Главная страница

Основные понятия Взаимодействие



Скачать 254.62 Kb.
НазваниеОсновные понятия Взаимодействие
Дата18.04.2016
Размер254.62 Kb.
ТипДокументы

Содержание.

1.Вводная часть:

1.1. Актуальность.

1. 2. Цели.

1.3.Задачи.

1.4.Основные пути практического осуществления.

2.Основная часть.

3. Заключение.

4. Приложение.

5. Список литературы.

Основные понятия
Взаимодействие

(в социальной психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (словарь «Социальная психология») Л.А Карпенко.

Воспитание

процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни (БСЭ).
Интериоризация

процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, процесс становления социального в индивидуальное (Л.С.Выготский).

Личность

Только  понятию «личность» существует более 50 определений. Приведём одно, принадлежащее Л.И.Божович, которое будем использовать в качестве рабочего в дальнейшем рассмотрении выделенной проблемы: «Личность — это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня  своего психического развития».

Развитие личности - последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.
Социализация (в психологии развития) [лат. socialis - общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С.
Социально-личностное развитие - процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду


Федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи  9 и  14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования  подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программы, реализуемой в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

В сфере социально-личностного развития основными образовательными областями являются:

  • Социализация:

- освоение первоначальных представлений социального характера;

- включение детей в систему социальных отношений.

  • Безопасность:

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

  • Труд:

- формирование положительного отношения к труду.

Приоритетным направлением моей деятельности является социальное развитие.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков;

  • знаний;

  • норм, ценностей, традиций, правил;

  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

1.2.Таким образом, я поставила перед собой цель:

способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ.

1.3.Задачи:

- формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

- учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т.д;

- обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

- помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

- обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами;

- помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- развивать умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

1.4.Основные пути практического решения

Для успешной реализации своей деятельности мною была проведена работа, направленная на:

-использование нетрадиционных методов в воспитательно-образовательном процессе.;

-оснащение уголков предметно-пространственной среды в соответствии тематическому планированию или темы по проекту, создание уголков по социальному развитию;

-создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей;

-работа с социумом (Детской библиотекой, музеем).

-работа с родителями.

2. Основная часть

Формы реализации данных задач:

  • - фронтальные и подгрупповые занятия (приложение).

  • - индивидуальная работа

-Утро радостных встреч, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

-Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и другое.

-Празднование Дня именинника (с обязательным исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими подарками от каждого ребенка).

-Персональные творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству.

  • - создание предметно-развивающей среды:

психологический уголок “Задушевные посиделки”, где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения).

-уголок любимых игрушек, «Уголок настроений», стенд «С днем рождения», «Уголки ряженья»;

  • организация работы по социально-личностному развитию в свободной деятельности детей:

-игры-упражнения, снижающие психологическую напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления отклоняющегося поведения;

-заучивание веселых стихотворений, с юмором, поговорки о дружбе, правилах поведения для этого в ДОУ созданы фотоальбомы: «Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. копилка добрых дел.

-участие в ежегодной благотворительной акции «Твори добро».

Организация работы по социально-личностному развитию детей осуществляется в соответствии с перспективными и календарными планами работы, систематически планируются занятия по социальному миру, организована работа по развитию коммуникативных способностей детей, проводится коррекционная работа с детьми (коррекция агрессивности, тревожности и страхов, преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности). На каждый месяц запланированы различные мероприятия по 3 блокам работы:

• «Ребёнок и взрослые»,

• «Ребёнок и сверстники»,

• «Отношение ребёнка к самому себе».

Ежегодно проводится диагностика социального воспитания детей.  

     Работа по проблеме развития у детей дошкольного возраста навыков общения с взрослыми и сверстниками основывается на сотрудничестве всех сотрудников детского сада. Коллектив единомышленников формируется из администрации детского сада, воспитателей, музыкального руководителя. Поэтому в перспективные планы работы с детьми вошли мероприятия, проводимые и воспитателями, и  специалистами. Музыкальный руководитель помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов.  Для того, чтобы ребёнок получил больше знаний, воспитатели дают эти знания не только в НОД, но и в других видах деятельности.

