Главная страница

По учебнику О. В. Волобуева и др. Россия и мир. № урока Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания



Скачать 341.96 Kb.
НазваниеПо учебнику О. В. Волобуева и др. Россия и мир. № урока Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания
Дата16.04.2016
Размер341.96 Kb.
ТипУчебник

Календарно-тематическое планирование по курсу «Россия и мир» (10 класс)

(по учебнику О.В.Волобуева и др. Россия и мир.)

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения урока

Тема I. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья (13 уроков)

1-2

Ранние цивилизации.


2

Урок изучения нового материала

Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Общество: социальная структура и социальные нормы. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации

Знать факторы и формы возникновения государства.

Знать основные черты восточной деспотии. Знать социальную иерархию древнего восточного общества

Составить таблицу

§1




3-4

Античная цивилизация. Эллинизм. Римский мир

2

Комбинированный урок

Обобщить важнейшие периоды и события истории Древней Греции и Древнего Рима. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис Римского общества

Знать факторы формирования античных цивилизаций Средиземноморья, Влияние природно-климатических условий на процесс их становления и развития цивилизации. Знать сущность античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях. Уметь сравнивать Афины и Спарту как два типа древнегреческого полиса. Знать хронологические рамки событий.

Уметь раскрыть сущность античного рабства и его роли в развитии цивилизации Древнего Рима. Уметь сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.

Решать познавательные задания

тест

§1




5

Великое переселение народов» и падение Западной Римской империи

1

Комбинированный урок

Причины и волны вторжения варварских племен на территорию Римской империи. Падение Рима. Христианские проповедники в варварской среде.

Раннесредневековые государства германских племен.

Знать и понимать связь между нашествием варваров и падением империи (внутренние и внешние причины). Уметь читать историческую карту с опорой на историческую легенду. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения и объяснять свое отношение к этим подходам

Ответить на вопросы в учебнике

§2




6

Христианство

1

Урок изучения нового материала

Значение христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации

Знать причины превращения христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья

Тест

§2




7-8

Христианская средневековая цивилизация в Европе.

2

Комбинированный урок

Современные и научные представления о сущности средневековья, различных подходах к его периодизации и значения в истории Запада и Востока. Факторы формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе. Города в средневековом обществе.

Рассказывать об исторических событиях и их участниках. Составлять биографические справки, характеристики деятельности важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей.

Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок. Определять и объяснять общее и различия

Индивидуальные сообщения учащихся

§3




9-10

Византийская империя

Византия между западом и Востоком

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Основные этапы и особенности истории Византийской империи. Значение Византии для мировой истории. Влияние Византии на российскую цивилизацию

Уметь рассказать об исторических событиях и их участниках. Уметь искать необходимую информацию в источнике, высказывать суждение о назначении, ценности источника. Давать характеристику позиций, взглядов автора (составителя) источника

Составить план ответа на тему «Государство в жизни византийского общества»

§4




11-12

Возникновение исламской цивилизации

Мусульманская культура

2

Комбинированный урок с элементами эвристической беседы

Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Возникновение ислама и основные положения мусульманского вероучения. Роль арабских завоеваний в VII-VIII вв.

Читать историческую карту с опорой на легенду. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, характеризовать деятельность важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей. Находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках.

Составить схему и таблицу «Роль ислама в арабо-мусульманской цивилизации средневековья».

§5




13

Обобщающее повторение по теме «Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья»

1










Тестирование







Тема II. Древняя Русь (20 уроков)

14-15

Народы Восточной Европы

2

Урок изучения нового материала

Этническое и цивили - зационное многообразие как фундамент становления и развития нашей страны.

Россия и русские. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность. Славяне и «Великая скифия».

Славяне, Балты и финно - угоры Восточной и Центральной Европы

Развивать навыки работы с картой и историческими источниками. Сравнивать предлагаемых исторических оценок, выявление сходства и различия. Определять и объяснять собственное отношение к данным подходам

Составить

таблицу

«Дислокация

расселения

славянских

племен»

§6




16-17

Восточные славяне в древности.

Мировоззрение восточных славян

2

Комбинированный урок

Занятия восточных славян. Общественный строй. Мировоззрение восточных славян

Уметь рассказывать о хозяйстве восточных славян, сравнивать их занятия с занятиями западноевропейцев

Работа с понятийным аппаратом

§7




18

Возникновение древнерусского государства

1

Урок-диалог с использованием самостоятельной работы с документом, + проблемная лекция

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Происхождение названия слова «Русь». «Повесть временных лет». Суть спора между нор - маннистами и анти - норманнистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси.

