|
По учебнику О. В. Волобуева и др. Россия и мир. № урока Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания Календарно-тематическое планирование по курсу «Россия и мир» (10 класс)
(по учебнику О.В.Волобуева и др. Россия и мир.)
№ урока
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Виды контроля, измерители
| Домашнее задание
| Дата проведения урока
| Тема I. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья (13 уроков)
1-2
| Ранние цивилизации.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Общество: социальная структура и социальные нормы. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации
| Знать факторы и формы возникновения государства.
Знать основные черты восточной деспотии. Знать социальную иерархию древнего восточного общества
| Составить таблицу
| §1
|
| 3-4
| Античная цивилизация. Эллинизм. Римский мир
| 2
| Комбинированный урок
| Обобщить важнейшие периоды и события истории Древней Греции и Древнего Рима. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис Римского общества
| Знать факторы формирования античных цивилизаций Средиземноморья, Влияние природно-климатических условий на процесс их становления и развития цивилизации. Знать сущность античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях. Уметь сравнивать Афины и Спарту как два типа древнегреческого полиса. Знать хронологические рамки событий.
Уметь раскрыть сущность античного рабства и его роли в развитии цивилизации Древнего Рима. Уметь сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.
| Решать познавательные задания
тест
| §1
|
| 5
| Великое переселение народов» и падение Западной Римской империи
| 1
| Комбинированный урок
| Причины и волны вторжения варварских племен на территорию Римской империи. Падение Рима. Христианские проповедники в варварской среде.
Раннесредневековые государства германских племен.
| Знать и понимать связь между нашествием варваров и падением империи (внутренние и внешние причины). Уметь читать историческую карту с опорой на историческую легенду. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения и объяснять свое отношение к этим подходам
| Ответить на вопросы в учебнике
| §2
|
| 6
| Христианство
| 1
| Урок изучения нового материала
| Значение христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации
| Знать причины превращения христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья
| Тест
| §2
|
| 7-8
| Христианская средневековая цивилизация в Европе.
| 2
| Комбинированный урок
| Современные и научные представления о сущности средневековья, различных подходах к его периодизации и значения в истории Запада и Востока. Факторы формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе. Города в средневековом обществе.
| Рассказывать об исторических событиях и их участниках. Составлять биографические справки, характеристики деятельности важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей.
Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок. Определять и объяснять общее и различия
| Индивидуальные сообщения учащихся
| §3
|
| 9-10
| Византийская империя
Византия между западом и Востоком
| 2
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| Основные этапы и особенности истории Византийской империи. Значение Византии для мировой истории. Влияние Византии на российскую цивилизацию
| Уметь рассказать об исторических событиях и их участниках. Уметь искать необходимую информацию в источнике, высказывать суждение о назначении, ценности источника. Давать характеристику позиций, взглядов автора (составителя) источника
| Составить план ответа на тему «Государство в жизни византийского общества»
| §4
|
| 11-12
| Возникновение исламской цивилизации
Мусульманская культура
| 2
| Комбинированный урок с элементами эвристической беседы
| Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Возникновение ислама и основные положения мусульманского вероучения. Роль арабских завоеваний в VII-VIII вв.
| Читать историческую карту с опорой на легенду. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, характеризовать деятельность важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей. Находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках.
| Составить схему и таблицу «Роль ислама в арабо-мусульманской цивилизации средневековья».
| §5
|
| 13
| Обобщающее повторение по теме «Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья»
| 1
|
|
|
| Тестирование
|
|
| Тема II. Древняя Русь (20 уроков)
14-15
| Народы Восточной Европы
| 2
| Урок изучения нового материала
| Этническое и цивили - зационное многообразие как фундамент становления и развития нашей страны.
Россия и русские. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность. Славяне и «Великая скифия».
Славяне, Балты и финно - угоры Восточной и Центральной Европы
| Развивать навыки работы с картой и историческими источниками. Сравнивать предлагаемых исторических оценок, выявление сходства и различия. Определять и объяснять собственное отношение к данным подходам
| Составить
таблицу
«Дислокация
расселения
славянских
племен»
| §6
|
| 16-17
| Восточные славяне в древности.
