|
Образовательная программа по учебному предмету химия для 8 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Александровская основная общеобразовательная школа
-
Утверждаю
Директор школы ______________
Гоптарева Г.И.
приказ от __________2015 г.
№ ______
|
|
Рабочая программа по___химии ___
(указать учебный предмет, курс) Уровень общего образования (класс)
основное общее 8__________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса) Количество часов _70_____________ Учитель _____Шутюк Ю.А.___________ Программа разработана на основе Авторской программы основного общего образования по химии для
8-9 классов. О.С.Габриеляна, А.В. Купцовой. М.: Дрофа,2008
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
х. Александровка 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая образовательная программа по учебному предмету химия для 8 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент Государственного Образовательного Стандарта общего образования утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.04. №1089.
Примерной учебной программы основного общего образования по химии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Химия. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
Авторской программы к учебникам под редакцией О.С.Габриеляна, А.В.Купцовой. М.: Дрофа,2008 для 5–11 классов общеобразовательных учреждений
Основная образовательная программа МБОУ Александровской ООШ;
Учебный план МБОУ Александровской ООШ на 2015 – 2016 учебный год;
Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Александровской ООШ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией О.С.Габриеляна, А.В.Купцовой. М.: Дрофа,2008
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития и воспитания обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать себя в условиях современного общества.
Изучение химии способствует решению общей цели естественнонаучного образования — дать единое представление о природе, сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся. Изучение химии в основной школе призвано обеспечить: -развитие информационных общеучебных умений, а именно умений находить, понимать, перерабатывать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, создавать мультимедиапрезентации, эссе и др.;
-осознание ценности химической информации и образования, значимости знаний химии для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
-развитие у учащихся интеллекта, нравственности, коммуникативности, понимания общественной значимости науки химии и её технологий как источника получения многих жизненно важных продуктов и материалов;
-формирование позитивного отношения к химии как возможной области дальнейшего химического образования и профессиональной деятельности. Общая характеристика учебного предмета.
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
- вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
-химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
-применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
-язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного химического образования:
1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные — язык науки, аксиологические, исторические и др.);
2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);
3) ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);
4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;
5) ключевые и учебно-химические компетенции.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которого заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у учащихся: Результаты изучения предмета.
-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-использование различных источников для получения химической информации.
-давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
-знать химические символы;
-знать табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д.И.Менделеева, используя понятия «период», «группа»;
-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
-классифицировать изученные объекты и явления;
-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
-моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
-анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
-проводить химический эксперимент.
-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других трамвах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Химия» в 8 классе проводится 2 часа в неделю, следовательно, 70 часов за учебный год.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Основные понятия в химии (4 часа)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, интернет.
Раздел 2. Атомы химических элементов(8 часов)
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы.
Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Раздел 3.Простые вещества(7 часов)
Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов-простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств нметаллов-простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов.
Первоначальные представления о естественных группах химических элементов: щелочные металлы, галогены.
Раздел 4.Соединения химических элементов(14 часов)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Основания, их состав и названия. Представители щелочей. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Понятие о шкале кислотности. Соли как производные кислот и оснований. Растворимость солей в воде. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси.
Раздел 5. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Раздел 6.Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»(3 часа) Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химическое уравнение.
Раздел 7.Растворы. Свойства растворов электролитов(16 часов)
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Раздел 8.Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (5 часов)
Тематическое планирование.
№ п.п.
| Наименование разделов и тем
| Количество часов на раздел
| Контрольные работы
| Проект
ные работы
| Лабораторные
работы
| 1.
| Основные понятия в химии
| 4
|
| №1
Этапы разви-
тия химии как науки.
| №1Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.
№2Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
| 2.
| Атомы химических элементов
| 8
| №1 Атомы химических элементов
|
| №3 Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа
№4Изготовление моделей бинарных соединений.
№5Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи
| 3.
| Простые вещества
| 7
| №2 Простые вещества
|
| №6Ознакомление с коллекцией металлов
№7Ознакомление с коллекцией неметаллов.
| 4.
| Соединения химических элементов
| 14
| №3
Соединения химических элементов
| №2 Горные породы как химический объект
| №8 Ознакомление с коллекцией оксидов.
№9 Ознакомление со свойствами аммиака.
№10Качественная реакция на углекислый газ.
№11 Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды.
№12Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.
№13Ознакомление с коллекцией солей.
№14Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки.
№15Ознакомление с образцом горной породы.
| 5.
| Изменения, происходящие с веществами
| 12
| №4 Изменения, происходящие с веществами
|
| №16Прокаливание меди в пламени спиртовки.
№17 Замещение меди в растворе хлорида меди железом.
| 6.
| Практикум 1 «Простейшие операции с веществом»
| 3
|
| №3 Горя-
щая свеча
| Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа№2
Признаки химических реакций.
Практическая работа№3
Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
| 7.
| Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| 16
| №5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| №4
Столо-
вый уксус как химический объект
| №18 Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра
№19Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами
№20
Взаимодействие кислот с основаниями
№21
Взаимодействие кислот с оксидамсиметаллоа
№22
Взаимодействие кислот с металлами
№23
Взаимодействие кислот с солями
№24
Взаимодействие щелочей с кислотами
№25
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов
№26
Взаимодействие щелочей с солями
№27Получение и свойства нерастворимых оснований
№28
Взаимодействие основных оксидов с кислотами
№29 Взаимодействие основных оксидов с водой
№30
Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами
№31
Взаимодействие кислотных оксидов с водой
№32
Взаимодействие солей с кислотами
№33
Взаимодействие солей с щелочами
№34
Взаимодействие солей с солями
№35
Взаимодействие растворов солей с металлами
| 8.
| Практикум 2. «Свойства растворов электролитов»
| 4
| Итоговая контрольная работа
|
| Практическая работа №4 Решение эксперименталь-
ных задач по теме: «Свойства растворов электролитов»
| 9.
| Резерв
| 2
|
|
|
|
| Итого
| 70
| 6
| 4
| Л/р 35 Пр/р 4
| Распределение часов по четвертям.
Четверть
| Кол-во часов
| Кол-во часов и причины опережения или отставания
| по программе
| по КТП
| факт
|
| 1
| 17
| 17
|
|
| 2
| 16
| 16
|
|
| 3
| 20
| 20
|
|
| 4
| 18
| 18
|
|
| Всего
| 70
| 70
|
|
| |
|
|