|  | Формирование ууд при решении задач на уроках физики Примеры заданий на развитие познавательных ууд|  Формирование УУД Примеры заданий на развитие познавательных УУДАвтор: учитель физики Гусева Елена Борисовна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург2015 г.
 
 Формирование УУД при решении задач на уроках физикиПримеры заданий на развитие познавательных УУД1. Физика 7 класс. Тема "Закон Архимеда. Условия плавания тел".Известно, что предметы из дерева плавают в воде. Утонет ли в воде линейка? Выбери среди предложенных ответов верный, обведя соответствующую ему букву.
 
 А. Да
 
 Б. Нет
 
 В. Данных для ответа недостаточно.
 
 Если твой ответ В, то укажи, какой информации не хватает.
 
 _____________________________________________________________________________
 
 2. Физика 8 класс. Тема "Электрические явления"Ты хочешь узнать действительно ли медь лучше проводит электрический ток, чем фехраль. Укажи в списке те утверждения, которые помогут найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, рядом с номером таблицы.
 
 А. Таблица, в которой я скорее всего найду ответ.
 
 Б. Таблица, которую мне нужно посмотреть, чтобы понять есть ли в ней ответ.
 
 В. Таблица, в которой я не найду ответа.
 
  Таблица плотностей веществ.
 
Таблица «Виды соединения проводников».
 
Таблица удельных электрических сопротивлений веществ.
 
Таблица удельных теплоемкостей веществ.
 
Таблица мощности различных электрических устройств.
 
 3. Физика 9 класс. Тема «Электромагнитное поле»Прочитай текст: фрагмент текста §45 «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки».
 
 Оцени приведенные ниже суждения и запиши буквы (А, Б, В) рядом с номерами суждений.
 
 А. Верное суждение, и о нем есть информация в тексте.
 
 Б. Верное суждение, но о нем нет информации в тексте.
 
 В. Неверное суждение. В тексте есть его опровержение.
 
  Магнитное поле создается электрическим током, но действия на проводник с током не оказывает.
 
При изменении направлений линий магнитного поля, изменяется направление силы Ампера.
 
В правиле левой руки для силы Ампера вектор магнитной индукции может входить в ладонь под произвольным углом.
 
 
 
  Физика 8 класс. Тема «Электрические явления. Виды соединения проводников»  Выполни анализ схемы соединения проводников. Рядом с утверждениями запиши:А. Верно.
 
 Б. Неверно.
 
  
  Показания амперметров 1 и 2 будут одинаковы.
 
Показания амперметров 1 и 3 будут разными.
 
Показания второго вольтметра будут меньше, чем первого вольтметра.
 
 Результаты выполнения учащимися заданий оформляются в таблице. Данная таблица для заданий, приведенных в качестве примеров для разных классов. В учебной деятельности используются задания и оформляется таблица для одного класса.
 
         | Номера заданий и проверяемых умений
 
 
 | Задание 1.
 
 | Задание 2.
 
 | Задание 3.
 
 | Задание 4.
 
 | Итог
 
 |   | Определять какая информация нужна для решения задачи
 
 | Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи
 
 | Извлекать информацию из текста
 
 | Оценивать результат на основе знаний законов и закономерностей
 
 |   | Ученики (класс)
 
 |   | 1.
 
 2.
 
 3.
 
 …
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Максимальный балл (М) за задание
 
 | 3
 
 | 5
 
 | 3
 
 | 3
 
 | 14
 
 |   | Число учащихся (Ч), писавших тест
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Сумма баллов всех учащихся, писавших тест (С)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Процент успешных решений всего класса
 
 (П= С/В ·100%)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Динамика класса (сравнение с результатами предыдущей работы) (%)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Динамика результатов ученика (%)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 
 Ключи оценивания к примерам заданийЗадание 1. Проверяет какая информация нужна для решения задачи.Ключ оценивания:
 
 0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
 
 1 – указан верный ответ, но не указана недостающая информация;
 
 3 – указан верный ответ и верно указана недостающая информация.
 
 Задание 2. Проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.Ключ оценивания:
 
 0 – 5 – по числу верных ответов.
 
 Задание 3. Проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.Ключ оценивания:
 
 0 – 3 – по числу верных ответов.
 
 Задание 4. Проверяет умение оценивать результат на основе полученных ранее знаний.Ключ оценивания:
 
 0 – 3 – по числу верных ответов.
 
 Итоговая отметка «5» ставится, если ученик набирает 14 – 13 баллов, «4» - 12 – 10 баллов, «3» - 9 – 6 баллов, «2» - 5 – 0 баллов.
 
 Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД Физика 11 класс. Тема «Элементы СТО» Прочитайте текст §75 «Законы электродинамики и принцип относительности» и выполни задания. Какой из способов преодоления трудностей между классической физикой и электродинамикой был признан единственно правильным?  А. Х. Лоренца
 
 Б. Г. Герца
 
 В. А. Эйнштейна
 
  Как вы понимаете утверждение: «Согласовать принцип относительности с электродинамикой Максвелла оказалось возможным только отказавшись от классических представлений о пространстве, времени и движении».
 
 А. Законы механики Ньютона верны, а неточны уравнения электродинамики Максвелла.
 
 Б. Неверны ни уравнения электромагнитного поля Максвелла, а законы механики Ньютона.
 
 В. Существует избранная система отсчета, связанная с мировым эфиром, пребывающим в абсолютном покое, относительно которой выполняются законы электродинамики Максвелла.
 
  Как в теории Г. Герца используется понятие «мирового эфира»? Сформулируйте развернутый ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
  С какой проблемой столкнулись ученые-физики во второй половине 19 века? А. «Эфирного» ветра.
 
 Б. Распространения принципа относительности на электромагнитные явления.
 
 В. Преимущественной системы отсчета.
 
  В чем революционность представлений теории Эйнштейна? Сформулируйте ответ, закрыв учебник. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 Задания можно выполнять в группах по 3 – 4 учащихся. Отчеты о работе групп могут быть письменными или устными. Оценивается не только правильность ответа на каждый вопрос, но и умение учащихся работать в группе, рационально распределяя обязанности и время, отведенное на выполнение заданий.
 
 Результаты работы групп могут быть оформлены в виде таблицы.
 
          | Номера заданий и проверяемых умений
 
 
 | Задание 1.
 
 | Задание 2.
 
 | Задание 3.
 
 | Задание 4.
 
 | Задание 5.
 
 | Итог
 
 |   | Вычитывать информацию, данную в тексте в явном виде
 
 | Объяснять смысл утверждения, высказывания
 
 | Вычитывать информацию, данную в неявном виде
 
 | Понимать смысл текста в целом, главную мысль
 
 | Истолковывать текс, анализируя его, делая собственные выводы
 
 |   | Группы
 
 |   | 1.
 
 2.
 
 3.
 
 …
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Максимальный балл (М) за задание
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 7
 
 |   | Число групп учащихся (Г)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Максимально возможный балл (В=М·Г)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Сумма баллов во всех группах (С)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Процент успешных решений всего класса
 
 (П= С/В ·100%)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 
 Ключи оценивания к примерам заданийЗадание 1. Проверяется умение вычитывать текстовую информацию, данную в явном виде.Ключ оценивания:
 
 0 – группа не приступала к выполнению задания или указала неверный ответ;
 
 1 – указан верный ответ.
 
 Задание 2. Проверяется умение объяснять смысл утверждения, высказывания, гипотезы.Ключ оценивания:
 
 0 – группа не приступала к выполнению задания или указала неверный ответ;
 
 1 – указан верный ответ.
 
 Задание 3. Проверяется умение вычитывать подтекст (текстовую информацию, данную в неявном виде).Ключ оценивания:
 
 0 – группа не приступала к выполнению задания или совсем не справилась с ним;
 
 1 – группой дан верный, но неполный ответ или дан верный ответ, но группа не смогла уложиться во временных рамках;
 
 2 – группой дан верный и полный ответ.
 
 Задание 4. Проверяется умение понимать смысл текста в целом (главную мысль).Ключ оценивания:
 
 0 – группа не приступала к выполнению задания или указала неверный ответ;
 
 1 – указан верный ответ.
 
 Задание 5. Проверяется умение анализировать и делать собственные выводы, договариваться с участниками группы о совместных выводах.Ключ оценивания:
 
 0 – группа не приступала к выполнению задания или совсем не справилась с ним;
 
 1 – группой дан верный, но неполный ответ или дан верный ответ, но группа не смогла уложиться во временных рамках;
 
 2 – группой дан верный и полный ответ.
 
 Итоговая отметка «5» (ставится всем участникам группы одинаковая), если группа набирает 7 - баллов, «4» - 6-5 баллов, «3» - 3 балла, «2» - 3–0 баллов.
 
 Примеры заданий на развитие регулятивных УУД Физика 8 класс. Тема «Электрические явления. Виды соединения проводников».  На рисунке представлена схема соединения резисторов. Выберите среди предложенных ответов варианты того, какие величины можно рассчитать, используя данные схемы.А. Силу тока в точке В.  Б. Общее сопротивление цепи Rобщ.  В. Общее сопротивление цепи Rобщ. и напряжение на участке АВ UАВГ. В задаче все величины уже известны.Д. В задаче не хватает данных для нахождения новых величин.  
 Физика 10 класс. Тема «Электрический ток. Виды соединения проводников».  В задаче необходимо определить силу тока через сопротивление R6. Известно, что   R1 = 6,4 Ом R2 = 4 ОмR3 = 12 ОмR4 = 6 ОмR5 = 3 ОмR6 = 8 ОмR7 = 20 ОмСоставьте план решения по расчету неизвестной величины:________________________________________
 
