|
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе
Пояснительная записка
к программе по предмету «Литературное чтение» 1.2 Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования ( реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования), и составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
-программы «Литературное чтение» 1-4 классы, автор: О. В. Кубасова (УМК «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010 год (в электронном виде).
1.3. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», то есть читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности).
Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, осознанности, правильности, выразительности (техническая основа процесса чтения).
Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).
Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования и др.
Обучение практическим умениям преобразования текста: определение главного и второстепенного, нахождение опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию).
Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, вид жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий (основы литературного развития).
Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Цели и задачи курса, определяемые для 4 года обучения (4 класса):
научить детей выбирать адекватный способности чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного.
Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся.
Соблюдение преемственности между начальным и средним звеньями школьного литературного образования.
Сохранение тенденций к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделять литературному образованию младших школьников.
Для реализации Рабочей программы по предмету «Литературное чтение» используется учебно-методический комплекс, предусмотренный по программе «Гармония» (УМК приведен ниже).
Обоснованием выбора данного УМК является соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам, предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника Литературное чтение 4 класс «Любимые страницы». Автор: О.В. Кубасова, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год. Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ», 9-е издание.
В базисном учебном плане на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю, что составляет 105 часов в год.
1.4. Количество часов, отводимое на реализацию НРК по предмету «Литературное чтение» составляет 10 % (11 часов). Введение НРК основывается на материалах учебного пособия: Хрестоматия по литературе родного края. Идея проекта - А.Б. Горская. Составители: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева. Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2005. Материал отобран согласно темам, представленным в планировании.
Реализация регионального компонента в процессе изучения литературного чтения в 3 классе
№ п/п
| Дата
| Название раздела
| Тема урока
| № урока
| Региональное содержание изучаемых вопросов
| Количество времени
| Форма проведения
| 1
|
| «Что за прелесть эти
сказки!.....»
| Внеклассное чтение. Русские народные сказки
| 8
| Сказки Южного Урала
| 15мин
| Индивидуальная, зачитывание понравившихся отрывков
| 2
|
|
| «Оглянись вокруг»
| К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Внеклассное чтение Мустафин «Слёзы»
| 39
| Внеклассное чтение: Мустафин «Слёзы»
| 15мин
| Фронтальная, анализ произведения.
| 3
|
|
| С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и больше придёт».
| 43
| Внеклассное чтение: Львов «Высота».
| 5-7мин
| Индивидуальная, анализ текста
| 4
|
| В.Лидин «Завет»
|
| Внеклассное чтение: Мустафин «Улыбка».
| 5-7мин
| Фронтально, анализ произведения
| 5
|
| Обобщение по разделу. Книги о В.О. войне.
| 51
| Внеклассное чтение: Преображенская «Старая
телеграмма»
| 7-10мин
| Фронтально, анализ текста, обсуждение, беседа.
| 6
|
| «Мир – театр,… люди – актёры…» Пьесы
| Внеклассное чтение: Гроссман «Кирюха»
| 67
| Внеклассное чтение: Гроссман «Кирюха».
| 15мин
| Фронтально, анализ текста
| 7
|
| «Мир волшебных звуков». Поэзия
| А. Пушкин «Зимняя дорога». М. Лермонтов « Горные вершины»
| 71
| Внеклассное чтение: Гольдберг «Зимняя сказка».
| 5-10мин
|
Индивидуальная, анализ текста, главная мысль
| 8
|
| И. Суриков «Весна». Бальмонт «Золотая рыбка»
| 73
| Внеклассное чтение: Мустафин «Птицу ищу…».
| 5-7мин
| Анализ, беседа
| 9
|
| С. Есенин «С добрым утром!»
| 75
| Внеклассное чтение: Куньябикутов «Будь счастлив, родной лес».
| 7-10мин
| Чтение-обсуждение
| 10
|
|
| «Когда, зачем и почему?» Познавательная литература
| Ю. Яковлев «О нашей Родине». М.Пришвин «Моя Родина»
| 83
| Внеклассное чтение: Чученов «Ветерок ».
| 5-7мин
| Чтение-обсуждение, беседа.
| 11
|
|
| Н.Надеждина «Лук –от семи недуг». М. Константиновский «Что такое электрический ток»
| 91
| Внеклассное чтение: Рассказы о растениях Урала.
| 7-10мин
| Фронтально, беседа
|
Учебно-методический комплекс (УМК),
обеспечивающий реализацию рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы.
Дидактическое обеспечение
| Методическое обеспечение
| Литературное чтение (учебник в четырёх частях) «Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений; 9-е издание. Авторы: О.В.Кубасова. Имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год.
.Литературное чтение «Любимые страницы». Тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В.Кубасова. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 год.
.Литературное чтение «Тестовые задания» для самостоятельной работы . Автор О.В. Кубасова;7 – е издание. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 г
Портреты поэтов и писателей.
Хрестоматия по литературе родного края, 1-4 класс - Челябинск «Взгляд,2005г.
| Программа «Литературное чтение» 1–4 классы. Авторы: О.В.Кубасова. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год (в электронном виде).
Методические рекомендации к учебнику и тетради для 4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. Методические рекомендации соответствуют учебнику, рекомендованному Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год (в электронном виде).
|
3.Календарно – тематическое планирование представлено ниже.
Содержание Рабочей программы полностью соответствует программе четырехлетней начальной школы «Литературное чтение» (УМК «Гармония») и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. (Смотреть: программа четырехлетней начальной школы «Литературное чтение» Автор: О.В. Кубасова, 2010 год, в электронном виде).
Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой.
Содержание программы
В данной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их единстве и взаимодействии.
