|
Исследовательская деятельность обучающихся в условиях проектного метода с использованием икт в обучении немецкому языку Исследовательская деятельность обучающихся в условиях проектного метода с использованием ИКТ в обучении немецкому языку
Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» обучающихся, «обобщенно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
Одним их направлений такой творческой, исследовательской работы многие исследователи считают проектно-ориентированную деятельность обучающихся.
Именно проектная деятельность как одна их форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть творческий потенциал, проявит свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую обучающимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и др.).
Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему обучающиеся приобщаются к «взрослым проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием». Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно-деятельных умений обучающихся. Для этого учителю необходимо избавиться от его привычной функции «всезнающего оракула» и попробовать себя в роли консультанта, координатора, помогающего обучающемуся учиться направлять свою познавательную деятельность.
Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетентности, т. е. определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.
Как же применяется метод проектов на уроках немецкого языка?
Работа с проектом имеет следующие этапы:
Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
Планирование учителем проекта в рамках тем программы.
Выдвижение учителем на уроке.
Обсуждение идеи обучающимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т. е. длительном проекте).
Организация работы:
Формирование микрогрупп.
Распределение заданий в микрогруппах.
Практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.
Завершающий этап:
Промежуточный контроль (при длительном проекте).
Обсуждение способа оформление проекта.
Документирование проекта.
Презентация результатов проекта всей группе или на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.
Подведение итогов выполнения проекта; обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.
Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.).
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя, т.к. при этом решается ряд важных задач:
- занятия не ограничиваются приобретением обучающимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия обучающихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении иностранного языка;
- в проекте успешно реалируются различные формы реализации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становиться равноправным партнером и консультантом;
- в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на обучающегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность обучающихся за конкретную работу в рамках проекта, т.к. каждый обучающийся, работая индивидуально и в микрогруппах, должен представить всей группе должен представить всей группе результаты своей деятельности.
- совместая работа в рамках проекта учит обучающухся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты сообщение, |
|
|