Мировоззрение восточных славян
| 2
| Комбинированный урок
| Занятия восточных славян. Общественный строй. Мировоззрение восточных славян
| Уметь рассказывать о хозяйстве восточных славян, сравнивать их занятия с занятиями западноевропейцев
| Работа с понятийным аппаратом
| §7
|
| 18
| Возникновение древнерусского государства
| 1
| Урок-диалог с использованием самостоятельной работы с документом, + проблемная лекция
| Причины и этапы образования Древнерусского государства. Происхождение названия слова «Русь». «Повесть временных лет». Суть спора между нор - маннистами и анти - норманнистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси.
Русь легендарная
| Излагать собственное суждение о причинно- следственных связях исторических событий. Высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок.-
Определять и объяснять свое отношение к данным подходам
| Работа с понятийным аппаратом
| §8
|
| 19-20
| Начало династии Рюриковичей
| 2
| Комбинированный урок
| Характер Древнерусского государства в IX-XI вв., возрастание роли киевского князя.
Суть лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречия. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Главные итоги правления русских князей до правления Владимира. Походы на Византию
| Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов, а также характеристика этих процессов.
Уметь составлять логические таблицы. Уметь искать информацию в исторических источниках. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное
| Составить таблицу «Функции княжеской власти в Древнерусском государстве» и схему военной организации Древнерусского государства
| §8
|
| 21
| Принятие христианства
| 1
| Комбинированный урок
| Условия перехода к монотеизму на Руси. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси (политические, культурные). Русская православная церковь и ее тысячелетняя история
| Уметь объяснять при - чинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. Объяснять смысл важнейших исторических понятий
| Тестовая работа
| §8
|
| 22-23
| Государство и общество
| 2
| Комбинированный урок
| Управление Древнерусским государством
Княжеские усобицы
Община, вотчина
«Русская правда»
| Излагать собственное суждение о причинно- следственных связях исторических событий.
| Беседа по вопросам учебника
|
|
| 24-25
| Культура Древней Руси
| 2
| Лекция
| Языческая культура. Этапы развития язычества.
Мир сельской общины. Появление письменности и летописей как нового литературного жанра.
Появление богословской политической речи как жанра древнерусской литературы. Храм и икона как образ мира культуры домонгольской Руси. Быт и нравы населения. Контакты с культурами Запада и Востока
| Развивать навыки сравнительного анализа. Работать с историческими источниками, уметь разделять культуру дохристианского периода и периода после принятия христианства
| Опережающее задание
| §10
|
| 26-28
| Раздробленность Руси
Владимиро-Суздальское княжество
Новгородская земля
| 3
| Комбинированный урок
| Дискуссии о проблеме причин раздробленности Древнерусского государства.
Причины устойчивости общинно-республиканских форм общежития в XII—XIII вв. в Новгородской земле.
Причины и проявления монархических черт княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве.
Особенность Галицко-Волынской Руси конца II-пер.пол. XIII вв., нестабильность княжеской власти при огромном политическом влиянии бояр
| Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.
Знать характеристику главных периодов в развитии исторических процессов.
Уметь составлять хронологические и логические таблицы. Объяснять смысл , значение важнейших исторических понятий.
Читать историческую карту с опорой на легенду. Формировать конкретные представления и общие понятия об усилении и обособлении отдельных княжеств и о феодальной раздробленности Древне Руси
| Заполнить таблицы: «Причины раздробленности государства Русь» и «Управление в Новгородской республике».
| §11
|
| 29-31
| Монгольская держава и ее завоевания.
Нашествие на Русь
Экспансия с Запада
| 3
| Урок изучения нового материала
| Образование монгольского государства. Сущность и проявления владычества на Руси. Эволюция даннических отношений.
