|
Памятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку»
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с использованием сказок о Весёлом Язычке
МДОУ ДС № 25 г.Будённовска
Учитель - логопед: Шевченко С. В. Памятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку»
Главный герой сказки - язычок ребёнка или предмет, игрушка его заменяющая.
Неизменными компонентами в сказке являются сказочные помощники, необычные герои (ветер, солнышко, лопатка и др.).
Эти необычные персонажи, объекты в сказке могут быть «живыми» и всегда связаны одним сюжетом.
Сюжет сказки – яркое, увлекательное действие.
Так как сказка нужна, чтобы помочь ребёнку справиться с конкретной проблемой, то и главный герой (Язычок) по сюжету должен оказаться в подобной ситуации.
Все проблемные ситуации в сказке характеризуются педагогом образно, красочно, чтобы получить эмоциональный отклик ребёнка и вызвать у него необходимые действия.
Сказка может быть представлена в стихотворной, текстовой или чаще всего в смешанной форме, а также сопровождается рисунками, картинками, музыкой.
Подбор артикуляционных упражнений для сказки осуществляется в соответствии поставленных задач.
Объём сказки можно сокращать или, наоборот, увеличивать с учётом возраста, состояния здоровья и произносительных возможностей ребёнка.
Конец сказки всегда должен быть положительным и вызывать у ребёнка удовлетворение от своих даже небольших успехов (успехов своего языка).
Модель «Структура сказки о Весёлом Язычке»
I
часть
Начало сказки Цель: открыть сюжет и раскрыть главную проблему;
I I
часть
I I I
часть
Основное развитие сюжета Цель: предложить ситуации, с которыми сталкивается
Язычок и средствами, с помощью которых может решить эти ситуации;
дать возможность ребёнку осознать трудности и ошибки «Язычки»;
научить ребёнка правильно взаимодействовать со своим Язычком и персонажами, другими героями сказки; Конец сказки Цель: оценить действия языка и сориентировать ребёнка на успех;
предоставить ребёнку возможность позаботиться о языке, дать ему отдохнуть, расслабиться (релаксация).
Библиотека сказок о Весёлом Язычке:
А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика», издательство «Астрель», 2008г.
Е.М. Косинова «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких», издательство «Эксмо», 2008г.
О.Е. Громова «Инновации - в логопедическую практику», издательство «Линко - пресс», 2008г.
Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
М.А. Поваляева «Сказки о Весёлом Язычке», издательство «Феникс», 2003г.
Е. Карельская. Опыт работы логопеда. Журнал «Дошкольное воспитание»
№ 5, 1998г. 7. Н.А. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «ш», «ж»,
издательство «Академия развития», 1999г.
Логосказки в системе коррекции речевых нарушений Логосказка - это сказка, способствующая коррекции речевых нарушений детей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) Виды сказок:
Артикуляционные (развивают дыхание, артикуляционную моторику).
Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
Фонетические (уточняют артикуляцию звука, автоматизацию, дифференциацию звука).
Лексико - грамматические (обогащает словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
Сказки для формирования связной речи.
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Логосказка может представлять собой целое занятие, часть занятия, а может носить и интегрированный характер. Это когда несколько логосказок объединяются в одну. Как правило, это чаще всего происходит на итоговых занятиях. К артикуляционным сказкам относятся известные нам всем сказки о Весёлом Язычке. Чаще всего мы берём их из методических пособий (Библиотека сказок о Весёлом Язычке). Но нередко сказки о Весёлом Язычке мы сочиняем сами. Как правильно их сочинить? (Памятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку», модель «Структура сказки о Весёлом Язычке»)
Последовательность работы
над артикуляционными упражнениями
с использованием сказок о Весёлом Язычке
Рассказ педагога с использованием игровых приёмов
Показ педагогом упражнения
Выполнение упражнения детьми перед зеркалом
Проверка правильности выполнения, указание на ошибку
Выполнение упражнения без зеркала (если это возможно)
Основные принципы
отбора артикуляционных упражнений
Плавность и лёгкость движения
Устойчивость конечного результата
Эффективность
логопедической работы в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики зависит от:
- участие ребёнка в процессе её проведения; - роль ребёнка; - степень его инициативности; - систематичность повторения; - благоприятные условия; - эмоциональный настрой; - интересная форма; - элемент игры, сказки; - новизна; - оформление; - использование картинок, сказочных героев, игрушек; - обмен ролями (ребёнок – взрослый); - умение видеть и называть ошибки. |
|
|