|
Особенности комнатных растений Особенности комнатных растений
Комнатные растения встречаются довольно часто в кабинетах школы, ученик может их обнаружить и у себя дома. Но особенно важным является их наличие в кабинете биологии, т.к. любое растение являются непосредственным объектом изучения науки биологии, и потому необходимо для обучения. Поэтому, перенос внимания ученика на комнатные растения, окружающие его, может мотивировать его на изучение биологии в 6 классе, формировать интерес к растениям. Кроме того, комнатные растения необычно многообразны, среди них есть такие представители, которых можно редко встретить где-либо еще. Они подойдут для изучения систематических и экологических групп растений, для постановки физиологических экспериментов. Так очень часто в комнатных условиях, выращивают реликтовые растения, например: гингко двулопастный, саговник поникающий (отдел Голосеменные).
Разнообразие форм листьев, листорасположения, типов стеблей, видоизменений побегов, цветков, соцветий и плодов велико. Это говорит о том, что комнатные растения можно использовать и для развития морфологических и анатомических понятий у учащихся. Также изучая вегетативное размножение растений применение именно комнатных растений просто незаменимо.
Перечень комнатных растений, применяемых в лабораторных работах, согласно учебникам и рабочим тетрадям на печатной основе разных авторских линий.
Для выполнения лабораторных работ с применением комнатных растений в разделе «Растения» (в соответствии с учебниками Р.Н. Хрыповой, В.В. Пасечника, И.Н Пономаревой) в школьном кабинете биологии обязательно должны присутствовать следующие растения: пеларгония (герань), традесканция, кливия, колеус (крапивка), алоэ, бегония металлическая, бегония королевская, кактус, сенполия, сансевьера, нефролепис, сенполия, плющ, аспарагус, хлорофитум, глоксинья, пеперомия, эписция бальзамин, циперус, амариллис и другие растения.
Таблица №1:
«Методика проведения лабораторных работ по биологии на примере раздела «Растения» с использованием комнатных растений» (по учебнику В.В. Пасечника 6 класса)
Тема урока
| Название лабораторной работы
| Цель лабораторной работы
| Оборудование
| Методика проведения
| Внешнее строение листа.
| Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
| Изучение внешнего строения простых и сложных листьев, их жилкования, а также листорасположения.
| 1.Образцы гербария растений.
2.Листья комнатных растений.
| 1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
4. Заполните таблицу.
Название растения
| Листья простые или сложные
| Жилкование
| Листорасположение
|
|
|
|
|
| Клеточное строение листа.
| Строение кожицы листа.
| Изучить строение кожицы листа.
| 1.Микроскоп.
2.Предметные и покровные стекла. Препаровальная игла.
3.Пипетка. Стакан с водой.
4. Листья кливии, амариллиса, пеларгонии, традесканции 5.Готовые микропрепараты кожицы листа.
| 1. Возьмите кусочек листа кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции), надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовьте препарат так же, как препарат чешуи лука. Рассмотрите под микроскопом. (Можно использовать готовые препараты кожицы листа).
2. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?
3. Найдите устьичные клетки? Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы листа?
4.Зарисуйте кожицу листа под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам.
5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.
| Характеристика основных экологических групп растений.
| Особенности строения растений разных экологических групп.
| Изучение внешнего строения растений разных экологических групп.
| 1.Комнатные растения: колеус, алоэ, бальзамин, бегония, кактус, циперус и др.
2.Гербарий растений.
| 1. Изучите особенности строения комнатных растений (колеус, алоэ, бальзамин, бегония, кактус, циперус и др.). Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы (тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налетом); опушены ли листья; где и как расположены устьица, особенности других органов.
2. Определите, к каким экологическим группам можно отнести эти растения. Укажите признаки, на основании которых вы сделали вывод.
3. Сделайте такое же описание нескольких растений из школьного гербария.
Определите, к каким экологическим группам относятся изученные растения.
| Умения, формируемые у учащихся, при выполнении лабораторных работ по биологии с применением комнатных растений.
По характеру познавательной сущности, при выполнении школьниками лабораторных работ у них развиваются в основном эмпирические предметные умения. По характеру деятельности эти умения в основном практические.
