Главная страница


Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
Дата18.04.2016
Размер165 Kb.
ТипПояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Изделия ручного труда в нашей стране обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.

Одним из видов рукоделия является вязание. Умение вязать всегда пригодится в жизни. Посещение кружка «Креативный клуб-ок» научит девочек элементарным приемам техники вязания на спицах и крючком.

Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. Программа кружка «Креативный клуб-ок» предназначена для группы учащихся в возрасте 8-15 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Учитывая индивидуальные особенности, учащиеся могут выполнять понравившиеся изделия, обучиться основным приемам вязания и научиться читать литературу. Занятия в кружке проводятся теоретические и практические. Занятия в кружке имеют познавательный, воспитательный и развивающий характер.

Основной целью занятия в кружке является расширение кругозора, развитие мышления, интереса к предмету, формирование творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации.

В процессе кружковых занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО, биология). Так, изучая тему «Основы материаловедения» дети пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, биологии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей рисования, математики.

Программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий, тематических бесед.

Занятия в кружке имеет познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с литературой по вязанию.

Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.

Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с крючком и спицами будет начинаться с более простых поделок. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды деятельности необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. С учащимися можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Следует опираться на те знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать.

Данная программа предусматривает привитие навыков ведения домашнего хозяйства.

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания. Развитие художественных способностей обучающихся.

Программа ставит следующие задачи:

Обучающие:

  • обучить способам вязания спицами крючками;

  • обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего изделия;

  • научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающие:

  • развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;

  • развить чувство цвета, пропорции;

  • развить моторику рук.

Воспитательные:

  • сформировать умение общаться со сверстниками;

  • воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

  • приучать к аккуратности в работе;

  • сформировать умение работать в коллективе;

  • предоставить возможность социализации каждому ребёнку.

Программа «Волшебный клубок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Обучение по данной программе  способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания  и умения по данному виду декоративно-прикладного творчества.

Основным направлениями являются:

Просветительская деятельность: она предполагает изучение приемов и техники рукоделия.

Эстетическая направленность: она развивает аккуратность, последовательность выполнения технологических операций.

Творческая деятельность: она развивает воображение, предшествует самореализации личности.

Практическая деятельность: овладение определенными навыками и умениями.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

  1. Виды декоративно-прикладного творчества.

  2. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.

  3. Безопасные приемы работы.

  4. Начальные сведения о цветовом сочетании.

  5. Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком.

  6. Условные обозначения вязальных петель.

  7. Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

  1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

  2. Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.

  3. Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.

  4. Подбирать инструменты и материалы для работы.

  5. Изготавливать изделие.

  6. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.




тема

Всего часов

Теория

Практика



Вводное занятие


2

1

1



Краткие сведения из истории рукоделия.


2

1






Панно из шерстяной крошки

10

2

8



Условные обозначения применяемые при вязании. Инструменты и материалы.


2

1

1



Помпонная техника

10

2

8



Вязание на спицах.

Набор петель для вязания на спицах.

2

1

1



Лицевые и изнаночные петли, техника выполнения.

4

1

3



Убавление, прибавление петель, закрытие петель.

6

2

4



Резинка

6

2

4



Платочная вязка

2

0,5

1,5



Чулочная вязка

2

0,5

1,5



Жгуты

8

2

6



Другие виды вязки

18

4

14



Вязание шарфа

10

2

8



Вязание шапки/диадемы

12

2

10



Вязание пинеток/тапочек

12

2

10



Вязка на 5-ти спицах.

Вязание носок/варежек/перчаток

26

6

20



Обработка, сборка изделий

10

4

6



Всего часов

144

36

108


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1.Вводное занятие.

Теория. Комплектование групп. Знакомство с детьми. План работы на год. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Правила ТБ при работе с вязальными спицами и крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом

Практика. Ознакомление со спицами, пряжей.

2.История рукоделия.
Теория. История развития художественного вязания. Вязание спицами и крючком – одно из любимых занятий рукодельниц с давних пор, умея вязать, можно изготовить большое количество изделий декоративно-прикладного характера. Краткие сведения из истории рукоделия.

