора. «Я есть мой выбор», — утверждал известный французский философ и писатель Жаль-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.

5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает уча­щихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка, осуществления происходящих в личности изменений, в связи с постижением (обретением) своего образа.

Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

— проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

— применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

— использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

— создание для учащихся ситуации успеха;

— проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

— стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

— избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке.

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:

а) обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;

б)сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

в)проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.

Эти компоненты помогают более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, способствуют повышению мотивации и в конечном итоге качества знаний.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в комбинировании и применении разработанной системы личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на каждом этапе урока, с учетом конкретных задач, направленных на повышение мотивации и качества знаний учащихся.

Технология описания опыта.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики мотивации и качества знаний учащихся на основе использования личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на уроке истории.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- создать на уроках такую образовательную среды, которая дает возможность при работе с группой учащихся гибко и динамично включать каждого ученика в тематику урока, поощрять самостоятельность, творчество, независимо от их успеваемости, признать за каждым учеником право на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определением путей ее устранения;

- организовать процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализа­ции и обогащения субъектного опыта учащихся;

- использовать разнообразные формы общения, особенно диалог и полилог;

- создавать для учащихся ситуации успеха, проявляя доверие и толерантность в учебных взаимодействиях;

- стимулировать учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- избирать приемы и методы педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

- вовлекать учащихся во внеурочную деятельность по предмету.

Обучение можно считать личностно-ориентированным если оно ориентируется на:

- уровень обученности в определенной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. приобретенный опыт;

- особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу);

- особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным, учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Уровень обученности выявляется при проведении входного контроля. Учащиеся, поступающие в училище, показывают крайне низкие результаты по предмету. Обычно качество знаний равно 0- 10%, а уровень успеваемости редко доходит до 80%.

Группы

Входной контроль (2005/2006 уч. год)




Качество знаний

%

Успеваемость

%

11

10

85

13

0,2

76

Итого:

5%

80%

Учащиеся не знают основных понятий, дат, исторических личностей, не умеют работать с историческими документами – анализировать их, делать выводы.

Индивидуальные особенности учащихся - характер, темперамент, выявляются в ходе работы на уроке, во внеклассной работе, взаимодействия с родителями и классными руководителями, а также определяется уровень воспитанности каждого учащегося и группы в целом. Для этого используется методика, разработанная Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой6. Цель такого исследования - выявление личностных характеристик ученика в процессе обучения7 и выработка стратегии организации уроков истории с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся.

Результаты начальной диагностики показали, что 55% учащихся имеют низкий уровень воспитанности, то есть, это учащиеся с неустойчивым положительным поведением, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизация и саморегуляция ситуативны, нечетко выражена психологическая готовность к общению и взаимодействию.

Большинство учащихся – 35% имеют средний уровень воспитанности, для которого характерны самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

15% учащихся показывают хороший уровень воспитанности, они самостоятельны, позитивно настроены, пришли в училище по своему желанию, имеют цель – получить профессию и продолжить обучение в высшем учебном заведении. (Приложение 9)

Информация, полученная таким образом, учитывается при подготовке к урокам в разных учебных группах и при подборе индивидуальных заданий, выборе содержания учебного материала и форм учебной деятельности.

Одним их главных условий личностно-ориентированного обучения является доброжелательный настрой, уважительное отношение к учащимся, предоставление возможности сделать выбор.

Наиболее оптимальной формой организации учебного занятия считаю традиционный комбинированный урок. Эффективность такого урока напрямую зависит от используемой педагогом технологии обучения, методов, форм организации учебной деятельности учащихся, педагогических приемов и личностных качеств самого педагога.

Комбинированный урок строится следующим образом: на этапе оргмомента необходимо быстро организовать внимание учащихся, психологически подготовить к общению, включить в деловой ритм. Причем сам преподаватель должен излучать уверенность, спокойствие, не должен суетиться. От его умелой организации зависит вся деятельность учащихся на уроке и ее результат.