Отделение юго-восточных русских земель от северо-западных вследствие монголо-татарского нашествия и включение их в состав Литовского княжества. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества
| Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси, эволюции даннических отношений. Знать о том, что одним из следствий монголо-татарского нашествий стало отделение юго-восточных русских земель от северо-западных и включение их в состав Великого княжества Литовского. Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов
| Заполнить
таблицы
«Эволюция
даннических
отношений»,
«Завоевания
монголо-татар»
| §12-13
|
| 32
| Обобщающее повторение по теме «Древняя Русь»
| 1
|
|
|
| Тестирование
|
|
| 33
| Зачет № 1 по теме « Древняя Русь»
| 1
|
|
|
|
|
|
| Тема III. Западная Европа в XI-XV вв.(10 уроков)
34-36
| Экономическое и политическое развитие
Средневековый город
Создание централизованных государств.
| 3
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| Этапы развития средневекового государства. Сословно- представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства.
Роль религии и церкви в средневековом обществе.
Европейское общество в XIV-XVI вв.
| Знать об особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно- представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально- политической истории средневековья. Знать значение христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации
| Ответить на вопросы учебника
Тестирование
| §14
|
| 37
| Католический, православный и мусульманский миры в раннее средневековье
| 1
| Комбинированный
| Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира.
| Анализировать особенности исламской цивилизации
| Индивидуальные задания. Тестирование
| §15
|
| 38
| Крестовые походы
| 1
| Комбинированный
| Причины крестовых походов, организаторы и участники
| Знать основные события, хронологию
| Работа с исторической картой
| §15
|
| 39
| Византийское средневековье
| 1
| Комбинированный
| Социокультурное политическое влияние Византии.
Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях
| Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия
| Работа с текстом учебника
| §15
|
| 40
| Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе
| 1
| Комбинированный
| Реконкиста.Гранадский эмират, инквизиция, Ливонский орден
| Знать основные события по данной теме, хронологию
| Индивидуальная работа
| §15
|
| 41
| Культура средневекового общества
| 1
| Урок изучения нового материала
| Роль церкви в европейском средневековом обществе.
Образ мира в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие средневековья. Изменения в мировоззрении средневекового человека
| Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры в Средние века. Выявлять специфику роли церкви в европейском средневековом обществе
| Заполнение таблицы
| §16
|
| 42
| Урок обобщающего повторения по теме «Западная Европа в XI-XV вв.»
| 1
|
|
|
| Тестирование
|
|
| 43
| Зачет № 2 по теме «Западная Европа в XI-XVвв.
| 1
|
|
|
|
|
|
| ТемаIV. Российское государство в XIV-XVII вв.(21)
44
| Москва во главе объединения русских земель
| 1
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| Причины и предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы при Данииле Московском. Деятельность его сына Юрия по расширению земель.
Попытка свержения монголо-татарского ига. Роль городов в объединительном процессе
| Знать ведущую роль политического фактора в формировании Российского государства и почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество. Уметь составлять хронологические и сравнительные таблицы. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий
| Составить сравнительную таблицу «Причины образования централизованных государств в Западной Европе и единого Русского государства»
| §17-18
|
| 45
| Русские земли в составе Великого княжества Литовского
| 1
| Комбинированный урок
| Особенности общественного и государственного строя Литовского княжества. Становление Русско-Литовского государства. Специфика политического развития русских земель, оказавшихся в составе Великого княжества Литовского и Русского
| Знать о том, что русские земли в составе Литовско-Русского государства сохранили древнерусские демократические, общинные порядки.
Развивать навыки работы с исторической картой по исторической легенде
| Составить таблицу «Основные направления политики Великого княжества Литовского»
| §17-18
|
| 46-47
| Дмитрий Донской. Наследники Дмитрия Донского
| 2
| Комбинированный урок
| Национальное самосознание. Ханы Золотой Орды: Узбек, Мамай, Тохтамыш
Причины побед Руси на Куликовом поле
| Знать основные события по теме, хронологию
| Работа с текстом учебника
| §17-18
|
| 48-50
| Россия: третье православное царство
| 3
| Урок изучения нового материала Комбинированный урок
| Причины Возвышения Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство. Иван III-«царь и самодержец всея Руси». Образование единого государства- Россия. Взаимосвязь процессов объединение русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси
| Характеризовать важнейшие рамки и периоды значимых событий и процессов.
Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное, объяснять причины различий. Уметь характеризовать деятельность московских князей.
| Фронтальный опрос
| §19
|
| 51-52
| Правление Ивана Грозного
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинированный урок
| Характер Московского государства во 2-й половине XV-XVI вв. Венчание на царство. Первый «царь всея Руси». Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Альтернативные варианты развития страны. Роль церкви в государственном строительстве. Опричнина, ее цели и последствия для производительных сил страны.
Социальное развитие России в Новое время. Кризис традиционализма. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные направления. Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных сооружений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация.
| Уметь объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий.
Сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного и о реформах Избранной Рады. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.
Уметь составлять хронологические таблицы. Знать различные оценки опричнины и выражать свое отношение к этим оценкам историков. Уметь излагать суждения о подходах, лежащих в основе оценок события. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.
| Фронтальный опрос
| §20
|
| 53-54
| Смутное время
| 2
| Комбинированный урок
| Место и роль Смуты в истории России. Предпосылки Смуты. Борис Годунов. Опричник - правитель - царь. Учреждение патриаршества. Боярские группировки. Первые волны гражданской войны. Самозванцы. Василий Шуйский.
Восстание Болотникова. Семибоярщина. Результаты Смуты. Влияние Смуты на русскую культуру. Интервенция: причины, события, результат. Состав и цели всенародных ополчений.
| Уяснить причины Смуты, основные события в стране, вызванные ее последствиями. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.
Уметь составлять хронологические и синхронистические таблицы. Излагать собственные суждения о причинно- следственных связях исторических событий. Уяснить причины и роль интервенции польских и шведских феодалов, грозившей России потерей независимости. Подвиг народа. Развивать навыки работы с картой по исторической легенде. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений
| Фронтальный опрос
| §20
|
| 55-56
| Становление самодержавия Романовых
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинированный урок
| Соборное избрание царя Михаила Романова. Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. Самодержавие с Земскими Соборами. Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления.
| Уяснить , что избрание Михаила Романова на Земском Соборе 1613 г. прогрессивное историческое событие, которое явилось началом выхода из тяжелейшего кризиса и началом преодоления последствий смуты. Чтение исторической карты с опорой на легенду. Сравнивать данные разных источников, выяснять их сходства и различия.
| Тестирование
| §21
|
| 57-58
| Социальные движения в России во втор. Пол. XVIIв.
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинированный урок
| Усиление самодержавной власти царя. Церковный раскол. Старообрядчество. Городские восстания. Степан Разин и Войско Донское. Поход «за зипунами». Поход на московских бояр. Причины гражданской войны. Состав участников, их требования. Ход, масштабы крестьянской войны. Поражение Степана Разина. Царская расправа.
Значение крестьянской войны
| Уяснить, что в борьбе против народных восстаний бояре и дворяне стремились укрепить важнейшие политические условия своего господства-самодержавную власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооруженные силы, церковь. Углубить свои знания о понятиях «крестьянская война» и «восстание», понять, что, несмотря на их поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение в то время: они наносили ощутимые удары по феодальному строю
| Индивидуальные задания
| §21
|
| 59-60
| Начало формирования многонационального государства
| 2
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| Расширение территории Российского государства в XVII веке. Участие России в войнах XVIIв.
| Знать основные события данного периода, хронологию.
Уметь работать с исторической картой
| Фронтальный опрос
| §22
|
| 61-62
| Русская культура
| 2
| Комбинированный урок
| Москва - центр русской культуры.
Духовные люди: Феофан Грек, Сергий Радонежский, Андрей Рублев. Фольклор, литература.
Зодчество (деревянное и каменное), живопись. Крестьянский и городской быт.