Русь легендарная

Излагать собственное суждение о причинно- следственных связях исторических событий. Высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок.-

Определять и объяснять свое отношение к данным подходам

Работа с понятийным аппаратом

§8




19-20

Начало династии Рюриковичей

2

Комбинированный урок

Характер Древнерусского государства в IX-XI вв., возрастание роли киевского князя.

Суть лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречия. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Главные итоги правления русских князей до правления Владимира. Походы на Византию

Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов, а также характеристика этих процессов.

Уметь составлять логические таблицы. Уметь искать информацию в исторических источниках. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное

Составить таблицу «Функции княжеской власти в Древнерусском государстве» и схему военной организации Древнерусского государства

§8




21

Принятие христианства

1

Комбинированный урок

Условия перехода к монотеизму на Руси. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси (политические, культурные). Русская православная церковь и ее тысячелетняя история

Уметь объяснять при - чинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. Объяснять смысл важнейших исторических понятий

Тестовая работа

§8




22-23

Государство и общество

2

Комбинированный урок

Управление Древнерусским государством

Княжеские усобицы

Община, вотчина

«Русская правда»

Излагать собственное суждение о причинно- следственных связях исторических событий.

Беседа по вопросам учебника







24-25

Культура Древней Руси

2

Лекция

Языческая культура. Этапы развития язычества.

Мир сельской общины. Появление письменности и летописей как нового литературного жанра.

Появление богословской политической речи как жанра древнерусской литературы. Храм и икона как образ мира культуры домонгольской Руси. Быт и нравы населения. Контакты с культурами Запада и Востока

Развивать навыки сравнительного анализа. Работать с историческими источниками, уметь разделять культуру дохристианского периода и периода после принятия христианства

Опережающее задание

§10




26-28

Раздробленность Руси

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

3

Комбинированный урок

Дискуссии о проблеме причин раздробленности Древнерусского государства.

Причины устойчивости общинно-республиканских форм общежития в XII—XIII вв. в Новгородской земле.

Причины и проявления монархических черт княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве.

Особенность Галицко-Волынской Руси конца II-пер.пол. XIII вв., нестабильность княжеской власти при огромном политическом влиянии бояр

Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.

Знать характеристику главных периодов в развитии исторических процессов.

Уметь составлять хронологические и логические таблицы. Объяснять смысл , значение важнейших исторических понятий.

Читать историческую карту с опорой на легенду. Формировать конкретные представления и общие понятия об усилении и обособлении отдельных княжеств и о феодальной раздробленности Древне Руси

Заполнить таблицы: «Причины раздробленности государства Русь» и «Управление в Новгородской республике».

§11




29-31

Монгольская держава и ее завоевания.

Нашествие на Русь

Экспансия с Запада

3

Урок изучения нового материала

Образование монгольского государства. Сущность и проявления владычества на Руси. Эволюция даннических отношений.

Отделение юго-восточных русских земель от северо-западных вследствие монголо-татарского нашествия и включение их в состав Литовского княжества. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества

Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси, эволюции даннических отношений. Знать о том, что одним из следствий монголо-татарского нашествий стало отделение юго-восточных русских земель от северо-западных и включение их в состав Великого княжества Литовского. Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов

Заполнить

таблицы

«Эволюция

даннических

отношений»,

«Завоевания

монголо-татар»


§12-13




32

Обобщающее повторение по теме «Древняя Русь»

1










Тестирование







33

Зачет № 1 по теме « Древняя Русь»

1



















Тема III. Западная Европа в XI-XV вв.(10 уроков)

34-36

Экономическое и политическое развитие

Средневековый город

Создание централизованных государств.

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Этапы развития средневекового государства. Сословно- представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства.

Роль религии и церкви в средневековом обществе.

Европейское общество в XIV-XVI вв.

Знать об особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно- представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально- политической истории средневековья. Знать значение христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации

Ответить на вопросы учебника

Тестирование

§14




37

Католический, православный и мусульманский миры в раннее средневековье

1

Комбинированный

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира.

Анализировать особенности исламской цивилизации

Индивидуальные задания. Тестирование

§15




38

Крестовые походы

1

Комбинированный

Причины крестовых походов, организаторы и участники

Знать основные события, хронологию

Работа с исторической картой

§15




39

Византийское средневековье

1

Комбинированный

Социокультурное политическое влияние Византии.

Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях

Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия

Работа с текстом учебника

§15




40

Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе

1

Комбинированный

Реконкиста.Гранадский эмират, инквизиция, Ливонский орден

Знать основные события по данной теме, хронологию

Индивидуальная работа

§15




41

Культура средневекового общества

1

Урок изучения нового материала

Роль церкви в европейском средневековом обществе.

Образ мира в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие средневековья. Изменения в мировоззрении средневекового человека

Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры в Средние века. Выявлять специфику роли церкви в европейском средневековом обществе

Заполнение таблицы

§16




42

Урок обобщающего повторения по теме «Западная Европа в XI-XV вв.»

1










Тестирование







43

Зачет № 2 по теме «Западная Европа в XI-XVвв.

1



















ТемаIV. Российское государство в XIV-XVII вв.(21)

44

Москва во главе объединения русских земель

1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Причины и предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы при Данииле Московском. Деятельность его сына Юрия по расширению земель.

Попытка свержения монголо-татарского ига. Роль городов в объединительном процессе

Знать ведущую роль политического фактора в формировании Российского государства и почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество. Уметь составлять хронологические и сравнительные таблицы. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий

Составить сравнительную таблицу «Причины образования централизованных государств в Западной Европе и единого Русского государства»

§17-18




45

Русские земли в составе Великого княжества Литовского

1

Комбинированный урок

Особенности общественного и государственного строя Литовского княжества. Становление Русско-Литовского государства. Специфика политического развития русских земель, оказавшихся в составе Великого княжества Литовского и Русского

Знать о том, что русские земли в составе Литовско-Русского государства сохранили древнерусские демократические, общинные порядки.

Развивать навыки работы с исторической картой по исторической легенде

Составить таблицу «Основные направления политики Великого княжества Литовского»

§17-18




46-47

Дмитрий Донской. Наследники Дмитрия Донского

2

Комбинированный урок

Национальное самосознание. Ханы Золотой Орды: Узбек, Мамай, Тохтамыш

Причины побед Руси на Куликовом поле

Знать основные события по теме, хронологию

Работа с текстом учебника

§17-18




48-50

Россия: третье православное царство

3

Урок изучения нового материала Комбинированный урок

Причины Возвышения Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство. Иван III-«царь и самодержец всея Руси». Образование единого государства- Россия. Взаимосвязь процессов объединение русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси

Характеризовать важнейшие рамки и периоды значимых событий и процессов.

Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное, объяснять причины различий. Уметь характеризовать деятельность московских князей.

Фронтальный опрос

§19




51-52

Правление Ивана Грозного

2

Урок изучения нового материала Комбинированный урок

Характер Московского государства во 2-й половине XV-XVI вв. Венчание на царство. Первый «царь всея Руси». Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Альтернативные варианты развития страны. Роль церкви в государственном строительстве. Опричнина, ее цели и последствия для производительных сил страны.

Социальное развитие России в Новое время. Кризис традиционализма. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные направления. Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных сооружений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация.

Уметь объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий.

Сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного и о реформах Избранной Рады. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.

Уметь составлять хронологические таблицы. Знать различные оценки опричнины и выражать свое отношение к этим оценкам историков. Уметь излагать суждения о подходах, лежащих в основе оценок события. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.

Фронтальный опрос

§20




53-54

Смутное время

2

Комбинированный урок

Место и роль Смуты в истории России. Предпосылки Смуты. Борис Годунов. Опричник - правитель - царь. Учреждение патриаршества. Боярские группировки. Первые волны гражданской войны. Самозванцы. Василий Шуйский.

Восстание Болотникова. Семибоярщина. Результаты Смуты. Влияние Смуты на русскую культуру. Интервенция: причины, события, результат. Состав и цели всенародных ополчений.

Уяснить причины Смуты, основные события в стране, вызванные ее последствиями. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.

Уметь составлять хронологические и синхронистические таблицы. Излагать собственные суждения о причинно- следственных связях исторических событий. Уяснить причины и роль интервенции польских и шведских феодалов, грозившей России потерей независимости. Подвиг народа. Развивать навыки работы с картой по исторической легенде. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений

Фронтальный опрос

§20




55-56

Становление самодержавия Романовых

2

Урок изучения нового материала Комбинированный урок


Соборное избрание царя Михаила Романова. Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. Самодержавие с Земскими Соборами. Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления.

Уяснить , что избрание Михаила Романова на Земском Соборе 1613 г. прогрессивное историческое событие, которое явилось началом выхода из тяжелейшего кризиса и началом преодоления последствий смуты. Чтение исторической карты с опорой на легенду. Сравнивать данные разных источников, выяснять их сходства и различия.