Этап проверки домашнего задания: его задача выяснить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, выявить пробелы, определить их причины и устранить их в ходе проверки. На этом этапе, в условиях личностно-ориентированного обучения, важно сочетать контроль учительский, взаимоконтроль, самоконтроль. Формы опроса могут быть разные, учащимся предоставляется право выбора: (Приложение 2)

- развернутый ответ учащегося у доски, все остальные слушают, затем дают развернутый анализ ответа, план анализа лежит у всех на столах, оценку получает отвечающий, анализирующий и дополняющий, оценку ставит учитель;

- работа по карточкам у доски со взаимопроверкой; карточки могут быть разные по содержанию (объясните термины, какие события произошли, соотнесите понятия и их определения, соотнесите события и исторические личности);

- индивидуальные задания – тесты, работа с историческими документами. Тем, кто затрудняется отвечать у доски, предлагается дать письменный ответ на определенные вопросы. Интересным является задание – составить сложный план своего ответа по теме домашнего задания, найти ошибки в тексте.

Иногда целесообразно проводить письменные опросы всех учащихся, если предыдущий урок был сложным, насыщен понятиями, стоит проверить их усвоение – практикуются следующие задания:

- закончите предложение,

- вставьте недостающие термины и понятия,

- тестирование в нескольких вариантах (открытое, закрытое)

- приведите в соответствие

Тут же проводится взаимо- или- самоконтроль.

Единственным недостатком такого опроса является очень затратная по времени подготовительная работа педагога.

По завершению этапа подводятся итоги, выставляются отметки. Причем, любая отметка аргументируется, некоторые учащиеся просят не ставить «3» и разрешить «доработать» на уроке, это приветствуется, потому что это заставляет ребят заинтересованно работать, быть активными. Используется прием «помоги товарищу, задай ему вопрос» (по домашнему материалу, на повторение), правильный ответ на три вопроса позволяет выставить учащемуся более высокую оценку. Иногда отметка ставится тому, кто задал больше интересных и «умных» вопросов (еще один стимул).

Следующий этап – актуализация субъектного опыта учащихся, где обеспечивается мотивация учащихся, их включение в совместную деятельность по определению целей урока, происходит подготовка к усвоению нового материала с опорой на личностный опыт.

Тема урока может сообщаться преподавателем, может определяться учениками, исходя из логики изучаемых событий или явлений. Ставятся цели на урок (в условиях училища это стоит сделать самому преподавателю), формулируется проблема, над которой предстоит работать, сообщается план работы на уроке, ставятся задачи. (В некоторых, более подготовленных учебных группах, учащиеся способны выстроить логическую цепочку, используемую при изучении войн, восстаний и т. д.)

Этап изучения нового материала.

В результате изучения нового материала в сознании учащегося должна возникнуть четкая, стройная, согласованная с его субъектным опытом, картина рассматриваемого события, явления или процесса. Это достигается безукоризненной логической последовательностью предъявления познавательного объекта учащимся 8. Для этого необходимо иметь план изложения нового материала. Он обычно записывается на доске преподавателем или в тетрадях учащимися. В ходе изучения нового материала необходимо постоянно к этому плану обращаться, делать логические выводы по изученным вопросам.

Наибольший эффект дает включение учащихся в самостоятельное добывание знаний, овладение способами деятельности и опора на субъектный опыт. Для этого используются следующие формы изучения нового материала- лекции с элементами беседы, рассказ, эвристическая беседа, постановка и разрешение проблемных вопросов, опережающие задания, самостоятельная работа учащихся по учебнику с использованием алгоритма, затем организуется обсуждение и проверка выполненных заданий. (Приложение 8).

По некоторым темам используются опорные конспекты, где отражены основные понятия темы, таблицы, схемы и т.д., это помогает эффективнее и нагляднее представить учебный материал, а учащимся написать добротные конспекты по новой теме.