При выполнении лабораторных работ по биологии с применением комнатных растений (раздел «Растения») школьники развивают следующие практические умения:
- находить необходимые органы комнатных растений и их части
- отличать органы растений по их внутреннему строению
- отличать ткани растения
- делать наглядные пособия, с использованием комнатных растений
- черенковать комнатные растения
- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями
- высаживать черенки в почву
- пересаживать комнатные растения
- определять листорасположение
- определять систематическую принадлежность (например, видовую)
- работать с микроскопом
- изготавливать микропрепарат
- изображать биологический рисунок
Все вышеперечисленные практические умения являются предметными, однако при выполнении лабораторных работ школьникам часто предлагается заполнить таблицу, а это уже общеучебное умение. Выполняя лабораторные работы по биологии с применением комнатных растений у шестиклассников развиваются:
- умение работать с учебником
- умение вести записи в тетради для лабораторных работ
- умение заполнять таблицу
- умение делать выводы
- умение сравнивать и анализировать
и т. д.
Умения, формируемые при выполнении лабораторных работ с применением комнатных растений, в связи с содержанием понятий, на основе которых они формируются.
При изучении биологии в 6 классе у учащихся формируются ботанические понятия: по морфологии, анатомии, физиологии, систематике, экологии растений. Умения:
- по морфологии растений:
- определять листорасположение
- находить необходимые органы комнатных растений и их части
- определять типы соцветий
- определять виды побегов, почек и т.д.
- по анатомии растений:
- отличать органы по их внутреннему строению
- отличать ткани растения
- по физиологии растений:
- наблюдать за комнатными растениями
- выполнять опыты, используя комнатные растения
- по систематике растений:
- определять систематическую принадлежность (например, видовую)
- различать растения разных отделов, классов и т.д.
- по экологии растений:
- находить различия у растений разных экологических ниш
Таким образом, выполнение лабораторных работ шестиклассниками, с использованием комнатных растений способствует в основном развитию умению по морфологии растений.
При выполнении лабораторных работ по биологии с применением комнатных растений школьник совершенствует свои умения, так как применяет их в новой ситуации (применительно к комнатным, а не к другим растениям). И так как комнатные растения часто встречаются в классном кабинете, в кабинете биологии, дома, где находится ученик, да и время, отводимое на эксперименты с ними велико, то многие умения школьника вскоре могут перейти в статус навыков работы с растениями. Для этого ученикам можно предлагать самостоятельные практические работы с комнатными растениями. Так, например, в учебнике В.В. Пасечника есть задание для самостоятельной работы по теме «Цветок»:
«Рассмотрите строение цветка примулы и амариллиса. Сравните их строение со строением цветков яблони. Назовите каждую часть цветка»
Самостоятельных заданий с применением комнатных растений в учебнике В.В. Пасечника 6 класса в разделе «Растения» достаточно много – 9. Усложненные задания также направлены на применение комнатных растений.
То есть, В.В. Пасечник в своем учебнике отдает предпочтение самостоятельному ознакомлению учеников с комнатными растениями, в отличие от учебника И.Н. Пономаревой, где ученики знакомятся с комнатными растениями гораздо чаще и непосредственно на уроках при выполнении лабораторных работ. Однако не каждый школьник хорошо знаком с комнатными растениями, как это требуется для выполнения самостоятельных заданий в учебнике авторской линии В.В.Пасечника. Для выполнения самостоятельных работ ученики либо их родители, по мнению В.В. Пасечника, должны знать то, как выглядят следующие комнатные растения: традесканция виргинская, колеус, примула, амариллис, пеларгония, глоксинья, кливия, цикламен, сенполия. Не каждый школьник может правильно распознать то или иное комнатное растение. Поэтому учителю необходимо будет дать некоторые пояснения по выполнению таких работ школьниками, а также демонстрировать, как выглядит нужное растение.
Таблица №2
Классификация комнатных растений согласно умениям, формируемым при выполнении лабораторных работ.