Тестирование

§21




57-58

Социальные движения в России во втор. Пол. XVIIв.

2

Урок изучения нового материала Комбинированный урок


Усиление самодержавной власти царя. Церковный раскол. Старообрядчество. Городские восстания. Степан Разин и Войско Донское. Поход «за зипунами». Поход на московских бояр. Причины гражданской войны. Состав участников, их требования. Ход, масштабы крестьянской войны. Поражение Степана Разина. Царская расправа.

Значение крестьянской войны

Уяснить, что в борьбе против народных восстаний бояре и дворяне стремились укрепить важнейшие политические условия своего господства-самодержавную власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооруженные силы, церковь. Углубить свои знания о понятиях «крестьянская война» и «восстание», понять, что, несмотря на их поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение в то время: они наносили ощутимые удары по феодальному строю

Индивидуальные задания

§21




59-60

Начало формирования многонационального государства

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Расширение территории Российского государства в XVII веке. Участие России в войнах XVIIв.

Знать основные события данного периода, хронологию.

Уметь работать с исторической картой

Фронтальный опрос

§22




61-62

Русская культура

2

Комбинированный урок

Москва - центр русской культуры.

Духовные люди: Феофан Грек, Сергий Радонежский, Андрей Рублев. Фольклор, литература.

Зодчество (деревянное и каменное), живопись. Крестьянский и городской быт.

Исторические условия развития культуры в XVI-XVH вв. Книгопечатание. «Домострой». «Обмирщение» культуры. Влияние на развитие культуры формирования русской нации и единого русского языка. Школа, образование, просвещение. Развитие научных знаний

Опираясь на исторические условия развития русской культуры XV- XVII вв., показывать наличие и борьбу двух культур: культуру господствующего класса и народных масс. Знать наиболее характерные явления культурного развития страны в XV-XVII вв. Показывать борьбу передовых тенденций (распространение научных знаний и просвещения, антифеодальная, антицерковная направленность) против продолжавших господствовать тогда феодальных и церковных устоев

Индивидуальные задания

§23




63

Урок обобщающего повторения по теме «Российское государство в XIV-XVII вв.»

1










Тестирование







64

Зачет № 3 по теме «Российское государство в XIV-XVII вв.

1



















Тема V.Запад в Новое время (13)

65

Европа в начале Нового времени

1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Раннее Новое время и начало модернизации. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация.

Европа XVIII в.: кризис «старого порядка»

Уметь показывать последовательности возникновения и развития исторических явлений. Характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления

Тестирование

§24




66

Великие географические открытия и первые колониальные захваты

1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

.Великие географические открытия и их последствия. Начало европейской колониальной экспансии. Великая научная революция XVII в. Внутренняя колонизация

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждение о критериях, лежащих в основе отдельных оценок

Фронтальный опрос

Работа с исторической картой

§24




67

Реформация и контрреформация

1

Урок изучения нового материала

Конфессиональный раскол европейского общества.

Реформация и зарождение новой европейской цивилизации

Характеризовать периоды в развитии исторических процессов, объяснять смысл, значения важнейших исторических понятий

Заполнить таблицу «Реформация и контрреформация»

§24




68-69

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

2

Урок изучения нового материала

«Революция цен», абсолютизм, протекционизм, политическая революция, пуритане, монополия, пресвитерианство, индепендентство, «Билль о правах»

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждение о критериях, лежащих в основе отдельных оценок

Творческие задания

§25




70-71

Эпоха Просвещения

2

Комбинированный урок

Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Вольтер об устройстве общества.

Ш.-Л.. Монтескье о разделении властей. Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни богачей, ни нищих».

Энциклопедисты против старого порядка. Новые экономического учения.

Значение идей Просвещения.

Либерализм. Консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеология

Получить знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества. Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве. Усвоить смысл тезиса: «Источником власти является народ». Уметь объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества.

Искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках, высказывать суждения о назначении и ценности источника

Предварительное задание по подготовке мини-проектов по темам

§26




72-73

Война за независимость в Северной Америке

2

Комбинированный урок

Причины и результаты войны за независимость в Северной Америке.

Конституциализм. Влияние демократии на идейно-политическое развитие государств Европы

Характеризовать особенности колонизации, повлиявшие на формирование национального характера и политических традиций американцев, особенности взглядов американских просветителей, итоги войны за независимость

Работа с документами

§27-28




74-75

Великая Французская революция и ее последствия для Европы

2

Комбинированный урок

Кризис абсолютизма, конституционная монархия, якобинцы, жирондисты, термидорианский переворот

Анализировать причины, ход, значение революции. Характеризовать ее итоги и значение

Фронтальный опрос

§27-28




76

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII вв.