Для реализации деятельности мною была составлена картотека игр:

  • на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста; (приложение№ )

  • на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста; (приложение № )

  • на преодоление негативных эмоций, гнева; (приложение № )

  • на формирование культуры общения. (приложение № )



В летний оздоровительный период прошли тематические праздники:

«Будь вежливым»

«Дарите людям доброту!»

«Всем советуем дружить»

речевая акция «Сорные слова»

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для поднятия педагогической компетентности в этом вопросе использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, разработала рекомендации для родителей с целью:

- совершенствования собственных умений межличностного общения;

- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;

- «шпаргалка для взрослых» или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).

Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы.

Формы работы с родителями:

  • Совместные календарные праздники.(активное участие родителей в изготовлении костюмов и атрибутов).

  • Тематическое оформление в «Уголке родителей».

  • Тематические род.собрания. («Дети и их право»

«Уроки общения»

«Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка»

«Защита прав и достоинств ребёнка»).

  • Мастер-класс: «В выходные вместе с мамой», «Очень умелые ручки».

  • Консультации:

  1. «Социальное самочувствие семьи (взгляд на проблему детей, родителей и воспитателей)»

  2. «Что мешает нашим детям быть самостоятельными?»

  3. «Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком?»

  4. «Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»

  5. «Игра как средство формирования доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми»

  6. «Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками»

  7. «Что такое культура общения».

  • Чаепитие вместе с детьми «Посиделки у Елены Анатольевны».

  • Участие в разнообразных играх с правилами;


Форма совместного сотрудничества сближала взрослых на основе интересующей их проблемы, делала их субъектами работы, позволяла обсудить насущные вопросы. Необходимость специальной подготовки родителей очевидна, так как она обеспечивает комплексное влияние на ребенка со стороны всех окружающих его людей, в детском саду и дома.
Начиная со среднего возраста, совместно с родителями воспитанников, я создаю условия для создания детского «Портфолио», т.к. «Портфолио» является одним из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий . Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Используем такие разделы:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

-«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

- «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

- «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.

-«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

-«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».

-«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

-«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

-«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.

-«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

-«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Одной из форм реализации поставленных задач в своей деятельности я активно использую метод проектов . Необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, в том числе и коммуникативные умения.

Работа в проекте изменяет позицию ребёнка и позволяет реализовать «идею субъективности», суть которой состоит в том, что ребёнок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослые не определяют и жёстко не регламентируют действия детей, они предоставляют ребёнку право выбирать. Выбор, предпочтение ребёнком действий, результат которых не предрешён, создаёт принципиально новую ситуацию, новые перспективы в дошкольном образовании, в частности в организации образовательного процесса .

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого мышления;

  • сформировать творческие способности детей;

  • научить их преодолевать возникающие трудности и проблемы;

  • вести простой диалог со сверстниками и взрослыми;

  • принимать участие в коллективных делах, договариваться и уступать друг другу;

  • получать необходимую информацию в общении;

  • уважительно относиться к окружающим людям.


Я реализовала проекты такие как:

  • «Моя семья»,

  • «Скоро в школу»,

  • «Космос»,

  • «Будь здоров»,

  • «Познай себя»,

  • «Уроки вежливости»,

  • «Я имею право»,

  • «Мамочка моя»,

  • «День независимости»,

  • «Детская журналистика»

  • и др.

Для достижения поставленных задач, я реализую долгосрочный проект «Радуга эмоций». Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”.

Опираясь на это, проект «Радуга Эмоций» включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

В проекте предложены следующие этапы знакомства с эмоциями: (по О.В.Хухлаевой).

1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.

Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.

Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.

3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.

Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.

Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.

4-й этап. Итоговый.

За основу для написаний долгосрочного проекта “Радуга эмоций” была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”

К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для проекта “Радуга эмоций”, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.

Занятия по проекту “Радуга эмоций” строятся по такому принципу:

знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей.

Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.

Ценность занятий по проекту “Радуга эмоций” состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу, через долгосрочный проект “Радуга эмоций”.

Цель проекта: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);

  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Принципы:

Работая с детьми по данному проекту, я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.

  2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.

  3. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.

  4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.

  5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.

  6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

  7. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.

  8. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.

Приемы и средства:

В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам проекта.

