|
Натуральные волокна животного происхождения. Изучение свойств шерстяных и шелковых волокон 6в класс
Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Изучение свойств шерстяных и шелковых волокон. Раздел: Материаловедение.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Способствовать формированию знаний о натуральных волокнах животного происхождения и свойствах тканей из этих волокон.
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать).
Воспитывать уважение к работающему человеку Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- инструменты и приспособления: ручки, тетради, лупы, ножницы, клей;
- материалы: образцы ткани.
2. Дидактическое обеспечение:
- слайды по теме «Материаловедение» 6 класс;
- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
Методы обучения:
- словесные: вопросы, пословицы, беседа о профессиях;
- наглядные: слайды, коллекции «Шерсть», «Шелк», образцы ткани, тесты;
- практические: самостоятельные работы учащихся по изучению волокон шерсти и шелка.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная.
Словарная работа: шерсть, руно, натуральный шелк, шелк-сырец.
Тип урока: урок приобретения учащимися новых знаний.
II. Ход урока 1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся темы и плана урока. Слайд 1
Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Изучение свойств шерстяных и шелковых волокон.
План урока:
1) изучение нового материала;
2) практическая работа;
3) изучение нового материала;
4) практическая работа;
5) закрепление материала. 2. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 2
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. В прошлом году мы с вами начали изучать раздел «Материаловедение». Давайте вспомним некоторые аспекты. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
Что изучает материаловедение?
( Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.)
Что называют волокном?
(Волокна - это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.)
На какие два вида делятся текстильные волокна?
( текстильные волокна делятся на натуральные и химические)
Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения и какие, по вашему мнению, можно отнести к волокнам животного происхождения?
(к волокнам растительного происхождения относятся - лен, хлопок, кенаф, джут, конопля и др., к волокнам животного происхождения можно отнести шерсть животных и натуральный шелк) отвечая на последний вопрос, рассматриваем слайд №3 Натуральные волокна растительного происхождения мы изучали в 5 классе, в этом году мы будем изучать волокна животного происхождения на примере волокон шерсти и шелка.
И так еще раз сформулируем тему нашего урока: Натуральные волокна животного происхождения.
Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.
-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. Слайд №4
Историческая справка. Выступление ученика.
Стоит ли овчинка выделки?
Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, кошка, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров.
Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи.
Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.
А в России овец разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан. 3. Изучение нового материала.
Слайд №5
Шерсть – волосяной покров животных.
Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных фабриках. Шерсть овцы состригают специальными ножницами или машинками почти цельным, неразрывным пластом, который называется руном. Слайд №6
Для получения шерстяного волокна используют шерсть и других животных: верблюда, козы, альпака, ламы, ангорские козы, кролики, яки
(Для подробного рассмотрения этого вопроса слушаем сообщения учащихся с их презентацией) Слайд №7
В зависимости от толщины волокон шерсть делят на:
тонкую
полутонкую
полугрубую
грубую
Слайд №8
Волосяной покров животных разный по длине и толщине:
Пух -наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно.
Ость (переходной волос) - более толстое, жёсткое и менее извитое волокно.
Мёртвый волос - малопрочное и очень жёсткое волокно. Слайд 9
Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке:
сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству;
треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси;
промывают горячей водой с мылом и содой;
сушат в сушильных машинах
(записать в тетрадь) Физкультминутка Слайд №10
Свойства шерстяных волокон:
цвет неокрашенного шерстяного волокна зависит от породы животного, может быть: белым, бежевым, рыжим, коричневым, серым, чёрным
блеск нерезкий
шерстяное волокно обладает хорошей упругостью, благодаря чему шерстяные ткани почти не сминаются
прочность ниже, чем у хлопка
тонина (толщина) волокна зависит от вида шерсти, чем толще волокна, тем прочнее ткань
длина от 1 до 45 см
4. Практическая работа. Слайд №11
Практическая работа №1: «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка» (учебник с. 8).
Материалы и инструменты: образцы шерстяных тканей, лупа, лоток, учебник, тетрадь, справочная таблица.
