|
Пояснительная записка
Пояснительная записка Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимым школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Цели обучения:
формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux;
формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
Владение технологией работы в системной среде Linux является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.
Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.
Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.
Часть учебного материала посвящена изучению аппаратной части компьютерной сети.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося. Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 8 класса
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 8 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Семакин И.Г.. Хеннер Е.К., Информатика. Задачник-практикум в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2004
Зорина Е.М., Зорин М.В. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2010.
Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru/
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Основное содержание
8 класс
Общее число часов – 35 ч.
1. Информация и информационные процессы (9 ч.)
Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
3. Кодирование и обработка текстовой информации (11 ч.)
Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад).
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Оптическое распознавание отсканированного текста.
4. Кодирование и обработка числовой информации (5 ч.)
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.
Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.
5. Коммуникационные технологии ( 2 ч.)Поиск информации в Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина.
Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны знать: понятие информации и её основные свойства;
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», связь между информацией и знаниями человека;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт;
историю развития вычислительной техники;
алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую;
способы представления символьной, графической и звуковой информации в компьютере;
устройство компьютера (процессор, системная плата, устройства ввода и вывода, виды памяти);
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
понятие файла;
иметь представление о способах кодирования информации;
основные правила набора, редактирования и форматирования текста;
основные объекты текстовых документов и их параметры;
назначение электронных таблиц, команды и режимы;
объекты электронной таблицы и их характеристики;
типы данных электронной таблицы;
правила построения диаграмм и графиков в среде электронных таблиц.
Учащиеся должны уметь:
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
кодировать и декодировать информацию;
систематизировать информацию;
представлять информацию в табличной форме;
преобразовывать информацию путём рассуждений;
обрабатывать информацию, составляя план действий;
уметь выбирать тип диаграммы и графиков в зависимости от цели её создания;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объём текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб, Тб);
переводить числа из одной системы счисления в другую производить арифметические операции в различных системах счисления;
представлять символьную, числовую и звуковую информацию в разных форматах, используемых в компьютере;
различать типы форматов, используемые для графической и звуковой информации.
просматривать информацию о параметрах файла и папки;
создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;
создавать списки, колонтитулы, многоколончатый текст;
создавать текст в форме таблицы;
подготавливать текст к печати;
создавать гипертекст;
создавать структуру электронной таблицы и заполнять её данными;
редактировать и форматировать любой фрагмент электронной таблицы;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.
Календарно – тематическое планирование
№
урока
| Изучаемый раздел, тема учебного материала
| Количество часов
| Планируемые результаты обучения
| КИМ
|
Т
|
П
|
К/Р
| ОУУН
|
| 1. Информация. Кодирование информации (9 часов)
|
| 1
| Техника безопасности.
Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике.
| 1
|
|
| Иметь представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы. Уметь приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами, основные правила ввода текста.
|
| 2
| Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Генетический код.
| 1
|
|
| Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации, различные виды знаков
|
| 3
| Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1. Вычисление количества информации с использованием компьютерных калькуляторов.
| 0,5
| 0,5
|
| Знать основные подходы к измерению информации, содержательный подход к измерению информации
|
| 4
| Определение количества информации. Решение задач.
| 1
|
|
| учащиеся должны знать: основные подходы к измерению информации, содержательный подход к измерению информации
|
| 5-6
| Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.
| 1
|
|
|
|
| 7
| Практическая работа № 2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с использованием компьютерных калькуляторов.
|
| 1
|
|
| 8
| Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3. Кодирование текстовой информации.
| 0,5
| 0,5
|
| знать: представление о способе хранения текстовой информации в памяти компьютера.
|
| 9.
| Контрольная работа №1
|
|
| 1
|
|
| 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
|
| 10-11
| Устройство компьютера. Проект «Мой компьютер»
| 1
| 1
|
| Иметь представление о функциональном назначении устройств компьютера, функции процессора и его основные характеристики. Состав компьютера, функции устройств ввода, вывода информации, уметь оценивать качество изображения на мониторе в зависимости от его максимальной разрешающей способности.
|
| 12
| Файлы и файловая система.
| 1
|
|
| Представление о файловой системе Windows, знать имена дисков и логических разделов дисков в операционной системе Windows, операции над файлами
|
| 13.
| Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение.
| 1
|
|
| Знать что называется: программным обеспечением, операционной системой, прикладной программой, системой программирования
|
| 14.
| Графический интерфейс ОС. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
| 1
|
|
| Учащиеся должны знать: основные элементы управления. Уметь: выполнять операции управления в ОС Windows.
|
| 15.