Исторические условия развития культуры в XVI-XVH вв. Книгопечатание. «Домострой». «Обмирщение» культуры. Влияние на развитие культуры формирования русской нации и единого русского языка. Школа, образование, просвещение. Развитие научных знаний
| Опираясь на исторические условия развития русской культуры XV- XVII вв., показывать наличие и борьбу двух культур: культуру господствующего класса и народных масс. Знать наиболее характерные явления культурного развития страны в XV-XVII вв. Показывать борьбу передовых тенденций (распространение научных знаний и просвещения, антифеодальная, антицерковная направленность) против продолжавших господствовать тогда феодальных и церковных устоев
| Индивидуальные задания
| §23
|
| 63
| Урок обобщающего повторения по теме «Российское государство в XIV-XVII вв.»
| 1
|
|
|
| Тестирование
|
|
| 64
| Зачет № 3 по теме «Российское государство в XIV-XVII вв.
| 1
|
|
|
|
|
|
| Тема V.Запад в Новое время (13)
65
| Европа в начале Нового времени
| 1
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| Раннее Новое время и начало модернизации. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация.
Европа XVIII в.: кризис «старого порядка»
| Уметь показывать последовательности возникновения и развития исторических явлений. Характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления
| Тестирование
| §24
|
| 66
| Великие географические открытия и первые колониальные захваты
| 1
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| .Великие географические открытия и их последствия. Начало европейской колониальной экспансии. Великая научная революция XVII в. Внутренняя колонизация
| Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждение о критериях, лежащих в основе отдельных оценок
| Фронтальный опрос
Работа с исторической картой
| §24
|
| 67
| Реформация и контрреформация
| 1
| Урок изучения нового материала
| Конфессиональный раскол европейского общества.
Реформация и зарождение новой европейской цивилизации
| Характеризовать периоды в развитии исторических процессов, объяснять смысл, значения важнейших исторических понятий
| Заполнить таблицу «Реформация и контрреформация»
| §24
|
| 68-69
| Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.
| 2
| Урок изучения нового материала
| «Революция цен», абсолютизм, протекционизм, политическая революция, пуритане, монополия, пресвитерианство, индепендентство, «Билль о правах»
| Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждение о критериях, лежащих в основе отдельных оценок
| Творческие задания
| §25
|
| 70-71
| Эпоха Просвещения
| 2
| Комбинированный урок
| Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Вольтер об устройстве общества.
Ш.-Л.. Монтескье о разделении властей. Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни богачей, ни нищих».
Энциклопедисты против старого порядка. Новые экономического учения.
Значение идей Просвещения.
Либерализм. Консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеология
| Получить знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества. Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве. Усвоить смысл тезиса: «Источником власти является народ». Уметь объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества.
Искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках, высказывать суждения о назначении и ценности источника
| Предварительное задание по подготовке мини-проектов по темам
| §26
|
| 72-73
| Война за независимость в Северной Америке
| 2
| Комбинированный урок
| Причины и результаты войны за независимость в Северной Америке.
Конституциализм. Влияние демократии на идейно-политическое развитие государств Европы
| Характеризовать особенности колонизации, повлиявшие на формирование национального характера и политических традиций американцев, особенности взглядов американских просветителей, итоги войны за независимость
| Работа с документами
| §27-28
|
| 74-75
| Великая Французская революция и ее последствия для Европы
| 2
| Комбинированный урок
| Кризис абсолютизма, конституционная монархия, якобинцы, жирондисты, термидорианский переворот
| Анализировать причины, ход, значение революции. Характеризовать ее итоги и значение
| Фронтальный опрос
| §27-28
|
| 76
| Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII вв.
| 1
| Комбинированный урок
| Эпоха Возрождения, гуманизм, титаны Возрождения, барокко, синтез искусств, рококо, оперный жанр, классицизм, «галантный век»
| Характеризовать особенности развития искусства XVI, XVII, XVIII веков соответственно.
Раскрывать черты художественных направлений и стилей.
Подчеркивать связь развития направлений искусства с историческими событиями в Западной Европе этого периода
| Индивидуальные задания, составление таблицы
| §29
|
| 77
| Урок обобщающего повторения по теме «Запад в Новое время»
| 1
|
|
|
| Тестирование
|
|
| ТемаVI. Российская империя в XVIII веке(13)
78-79
| Петровские преобразования
| 2
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| Территория и население России к концу XVII в. Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли в России к концу XVII в. Отставание феодально-крепостнической России от передовых европейских стран.
