|
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений ( автор О.С. Габриелян).
Программа учебного курса разработана на основе:
- программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.) Согласно утвержденному Учебному плану школы на изучение пропедевтического курса химии отведен 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана мной на 35 учебных часов в год.
Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия». Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.
Курс (состоит из четырех частей) решает следующие задачи: Первая тема — «Химия в центре естествознания» —
1. позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета.
2. способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естест-венных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.
Вторая тема — «Математика в химии» —
1. позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).
Третья тема — «Явления, происходящие с веществами» —
1. дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.
Четвертая тема — «Рассказы по химии» —
1. способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах . Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного (продолжительного по времени) характера.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.
Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
Выполнение практической части рабочей программы предусмотрено в следующем объеме:
-
Виды деятельности
| Число работ в учебный год
| Практические работы
| 6
| Контрольные работы
| 2
|
В рабочую программу внесено следующее изменение: - добавлен 1 час на изучение курса в конце года в виде заключительного занятия для подведения итогов года, так как авторская программа рассчитана на 34 часа, а при изучении материала 1 час в неделю общее число часов должно составлять 35часов.
Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.
Содержание учебного материала
№
П/п
|
Тема раздела
|
| По программе О. С. Габриеляна
| По рабочей программе
| 1
| Химия в центре
естествознания.
| 11
| 12
| 2
| Математика в химии.
| 9
| 10
| 3
| Явления, происходящие с веществами.
| 11
| 11
| 4
| Рассказы по химии.
| 3
| 2
|
| Итого:
| 34
| 35
|
Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»
(1 час в неделю в течение года, 35 часов)
№
уро
ка
|
№
урока в
теме
|
Тема урока
|
Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков
|
Практические и контрольные работы,
лабораторные опыты
|
Оборудование
|
Домашнее задание
|
Дата
|
|
|
|
ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (12 часов)
| 1
| 1
| Инструктаж
по ТБ.
Химия как часть естествознания. Предмет химии
| Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения
| Д. Коллекция разных предметов, и ли фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение»
| Пробирки, образцы веществ для исследования физич. свойств
| § 1.
Составить простой
план § 1
|
|
| 2
| 2
| Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии
| Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее проте-кание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки
| Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени
| Спички, спиртовка, сухое горючее
| § 2.
Подготовка к практ. работе № 1 (с. 14).
Нарисовать знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов
|
|
| 3
| 3
| Инструктаж
по ТБ.П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности
| Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения
| Практическая
работа № 1.
| Пробирки, кол бы, воронки, цилиндры, ступка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания
| Оформить отчет о работе.
Подготовка к практической работе№2
|
|
| 4
| 4
| Инструктаж
по ТБ. П.Р.№2
Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
| Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами
| Практическая
работа № 2.
| Спиртовка, спички, лучинка, стеклянная трубка, фарфоровая пластина
| Подготовка до кладов по темам: «Из истории изобретен. электрофорной машины», «История появлен. глобуса»
|
|
| 5
| 5
| Моделирование
| Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения)
| Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и чело века). Физические и химические модели атомов, молекул ве-ществ и их кристал- лических решеток
| Глобус, карта, муляжи орга-нов и систем органов растений, животных и человека, модели кристал лических решеток, молекул
| § 3.
Выучить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S)
|
|
| 6
| 6
| Химическая символика
| Химический элемент. Химические знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества
| Д. Шаростержневые модели воды, угле-кислого и сернистого газов, метана.
ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина
| Шаростержневые модели молекул веществ, пластилин,
ПСХЭ
| §4.
Домашний опыт «Изготов- ление моделей молекул ве- ществ из пластилина» . Выуч. символы и назван элементов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn)
|
|
| 7
| 7
| Химия и физика
| Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение
| Д. Образцы твердых веществ кристалли-ческого строения. Модели кристалли-ческих решеток.
ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).
ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия пер-манганата калия в желатине
| модели крист. решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант
| § 5.
Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине»
|
|
| 8
| 8
| Химия и физика
| Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение
| ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия пер-манганата калия в желатине
| флакон с духами или дезодорант
| § 5.
Домашний опыт
|
|
| 9
| 9
| Химия
и география
| Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты
| Д. Коллекция минералов . Коллекция горных пород
| Коллекция минералов и горных пород, горючих ископаемых, лупа
| § 6-7.