Практика. Демонстрация готовых изделий. Организация рабочего места.  Знакомство с инструментами, материалами для работы. Использование для обучения ниток, бывших в употреблении. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.

3.Панно из шерстяной крошки.

Теория. Виды панно, подбор ниток, сочетание цветов, орнаменты.

Практика. Нарезка нити, обделка края панно, заполнение полотна.

4.Условные обозначения, применяемые при вязании. Инструменты и материалы.
Теория. Демонстрация схем для вязания, их предназначения, условные обозначения при вязании.

Практика. Чтение схем, составление собственных схем

5. Пампонная техника.

Теория.Беседа о практическом применении данной техники. Демонстрация изделий.

Практика. Изготовление изделий в данной технике.

6.Вязание на спицах.

Теория. Общие сведения. Характеристика ниток и особенности работы с ними. Назначение вязаных изделий. Сочетание цветов. Возможности и преимущества вязаных изделий. Вязание на спицах как вид досуга, способ увеличить гардероб и разнообразить его, сделать индивидуальным и недорогим. Использование пряжи, бывшей в употреблении, особенности ее подготовки к работе. Необходимые инструменты и оборудование: наборы спиц, сантиметровая лента, линейка, ножницы, нитки. Соответствие толщины спиц толщине ниток. Подготовка к работе новых ниток. Стирка и хранение шерстяных изделий.

Практика. Набор петель.

7.Лицевые и изнаночные петли

Теория. Понятие и роль образца вязки. Понятие плотности вязания. Расчет необходимого для изделия числа петель по образцу вязания.

Практика. Лицевая петля. Кромочная петля. Вязание изнаночной петли. Вязание образцов разной плотности. Демонстрация приемов вязания.

8. Убавление, прибавление петель, закрытие петель.

Теория. Изменение формы вязаного изделия с помощью убавления и прибавления петель.

Практика. Закрывание осуществляют по лицевой и изнаночной стороне изделия. Демонстрация приемов. Демонстрация способов убавления петель (с краев изделия, внутри полотна). Убавляют на одну петлю, провязывают две вместе лицевой или изнаночной петлей. Две петли убавляют, провязывая три вместе лицевой или изнаночными петлями. Прибавление петель по краям изделия, внутри вязаного полотна. Демонстрация приемов прибавления (вытягивание петли из промежутка, из крайней сделаем две петли, вывязывание из предыдущего ряда, способом наброса петель, вывязывание из промежутка между петлями).

9-13.Виды вязки.

Теория. Подбор спиц и крючков к пряже.

Практика. Вязание на спицах, чтение схем вязок, показ образцов.

14.Вязание шарфика.

Теория. Беседа «Состав вязаного полотна». Подбор рисунка.

Практика. Выбор цветов гаммы, вязка шарфа, обработка края «косичкой»,

оформление изделия «узелком».

15. Вязание шапки\ диадемы.

Теория. Беседа «Полезные советы»

Практика. Выбор цветовой гаммы, выбор вязки, вязание, обработка,

оформление «Розочка, лепесток».

16.Вязание пинеток\ тапочек.

Теория. Беседа «Влияние шерсти на здоровье человека». Подбор рисунка.

Практика. Подбор вида вязки, вязание изделия, его оформление.
17.Вязание на 5 спицах.

Теория. Беседа «Мой подарок самый, самый».

Практика. Вязание на пяти спицах, вывязывание пятки, носка.

Вывязывание пальцев, спуск петель на пяти, трех спицах.

18. Обработка, сборка изделий

Теория. Беседа «Красота своими руками».

Практика. Сшивание изделия крючком, иглой. Глажка трикотажного полотна.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.




тема

Всего часов

Теория

Практика



Вводное занятие


2

1

1



Виды вязки на спицах (усложненные образцы)


8

2

6



Вязания изделия без рукава

16

3

13



Вязание изделия с рукавом


20

2

17



Игрушка, связанная спицами

10

2

8



Вязание крючком, Виды крючков, нитки для вязания крючком

2

1

1



Тунисское вязание

4

1

3



Филейное вязание

6

2

4



Ажурное вязание

8

2

6



Вязание салфетки

10

2

8



Игрушка, связанная крючком

12

2

10



Вязание изделия без рукава

16

2

14



Вязание изделия с рукавом

24

4

20



Обработка и сборка изделий

6

2

4




Всего часов

144

28

116



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1.Вводное занятие.