 ________________________________________
 
 ________________________________________
 
 ________________________________________
 
 ________________________________________
 
  Физика 10 класс. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»   До начала выполнения лабораторной работы составляется план действий, проверяется правильность выполнения действий на каждом этапе плана, полученный результат анализируется, записывается вывод.   Лабораторная работа «наоборот».   Результат, полученный в ходе выполнения некоторыми учащимися лабораторной работы известен, но допущены ошибки в плане действий или выполнены лишние/неверные расчеты и действия. Задание «Лабораторная работа «наоборот» ставит целью найти в плане данные неверные действия и «зачеркнуть» их.   Задания 3 и 4 можно выполнять с использованием интерактивных цифровых ресурсов и виртуальных лабораторных работ.   Физика 9 класс. Тема «Основы Динамики. Движение тела по наклонной плоскости»  Проверь и оцени правильность решения учеником 9 класса задачи на движение тела под действием нескольких сил.  Задача: С какой силой необходимо втаскивать груз массой m вверх по наклонной плоскости, чтобы он двигался равномерно, если высота плоскости h, длина l, основание S, коэффициент трения µ?
 
 
Дай общую оценку работы ученика. Для этого запиши букву утверждения рядом с приведенным суждением, соответствующим оценкам:А. Полностью правильно.Б. Частично правильно (с ошибками).В. Полностью неправильно. Выполнение записи 2 закона Ньютона в векторном виде.
 
Нахождение проекций векторов сил на координатные оси.
 
Нахождение угла наклона плоскости через функцию косинус.
 
На рисунке к задаче дана силовая характеристика движения тела.
 
Выражена неизвестная в задаче величина.
 
Ответ в задаче записан не до конца из-за отсутствия данных в условии задачи.
 
Проекция силы трения на ось (ОХ).
 
 Результаты выполнения учащимися заданий оформляются в таблице. Данная таблица для заданий, приведенных в качестве примеров для разных классов. В учебной деятельности используются задания и оформляется таблица для одного класса.
 
          | Номера заданий и проверяемых умений
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | Итог
 
 |   | Самостоятельно формулировать цель деятельности
 
 | Составлять план действий
 
 | Действовать по плану
 
 | Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
 
 | Проверять и оценивать результаты работы (не только своей)
 
 | Сумма баллов за все регулятивные умения
 
 |   | Ученики
 
 |   | 1
 
 2
 
 3
 
 …
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Максимальный балл за задание (М)
 
 | 1
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 3
 
 | 7
 
 | 20
 
 |   | Число учеников, выполнявших работу (Ч)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Максимально возможный балл всех учеников (В=М·Ч)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Сумма баллов всех учеников, выполнявших работу (С)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Процент успешных решений всего класса (П=С/В/100)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Динамика учащегося (сравнение результатов данной работы с предыдущими)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  Ключи оценивания к примерам заданийЗадание 1. Проверяет умение самостоятельно формулировать цель деятельности.Ключ оценивания:
 
 0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
 
 1 – указан верный ответ (ответы).
 
 Задание 2. Проверяет умение составлять план действий.Ключ оценивания:
 
 0 – не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним;
 
 1 – верно определил только два пункта плана;
 
 2 – верно определил только три-четыре пункта плана;
 
 3 – допустил одну-две ошибки;
 
 4 – верно расположил все пункты плана.
 
 Задание 3.Проверяет умение действовать по плану.Ключ оценивания:
 
 0 – 5 – по числу верно выполненных пунктов плана лабораторной работы.
 
 Задание 4. Ключ оценивания:
 
 0 – не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним;
 
 1 – выделил только один пункт плана, выполненный неправильно, или только исправил ошибки, но не обвёл пункты плана;
 
 2 – обвел оба пункта плана лабораторной работы, но не исправил ошибки, или исправил ошибки, но неверно обвел один пункт плана работы;
 
 3 – верно выполнил всё задание.
 
 Задание 5. Проверяет умение анализировать и оценивать результаты работы.Ключ оценивания: 0 – 7 – по числу правильных ответов.
 
 Список использованной литературы: Перышкин А.В., «Физика. 7 класс», Москва, «Дрофа», 2011Перышкин А.В., «Физика. 8 класс», Москва, «Дрофа», 2012Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика. 9 класс», Москва, «Дрофа», 2011Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., «Физика. 10 класс», Москва, «Просвещение», 2011Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., «Физика. 11 класс», Москва, «Просвещение», 2012Рымкевич А.П., «Сборник задач по физике. 10-11 класс», Москва, «Дрофа», 2010Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др., «Диагностика метапредметных и личностных результатов в свете ФГОС НОО», Москва, «БАЛАОС», 2012   
 | 
 |  |