Глава 2. Исследовательская работа в процессе изучения литературы
1.1. Специфика организации исследовательской деятельности при прохождении курса литературы
Характеризуя учебно-исследовательскую деятельность, следует подчеркнуть основную функцию: инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире. Это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения.
Исследовательская деятельность в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. При изучении художественной литературы, отражающей историю нашего народа, именно в процессе исследовательской работы происходит осознание учащимися собственной сопричастности к прошлому и настоящему страны, Родины, осознание себя частью, созидательной силой, способной повлиять на ее развитие. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор в будущем. Чтобы исследовательскую работу ученики смогли, а главное, желали выполнять, учитель должен быть готовым отвечать на все их вопросы, развить в них творчество, создать познавательный стимул. Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Конечный результат поисковой деятельности ученика в области литературы — собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на проблемы, на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г. Качуриным: «Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде» [3, с.86].
Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования.
1.2. Формы организации исследовательской работы при изучении литературы
Исследовательская деятельность в процессе изучения литературы может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения на этапе объяснения нового материала или выполнения домашнего задания) на отдельных этапах урока, может занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, или может являться самостоятельной деятельностью во внеурочное время.
Если мы проводим урок-исследование, то в этом случае меняется сама структура урока. Схема урока-исследования:
актуализация, например, рассказ учителя об истории создания произведения;
художественное чтение текста (отрывка);
постановка проблемы, формулирование темы исследования;
решение проблемы (литературоведческий анализ текста);
вывод по теме исследования;
рефлексия: домашнее сочинение.
В современных условиях действительно эффективное преподавание литературы органичного сочетания всех форм классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Поэтому исследовательской деятельности во внеурочное время уделяется все больше внимания.
Обучение навыкам исследовательской деятельности можно начать осуществлять уже с 5 класса. Здесь вводится понятие «исследовательская деятельность», а также таких ее составляющих, как «проблемный вопрос» и «гипотеза», формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации. Но исследовательская работа в этом возрасте носит в основном коллективный характер.
В 7-8 классах проводится практическое занятие «Требования к исследовательской работе», а для выполнения исследовательских работ могут быть сформированы группы учащихся (по 3-4 или 5-6 человек). Исследование может проводиться как на уроках, так и вне их. На уроке, узнав тему исследования, ученики предлагают свои варианты гипотез. Основная же работа выносится на домашнее задание, которое может быть выполнено в течение 1-3 недель (в зависимости от подготовленности учащихся). И здесь главное — не пропустить момент, когда учащимся может понадобиться помощь учителя, который проводит консультации, координируя исследовательскую работу школьников, — сопровождает таким образом все этапы исследовательской деятельности учащихся. На итоговом уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, защищают свои творческие работы.
Следующим этапом станет индивидуальная форма исследовательской деятельности. Этот процесс может начинаться уже в 9 кл. и продолжится в 10-11 кл. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы. Так, для будущих историков и философов особенно привлекательны темы, интегрирующие разные области знаний, например: «Революция в восприятии русских писателей и философов». Ученики с лингвистическими способностями и предпочитающие кропотливую работу с текстом с удовольствием занимаются сравнением художественных переводов, проводят лингвостилистический анализ небольших произведений русских и зарубежных писателей. Те, кто увлекается психологией, проводят анализ особенностей восприятия одного художественного произведения читателями-одноклассниками. Результат — не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение.
1.3. Виды исследовательских работ по литературе и этапы работы над ними
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: «Способы создания образов-персонажей в поэме Н. Благова «Волга».
2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер: теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например: «Тема семьи в творчестве А.С. Пушкина (на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-крестьянка».
3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие школьников видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение первой половины 19 века в жизни Симбирского края и литературе».
4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Интересные факты из жизни Н.В. Гоголя».
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поста-вленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Для этого необходимо провести с учащимися занятия, на которых актуализировать знания школьников о методах анализа произведения; о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить учащимся поработать в библиотеке: найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить школьников делать это. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процесе исследовательской деятельности): рецензирование критических статей, составление тезисных планов, конспектов, аннотаций, творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.
