|
«Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности» Выступление на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Ход выступления.
Сегодня мы поговорим о патриотическом воспитании. Тема моего выступления «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности». (Слайд 1) На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну.
В современном обществе слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями.
В.В. Путин в одном из интервью отмечал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». (Слайд 2)
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".(Слайд 3)
Значимость патриотического воспитания учащихся особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Учитывая особый контингент учащихся нашей школы учителям приходиться воспитывать или даже перевоспитывать уже взрослых людей с сформировавшимся мировоззрением, характером, и имеющие свой взгляд на жизненные ценности. Даже если наши учащиеся вовсе не заинтересованы в истории собственной страны и не проявляет никакого желания становиться патриотами, пытаться привлекать к этому направлению всё равно надо.
Темой патриотического воспитания учащихся занимаюсь уже второй год. В целях воспитания любви к Отечеству ведется работа по нескольким направлениям: (Слайд 4)
патриотическое воспитание учащихся на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян;
патриотическое воспитание учащихся на уроках математики.
Процесс патриотического воспитания на уроках и во внеклассной работе включает, в первую очередь, воздействие на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа. Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан – примером для подражания.
Сегодня многие молодые люди начали забывать, что не быть нашему государству вообще, если бы не победа в Великой Отечественной войне. Считаю, что воспитание на примере жизни известных и малоизвестных героев Великой Отечественной войны – одно из самых главных направлений в работе по патриотическому воспитанию.
Стараюсь активно вовлечь учащихся нашей школы в исторические события ВОВ, используя различные формы и методы работы.
В 2013 году было проведено внеклассное мероприятие с использованием ИКТ «У войны не женское лицо». (Слайд 5) Мероприятие было приурочено к празднованию Дня Победы. Учитывая, что наши учащиеся девушки, хотелось донести до них насколько велика и разнопланова роль женщины в этой страшной войне, какой подвиг они совершили во имя победы, во имя жизни. В ходе мероприятия учащиеся узнали не только героические подвиги, но и интересные факты из жизни. Данное внеклассное мероприятие отвечает всем параметрам развития у учащихся патриотического воспитания.
Мероприятия, проведенные в месячники военно-патриотического воспитания: (Слайд 6)
День юного героя-антифашиста;
70-летию Сталинградской битвы посвящается
Блокадный Ленинград
Вместе с тем, воспитание патриотизма – это та неустанная работа, которая должна проводиться не только во внеурочное время, но и на уроках.
Предлагаю вам материалы, которые я использую на уроках математики накануне дня Победы.
Фрагмент урока «Звезда Героя».
Для работы подготавливаются карточки с печатной основой.
Задание: Отметьте на координатной плоскости точки с заданными координатами и соедините их отрезками строго по порядку номеров. При правильном выполнении задания получиться рисунок, символизирующий главную награду нашей страны. (Слайд 7)
После проверки результатов выполнения задания, рассказываю о медали «Золотая Звезда», ею награждают за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига. (Слайд 8) В годы ВОВ этой награды были удостоены 11635 человек. Четырьмя медалями награжден маршал Советского союза Г.К. Жуков, тремя- маршал авиации А.И. Покрышкин и генерал-полковник И.Н. Кожедуб. Среди Героев ВОВ есть женщины и дети. (Слайд 9)
В дни празднования 70-летия освобождения Ленинграда от блокады на уроках математики было предложено задание:
Демонстрируется рисунок буханки хлеба, одна часть лежит отдельно.
Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г). (Слайд 10) Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. (Слайд 11)
Можно рассказать о роли ученых-математиков развитии военной техники в и укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Патриотическое воспитание также должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Как правило, большинство спортсменов – патриоты своей страны. И этому есть объяснение. Те, кто хоть раз стоял на пьедестале почёта и слушал родной гимн, по-другому начинают относиться к Отечеству. У многих спортсменов при звучании мелодии Александрова на глаза наворачиваются слёзы. И плачут спортсмены абсолютно искренне! Потому что знают, какую цену им пришлось заплатить за эту медаль и сколько труда вложить, чтобы добиться поставленной цели.
Нынешний год – особенный для всего нашего народа. В Сочи завершились XXII зимние Олимпийские игры. Всюду царит эйфория от совершенно неожиданной для нас, отвыкших верить в себя и в свою страну, победы России на Олимпийских играх в Сочи. России, которую более 30 лет – с конца 70-х годов – мы считаем никчемной, отсталой, не соответствующей «цивилизованным» стандартам. Олимпиада заставила по-другому посмотреть на вещи и показала, что Россия – современное, эффективное государство, умеющее решать глобальные задачи и побеждать. Напомню, Россия завершила Игры с 13 золотыми, 11 серебряными и 9 бронзовыми медалями, став лидером как по золотым медалям, так и по общему числу наград. Олимпиада в Сочи стала самой успешной для России за всю историю проведения этих соревнований. Наша сборная смогла завоевать награды даже в тех видах спорта, где еще четыре года назад и близко не претендовала на медали. Завоевавших олимпийские медали россиян представлены к госнаградам. (Слайд 12)
Хочется сказать огромное спасибо нашим спортсменам!!! Россия давно не испытывала такого настроя, единения, таких потрясающих эмоций. Все эти две недели мы не отрываясь от экранов телевизоров следили за спортивными баталиями, и «наши» не подвели, благодаря спортсменам мы испытываем невероятное чувство гордости, что живём в одной стране, что все мы Россияне! Благодаря этой Олимпиаде многие начнут заниматься спортом, а значит уже через 8-10 лет у нас вырастет новое поколение будущих медалистов. Надеюсь, что теперь все злопыхатели и недовольные перестанут ворчать и признают, что России были необходимы Олимпийские игры, что деньги были потрачены не зря и что Россия вернула себе звание спортивной державы. Олимпиада в Сочи показала, что патриотизм – это чувство, не зависящее от партийности и политических убеждений. Что в Россию можно и нужно верить.
Перед Олимпиадой, когда стал известен состав нашей сборной по хоккею подготовила презентацию «Узнай хоккеиста». Решая примеры и вставляя соответствующую букву в таблицу ответов, учащиеся узнавали имя и фамилию известных хоккеистов. (Слайд 13,14)
По итогам Зимней Олимпиады мною была подготовлена презентация. Планирую провести классный час по данной теме.
В последнее время в нашей стране начали снимать патриотические фильмы о спорте. Основные задачи этих кинолент – пробуждение патриотических чувств
В фильме «Легенда №17» рассказана история хоккеиста Валерия Харламова, ставшего героем матча между сборной СССР и Канады 2 сентября 1972 года, когда матч был практически битвой за честь страны и мировой престиж. Картина «Чемпионы» подготовлена к началу сочинской Олимпиады-2014. Фильм объединяет 5 историй побед. В центре сюжета пять персонажей, которые стали олимпийскими чемпионами. В истоках кинофильма лежат реальные события – истории настоящих российских спортсменов: хоккеиста Ковальчука, биатлониста – Круглова, Илюхиной – сноубордистки, Журовой – мастера конькобежного спорта, пары фигуристов – Бережной и Сихарулидзе. (Слайд 15)
Эти фильмы можно показать учащимся, они не только развивают патриотизм, но и показывают через что нужно пройти, что бы добиться свой цели…
Чувство патриотизма играет очень важную роль в нашей жизни. Оно воспитывает в нас все то прекрасное и светлое, чем обязан обладать каждый человек. И начинается это чувство с самого простого, любви к тому, что нас окружает. Закончить свое выступление мне хотелось бы словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу». (Слайд 16) |
|
|