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 4. Защита от вирусов: работа с антивирусной программой.
| 0,5
| 0,5
|
| Учащиеся должны знать: что называется-компьютерными вирусами, файловыми вирусами, макровирусами, сетевыми вирусами, антивирусной программой.
|
| 16.
| Контрольная работа №2
|
|
| 1
|
|
| 3. Технология обработки текстовой информации (11 часов)
|
| 17.
| Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов).
| 1
|
|
| учащиеся должны знать основные понятия: что называется текстовым редактором, способы создания документов, выбор параметров страницы, ориентация, колонтитулы и номера страниц.
|
| 18.
| Практическая работа № 5. Создание и редактирование документа.
|
| 1
|
| учащиеся должны знать: как выполняется ввод текста, вставка изображений, формул и других объектов в документ, копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, проверка правописания, автозамена частых опечаток, сохранение исправлений.
|
| 19.
| Форматирование документов. Параметры страницы (размер, ориентация, поля). Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание). Оглавление документа.
| 1
|
|
| учащиеся должны знать: как выполняется выравнивание абзацев, отступ первой строки, отступы и интервалы
|
| 20.
| Практическая работа № 6. Форматирование документа по заданному образцу.
|
| 1
|
| учащиеся должны знать: как выполнить копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, ввод текста, вставка изображений, формул и других объектов в документ.
|
| 21.
| Практическая работа № 7 . Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки.
|
| 1
|
| учащиеся должны знать: как выполнить копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, ввод текста, вставку оглавления в документ.
|
| 22.
| Нумерованные и ненумерованные списки. Практическая работа № 8. Вставка в документ многоуровневого списка.
| 0,5
| 0,5
|
| учащиеся должны знать: как выполняются нумерованные, маркированные, многоуровневые списки
|
| 23.
| Вставка и форматирование таблиц. Практическая работа № 9. Вставка в документ таблицы.
| 0.5
| 0,5
|
| учащиеся должны знать: как выполняется создание строки, столбцов, ячейки, создание и изменение таблицы, границы и заливка, вычисления в таблице.
|
| 24.
| Гипертекст. Практическая работа № 10. Создание гипертекстового документа.
| 0,5
| 0,5
|
| учащиеся должны знать: что такое гипертекст, как выполняется создание гипертекстового документа
|
| 25.
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практическая работа № 11. Работа с компьютерным словарем.
| 0,5
| 0,5
|
| учащиеся должны знать: системы компьютерного перевода, компьютерные словари, системы оптического распознавания символов, системы оптического распознавания форм.
|
| 26-27
| Проект «Буклет на тему…»
| 1
| 1
|
|
|
| 4. Технология обработки числовых данных ( 5 часов)
| 28.
| Электронные таблицы. Столбцы, строки, ячейки. Типы данных: числа, формулы и текст.
| 1
|
|
|
|
| 29.
| Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Практическая работа № 12. Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок.
| 0,5
| 0,5
|
|
|
| 30.
| Практическая работа № 13. Вычисления с использованием встроенных функций.
|
| 1
|
|
|
| 31.
| Построение диаграмм и графиков. Практическая работа № 14. Построение линейчатой и круговой диаграмм. Практическая работа № 15. Построение графика функции.
| 0,5
| 0,5
|
|
|
| 32.
| Контрольная работа №3
|
|
| 1
|
|
| 5. Коммуникационные технологии (2 часа)
| 33.
| Поиск информации в Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина,
| 0,5
| 0,5
|
|
|
| 34.
| Файловые архивы, интерактивное общение.
| 0,5
| 0,5
|
|
|
| 35.
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
• оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя .
• оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности поданной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированностъ основных умений и навыков.
• оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя .
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Самостоятельная работа на ПК оценивается:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме. |
|
|