На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены О.В. Хухлаевой.

  • Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

  • Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.

  • Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

  • Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.

В занятиях используются следующие методические средства:

  • Ролевые игрыкоторые основываются на понимании социальной роли человека в обществе

  • Психогимнастические игрыосновывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.

  • Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.

  • Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.

  • Коммуникативные упражнениипри которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.



Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающих игр позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи.

Следующим этапом по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, я реализую цикл занятий по методическим рекомендациям А.Д. Вильшанской к программе «Я-человек» Козловой С.А. «Я и мои чувства, настроение, эмоции», где происходит знакомство дошкольников с основными эмоциями и чувствами, которые испытывают люди в различных жизненных ситуациях.

Цель: обогащение и активизация социальных знаний и развитие связной речи ребёнка, обеспечивающих преемственность в обучении при поступлении ребёнка в школу.

Задачи:

1. Стимулировать речевую активность.

2. Формировать такие коммуникативные умения и навыки, как способность вступать в разговор, поддержать беседу, поделиться своим опытом, мыслями, переживаниями.

В процессе выполнения предложенных заданий активизируется речевое общение ребёнка, его инициативные высказывания, касающиеся личного опыта и знакомых жизненных ситуаций, умения рассуждать, обосновывать своё мнение.

Освоению диалогической формы речи детей способствуют предусмотренные в заданиях различные виды игровой деятельности: театрализованная игра, игра-драматизация, разыгрывание ситуации, этюда, сюжетно-ролевая игра.

Использование картинного материала на занятиях может быть достаточно разнообразным:

  • составление предложений, рассказов, пересказ по сюжетному рисунку;

  • игры и задания на развитие речи и представлений детей об эмоциональных состояниях человека;

  • игры и задания с пословицами и поговорками.

Структура.

Каждому состоянию отводится два занятия.

На первом занятии происходит знакомство с эмоциональной стороной чувства, где предлагается упражнения на распознания его в мимике, пантомимических движениях, с помощью пиктограмм. (составить рассказ с опорой на рисунок или личный опыт ребёнка).При работе с эмоцией я уделяю внимание развитию у ребёнка умения различать состояния, выделять в них характерные черты, выражать словесно свои ощущения, возникающие при определённом чувстве. В ходе выполнения заданий дети делают упражнения, способствующие у них лексико-грамматических категорий:

  • согласование частей речи в роде, числе, падеже;

  • образование новых слов от производного;

  • употребление разных частей речи;

  • подбор синонимов, антонимов;

  • понимание и употребление образных сравнений.

На втором занятии основное внимание уделяется закреплению навыка распознания эмоционального состояния и речевых умений. И здесь я использую картинный материал и различные виды игровой деятельности, способствующих развитию диалогического и ситуативного общения детей.

( для закрепления отрицательно окрашенных эмоций использую театрализованную игру с тем, чтобы ребёнок проиграл не свою эмоцию, а опосредованную другим объектом – куклой или персонажем сказки.

(Приложение № )

3. Заключение.

Результаты своей педагогической деятельности по выбранному мной направлению я отслеживаю по критериям, представленным в пособии для воспитателей «Педагогическая диагностика компетентности дошкольников», библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушивать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах.

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности:

Высокий уровень(3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень(2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Диаграмма по сводной таблице результатов диагностики уровня социально-коммуникативной компетентности детей группы № 6 за 2012-2013 уч.год.

Диаграмма по сводной таблице результатов диагностики уровня социально-коммуникативной компетентности детей группы № 6 за 2013=2014 уч.

Диаграмма сравнения результатов диагностики уровня социально-коммуникативной компетентности детей группы № 6 начало 2012/13 уч.года – конец 2013/2014 уч.года.

По результатам входящей диагностики можно констатировать, что у 23% детей в коллективе присутствовало достаточно высокая напряжённость и конфликтность. В результате правильно спланированных и выполненных мною мероприятий можно отметить отсутствие низкого уровня, динамику высокого уровня на 55%.

Дети, в своем большинстве, находятся в нашей группе в положительном эмоциональном состоянии (имеют представление о способах выражения собственных эмоций, научились понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей, умеют управлять своими эмоциями и чувствами. Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени, основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознание. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.