Итоговый контроль проводится в форме проверки техники чтения вслух в начале и в конце учебного года. Материалы контроля представлены в разделе «Контрольно - измерительные материалы». Учебно-тематический план и реализация федерального компонента
Материал, предназначенный для формирования у учащихся новых знаний и закрепления ранее изученного материала, представлен в следующих темах:
«Гимн Российской Федерации»(1ч)
«Что за прелесть эти сказки!.....» (22ч)
«О доблестях, о подвигах. о славе…» (5ч)
«Уж сколько раз твердили миру…» (4ч)
«Оглянись вокруг» (21ч)
«Золотая колесница». Мифы Древней Греции. (3ч)
В начале было слово, и слово было Бога». Библейские сказания. (8ч)
«Мир – театр,… люди – актёры…» Пьесы (7ч)
«Мир волшебных звуков». Поэзия (11ч)
Когда, зачем и почему? Познавательная литература. (15ч)
«Самого главного глазами не увидишь»(10ч)
Круг чтения
В 4 классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.
В результате изучения программного материала учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
«Гимн Российской Федерации»
Знать: текст Гимн РФ;
«Что за прелесть эти сказки!.....»
Знать: понятия «сказка», «виды сказок», «зачин», «концовка»;
Уметь: выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по её содержанию; читать по ролям; работать с текстом; последовательно воспроизводить содержание сказки; пересказывать от лица одного из героев; объяснить отличия этой сказки от предыдущих; пользоваться основными средствами интонационной выразительности; передавать содержание прочитанного; выразить личное отношение к прослушанному; анализировать содержание сказок; делить текст на части и озаглавливать каждую из них; различать сказки литературные и народные; составлять план к пересказу; выразительно читать; участвовать в литературной викторине, конкурсах; пересказывать текст по плану; чётко отвечать на вопросы;
«О доблестях, о подвигах. о славе…»
Знать: понятие «былина»; особенности былинных сказов; правила чтения былин; содержание былины;
Уметь: анализировать текст, делить на части; пересказывать былину по плану; работать над содержанием; находить в тексте слова – подтверждение; делать выводы; анализировать картину В.М.Васнецова «Богатыри»;
«Уж сколько раз твердили миру…»
Знать: понятие «басни»; содержание басен;
Уметь: проводить аналогию между пословицами и баснями; работать с текстом басни; читать по ролям; инсценировать басню; отвечать на вопросы по содержанию; находить основную мысль; делать выводы и обосновывать свои ответы;
«Оглянись вокруг»
Знать: понятие «рассказ»;
Уметь: передавать содержание прочитанного; работать с текстом и анализировать прочитанное; отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста; озаглавливать части рассказа; пересказывать; отвечать на вопросы по содержанию; делить текст на части; читать осмысленно про себя; делать выводы; словесно нарисовать портрет мальчика Мишки; поддержать беседу о содержание рассказа; коротко пересказать текст по плану; выразительно читать диалог Дагнии и Грига; словесно рисовать картину к прослушанному музыкальному произведению; чётко и полно отвечать на поставленные вопросы; составлять портреты главных героев; зачитывать нужные отрывки по просьбе учителя; понимать замыслы автора; определять мысль и главную тему; составлять план; пересказать эпизод или часть произведения свободны; находить в тексте нужные отрывки самостоятельно; работать в группах; отгадывать названия рассказа по подбору слов, опираясь на рисунок;
«Золотая колесница». Мифы Древней Греции.
Знать: понятие «миф»; содержание мифов;
Уметь: осмысливать доступную литературу; работать с текстом; делить текст на части и составлять план; пересказывать миф;
«В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания.
Уметь: выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию; пересказывать наиболее понравившиеся отрывки; отвечать на вопросы; выделять главную мысль автора;
«Мир – театр,… люди – актёры…» Пьесы
Знать: понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»; содержание пьесы;
Уметь: нарисовать словами каждого героя; читать по ролям; работать с текстом; полно отвечать на вопросы; определять отличительные черты пьесы; делить текст на части; передавать различные интонации при чтении;
«Мир волшебных звуков». Поэзия
Знать: содержание произведений;
Уметь: читать выразительно перед аудиторией; работать с поэтическим текстом,; заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов; находить красочные средства изображения; развивать речь, дикцию, работать над правильным выразительным чтением;
«Когда, зачем и почему?» Познавательная литература
Знать: содержание статьи, героев произведений Г. Х. Андерсена;
Уметь: рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине; объяснять переносное значение слов; делить текст на части; высказывать своё отношение к природе, произведению; отвечать на вопросы по содержанию текста; различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги; словесно нарисовать портрет князя Владимира с использованием слов текста; работать с произведением о далёком прошлом нашей Родины; озаглавливать прочитанное; подробно пересказать текст; работать с познавательным текстом; составлять план по тексту; осмысленно выразительно читать; читать по абзацам; пересказывать статью по плану Сказки Пушкина; участвовать в викторинах;
«Самого главного глазами не увидишь»
Уметь: работать с текстом; выделять событие, составляющее основу художественного произведения; выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета;
Оставляю право на корректировку рабочей программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Календарно – тематическое планирование представлено ниже. 4.Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета В результате изучения литературного чтения ученики 4 класса должны знать/понимать: – осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя —110 слов в минуту;
– прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
– воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
– воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;
– характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
– различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;
– воссоздавать образ писателя на основе его произведения;
– выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
– излагать личное мнение о литературном произведении;
– составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);
– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
– организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
– ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;
– пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.
– основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);
– основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись,художественный повтор).
– пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
– использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;
– иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;
– составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;
– создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений. 5.Характеристика контрольно-измерительных материалов.
|
|
|