1

Комбинированный урок

Эпоха Возрождения, гуманизм, титаны Возрождения, барокко, синтез искусств, рококо, оперный жанр, классицизм, «галантный век»

Характеризовать особенности развития искусства XVI, XVII, XVIII веков соответственно.

Раскрывать черты художественных направлений и стилей.

Подчеркивать связь развития направлений искусства с историческими событиями в Западной Европе этого периода

Индивидуальные задания, составление таблицы

§29




77

Урок обобщающего повторения по теме «Запад в Новое время»

1










Тестирование







ТемаVI. Российская империя в XVIII веке(13)

78-79

Петровские преобразования

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Территория и население России к концу XVII в. Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли в России к концу XVII в. Отставание феодально-крепостнической России от передовых европейских стран.

Необходимость внутренних преобразований и завоевания выхода к морям.

Начало преобразований. Поездка Петра Первого за границу. Северная война

Сравнивать состояние России и более развитых стран Западной Европы, в которых победили буржуазные революции. Сделать вывод об отставании феодально-крепостнической России и о необходимости реформирования, модернизации России. Преобразования, проведенные в годы правления Петра были в значительной степени обусловлены предшествующим развитием страны

Фронтальный опрос

§30




80

Провозглашение империи

1

Провозглашение империи

Создание регулярной армии и флота. Реформы государственного управления/ «Табель о рангах». Утверждение в России абсолютизма и создание бюрократического аппарата.

Реформы в просвещении, изменения в быту дворянства. Оценка и значение преобразований

Сделать вывод о том, что созданное Петром новое «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный гнет населения России

Заполнить

таблицу

«Основные

направления

деятельности

Петра»

§30




81-82

Россия в период дворцовых переворотов.

Просвещенный абсолютизм

2

Комбинированный урок

Петровский указ о престолонаследии. Екатерина I и Александр Меньшиков. Воцарение Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II. Аристократия, гвардия и дворянство. Неудача ограничения «единодержавия», укрепления крепостничества, расширения прав дворянства. Бироновщина. Возрождение национального самосознания. Русское офицерство. Борьба в Академии наук. Русский двор Елизаветы Петровны.

Участие России в Семилетней войне. Екатерина II, ее окружение.

Просвещенный абсолютизм.

Расширение прав и привилегий дворянства

Усвоить, что дворцовые перевороты XVIII в., не меняя социальной природы Российской империи, лишь расширяли привилегии дворянства и усиливали крепостничество.

Характеризовать период «просвещенного абсолютизма», а также процесс разложения крепостного хозяйства и развитие капиталистических отношений. Уметь соотносить единичные исторические факты с общими явлениями. Составлять характеристику деятельности важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей

Заполнить таблицу «Дворцовые перевороты в России»

§30




83

Социально-экономическое развитие страны

1

Комбинированный урок

Деревня и город.

Транспорт и торговля.

Сельское хозяйство.

Промышленность.

Начало промышленного переворота в России.

Характеризовать новые явления в экономической жизни России в XVIII в.

Анализировать состав населения России на основе сравнения его социальной структуры в XVII и XVIII вв.

Проследить изменения в размещении промышленности и развитие торговли в этот период по картам

Фронтальный опрос

§31




84-85

Расширение территории государства

2

Комбинированный урок

Имперская внешняя политика.

Война со Швецией.

Позиции России на Балтике.

Раздел Речи Посполитой.

Новороссия. «Русская Америка».

Перечислять основные события Северной войны, характеризовать ее итоги, приведшие к расширению территории.

Анализировать этнический состав населения Российской империи. Характеризовать комплекс факторов, внешнеполитические события, способствовавшие расширению границ России в этот период ее исторического развития.

Заполнение таблицы «Внешняя политика России в XVIII в.»

§32




86-87

Образование, наука, культура

2

Комбинированный урок

«Золотой век русской культуры».

Культура народов России.

Формирование русского литературного языка.

Архитектура.

Живопись и скульптура.

Образование. Литература.

Музыка и театр.

Русская усадьба.

Печать и книгоиздание.

Искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках.

Составлять биографические справки.

Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки.

Опережающее задание по темам

§33




88

Обобщающее повторение по теме «Российская империя в XVIII веке»

1










Тестирование







89

Зачет № 4 по теме «Российская империя в XVIII веке».

1



















90

Итоговое повторение

1