Следующий этап — повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов.
Отчет о результатах индивидуального исследования лучше всего оформить в виде доклада или сообщения. Можно выделить несколько типов докладов: монографические (т.е. посвященные одному литературному герою), историографические, языковедческие, а также доклады, раскрывающие внутреннюю структуру и образную систему произведения. Особый интерес представляют устные сообщения, тематика которых связана с эмоциональным состоянием героев. Как правило, большую трудность школьники испытывают именно при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе учитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Эмоциональность и убежденность, оригинальная композиция доклада, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу учащихся по литературе.
Все вышесказанное можно оформить в виде таблицы:
Этапы работы руководителя с учеником над учебным исследованием
Этапы работы
| Цели и задачи учебно-исследовательской работы
| Содержание занятий
| 1. Предваритель-ный
| Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика; формирование общих предста-влений об исследовательской работе по литературе
| Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по литературе, способностей и интересов учеников; знаком-ство с современными под-ходами в изучении литера-турных произведений, мето-дами исследования; задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор материала, ведение дневника исследователя
| 2. Выбор проб-лемы исследо-вания
| Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования
| Обсуждение возможных тем для исследования, предло-женных у учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем в литературе, тематика предстоящих конференций учащихся
| 3. Изучение науч-ной литературы
| Обучение практическим навы-кам работы со справочной и научной литературой
| Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ
| 4. Формули-рование темы, ги-потезы, опре-деление целей, задач, методов ис-следования
| Формирование исследо-вательских умений (формули-рование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение ме-тодов в зависимости от объекта исследования)
| Консультирование по вопросам формулирования темы, гипо-тезы, понимания целей и задач работы, по методике прове-дения исследования
| 5. Сбор материала
| Обучение сбору материала
| Проведение сбора материала
| 6. Обработка по-лученного мате-риала.
| Обучение литературовед-ческому анализу и обработке полученных материалов
| Литературоведческий анализ и обработка полученного мате-риала
| 7. Формулиро-вание выводов
| Формирование умения обоб-щать собранный материал, формулировать выводы
| Систематизация и обощение результатов работы
| 8. Создание тек-ста
| Практическое овладение науч-ным стилем речи; обучение редактированию научного тек-ста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста
| Написание текста учебно-исследовательской работы
| 9. Представление результатов работы
| Обучение основам устного публичного выступления
| Представление работы на науч-но-практической конференции школьников
| 10. Оценка рабо-ты
| Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы
| Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перс-пективы исследования
| 1.4. Учет возрастных особенностей учащихся при проведении исследования
Освоение теории и практики вопроса исследования, участие в индивидуальном творческом поиске с учетом возрастных особенностей школьников может происходить следующим образом:
5-7 классы: приобретение простейших знаний, умений и навыков для выполнения исследовательской работы; обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления. Своеобразие творческой линии обучения в данном возрасте заключается в определенном встречном движении художественного и публицистического творчества. Например: общая тема «Роль портрета в раскрытии характера литературных героев», а исследования выстраиваются по художественным произведениям, изучаемым в этот период;
8-9 классы: углубление знаний по методике исследования и обработке результатов, выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера. Усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. В процессе практической читательской работы внимание учеников акцентируется на средствах и способах работы автора. Например: «Герой в оценке автора в эпическом и драматическом тексте»;
10-11 классы: происходит дальнейшее развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике. Наиболее интересны в этот период так называемые «сквозные» темы, над которыми можно трудиться несколько лет. Например: «Цветовая гамма как средство выразительности в произведениях Ф.М. Достоевского».
Безусловно, характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений, навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается ребенку в художественном тексте. Следовательно, сотрудничая со школьниками в процессе выполнения исследовательской задачи по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию его общей культуры, поскольку в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя.