Показателем эффективности усвоения учащимися нового материала является правильность и осознанность их ответов в процессе беседы, выполнении заданий, активность в подведении итогов работы9.

Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности призван обеспечить усвоение знаний и их применение в разнообразных ситуациях. Для этого организуется деятельность учащихся направленная на выполнение системы заданий на выявление понимания изученного материала, обеспечивается дозированная помощь учащимся, используются вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, дидактический материал, ориентированный на индивидуальные особенности учащегося. Это может быть педагогическая техника – «умный листок», «вопросно-ответное общение», разноуровневые самостоятельные работы, групповая работа, «дебаты за и против», индивидуальные задания.

Показателем эффективности этого этапа является правильность, полнота, осознанность знаний учащихся, самостоятельное выполнение заданий. Оценить правильность выполнения заданий можно самому учителю, путем самоконтроля, взаимоконтроля, или с помощью ПК.

Информация о домашнем задании должна сопровождаться краткой инструкцией по его выполнению, учитывать интересы учащихся, содержать задания по выбору, индивидуальные задания.

Обязательным является этап подведения итогов учебного занятия, он короток по времени, здесь дается оценка результативной и процессуальной стороны, как группы, так и отдельных учащихся.

Преподаватель должен получать удовлетворение от работы и создавать такие условия на уроке, которые позволяют учащимся чувствовать себя комфортно, уверенно, уходить с урока с хорошим настроением. Поэтому последние несколько минут урока обязательно отводятся рефлексии (техник множество – «синквейн», «двери - зеркало настроения», «незаконченное предложение», «барометр настроения» и т.д), что позволяет узнать мнение учащихся об уроке, о предложенных формах учебной деятельности, внести коррективы в учебный процесс, если реакция была негативной, повысить мотивацию учащихся, показать , что их мнением интересуются, в конце концов, снять напряжение, которым сопровождается любая учебная деятельность.

Таким образом, этап рефлексии позволяет учащимся высказаться по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и своими товарищами.

Помимо комбинированных уроков, применяются и другие типы уроков – изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний и способов деятельности, проверки и оценки знаний и способов деятельности и т.д.

Уроки изучения нового материала проводятся в форме лекции-полилога, лекции с элементами беседы, когда ребята активно участвуют в уроке, отвечают на вопросы, демонстрируя знания, которые они получили в основной школе. Нужно признаться, что поначалу ребята нерешительно отвечают на мои вопросы, боятся ошибиться, но со временем привыкают, все активнее включаются в урок. Тем более, что на уроке существует система оценивания, где каждый активно участвующий в уроке получает плюс, накопление пяти плюсов, дает возможность поставить ученику «5» в журнал, это стимулирует, активизирует учебную деятельность учащихся на уроке.

На втором курсе, учитывая то, что предстоит экзамен, применяется прием заучивания учебного материала по методу «Пила» (Е.С. Полат)10. К концу учебного занятия материал выучат все, затем выполнят тест и получат отметки, (так изучаются темы «Гражданская война в России 1918-1920 гг.», «Складывание тоталитарной системы в СССР» «Внешняя политика СССР в 20-30 гг.»). Отрицательным является то, что уходит очень много времени на изучение новой темы, но результаты тестирования всегда бывают положительными.

Формы организации учебной деятельности учащихся на этих уроках зависят от поставленных целей. Одной их самых эффективных форм организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах. (Приложение 3). Выполняя различные задания, учащиеся очень стараются, чтобы именно их группа набрала наибольшее количество баллов, получила высокую оценку. Повышается мотивация, появляется дух соревновательности, соперничества, возрастает интерес к учебному материалу, друг к другу. Учащиеся учатся устанавливать разного рода взаимодействия, выполнять различные социальные роли (руководитель- организатор, член группы - подчиненный, слушатель, и т.д.), объективно оценивать деятельность каждого и свою, в том числе, толерантному отношению к себе подобным. Подводя итог, и выставляя отметки, можно пойти несколькими путями: похвалить всех и выставить отличные отметки всем победителям, а можно спросить у ребят, кто внес наибольший вклад в выполнение заданий в группах и в соответствии с их мнением выставить отметки (т.е. оценивается и процесс – оригинальность, рациональность, а не только результат). Если же группа изучает новый материал, дается установка, что опрошен будет любой участник группы по жребию и от его ответа будет зависеть оценка всех участников группы, что мотивирует учащихся на ответственное отношение к выполнению задания.

