Главная страница


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Утан



Скачать 205.59 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Утан
Дата25.02.2016
Размер205.59 Kb.
ТипПояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УТАН


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Утан

___________/Постникова М.Ю./

«___» ______________ 2014 г

« Утверждена»

Руководитель

МОУ СОШ с. Утан

__________ /Матафонова В.А./

«___» _____________2014 г


Рабочая программа

элективного курса

«Занимательная химия»

для 8 класса


Составил:

Гордий О.В.

Учитель химии

МОУ СОШ с. Утан

с. Утан

2014 г.

Пояснительная записка

Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к выпускнику школы, учащиеся должны не только владеть набором базовых знаний, но и уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации практической, предметной деятельности учеников.

Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.

Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков, для решения данной проблемы и был разработан элективный курс «Занимательная химия», в программу курса были включены простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией опыты.

Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием успешной работы на практических занятиях с учащимися 8 класса является постоянное руководство и контроль со стороны преподавателя. Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.

Продолжительность курса составляет 34 часа. Для более успешной реализации поставленных целей занятия рекомендуется проводить еженедельно, в течение учебного года.
Содержание рабочей программы элективного курса «Занимательная химия» для 8 класса
Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на интересные химические опыты.


Учебно-тематическое планирование элективного курса «Занимательная химия» для 8 класса



№ п/п


Тема



Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)


Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1

Техника лабораторных работ

5




2




Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная

масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Учащиеся должны уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации. Безопасного обращения

с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

2

Вещества и их свойства в

3




3




3.

Вода. Растворы

9




9




4.

Индикаторы

2




2




5.

В мире химических реакций

15




15





Календарно-тематическое планирование элективного курса «Занимательная химия» для 8 класса



урока

п/п



темы

№ урока

в теме

Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока




1.




Техника лабораторных работ


1.




1.

Вводное занятие. ТБ при работе в химической лаборатории






Презентация «. ТБ при работе в химической лаборатории»

2.




2.

Ведение лабораторного хозяйства. Реактивы







Образцы реактивов.

3.




3.

Стекло. Химическая посуда








Презентация «Стекло. Химическая посуда»


4.




4.

Разрезание, оплавление, изгибание, оттягивание трубок







Видео «Разрезание, оплавление, изгибание, оттягивание трубок»

5.




5.

Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла







Презентация «. Как делают цветные стекла»




2.




Вещества и их свойства

6.




1.

Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность.







Презентация «Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность.»

7.




2.

Температура плавления, кипения







Презентация «Температура плавления, кипения»

8.




3.

Пластичность. Эластичность. Твердость веществ (упрощенная шкала твердости)







Презентация «Пластичность. Эластичность. Твердость веществ (упрощенная шкала твердости)»




3.




Вода. Растворы

9.




1.

Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление







Презентация «Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление»

10




2.

Пересыщенные растворы и их свойства







Д. «Пересыщенные растворы и их свойства»

11.




3.

Методы выращивания кристаллов







Презентация «Методы выращивания кристаллов»

12.




4.

Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся. Основы химической чистки







Д. «Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся»


13.




5.

Есть ли примеси в водопроводной воде Как очистить водопроводную воду от примесей

Очистка воды от взвесей







Видео «Есть ли примеси в водопроводной воде Как очистить водопроводную воду от примесей»



14.




6.

Перегонка воды







Презентация «Перегонка воды»

15.




7.

Фильтрование через песок







Д. Фильтрование через песок

16.




8.

Адсорбция/фильтрование на древесном угле







Д.Опыты:Адсорбция/фильтрование на древесном угле

17.




9.

Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей







Д. Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей




4.




Индикаторы

18.




1.

Кислый…цвет, или что такое индикаторы. Индикаторная бумага







Презентация «Индикаторная бумага»

19.




2.

Чернила меняют цвет, или метилоранжевый – индикатор, различающий сильные и слабые кислоты







Д. Опыты с индикатором





5.




В мире химических реакций

20.




1.

Модель пенного огнетушителя







Д. Модель пенного огнетушителя

21.




2.

Силикат натрия – огнеупор







Презентация «Силикат натрия – огнеупор»

22.




3.

Как образуются осадки







Д. Образование осадков


23.




4.

Радуга







Д. Получение радуги

24.




5.

Волшебный сад







Презентация «Волшебный сад»

25.




6.

Как сделать надпись на металле







Презентация

«Как сделать надпись на металле»

26.




7.

Какого цвета пары йода







Видео «Какого цвета пары йода»


27.