Необходимость внутренних преобразований и завоевания выхода к морям.
Начало преобразований. Поездка Петра Первого за границу. Северная война
| Сравнивать состояние России и более развитых стран Западной Европы, в которых победили буржуазные революции. Сделать вывод об отставании феодально-крепостнической России и о необходимости реформирования, модернизации России. Преобразования, проведенные в годы правления Петра были в значительной степени обусловлены предшествующим развитием страны
| Фронтальный опрос
| §30
|
| 80
| Провозглашение империи
| 1
| Провозглашение империи
| Создание регулярной армии и флота. Реформы государственного управления/ «Табель о рангах». Утверждение в России абсолютизма и создание бюрократического аппарата.
Реформы в просвещении, изменения в быту дворянства. Оценка и значение преобразований
| Сделать вывод о том, что созданное Петром новое «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный гнет населения России
| Заполнить
таблицу
«Основные
направления
деятельности
Петра»
| §30
|
| 81-82
| Россия в период дворцовых переворотов.
Просвещенный абсолютизм
| 2
| Комбинированный урок
| Петровский указ о престолонаследии. Екатерина I и Александр Меньшиков. Воцарение Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II. Аристократия, гвардия и дворянство. Неудача ограничения «единодержавия», укрепления крепостничества, расширения прав дворянства. Бироновщина. Возрождение национального самосознания. Русское офицерство. Борьба в Академии наук. Русский двор Елизаветы Петровны.
Участие России в Семилетней войне. Екатерина II, ее окружение.
Просвещенный абсолютизм.
Расширение прав и привилегий дворянства
| Усвоить, что дворцовые перевороты XVIII в., не меняя социальной природы Российской империи, лишь расширяли привилегии дворянства и усиливали крепостничество.
Характеризовать период «просвещенного абсолютизма», а также процесс разложения крепостного хозяйства и развитие капиталистических отношений. Уметь соотносить единичные исторические факты с общими явлениями. Составлять характеристику деятельности важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей
| Заполнить таблицу «Дворцовые перевороты в России»
| §30
|
| 83
| Социально-экономическое развитие страны
| 1
| Комбинированный урок
| Деревня и город.
Транспорт и торговля.
Сельское хозяйство.
Промышленность.
Начало промышленного переворота в России.
| Характеризовать новые явления в экономической жизни России в XVIII в.
Анализировать состав населения России на основе сравнения его социальной структуры в XVII и XVIII вв.
Проследить изменения в размещении промышленности и развитие торговли в этот период по картам
| Фронтальный опрос
| §31
|
| 84-85
| Расширение территории государства
| 2
| Комбинированный урок
| Имперская внешняя политика.
Война со Швецией.
Позиции России на Балтике.
Раздел Речи Посполитой.
Новороссия. «Русская Америка».
| Перечислять основные события Северной войны, характеризовать ее итоги, приведшие к расширению территории.
Анализировать этнический состав населения Российской империи. Характеризовать комплекс факторов, внешнеполитические события, способствовавшие расширению границ России в этот период ее исторического развития.
| Заполнение таблицы «Внешняя политика России в XVIII в.»
| §32
|
| 86-87
| Образование, наука, культура
| 2
| Комбинированный урок
| «Золотой век русской культуры».
Культура народов России.
Формирование русского литературного языка.
Архитектура.
Живопись и скульптура.
Образование. Литература.
Музыка и театр.
Русская усадьба.
Печать и книгоиздание.
| Искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках.
Составлять биографические справки.
Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки.
| Опережающее задание по темам
| §33
|
| 88
| Обобщающее повторение по теме «Российская империя в XVIII веке»
| 1
|
|
|
| Тестирование
|
|
| 89
| Зачет № 4 по теме «Российская империя в XVIII веке».
| 1
|
|
|
|
|
|
| 90
| Итоговое повторение
| 1
|
|
|
|
|
|
| |
|
|