При изучении истории России в XX в группах второго курса систематически используется компьютерный (мультимедиа) учебник «История России: XX век». Ч. 1- 4., М.: Клио Софт, 2000 авторов Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова, Косулиной. Л.Г. (Приложение 4), (Приложение 5), который позволяет учащимся погрузиться в эпоху, ощутить ее колорит через разный иллюстративный материал. Нестандартная форма подачи учебного материала, музыкальное оформление, способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям, стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию учения. Они с азартом выполняют контрольные задания, добиваются получения приза – иллюстрированного исторического анекдота.

Таким образом, личностно-ориентированный урок, ставит учителя в новую профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального развития, личностного становления. Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок.

Большую роль в повышении мотивации и качества знаний играет участие детей во внеклассной работе по предмету. Традиционно в группах второго курса проводятся «общественные смотры знаний» по теме «Великая Отечественная война – 1941-1945 гг», (Приложение 6). Группы выбирают команды по 5-7 человек, учащиеся готовятся по теме, на смотр обязательно приглашаются ветераны войны, преподаватель ОБЖ, классные руководители групп, мастера производственного обучения. Таким образом, мероприятие приобретает общественный резонанс, о победителях извещает училищная газета, они награждаются подарками на линейке.

Дети принимают участие в подготовке и проведении различных мероприятий, посвященных нашим знаменитым землякам (Приложение 7). Причем, делают это с удовольствием, потому что в школе не часто были задействованы в подобных делах, им интересно попробовать себя в публичных выступлениях, в декламировании стихов, некоторые с удовольствием помогают в техническом и музыкальном оформлении мероприятия. При этом учащиеся чувствуют себя значимыми, успешными. Известный американский психолог, психотерапевт, педагог, профессор У. Глассер считает, что «человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном».11 Создание ситуации успеха стимулирует учащихся к достижению все больших результатов, повышает мотивацию.

Результативность опыта.

Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на уроке истории на протяжении нескольких лет дало положительные результаты. Если учащиеся 25 группы 2004/2005 (уч.год) демонстрировали качество знаний – 15%, (что заставило автора опыта обратиться к личностно-ориентироованному подходу в обучении), то учащиеся поступившие в учебное заведение в 2005/2006 учебном году, имеющие исходное качество знаний – 5 % при успеваемости 80% (таблица 1), к окончанию второго курса показали на экзамене качество знаний 34%, итоговый же результат – 30% качества знаний по истории, что значительно выше результатов входного контроля.

Таблица 1.

Динамика качества знаний и успеваемости учащихся по истории России в группах на протяжении всего срока обучения:

Группы

Входной

контроль

I курс 2005/2006

II курс 2006/2007

Дир.

контр.

работа

Годовая

оценка

Дир.

контр.

работа

Годовая оценка

Экзамен

Итоговая оценка




кач-во

зн.

%

усп.

%

кач-во

зн.

%

усп.

%

кач-во

зн.

%

усп.

%

кач-во

зн.

%

усп.

%

кач-во

зн.

%

усп.

%

кач-во

зн.

%

усп.

%

кач-во

зн.

%

усп.

%

11

10

85

23

97

25

100

























13

0,2

76

19

91

26

100

























21



















33

84

33

100

42

100

38

100

23



















21

100

21

100

26

100

22

100

Итого:

5%

80%

21

94

26

100

27

92

27

100

34

100

30

100

Сравним также годовые показатели качества знаний групп с 2004/2005 учебного года по 2007/2008 учебные годы.