Группы умений по содержанию понятий
растения
| По морфологии растений
| По анатомии растений
| По физиологии растений
| По систематике растений
| По экологии растений
| По учебникам для 6 класса авторских линий В.В. Пасечника, Р.Н. Хрыповой, И.Н. Пономаревой.
| пеларгония, традесканция
| пеларгония, кливия, традесканция, амариллис
| традесканция, колеус, бегония металлическая, сансевьера, сенполия
| кливия, колеус, алоэ, бегония королевская, кактус, нефролепис, сенполия, плющ, аспарагус, хлорофитум
| колеус, алоэ, бегония, кактус, циперус, бальзамин
| Дополнительные
| абутилон виноградолистый, адиантум нежный, амариллис прекрасный, амазонская лилия, аморфофаллюс бульбоносный, антуриум Шерцера, аспарагус перистый, аспидистра высокая, бальзамин гибридный, бегония пятнистая, бильбергия пониклая, гемантус белоцветковый, гибискус китайский, диффенбахия пятнистая, дримиопсис пятнистый, драцена полосатая, кислица треугольная, клеродендрум Томсона, кофейное дерево, монстера деликатесная, паслен ложноперечный, рео пестрое, роициссус ромбический, руэллия розовая, сциндапсус расписной, сингониум ножколистный, тетрастигма Вуанье, фикус каучуконосный, хойя мясистая и т. д.
| бегония пятнистая, гибискус китайский, дримиопсис пятнистый, сциндапсус расписной и т.д.
| бегония пятнистая, гибискус китайский клеродендрум Томсона, толстянка древовидная, руэллия розовая, седум Моргана, сциндапсус пятнистый и т. д.
| абутилон виноградолистый, адиантум нежный, араукария разнолистная, амариллис прекрасный, амазонская лилия, аморфофаллюс бульбоносный, антуриум Шерцера, аспарагус перистый, аспидистра высокая, бальзамин гибридный, бегония пятнистая, бильбергия пониклая, гемантус белоцветковый, гибискус китайский, даввалия пузырчатая, диффенбахия пятнистая, дримиопсис пятнистый, драцена полосатая, кислица треугольная, клеродендрум Томсона, кофейное дерево, многоножка золотистая, можжевельник обыкновенный, монстера деликатесная, молочай трехгранный, молочай булавовидный, паслен ложноперечный, платицериум Хилла, рео пестрое, роициссус ромбический, руэллия розовая, селагинелла малая, сциндапсус расписной, сингониум ножколистный, тетрастигма Вуанье, фикус каучуконосный, хойя мясистая, циперус папирус, церопегия Вуда и т.д.
| абутилон виноградолистый, адиантум нежный, араукария разнолистная, амариллис прекрасный, амазонская лилия, аморфофаллюс бульбоносный, антуриум Шерцера, аспарагус перистый, аспидистра высокая, бальзамин гибридный, бегония пятнистая, бильбергия пониклая, гемантус белоцветковый, гибискус китайский, даввалия пузырчатая, диффенбахия пятнистая, дримиопсис пятнистый, драцена полосатая, кислица треугольная, клеродендрум Томсона, кофейное дерево, многоножка золотистая, можжевельник обыкновенный, монстера деликатесная, молочай трехгранный, молочай булавовидный, паслен ложноперечный, платицериум Хилла, рео пестрое, роициссус ромбический, руэллия розовая, селагинелла малая, сциндапсус расписной, сингониум ножколистный, тетрастигма Вуанье, фикус каучуконосный, хойя мясистая, циперус папирус, церопегия Вуда и т.д.
|
На основе данной таблицы можно сделать заключение о том, что многие комнатные растения действительно являются универсальными, т.к. применимы для различных лабораторных работ, на которых у учащихся формируется множество умений. Так, если обобщить перечень комнатных растений необходимых для организации лабораторных работ, согласно разным авторам учебников по биологии для 6 класса, то наиболее универсальными оказались: пеларгония, традесканция, колеус, кливия, алоэ (применяя их на лабораторных работах, формируются умения по морфологии, анатомии, систематике, физиологии, экологии растений).
В помощь учителю, а также для поддержания интереса к изучению растений у школьника имеется множество справочников, посвященных подробному описанию видов комнатных растений с иллюстрациями, особенностям ухода за ними, размножения и т.д.
Учитель должен уметь отбирать наиболее подходящие комнатные растения для организации лабораторной работы. При выборе комнатных растений он должен основываться на том, какие умения, понятия он должен формировать у школьников на уроках при выполнении лабораторных работ, а также на доступности и наглядности тех или иных растений. Кроме того, не следует забывать о существовании ядовитых комнатных растений, таких как: молочай, диффенбахия, аспарагус, сингониум и другие. Эти растения необходимо помечать особыми этикетками, и ограничивать контакт учащихся с ними, особенно при формировании умений по анатомии растений. |
|
|