Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
ередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Для первой ступени общего образования представлены три варианта базисного учебного плана:
вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;
вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.
При проведении занятий по родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5дневная или 6дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
·в 1 классе — 35 минут;
·во 2—4 классах — 35—45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Базисный учебный план
начального общего образования
годовой
| Вариант 1
|
| Предметные области
| учебные предметы
классы
| Количество часов в год
| Всего
| I
| II
| III
| IV
|
| Обязательная часть
|
| Филология
| Русский язык
| 165
| 170
| 170
| 170
| 675
| Литературное чтение
| 132
| 136
| 136
| 136
| 540
| Иностранный язык
| –
| 68
| 68
| 68
| 204
| Математика и информатика
| Математика
| 132
| 136
| 136
| 136
| 540
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 66
| 68
| 68
| 68
| 270
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| –
| –
| –
| 17
| 17
| Искусство
| Музыка
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Изобразительное искусство
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Технология
| Технология
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Физическая культура
| Физическая культура
| 66
| 68
| 68
| 68
| 270
| Итого:
| 660
| 748
| 748
| 765
| 2921
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
| –
| 102
| 102
| 85
| 289
| Максимально допустимая годовая нагрузка
| 660
| 850
| 850
| 850
| 3210
| Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)
| 330
| 340
| 340
| 340
| 1350
| Всего
| 990
| 1190
| 1190
| 1190
| 4560
|
Базисный учебный план
начального общего образования
| Вариант 1
|
| Предметные области
| учебные предметы
классы
| Количество часов в неделю
| Всего
| I
| II
| III
| IV
|
| Обязательная часть
|
| Филология
| Русский язык
| 5
| 5
| 5
| 5
| 20
| Литературное чтение
| 4
| 4
| 4
| 4
| 16
| Иностранный язык
| –
| 2
| 2
| 2
| 6
| Математика и информатика
| Математика
| 4
| 4
| 4
| 4
| 16
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| –
| –
| –
| 0/1
| 0,5
| Искусство
| Музыка
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Технология
| Технология
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Физическая культура
| Физическая культура
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| Итого
| 20
| 22
| 22
| 22,5
| 86,5
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
| –
| 3
| 3
| 2,5
| 8,5
| Максимально допустимая недельная нагрузка
| 20
| 25
| 25
| 25
| 95
| Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)
| 10
| 10
| 10
| 10
| 40
| Всего к финансированию
| 30
| 35
| 35
| 35
| 135
|
Базисный учебный план
начального общего образования
годовой Вариант 2
| Предметные области
| Учебные
предметы
Классы
| Количество часов в год
| Всего
| I
| II
| III
| IV
|
| Обязательная часть
|
| Филология
| Русский язык
| 132
| 170
| 170
| 170
| 642
| Литературное чтение
| 66
| 102
| 102
| 102
| 372
| Родной язык и литературное чтение
| 99
| 102
| 102
| 102
| 405
| Иностранный язык
| –
| 68
| 68
| 68
| 204
| Математика и информатика
| Математика
| 132
| 136
| 136
| 136
| 540
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 66
| 68
| 68
| 68
| 270
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| –
| –
| –
| 17
| 17
|
Искусство
| Музыка
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Изобразительное искусство
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Технология
| Технология
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Физическая культура
| Физическая культура
| 66
| 68
| 68
| 68
| 270
| Итого:
| 660
| 816
| 816
| 833
| 3125
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
| –
| 34
| 34
| 17
| 85
| Максимально допустимая годовая нагрузка
| 660
| 850
| 850
| 850
| 3210
| Внеурочная деятельность
(кружки, секции, проектная деятельность и др.)
| 330
| 340
| 340
| 340
| 1350
| Всего к финансированию
| 990
| 1190
| 1190
| 1190
| 4560
| |