В 2007/2008 учебном году автор продолжила применение системы приемов на уроках в группе первого курса (11 группа). В начале года учащиеся показали 0% качества знаний при успеваемости 80%. К концу года по истории России учащиеся продемонстрировали качество знаний -34%, неуспевающих не было.




25 группа


11, 13 группы

21, 23 группы

11 группа

2004/2005

15%










2005/2006

система приемов не применялась

26%







2006/2007




30%




2007/2008

система приемов применялась активно

34%




продолжена работа по применению приемов



Диагностика мотивации показала, что если учащиеся 25 группы (2004/2005 уч. год) и первокурсники (2005/2006 уч.год) высказывали желание изучать предмет, мотивировав это лишь его интересным содержанием – 30% (таблица 3), то учащихся 2 курса, (2006/2007 уч. год) изучившие предмет в полном объеме, демонстрируют осознание роли предмета «История» в формировании их как граждан, знающих свои права и обязанности и умеющих отстаивать свои интересы, патриотов, с уважением относящихся к истории своей страны. Важно, также, что учащиеся осознали практическое значение предмета, указали, что он учит разбираться в жизни.

Таблица 3.

Динамика мотивации учащихся к изучению истории на протяжении всего срока обучения.

2 курс

(25 группа) 2004/2005 уч.год

1курс

(2005/2006 уч.год)

2 курс

(2006/2007 уч.год)

30%

высказали желание изучать предмет, указав мотив

1.предмет, интересный по содержанию

30% учащихся

высказали желание изучать предмет, указав мотив

1.предмет, интересный по содержанию.


55 % учащихся

назвали предмет важным для изучения, указав мотивы:

1.интересное содержание предмета; 

2.интересное преподавание;

3.уважаю учителя;

4. люблю уроки, на которых можно рассуждать;

5.интересно узнавать о жизни людей и их деятельности;

6. предмет учит разбираться в жизни.

В конце учебного года на втором курсе была проведена контрольная диагностика уровня воспитанности учащихся.

Таблица 4.

Динамика уровня воспитанности учащихся 11, 13, 21, 23 групп.

2005год октябрь

1 курс

2006 год

сентябрь

2 курс

2007 год июнь

2 курс

55%
низкий уровень воспитанности
30 %

средний уровень воспитанности

15 %

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна

40%
низкий уровень воспитанности
35 %

средний уровень воспитанности

25 %

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна


20%
низкий уровень воспитанности
45 %

средний уровень воспитанности

35 %

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция

ситуативна

Ее результаты демонстрируют постепенное уменьшение количества учащихся с низким уровнем воспитанности и увеличение количества учащихся с хорошим и средним уровнем воспитанности. Характерно, что одновременно растут показатели воспитанности, мотивации и качества знаний учащихся, что доказывает их неразрывную связь, а также целесообразность и результативность использования личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроках истории.

Библиографический список.

1.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. – 216с.

2.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.- 336 с.

3.Гласер У. «Школы без неудачников». М.: Прогресс, 1991. – 174 с.

4. Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2002. - 92 с.
5. Егорова С. В. Как определить уровень воспитанности. https://festival.1september.ru/articles/
6. Педагогическая психология. https://ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology

7.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: «Издательский центр «Академия», 2001- 272. с.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

9.Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с

10.Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности.// Воспитание школьников. – 2003. № 2
11.Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 176 с.

12.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования», М.: «Сентябрь», 2000. – 176 с.


1 Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности.// Воспитание школьников. – 2003. № 2 – С.2-5

2 Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 176 с.

3 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: «Издательский центр «Академия», 2001- 272. с

4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

4


5Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с


6 Егорова С. В. Как определить уровень воспитанности. https://festival.1september.ru/articles/

7 Педагогическая психология. https://ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology

8 Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-С. 34.


9 Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2002. - С. 42


10 Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». – М.: «Издательский центр «Академия», 2001. – С 51-52.

11 Глассер У. «Школы без неудачников». М.: Прогресс, 1991.- С.174.