|
Тики 5-6 класса Сообщение по теме:
«Решение текстовых задач в школьном курсе математики 5-6 класса»
Выполнила: учитель математики, руководитель ШМО учителей математики, физики и информатики Кожухарь Н.В.
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идёт от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то есть имеет родственные корни. С другой стороны – пристальное внимание обучающихся к текстовым задачам – почти исключительно российский феномен. В давние времена обученным считался тот, кто умел решать задачи определённых типов, встречавшихся на практике (в торговых расчётах и пр.). При этом учащие мало заботились о сознательном усвоении учениками того или иного способа действия. Считалось, что понимать – то едва ли нужно было. «Это ничего, что ты ничего не понимаешь, ты и впереди также многого не будешь понимать», - утешал бывало наставник своего питомца и рекомендовал не заноситься, а выучить наизусть всё, что задают, и потом стараться применить это к делу.
Учащиеся часто не любят решать задачи именно потому, что плохо умеют это делать. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов в некоторых нетипичных ситуациях, сколько обучение поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности, открытие учащимися применимости математики для решения разнообразных задач, возможность приохотиться к занятиям математикой.
Хочу сегодня поговорить об арифметическом способе решения задач, ведь для учащихся алгебраический способ решения или так называемый «метод уравнений» на долгие годы стал единственным известным методом решения текстовых задач. Это привело к тому, что учащиеся не получают должного развития речи, умения анализировать текст задачи, ставить вопросы, отвечать на них, то есть лишены возможности усвоить естественный язык – язык не только общения, но и обучения.
Мышления пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами или их образами, чем мы и занимаемся при арифметическом решении задач. Арифметические способы решения задач имеют преимущества перед алгебраическими потому, что результат каждого отдельного шага в решении по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование, не выходящее за рамки опыта учащихся. Не случайно школьники быстрее и лучше усваивают различные приёмы рассуждений, опирающиеся на воображаемые действия с известными величинами. При обучении решению задач арифметическим способом я пользуюсь следующим алгоритмом:
Внимательно прочитать текст задачи(2 – 3 раза).
Записать краткую запись или составить схему задачи.
Составить план решения задачи.
Записать решение задачи.
Оценить реальность полученного ответа.
Записать развёрнутый ответ.
Поиск других (более лёгких) способов решения данной задачи.
Из всех воспитательных целей, которые следовало бы ставить при обучении решению задач, особо выделим лишь одну – формирование у учащихся представлений о богатстве культурно – исторического наследия человечества. Расширению кругозора школьников и созданию «исторического фона» обучения послужат старинные задачи, а также задачи, связанные с именами выдающихся личностей, с деталями быта и вычислительной практике прошлого. Включение старинных задач имеет целью познакомить учащихся с разнообразными приёмами рассуждений, которые применялись раньше при решении. Всё это позволит расширить арсенал средств, используемых учащимися при решении задач, обогатит их опыт мыслительной деятельности.
Вот пример разумного использования учащимися арифметического способа решения старинной задачи. (Слайд)
Ученица 6 – го класса предложила решить задачу следующим образом. (Слайд)
Приведу пример решения двух типов задач: отыскание части от числа и числа по значению его дроби. (Слайд)
Приведу пример задач «исторического» содержания. (Слайд)
Использование таких задач и разнообразных арифметических способов их решения позволяет вести обучение математике в историческом контексте, что повышает мотивацию учения и развивает творческий потенциал. Кроме того разнообразные способы решения будят фантазию детей, позволяют организовать поиск решения каждый раз новым способом, что создаёт благоприятный эмоциональный фон для обучения.
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математике к решению практических (или правдоподобных) задач.
Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивать естественный язык, готовить школьников к дальнейшему обучению. |
|
|