Теория. Комплектование групп. Знакомство с детьми. План работы на год. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Правила ТБ при работе с вязальными спицами и крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом

Практика. Ознакомление с видами пряжи.

2.Виды вязки.
Теория. Подбор спиц к пряже по толщине и структуре.

Практика. Вязание ажурных образцов, чтение схем вязок.

3.Вязание изделия без рукава.

Теория. Подбор ниток и спиц, сочетание цветов, орнаменты.

Практика. Выполнение работы, обработка края, горловины, оформление, сборка изделия.

4.Вязание изделия с рукавом.
Теория. Оформление изделия.

Практика. Выполнение работы, обработка края, горловины, вшивание рукав, оформление, сборка изделия.

5. Игрушка, связанная спицами

Теория. Беседа «Игрушка в твоей жизни»

Практика. Изготовление изделий, сборка и оформление.

6-9. Вязание крючком.

Теория. Виды крючков, нитки для вязания крючком.

Практика. Набор петель, разные виды вязания: тунисское, филейное, ажурное.

10. Вязание салфетки.

Теория. Условные обозначения в схемах вязания крючком.

Практика. Демонстрация приемов вязания.

11. Игрушка, связанная крючком.

Теория. Использование фурнитуры при оформлении игрушек.

Практика. Изготовление изделий, сборка и оформление.

12. Вязание изделия без рукава

Теория. Подбор ниток и крючков, сочетание цветов, плотность вязания.

Практика. Выполнение работы, обработка края.

13. Вязание изделия с рукавом.

Теория. Беседа «Вышивка на изделии». Подбор рисунка.

Практика. Выполнение работы, обработка края, горловины, вшивание рукав, оформление, сборка изделия.

14. Обработка, сборка изделий

Теория. Беседа «Мой подарок самый-самый…».

Практика. Сшивание изделия крючком, иглой. Накрахмаливание вязаного полотна.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.




тема

Всего часов

Теория

Практика



Вводное занятие

2

1

1



Виды вязки на спицах (вывязывание орнамента из 2-5 нитей)

12

2

10



Индивидуальная творческая работа учащихся

58

6

52



Вязание крючком (вывязывание орнамента из нескольких нитей)

12

2

10



Индивидуальная творческая работа учащихся

60

8

52




Всего часов

144

19

125


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1.Вводное занятие.

Теория. Комплектование групп. Знакомство с детьми. План работы на год. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Правила ТБ при работе с вязальными спицами и крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом

Практика. Ознакомление с видами орнаментов.

2.Виды вязки.
Теория. Подбор нитей, сочетающихся по толщине и структуре.

Практика. Вывязывание орнаментов, чтение схем вязок.

3.Творческая работа учащихся.

Теория. Подбор ниток и спиц, сочетание цветов, орнаменты.

Практика. Выполнение работы.

4. Вязание крючком.
Теория. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания.

Практика. Вывязывание орнаментов, чтение схем вязок.

5. Творческая работа учащихся.

Теория. Беседа «Цветовая гамма».

Практика. Выполнение работы.

Литература:

1.  Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. -   М.: Просвещение, 1984г.           

2.  Ткаченко Т., Стародуб К. «Мягкая игрушка», ИД Владис, 2005г.

3. Молотобарова О. С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М.; Просвещение, 19909г.

4.  Журналы «Валентина», «Вязание», «Сандра», «Лапушка», «Вязание: модно и просто».

5.Нестерова Д. В. «Энциклопедия рукоделия» М.; «Издательство АСТ», 2007г.

6. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990г.

7.Максимова М., Кузьмина М. «Школа вязания», Эксмо-пресс, 2000г. 8. Поливалина Л. А. «Энциклопедия домоводства» М.; ИД Рипол классик, 2007г.

9. Интернет – ресурсы.