|
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике Учитель математики МБОУ "Азбабинская СОШ" Апастовского муниципального района Республики Татарстан Курмашева Ануза Азгаровна
2012 год
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Я считаю, что для освоения навыков исследовательской работы основная нагрузка ложится на внеурочную работу школьников, занятия математического кружка, который отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. На занятиях кружка ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.
Цели поиско-исследовательской деятельности:
Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях;
Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы;
Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Работаю с учащимися поэтапно. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:
1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.
3 уровень – исследовательский, экспериментальный
4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Все исследования, которые проводят учащиеся, делятся на три типа:
I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по математике, предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.
II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.
III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.
Научно-исследовательская работа в кружковой деятельности проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа, включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Выполнение этих работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе. Критерием успешности деятельности научного общества учащихся, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.
Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в школе. Ежегодно мои воспитанники участвуют на школьной научно-практической конференции с докладами. А также участвовали в районных турах Межрегиональных чтениях имени Каюма Насыйри с докладами « Каюм Насыйри и геометрия» , «Математическое наследие Каюма Насыйри» , «Геометрия татарских узоров», «Проценты в повседневной жизни», « Практическое применение прогрессий». Кроме этого, ученица 10 класса Сиразеева Алия участвовала на заочных турах научно-практических конференциях в Актанышском районе «Без яшь, без сэлэтле», Рождественских чтениях.
Материал, собранный в работах, я использую на кружковых занятиях и на уроках. А все работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.
В результате работы я убедилась в том, что научно-исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Воспитанники математического кружка приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)
информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)
коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя).
компетенция личностного самосовершенствования . |
|
|