|
«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подгруппа кислорода» Игра «Химический брей-ринг» в 9-х классах по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Подгруппа кислорода». Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.________________________________________________
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.___
3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».____________________________________________ Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.__________ Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____ Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом СПИЧКИ, две мини лаборатории, две кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.
Ход урока.
| Методич. приемы.
| I. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку. II. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды – команда 9«А» класса и команда 9»Б» класса (команды заранее придумывают название своей команды и небольшое приветствие).
Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
III. Игра «Брейн-ринг»
Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки.
Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».
За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.
Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода?
Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы?
Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород?
Какие степени окисления может проявлять сера?
Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет?
Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ?
Назовите аллотропные модификации кислорода и серы.
В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?
Перечислите природные соединения серы.
Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая?
Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г?
Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему?
Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений?
Что является качественной реакцией на сульфат-ионы?
2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).
S→ SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4
Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя
Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение. 3 тур. Конкурс капитанов. (3 хима).
Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:
Задача для 1 команды: При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %).
Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%). Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку. «Черный ящик»: в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов.
Подсказки: 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.
2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.
3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.
4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов. Проверка решений задач на доске капитанов.
Задача 1
Задача2 И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».
Распознать предложенные вещества:
серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.
На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 –сульфат натрия, в склянке №2 – хлорид натрия, в склянке №3 – серная кислота). В ожидании – игра с болельщиками. IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.
| 2 мин.
1-2 мин.
30 мин.
Устно с места команды отвечают на вопросы
По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение. Капитаны решают задачу на доске.
Команды угадывают предмет по подсказкам.
Команды выполняют опыты по распознава-
нию в-в.
3 мин.
1 мин.
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ. А это что за элемент?
В нем изменений нет,
Ты измени в нем только ударенье
Построишь ты сооруженье. (платина) Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (алюминий) Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде (Йод) Хранят обычно в керосине
И бегает он по воде
Отныне знай – в свободном виде
В при роде нет его нигде. (Натрий) В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде, (Фосфор) Давно известна человеку,
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она,
С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь) Прославлен всеми именами
Металл испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото) Ослепительным пламенем ярким
Как звездочка, чудо горит,
Металл тот и белый и легкий
В двенадцатой клетке стоит (Магний) Достоин газ тот удивленья,
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных разных печах,
Ведет его летчик в небесные дали,
Подводник с собою берет,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот (Кислород) |
|
|