Главная страница

«Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы»



Скачать 490.32 Kb.
Название«Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы»
страница3/3
Курносова Светлана Петровна
Дата18.04.2016
Размер490.32 Kb.
ТипРеферат
1   2   3

1.6. Исследовательская деятельность учащихся МБОУ СОШ №82

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в школе №82 г. Ульяновска создано еще в 2001 году и существует научное общество учащихся “Сократ”. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ “Сократ”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника. Ученик, участвующий в работе НОУ, выбирает форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.), получает необходимую консультацию у своего руководителя, имеет индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы, получает рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме, выступает с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе. Если работа получает высокую оценку, то представляет свою работу на конференции в городе. Если и там будет высоко оценена, получит возможность опубликовать в сборнике научно-практических работ. Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

Мои ученики — активные участники гуманитарной секции школьного научного общества. В данный момент они готовятся к выступлению на школьной научно-практической конференции, которая пройдет 2 апреля 2013 года. Общая тема, над которой работают мои девятиклассники, касается литературного краеведения: «Основные темы и проблемы современной литературы Симбирско-Ульяновского края». Именно краеведческий материал привлек ребят больше всего, потому что, к сожалению, другой возможности ближе познакомиться с современной литературой местных поэтов и писателей у них нет: нет специальных уроков литературного краеведения. После защиты работ в школе отправим лучшие работы на городскую научно-практическую конференцию по краеведению (2 Малые Сытинские чтения), которая состоится 19 апреля 2013 года.

Кроме такой формы отчета о выполненной работе, существуют и другие: уроки внеклассного чтения, которые специально включаются в начале учебного года в тематическое планирование, семинары, вечера встреч.

Заключение

Таким образом, в данной работе подтвердились предположения об актуальности и практической значимости проведения исследований в образовательном процессе вообще и в процессе изучения литературы в частности, и современному педагогу необходимо овладеть навыками организации исследовательской работы с учащимися. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Исследовательская деятельность обучающихся деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

- постановку проблемы,

- изучение теории, посвященной данной проблематике,

- подбор методик исследования и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

- научный комментарий,

- собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
2. Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

– овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

  • профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

- формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Таким образом, поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов учебно-исследовательской деятельности способствует интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями. Это отвечает требованиям современного общества о необходимости сформировать профессионально и социально компетентную, мобильную личность, способную делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Библиографический список использованной литературы

  1. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.80-88.

  2. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск., 2001, 234с.

  1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., Арена, 1994, 222с.

  2. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.33-37.

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004, 352с.

  1. Образование: взгляд в будущее: Сборник лучших работ участников 4 Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010, 194с.

  2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006, 224 с.

  3. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.

  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.

  5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2006, 480 с.

  6. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе//Международная научно-практическая конфренция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования».- Томск.: Из-во ТГПУ, 2004, с.58-61.

  7. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. - М.: Планета, 2010, 255с.

  8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Воронеж, 2004, 120с.

Электронные ресурсы следующих сайтов:

14. www.festival.1september.ru

15. www.researcher.ru
1   2   3