Главная страница

Любимова Виктория Викторовна гбоу сош 454 Колпинского района Санкт-Петербурга



Скачать 64.16 Kb.
НазваниеЛюбимова Виктория Викторовна гбоу сош 454 Колпинского района Санкт-Петербурга
Дата08.04.2016
Размер64.16 Kb.
ТипДокументы

Любимова Виктория Викторовна

ГБОУ СОШ 454 Колпинского района Санкт-Петербурга
Основные направления совершенствования системы подготовки

учащихся к итоговой аттестации по математике

Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки к итоговой аттестации с учетом новых требований.

В современных условиях школа должна не только обеспечить каждому учащемуся условия для освоения материала на необходимом уровне, не только дать определенный набор знаний, а главное – сформировать качества активной личности, умеющей работать с информацией, логически мыслить, устанавливать закономерности, делать выводы, работать в коллективе [3]. В связи с этим уточняется цель подготовки к итоговой аттестации за курс средней школы: не только обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний, ликвидация обнаруженных пробелов, но и создание условий для проявления и развития необходимых качеств личности.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат, что особенно проявляется в период подготовки к выпускным экзаменам.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника [2].

Итак, при подготовке к итоговой аттестации необходимо прежде всего создавать условия для развития самостоятельности учащихся, обучения целеполаганию и поиску путей достижения поставленных целей.

Подготовка к итоговой аттестации за курс средней школы – важный этап в учебной деятельности старшеклассника. Во многом от этого зависит успешность сдачи единого государственного экзамена, результаты которого влияют на возможность поступления в выбранное высшее учебное заведение. Поэтому подготовку к итоговой аттестации необходимо рассматривать как систему, включающую различные аспекты: организационный, психологический и методический. Остановимся подробно на каждом из них.

Организационный компонент системы подготовки учащихся к итоговой аттестации

С организационной точки зрения единый государственный экзамен имеет свои особенности, с которыми необходимо заблаговременно знакомить учащихся. Экзамен проводится в определенных условиях, которые являются непривычными для учащихся: процедура проведения строго регламентирована, экзамен проходит не в своей школе, не со своим учителем. Экзаменационная работа представляет собой сравнительно большое количество заданий с ограниченным временем их выполнения, поэтому при подготовке каждому учащемуся необходимо продумать и спланировать стратегию выполнения работы: в каком порядке удобнее выполнять задания, с заданий по каким темам предпочтительнее начинать работу, сколько примерно времени следует отвести на выполнение каждого задания. Для этого при выполнении диагностических работ полезно фиксировать время, затраченное на выполнение задания, выделять темы, вызывающие наибольшие затруднения.

Важно заранее знакомить учащихся с возможными типами заданий, с правилами оформления ответа, который заносится на специальные бланки: например, необходимо отвечать точно на вопрос задачи, давать ответ в нужных единицах измерения, которые в записи ответа не указываются. Учащиеся должны знать, что ответ на задания первой части (с кратким ответом) должен быть в виде целого числа или конечной десятичной дроби (в некоторых заданиях особо оговаривается, что в качестве ответа принимается округленный результат). Для учащихся на первых порах может представлять трудность запись в бланк ответов рационального числа, например, числа « 5,25», когда каждый знак записывается в отдельную клетку. На задания второй части (с развернутым ответом) таких ограничений на результат нет, но есть требования к обоснованности решения, его оформлению.

Психологический компонент системы подготовки учащихся к итоговой аттестации

Организационные особенности современной формы итоговой аттестации, в свою очередь, требуют специальной психологической подготовки выпускников, так как на успешность сдачи экзамена оказывает влияние эмоционально-волевое состояние личности (умение сосредоточиться, не волноваться, распределять свои действия, быть самостоятельным, уверенным в себе и т.д.). Проблеме формирования готовности учащихся к единому государственному экзамену посвящены исследования Е. А. Митициной [5] , Г. И. Сафоновой [6] и др.

Итоговая аттестация является для молодого человека одним из первых серьезных испытаний на рубеже вступления во взрослую жизнь, от успешности которого во многом зависит его вера в свои силы при воплощении дальнейших жизненных планов. Поэтому наличие у выпускников школы психологической готовности к итоговой аттестации характеризует уровень их социально-личностной зрелости, стремление к самоопределению и самореализации в деятельности, которые обеспечивают человеку успешность не только в школьный период, но и на всем протяжении жизненного пути.

По мнению исследователей, психологическая готовность выпускников представляет собой интегральное образование, которое формируется в процессе учебной деятельности и обеспечивает учащемуся возможность успешно решать задачи, встающие перед ним в ходе итоговой аттестации. Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:

  • операционально-когнитивный (уровень усвоения знаний и уровень умственного развития);

  • эмоционально-оценочный (самоотношение, самоэффективность, самооценку знаний и умственных способностей);

  • мотивационный (познавательные мотивы, мотивацию достижения, значимость учебных предметов).

Эффективная самостоятельная деятельность невозможна без внутренней мотивации, которая взаимосвязана с целеполаганием. Необходимо помочь учащимся в диагностике имеющихся пробелов, построении плана по их ликвидации. Преодоление посильных трудностей способствует развитию воли, настойчивости, создает условия для личностного роста.

Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует устоявшееся негативное отношение [4].

Успешность подготовки к итоговой аттестации также напрямую зависит от уровня развития памяти, внимания, логического мышления учащихся, поэтому необходимо регулярно предлагать учащимся соответствующие развивающие задания.

Методический компонент системы подготовки учащихся к итоговой аттестации

Методический компонент системы подготовки к итоговой аттестации должен включать в себя, помимо итогового повторения, обобщения и систематизации изученного материала на качественно новом уровне, также создание условий для активной деятельности учащихся.

От современного выпускника требуется свободное владение математическим аппаратом, умение решать задачи не встречавшихся ранее типов. Как показывает практика, особую сложность для школьников представляют задания, для решения которых необходимо применить знания из разных тем или в несколько измененной ситуации [1]: школьный курс математики достаточно алгоритмизирован, что нередко приводит к формализации усвоенных знаний.

Таким образом, в контексте современных направлений модернизации российского образования можно выделить следующие основные направления совершенствования системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике:

  • создание психологически комфортных условий для осуществления самостоятельной деятельности учащихся;

  • изменение роли учителя: от прямого управления к косвенному через создание ситуаций сотрудничества;

  • активизация самостоятельной деятельности учащихся во всех возможных формах;

  • учет индивидуальных потребностей учащихся.


Литература


  1. Готлиб Л. К. Организация итогового повторения в период подготовки к письменному экзамену по алгебре за курс основной школы. Соликамск, 2002. 207 с.

  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Университетская книга, Логос, 2009. 382 с.

  3. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М., 2008. 220 с.

  4. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. М.: Академия, 2007, 255 с.

  5. Митицина Е. А. Психологическая готовность выпускников профильных классов к итоговой аттестации. Автореф. дисс… канд. псих. наук, Псков, 2006. 20 с.

  6. Сафонова Г. И. Формирование готовности старшеклассников к единому государственному экзамену. Автореф. дис. … канд. пед. наук, Оренбург, 2010. 22 с.