|
Общее звучание речи Общее звучание речи
Речь выразительная (невыразительная), интонационно-оформленная, монотонная, затруднения в выделении логического ударения, паузации;
-монотонная; не модулированная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков;
- речь малопоняная для окружающих;
-толчкообразная, скандированная, с нарушением модуляции ударения, затухающим голосом к концу фразы
(походка и речь пьяного человека - мозжечковая дизартрия);
- монотонная, однообразная, немодулированная, голос прерывистый, переходящий в бормотание с носовым оттенком (подкорковая дизартрия).
Высота
-звонкий, высокий, низкий, №, затухающий, сиплый, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенком.
Темп:
- умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания;
- несформированность регуляции темпа речи и речевого дыхания;
- способность регулировать темп речи и дыхания отсутствует;
-, ускоренный, замедленный;
- аритмия, не сохраняет паузы между словами, предложениями;
- судорожный, прерывистый, неровный;
- замедленный или ускоренный (преобладают процессы торможения или возбуждения), с запинками, сопровождающийся излишне активной мимикой или жестикуляцией;
-брадилалия- патологически замедленный темп речи; ( при брадилалии замедленность темпа речи и письма
-1 уровень речевого развития: Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза.
Плавность
- судороги мышц речевого аппатрата;
- непроизвольные задержки на середине слова;
- судорожные повторения отдельных звуков;
- плавная;
Голос
- без особенностей, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, голос прерывистый, переходящий в бормотание с носовым оттенком (подкорковая дизартрия);
- частичное нарушение высоты, силы и тембра- дисфония;
- голосовые утомления, комок в горле, постоянное першение в горле с потребностью откашляться;
- легкая осиплость;
- голос слабый, сдавленный, отсутствует ряд звонких согласных;
- охриплость , падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, порывы звучного голоса
- присутствует назальный оттенок, страдает просодика: тембр, темп, интонация, выразительность;
- громкий, звонкий, слабый, тихий, затухающий;
- вдох №, слишком быстрый, укороченный, слишком глубокий во время речи;
Тихий, слабый, крикливый, резкий, с металлическим оттенком;
Дыхание
- нормальное, ритмичное, аритмия,
- поверхностное, отсутствует речевое,
-недостаточная сформированность речевого дыхания;
- выдох слишком быстрый,
- соответствует количеству слов во фразе;
- нарушение речевого и носового дыхания (носовой оттенок, гнусавость, расстройство голоса).
Интонированность
- малоинтонирована;
- достаточно интонирована;
- несформированность чувства ритма, трудности в выделении правильного ударения в слове;
Интонационные возможности снижены (речь маловыразительна).
Характерна неточность воспроизведения слов, быстрая утеря информации (ЗПР)
Понимание речи
- понимание затруднено вследствие многочисленных нарушении звукопроизношения;
- отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых конструкций типа «Коля старше Миши».
Понимание речи на бытовом номинативном или ситуативном уровне.
1 уровень речевого развития: Ребенок не понимает обращенную речь, не может выделять из речевого потока фонемы.
Грубо нарушено узнавание смысла слова, нарушено понимание предложения.
2 уровень речевого развития:
Понимание речи постепенно развивается, морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение.
У ребенка нарушено понимание обращенной речи, узнавание смысла слова, понимание точного и конкретного значения слов, понимание предложения.
3 уровень речевого развития:
Понимает смысл общий смысл обращенной к нему речи, относительна сохранна интонация слышимой речи, понимание точного и конкретного значения оказывается недоступной.
Письмо
Слабая моторика, нестабильность графических форм, медленный темп письма. Понимает смысл задания, может найти неверно написанное слово.
Под диктовку допускает орфографические и дисграфические ошибки ( пропуск букв, слогов, слов, замены, написание лишних элементов букв, слитное написание слов,, предложений.) Грамматические задания выполняет только с направляющей помощью. Допущенные ошибки при письме не видит. Отсутствует «орфографическая зоркость» ( не умеет найти орфограмму), затруднение в усвоении правил и их применении в конкретной ситуации. Трудности при определении слова как части речи. Затруднения в подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня.
- ошибки звукового состава: замены согласных, замены гласных, пропуски гласных, слогов,
-перестановки, добавления, раздельное написание частей слова;
-лексико-грамматические ошибки: нарушение согласования, нарушение управления, замены слов по звуковому сходству,
Замены слов по семантическому сходству, слитное написание слов;
- графические ошибки: замены букв по количеству элементов, замены букв по пространственному расположению, зеркальное письмо.