Найти в сказах П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок» описание минералов
|
|
| 10
| 10
| Химия и биология
|
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в
жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов
|
ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.
Л. Определение содержания воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).
Д. Таблица «Животная и растительная клетка»
|
Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальн бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, йод спиртовый раствор
|
§ 8.
Домашний опыт «Взаимодействие аскорбино-вой кислоты с иодом (опреде- ление витамина С в различных соках)»
|
|
| 11
| 11
| Качественные реакции в химии
| Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.
| ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания
| Известковая вода, стеклянная трубка, об-разцы пищевых продуктов, вода, спички, лучина,таблица Органы чувств
| § 9.
Домашний опыт «Обнаружение крахмала в продуктах питания»
|
|
| 12
| 12
| Качественная реакция на СО2, О2
|
|
|
| § 9.
Домашний опыт «Обнаружение СО2 в различных продуктах»
|
|
|
|
Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (10часов)
| 13
| 1
| Относительные
атомная и молекулярная массы
| Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов
| Д. Шкала объектов (замок — человек, человек — яблоко, яблоко — гусеница, гусеница — амеба, амеба — белок, белок — ДНК, ДНК — молекула воды, молекула воды — атом водорода)
| ПСХЭ, алгоритм вычисления масс
| §10.
|
|
| 14
| 2
| Массовая доля элемента в сложном веществе
| Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.
|
| алгоритм вычисления массовой доли элемента
| § 11.
вопросы 4, 5 (с. 65)
|
|
|
|
| Решение задач на нахождение массовой доли .
|
|
|
|
|
|
| 15
| 3
| Чистые вещества и смеси
| Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC).
Смеси гомогенные и гетерогенные
| Д. Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахар ного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция быто-вых смесей (кулинарных смесей, CMC, шам пуней, напитков и др.)
| Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС
| § 12.
Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам
|
|
| 16
| 4
| Объемная доля газа в смеси
| Понятие об объемной доле (φ)
компонента газовой смеси.
Состав воздуха и природного
газа. Расчет объема компонента
газовой смеси по его объемной
доле и наоборот
| Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа
| Алгоритм решения задач, диаграммы
| § 13.
Составление диаграмм: состав вдыхаемого и выдыхае- мого воздуха
|
|
| 17
| 5
| Массовая доля вещества в растворе
| Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного
вещества и другие расчеты с использованием этих понятий
|
| алгоритм вычисления массовой доли вещества
| § 14.
Подготовка к практической работе № 3 (с. 77)
|
|
| 18
| 6
| Инструктаж
по ТБ.
Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества
|
| Практическая
работа № 3.
| Шпатель, колбы, весы, разно весы, стакан, мерн. цилиндр, соль, сахар, вода,
| Расчетные задачи с исполь- зованием понятия «массовая доля »
|
|
| 19
| 7
| Массовая доля примесей
| Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (и>) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий
| Д. Коллекция «Минералы и горн. породы».
ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам
| Коллекция Минералы и горн. породы, этикетки от бытовых и фармацевтич препаратов
| § 15.
Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам
|
|
| 20
| 8
| Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»
|
|
| Задания на карточках
| § 14-16.
|
|
| 21
| 9
| Обобщение и систематизация знаний
|
|
|
| § 10-16. Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Матема- тика в химии»
|
|
| 22
| 10
| Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»
|
|
Контрольная
работа № 1
| Индивидуаль-ные задания на карточках
|
|
|
|
| ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов)
| 23
| 1
| Разделение смесей.
1. Способы разделения смесей
| Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.
| ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делитель- ной воронки. Центрифугирование. ДО. Разделение смеси сухого молока и речно-го песка.
| Вода, масло, мука, сахар, сито, воронка делительная, стаканы, песок, сера, железные опилки
| §16
(с. 83—85). Домашний опыт «Разделение смеси сухого молока и речного песка». Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домаш-ний экспери-мент)
|
|
| 24
| 2
| 2. Фильтрование
| Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате
| ДЭ. Фильтрование Разделение смеси воды и речного песка.
Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки.
Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.
ДО. Изготовление ма левых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа.
Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация
| Песок, вода, фильтр, марля, ножницы, нитки, салфетки бумажные, респиратор, противогаз
| §16
(с. 86—87). Изготовление марлевой повязки. Предложить ход экспе римента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация». Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д.Зелин-ский»
|
|
| 25
| 3
| 3. Адсорбция
| Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза
| ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля.
Д. Противогаз и его устройство.
ДО. Адсорбция активированным углем красящих веществ пеп- си-колы. Адсорбция кукурузными палоч-ками паров пахучих веществ
| Уголь активи-рованный, р-р пепси-колы, ку курузные па-лочки, одеко-лон, противогаз
| §16(с.87 — 89). Домашний опыт «Адсорбция активиро-ванным углем красящих ве-ществ пепси- колы». «Ад- сорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ»
|
|
| 26
| 4
| Дистилляция
| Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха
| ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделе- ние смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор.
ДО. Очистка воды
| Учебный дистиллятор, Коллекция Нефть и нефтепродукты, таблицы Переработка нефти
| §17.
Домашний опыт «Очистка воды»
|
|
| 27
| 5
| Обсуждение ре-зультатов практической работы № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний опыт)
| Этапы выращивания кристаллов соли.
|
|
| Подготовка к практической работе № 5. Очистка поваренной соли (с. 96)
|
|
| 28
| 6
| Инструктаж
по ТБ.
Практическая работа № 5. «Очистка поваренной соли»
|
|
Практическая
работа № 5.
| Стаканы, воронка, фильтр, лаб. штатив, соль, песок, фарфор. чашка, вода, стекл. палочка
| Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа (домашний опыт)
|
|
| 29
| 7
| Химические реакции. Условия протекания и прекращения
химических
реакций
| Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Усло-вия течения и прекращения химических реакций.
| Д. Устройство кислотного огнетушителя.
ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор- диоксид марганца IV.
| Растворы кислоты, известковой воды, мра-мор, железо, сера, асбестир. сетка,
| §18.
Домашний опыт «Изготовление самодельного огнетушителя »
|
|
| 30
| 8
| Признаки химических реакций
| Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, измене-ние цвета, выделение или поглощение тепла.
| ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Воз- гонка иода. Выделение газа из раствора.
Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора иода.
ДО. Приготовление лимонада
| Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка
| § 19.
Домашний опыт «Приготовление лимонада»
|
|
| 31
| 9
| Обсуждение ре-зультатов практи-ческой работы № 6 «Изучение процесса коррозии желе-за» (домашний опыт)
| Процесс коррозии железа.
Условия, вызывающие коррозию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народному хозяйству.
|
|
| Подготовить доклады на те-му «Выдающиеся русские ученые-химики» к конференции
|
|
| 32
| 10
| Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе №2
|
|
| Задания на карточках
| Подготовка к контрольной работе №2
|
|
| 33
| 11
| Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами»
|
|
Контрольная
работа № 2
| Индивидуаль-ные задания на карточках
| Подготовить проекты на тему «Исследования химических реакций»
|
|
|
|
ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ ( 2часа)
| 34
| 1
| Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики».
0 жизни и деятельности
М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева,
А. М. Бутлерова
| Вклад, внесенный русскими учеными – химиками в развитие химии. Жизнь и деятель-ность М. В. Ломоносова,
Д. И. Менделеева,
А. М. Бутлерова
|
| Портреты ученых М. В. Ломоносова,
Д.И.Менделее
ва, А.М.Бут лерова и др.
| (с. 111 – 122)
Подготовить сообщение «Мое любимое химическое вещество».
(Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества)
|
|
| 35
| 2
| Заключение. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина
|
|
| Задания химической викторины, карточки, жетоны, призы
|
|
|
|
В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен
знать /понимать:
• химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
• важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;
уметь:
• называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту Литература: Основная литература:
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Вводный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.
Габриелян О.С., Аксёнова И.В.. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», – М.: Дрофа, 2010 г
Дополнительная литература:
Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.
Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.
Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.
Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.
Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.
Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.
Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.
Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.
Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.
В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г
Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г
Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г
111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г
Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г
Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г
Интернет-ресурсы:
https://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"
https://openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс
https://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)
https://zavuch.info/ сайт Завуч.инфо
https://uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет
https://rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке
https://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
https://uchportal.ru/ Учительский портал
https://spishy.ru/referat?PHPSESSID=e9q5bs0gqq0q24jma6ft8rr135 коллекция рефератов для учащихся
|
|
|