Таким образом, руководство самостоятельной деятельностью учащихся — сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируются тема работы, цели и основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель (учитель-словесник) помогает найти нужную литературу, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в группе. Результатом такого творческого сотрудничества с учителем и становится выполненное учеником исследование.
1.5. Организация исследовательской работы при изучении литературного краеведения
В современной дидактике господствует точка зрения, что учебное исследование есть познание уже открытого наукой, что учащиеся должны решать проблемы, уже решенные ей и новых только для детей. Педагог Н.И. Кудряшов внес свою поправку в эту традиционную трактовку: в школе возможно и открытие неизвестных науке фактов, например, в области литературного краеведения.
В школах Ульяновской области с каждым годом растет интерес к литературному краеведению. Интерес этот не случаен. Занимаясь литературным краеведением, учащиеся не только лучше узнают литературную жизнь Симбирского края, они еще больше полюбят литературу и художественное слово, расширят свой жизненный кругозор. То есть цель исследовательской работы по литературному краеведению — развитие интереса учащихся к литературе родного края, поддержка их в реализации творческих способностей.
Литературное краеведение — благодатная почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Занятия краеведением предполагают строго научный, критический подход к литературным источникам. Местные литературные явления должны рассматриваться в свете общих закономерностей, присущих всей русской литературе.
Успех занятий краеведением в значительной степени зависит от увлеченности школьников. Чем сильнее они будут заинтересованы работой, тем ощутимее будут ее результаты, значительнее влияние на их сознание и чувства. Узнавание нового о литературе родного края неотделимо от радости приобщения к жизни своего народа. Немалое удовлетворение краеведам приносит мысль, что они не только сами обогащаются знаниями, но и передают их другим, активно участвуют в жизни родного города или села. Более устойчивы и широки интересы школьников, которые под руководством словесника могут самостоятельно вести работу краеведческого характера, более сознательно участвовать в анализе литературно-краеведческих фактов. Большое удовлетворение ребята получают от поисковой работы, когда они разыскивают новые факты из жизни писателя, неизвестные документы, рукописи, записывают беседы с людьми, знакомятся с историческими событиями, получившими отражение в книге, ищут новые сведения о прототипах литературных героев. Источниками могут быть изданные отдельно произведения, в которых отражена местная жизнь; местные литературно-художественные журналы, альманахи, газеты; архивы писателей, библиографические справочники и энциклопедии, монографии и документальные повести о писателях; фонд краеведческого музея, областной библиотеки и др.
Тема исследовательской работы должна быть актуальной, интересной, увлекательной, но выполнимой учеником. Учитель должен учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и возможности. Примеры исследовательских заданий, которые можно применить на уроках литературного краеведения и во внеурочной деятельности:
5-6 кл.- задания, используемые для более глубокого постижения текста произ-ведения и знакомства с творчеством писателя:
найти сведения о писателе (поэте, собирателе сказок);
собрать и записать пословицы и поговорки, бытуемые в нашей местности;
собрать и записать произведения малых жанров фольклора, бытуемые в нашем крае;
найти высказывания критиков о писателе (поэте);
в 7-8 кл. могут быть такие задания:
составить родословную какого-либо писателя (напр., Языкова);
выявить, бывал ли Гоголь (или какой-либо другой писатель/поэт) в нашем крае;
эпизоды биографии М.Ю. Лермонтова (другого писателя/поэта), связанные с нашим краем;
краса родного края в произведениях Н.М.Языкова (и других писателей/поэтов);
9-11 кл. могут быть такие темы:
«Поиск своего героя писателем.....»;
«Семантика имен в творчестве....»;
«Особенности синтаксиса …»;
«Необычность стиля писателя....»;
«Экологические проблемы в современной литературе Симбирско-Ульяновского края»;
«Земляки-фронтовики в лирике …».
Кроме этого, могут быть задания составить сборник произведений какого-либо автора (Ф.И.О. автора). При выполнении данного задания ученик выступает в роли составителя, автора сборника и вступительной статьи.
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной» - эти слова академика Д.С. Лихачева близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине.
|