Затруднено узнавание предмета, смешивает сходные по начертанию буквы, сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот.
- ошибки на правописание:
Жи-ши, ча-ща,
Прописная буква, правописание мягких согласных, правописание безударных гласных,
-слитное написание предлогов, раздельное приставок, пропуски предлогов
Чтение
-замена и смешение звуков при чтении,
- замена графически сходных букв,
- чтение побуквенное, угадывающее, с заменой слов, смешением элементов слова;
-побуквенное чтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова;
-искажение звуко-слоговой структуры, (пропуск согласных, добавление гласных, перестановки, пропуски звуков, слогов);
-нарушение понимания прочитанного;
-аграмматизмы (изменение падежных окончаний существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; глагольные окончания;
-дислексия;
стимуляции. Поощрения мало влияют на продуктивность деятельности.- нарушение понимания смысла прочитанного.
-Трудно понять смысл прочитанного, тексты со скрытым смыслом недоступны.
Смешение при чтении сходных по звучанию слов
Нарушение чтения: затрудняется в запоминании зрительных образов букв, читает по буквам или по слогам с переходом к чтению целыми словами, невыразительно, с затуханием голоса к концу фразы;
Читает текст как одно предложение без пауз. Прочитанное понимает частично, механическое чтение), пересказывает с помощью наводящих вопросов после нескольких прочтений.
Низкая скорость чтения, (торопливость).
Неречевая симптоматика
Нарушение восприятия схемы тела, трудности ориентировки в пространстве, на листе бумаги. Нарушение восприятия целостного образа предмета (конструктивный праксис), фрагментарность при рассматривании сюжетных картин, сужение объема восприятия. Затруднение в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения, трудности вербализации пространственных отношений. Нарушение сукцессивных процессов. Познавательная активность снижена, мотивация к занятиям не устойчивая. Слабый уровень организации внимания, неравномерность работоспособности. Повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательное беспокойство. Ассенизация психических процессов. Синдром двигательных расстройств (нарушение процессов регуляции мышечного тонуса гипогипердистония). Недостаточность координации движений. Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук.
УО
Формальный контакт со взрослыми или полный отказ от сотрудничества. Пассивность и крайне сниженная потребность в общении, слабый интерес к окружающему.
Выполняет задание, не дослушав инструкцию, не поняв цели, наугад. На конкретные вопросы дает отвлеченные бессодержательные ответы.
В задании инструкцией не пользуется, цели задания не всегда понимает, быстро теряет интерес.
Неустойчивость э-в сферы: плач, чрезмерное возбуждение, неадекватная веселость, фамильярность, беспричинный смех, безразличие, несоблюдение дистанции.
ЗПР.
Повышенная истощаемость, отвлекаемость, импульсивность, трудно понимает объяснения с первого раза, постоянно переспрашивает.
Использует помощь и осуществляет перенос на аналогичное задание (организующая, разъясняющая).
Ориентируется на оценку взрослого. Список использованной литературы.
1. «Психолого-логопедическое обследование детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ » СПб, 2000 г.
4. «Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений) под редакцией Г.В.Чиркиной изд. «Аркти», Москва, 2003 г.
5. О.Е. Грибова «Технология организации логопедического обследования», изд. «Айрис-Пресс», «Арис-Дидактика», Москва ,2007 г.
6. Аникеенко Н.А.- учитель – логопед г. Санкт-Петербурга
7. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда», изд. «Владос», Москва, 1998 г.
8. Волковская Т. Н "Иллюстрированная методика логопедического обследования", М 2009г.
9. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» СПб, изд. «Детство-Пресс», 2000 г.
10. Р. А. Кирьянова «Комплексная диагностика дошкольников (5-6 лет)» СПб, изд. «Каро», 2002 г.
11.О. Е. Микляева «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста»
12.А. В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва, 2002 г.
13. Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е Соболева «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» СПб, изд. «Питер», 2008 г.
14. Н. И. Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» Москва, изд. «Сфера»,2010 г.
15. Н.Н.Баль, Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод, пособие для учителей-
дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроз-
дова. — Минск, 2010г.
16. Т. В. Башинская, Т. В. Пятница «Как преодолеть «неговорящего» ребенка в болтуна(из опыта преодоления моторной алалии)
17. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития». — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с. |
|
|