8.

«Вулканчик»







Д. «Вулканчик»


28.




9.

Цветное пламя







Видео «Цветное пламя»


29.




10.

Перманганат калия отдает кислород







Д. Получение кислорода


30.




11.

Получение «молока»







Д. «Получения молоко»

31.




12.

Превращение «молока» в

« газированную воду»







Д. «Превращение «молока» в

« газированную воду»

32.




13.

Оригинальное яйцо







«Урок окончен – занятия продолжаются» с.56

33.




14.

Железный вулкан







Видео «Железный вулкан»

34.




15.

Игра «Что? Где? Когда?







Презентация


Учебно-методическое обеспечение
Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.


Учебные пособия:

  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.

  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.


Программа

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

Экскурсия в химическую лабораторию .

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа.

  1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

  2. Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.

  • “Вулкан” на столе,

  • “Зелёный огонь”,

  • “Вода-катализатор”,

  • «Звездный дождь»

  • Разноцветное пламя

  • Вода зажигает бумагу

12. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».

Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Игра. «Счастливый случай»

13. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

  • “Химическая эстафета”

  • “Третий лишний”.

14. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

  • Химические водоросли

  • Тёмно-серая змея.

  • Оригинальное яйцо

  • Минеральный «хамелеон»

16. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  • кто внимательнее

  • кто быстрее и лучше

  • узнай вещество

  • узнай явление

17. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»

Ожидаемые результаты

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Материально-техническое обеспечение
Таблицы по химии:

Серия 1

НАЧАЛА ХИМИИ

1.1 Химические знаки и атомные массы важнейших элементов.

1.2 Распространенность химических элементов.

1.3 Формы существования химических элементов.

1.4 Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1.5 Структурные изменения веществ.

1.6 Способы разделения смесей.

1.7 Химические знаки и формулы.

1.8 Составление формул по валентности.

1.9 Моль – единица количества вещества.

1.10 Физические величины выражения порций вещества.

1.11 Признаки и условия течения химических реакций.

1.12 Типы химических реакций.

1.13Воздух. Кислород. Горение.

1.14 Строение пламени.

1.15 Составление формул солей.

1.16 Генетическая связь классов неорганических веществ.
Серия 3

РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ.

3.1 Дисперсные системы.

3.2 Свойства воды.

3.3 Кривые растворимости веществ.

3.4 Способы выражения концентрации растворов.

3.5 Электролиты.

3.6 Гидратация ионов.

3.7 Растворение веществ с ионной связью.

3.8 Растворение веществ с коваленной полдярной связью.

3.9 Кислотно-основные реакции.

3.10 Реакции ионного обмена.

3.11 Гидролиз водных растворов солей.

3.12 Иониты.
Cерия 5

НЕМЕТАЛЛЫ.

5.1 Галогены.

5.2 Химия галогенов.

5.3 Сера. Аллотропия.

5.4 Химия серы.

5.5 Химия азота.

5.6 Оксиды азота.

5.7 Азотная кислота – окислитель.

5.8 Фосфор. Аллотропия.

5.9 Классификация минеральных удобрений.

5.10 Распознавание минеральных удобрений.

5.11 Углерод. Аллотропия.

5.12 Адсорбиция.

5.13 Оксид кремния.

5.14 Силикаты.

5.15 Применение кремния и его соединения.

5.16 Инертные газы.

Серия 6.

МЕТАЛЛЫ.

6.1 Щелочные металлы.

6.2 Химия щелочных металлов.

6.3 Элементы IIА группы.

6.4 Жесткость воды.

6.5 Алюминий.

6.6 Применение алюминия.

6.7 Железо.

6.8 Виды коррозии.

6.9 Методы защиты от коррозии.

6.10 Общие свойства металлов.

I. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).

  1. П.с.х.э. Менделеева.

  2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.

  3. Окраска индикаторов в различных средах.

  4. Электрохимический ряд напряжения металлов.


Практикум. Инструктивные таблицы.

Нагревательные приборы. Нагревание.

П 1 Спиртовка.

П 2 Газовая горелка.

П 3 Электронагреватели.

П 4 Нагревание.

П 5 Приемы обращения с лабораторным штативом.

П 6 Получение и собирание газов.
Правила обращения с различными веществами.
П 7 Обращение с твердыми веществами.

П 8 Обращение с жидкими веществами.
Основные химические операции.
П 9 Взвешивание.

П 10 Приготовление растворов.

П 11 Фильтрование.

П 12 Перегонка.

П 13 Титрование.

.