- Практическая работа выполняется в рабочей тетради.
- Вводный инструктаж учителя.
1) Начертите таблицу отчета в тетради.
2) Последовательность выполнения работы.
- Рассмотрите образцы шерсти под лупой.
- Охарактеризуйте волокна по внешнему виду.
- Охарактеризуйте волокна на ощупь.
- Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).
- Полученные данные впишите в форму отчета. Слайд №12
Из шерсти изготавливают плательные, пальтовые ткани, сукно, драп, войлок и другие текстильные материалы. Шерстяные ткани используют для пошива костюмов, платьев, верхней одежды (пальто, курток)
(Рассматриваем коллекции тканей) 5. Актуализация опорных знаний и изучение нового материала Слайд №13
Историческая справка. Сообщение учащейся: «Легенда о шелке»
Шелк - это такие нити, в которые заворачиваются шелковичные червяки перед тем, как стать бабочкой.
Родина шелка - Китай. В Китае давным-давно научились эти нити разматывать и ткать из них тончайшую шелковую ткань. Древняя китайская легенда повествует о том, как однажды императрица Си-Линь-Ши увидела гусеницу, которая пряла нить. Взяла она кокон, осторожно размотала его и соткала из полученной длинной нити первую в мире ткань.
А еще шелк в Древнем Китае заменял деньги, из шелковой нити изготовляли струны, лески, бумагу, выпускались даже шелковые книги.
Столетиями Китай торговал с соседями, поставляя им уникальную, самую дорогую ткань древнего мира, ревниво оберегая тайну ее получения. Древних шпионов, пытавшихся разведать эту тайну, обычно наводили на ложный след.
Так, например, долгое время в Риме и Греции считали, что шелк получают из перьев некой диковинной птицы.
Направлявшиеся на Запад торговые караваны контролировались тщательнейшим образом. Императорская стража обыскивала всех до единого, и смерть ждала того, кто пытался вывести на Запад хотя бы одно яичко шелкопряда или семя тутового дерева, без которого шелковичный червь не может существовать, причем не всякого тутового дерева, а одного единственного его вида, молодыми листьями которого и питается шелкопряд.
И все же секрет шелка разошелся по всему миру. Как это произошло, никто точно не знает. По этому поводу существует много легенд. Вот одна из них.
Один хитроумный и смелый торговец, подкупил стражу и вывез в Среднюю Азию в складках своего тюрбана несколько семян тутового дерева и яйца шелковичного червя. К несчастью, в пути личинки вылупились и погибли от голода, семя же дерева привилось, пустило корни.
Получается, что семя тутового дерева было вывезено из Китая раньше, чем яичко шелковичного червя. Хотя никто этого не знает наверняка.
А вот другая легенда. Один купец заморский поклялся, что вывезет из Китая шелковичных червей. Слышали об этой клятве шпионы и приказали осмотреть купца, когда он выезжать из Китая будет. Стража на границе обыскала все его товары, все осмотрела проверила, но червей не нашла. А купец стоял, опираясь на свою толстую палку, и усмехался. Выпустили его из страны, он приехал к себе, распилил палку и вывалил оттуда кучу шелковичных червей.
Слайд №14
Натуральный шелк – это тонкие нити, получаемые из коконов гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева, отсюда и ее название. Развитие шелкопряда проходит 4 стадии:
яичко
гусеница
куколка
бабочка
Слайд №15, 16
Цель первичной обработки – размотать коконную нить, которая достигает 600-900 м. Несколько коконных нитей соединяют вместе и получают нити шелка — сырца.
Первичная обработка шелка включает следующие операции:
обработку коконов перед транспортировкой и хранением.
(Коконы, предназначенные для размотки, морят, чтобы умертвить куколку и не допустить превращения её в бабочку, которая портит кокон, делая в нём выходное отверстие.)
обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея
(Для замаривания коконы отправляют в гигантскую печь, где коконы обрабатывают горячим паром постепенно увеличивая температуру до 110°С)
сушку горячим воздухом для удаления влаги
(Для равномерной просушки нити в коконе и предотвращения порчи нити во время хранения каждый час температуру снижают на 10°С)
обработку паром с целью размягчения шелкового клея
(Затем рассортированные коконы запаривают, чтобы размягчить склеивающий их нити серицин, после чего отыскивают концы нитей.)
сматывание нитей с нескольких коконов одновременно
(Размотка коконов выполняется на автоматических кокономотальных станках, в кокономотальных тазах при температуре 40-55°С. Коконная нить слишком тонка для изготовления из неё текстильных изделий, поэтому шёлк разматывают, складывая вместе нити нескольких коконов (от 3 до 10 и более))
Более половины шелка-сырца перерабатывается в кручёный шёлк. Шелк-сырец идёт на изготовление плательных тканей, швейных ниток и др. изделий.
Из всей нити кокона удается смотать только треть (верхний и внутренний слои кокона не разматываются), поэтому средняя длина размотанной нити примерно 600-1000м.
Отходы, полученные при размотке коконов (верхние спутанные слои, остатки коконных оболочек, поврежденные коконы и коконы, не поддающиеся размотке), используют для получения шелковой пряжи.
*Шёлк-сырец — техническая нить натурального шёлка, получаемая в кокономотании соединением нескольких продольно сложенных коконных нитей в одну; при этом нити прочно склеиваются серицином. Слайд №17
Свойства шелкового волокна:
цвет шелкового волокна может быть: белым, слегка кремовым
блеск нерезкий
шелковое волокно обладает хорошей упругостью, благодаря чему ткани из него почти не сминаются
прочность выше, чем у шерсти, но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна.
тонина (толщина) волокна неравномерна на всем протяжении и слишком мала, поэтому чтобы получить волокно шелка-сырца соединяют 5-10 нитей коконов
длина от 600 до 900 м
нити на ощупь мягкие, гладкие
Слайд №18
Натуральный шелк используется для производства различных платьевых тканей, головных платков, косынок, шарфов и т.д. Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон и другие.
Физкультминутка 6. Практическая работа.
Слайд №19 (Продолжение практической работы №1!
«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка» (учебник с. 8).
Материалы и инструменты: образцы шелковой ткани, лупа, лоток, учебник, тетрадь, справочная таблица.
- Практическая работа выполняется в рабочей тетради.
- Вводный инструктаж учителя.
1) Последовательность выполнения работы.
- Рассмотрите образцы натурального шелка под лупой.
- Охарактеризуйте волокна по внешнему виду.
- Охарактеризуйте волокна на ощупь.
- Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).
- Полученные данные впишите в форму отчета. 7. Закрепление нового материала
Вопросы к учащимся:
Что называют шерстью, руном?
Что называют натуральным шелком?
Какова цель первичной обработки шелка?
Тест «Натуральные волокна животного происхождения»
Подчеркните все правильные варианты ответов.
1. К волокнам животного происхождения относится
шерсть
джут
конопля
шелк
2. Шерсть, снятая с овец, называется
мех
шкура
руно
пряжа
3. К животным, от которых получают шерсть, относятся
кенаф
коза
тутовый шелкопряд
верблюд
4. Коконную нить вырабатывает
бабочка
куколка
гусеница
5. Схема обработки шелка включает операции
промывание волокна мылом и содой
сушка горячим воздухом
разрыхление, удаление примесей
сматывание нитей в одну
6. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся
воздухопроницаемость
осыпаемость
драпируемость
пылеемкость
теплозащитность
7. Для изготовления летней одежды лучше использовать ткани с
высокой воздухопроницаемостью
слабой сминаемостью
большой пылеемкостью
плохой драпируемостью
высокой гигроскопичность
8. Домашнее задание
Подобрать коллекцию образцов шерстяных и шелковых тканей, оформить коллекции. Учить термины. В учебниках стр. 5-9. 9. Итоги урока
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
|
|
|