Главная страница


Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы



Скачать 27.21 Kb.
НазваниеОсобенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы
Дата18.04.2016
Размер27.21 Kb.
ТипДокументы

Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы








Наша школа малокомплектная, поэтому в ней есть совмещенные класс-комплекты. Особенностью нашей школы является то, что преподавание в ней осуществляется с двумя классами одновременно. Поэтому на учителя русского языка и литературы ложится большая ответственность в плане организации учебного материла для достижения качества знаний обучающихся.

При решении данной проблемы я пришла к следующим выводам.

  1. Для того, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала необходимо учебный материал объединять в крупные блоки.

  2. Использовать метод воздействия на ребенка через других обучающихся.

  3. Речь обучающихся необходимо развивать, используя схемы, опоры, модели, ориентиры построения текстов.

  4. Обучить детей различным способам работы с учебником, учебными пособиями.

  5. Качество организации самостоятельной работы можно улучшить при помощи введения коллективного способа обучения.

  6. На уроках использовать прием дифференциации, при котором задания для всех обучающихся дополняются индивидуальными заданиями для каждого. Задания для каждого необходимо подбирать с учетом индивидуальных способностей ученика.

При обучении русскому языку и литературе необходимо особое внимание уделять индивидуальной работе с обучающимися. С помощью индивидуальной работы можно определить способности обучающихся и на основе этого обучать их по предмету. Технология дифференцирования помогает учесть индивидуальные способности обучающихся при построении учебного процесса по русскому языку и литературе. В основе данной технологии находится принцип распределения заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости от развития обучающихся, а также темпа работы на уроке.

Наиболее эффективными способами при индивидуальных формах обучения являются различные способы самостоятельной работы, такие как систематическая работа обучающихся с учебником, работа по листам самоконтроля, а также изучение материала блоками.

В связи с тем, что наша школа малокомплектная, особое место на уроках русского языка и литературы занимает самостоятельная работа обучающегося. Это и работа с учебником, изучения таблиц, запись результатов наблюдения, работа по картине и т.д. Первоначальные разъяснения учителя помогают обучающимся верно анализировать учебный материал, правильно выполнять задания и находить нужный ответ на поставленные вопросы. Учитель может задавать наводящие вопросы, часть из которых записывать на доске, с целью совершенствования познавательной деятельности обучающегося, активизации мыслительной деятельности.

Письменные контрольные работы целесообразно проводить в обоих классах в одно время, раздельно - изложения или диктанты. Наиболее эффективными методами при обучении орфографии являются диктант и списывание.

Немаловажно правильно организовать групповую работу. Групповая работа может быть эффективна при взаимопроверке знаний обучающихся. Ученики могут добиться больших успехов в обучении – если сделать их самостоятельную работу на уроке преимущественной.

Учителю важно уметь соотносить на уроке свою деятельность и деятельность обучающихся на уроке. В этом может помочь алгоритм учебных действий обучающихся. Это могут быть дифференцированные задания, карточки взаимопроверки и самоконтроля, тестовые задания, бланки с критериями оценок для обучающихся.

Таким образом, достичь хорошего качества знаний по русскому языку и литературе можно при условии правильной организации учебного материала, где преимущественная роль отводится самостоятельной работе обучающихся.