|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений .5-11 классы: основной курс, элективные курсы/автор-составитель С.И. Львова.- Москва: Мнемозина,2009 Данная рабочая программа предназначена для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу С.И. Львовой, В.В. Львова в 6 классе и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). 25 из них – контрольные работы, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса: «Русская орфография как система правил», «Синтаксис и пунктуация», «Текстоведение», «Морфология. Имя существительное», «Глагол», «Деепричастие», «Причастие», «Числительное», «Местоимение», контроль знаний в течение четвертей и полугодий. Из них 8 - контрольные диктанты, 10 сочинения, 5 изложения, 2 контрольных тестирования. Данная программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 6 классе, умения работать с текстом, анализировать произведения с точки зрения языковых, художественных особенностей, стиля.
Изменения в рабочей программе по сравнению с авторской программой по русскому языку для 6 класса С.И.Львовой состоят в том, что авторская программа рассчитана на 170 часов – 5 часов в неделю, а Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 6 классе – 204 часа - 6 часов в неделю. Поэтому к авторской программе добавлены некоторые изменения, как в распределении часов, так и в преподавании некоторых разделов, таких как: «Лексикология» и «Фразеология». На изучение данных разделов мной выделено 11 часов. Остальные часы распределены следующим образом:
на изучение темы «Русская орфография как система правил» - 9 часов, «Имя существительное» – 3 часа, «Имя прилагательное» – 6 часов, «Глагол» - 3 часа, «Причастие» – 1 час, «Имя числительное» – 6 часов, «Местоимение» – 3 часа, «Повторение изученного в 6 классе» – 17 часов.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный и художественный, становится объектом пристального внимания не только в процессе изучения раздела «Текстоведение», но и на каждом уроке русского языка.
Учебник С. И. Львовой и В. В. Львова включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии и пунктуации, языковых разборов, типологического и частичного стилистического анализа. Но ведущая цель работы включает следующие необходимые этапы: выразительное чтение и смысловой анализ текста.
Звучащая на каждом уроке выразительная речь – это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Поэтому в программе предусмотрена систематическая работа по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слов, к его произнесению, и при прочтении художественного текста, и при прочтении текстов деловых или научных, и в живом диалоге.
В шестом классе ребята совершенствуют умение использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.
При оценке чтения учащихся принимаются во внимание не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателями достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учеников.
В шестом классе продолжается работа по овладению способами успешного освоения теоретического материала (информационной переработки) - умением составлять план текста (простой, сложный; на основе вопросов, на основе предложений, содержащих тему каждой части; тезисный; план-конспект); вопросы по теоретическому материалу; конспекты разных типов (текстовый, выборочный, в форме тезисов) и т. д. Все эти задания отражены в тематическом и поурочном планировании.
Вокруг чтения сосредотачивается разнообразная работа, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, и прежде всего – с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.
Говорение. «Программа по русскому языку» С. И. Львовой построена таким образом, что устная речь учащихся становится объектом пристального внимания. На протяжении всего курса обучения русскому языку и в шестом классе в частности в соответствии с программой организуется систематическая работа по формированию навыков построения развёрнутых устных высказываний различного типа на лингвистические и свободные темы, по формированию культуры устного ответа. Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений:
• выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала учебника;
• передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков;
• создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом, в том числе текст, содержанием которого является языковой разбор;
• составлять и излагать ответ с опорой на приведённые в упражнении примеры;
• создавать ответ на основе предлагаемых тезисов;
• высказывать свою точку зрения на различные проблемы в устной форме с учётом требований, предъявляемых к тексту как единице речи;
• выстраивать текст-рассуждение различной степени развёрнутости по содержанию данных высказываний (пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей).
Овладению культурой общения способствуют упражнения по речевому этикету.
Слушание. Совершенствование навыков устной речи сопровождается обучением слушанию – умению полноценно воспринимать устные высказывания и озвученную письменную речь.
Письмо. Курс русского языка С. И. Львовой организован таким образом, что каждый урок становится уроком развития речи – и устной, и письменной. Систематическая работа в этом направлении в рабочей программе способствует развитию следующих речемыслительных и языковых умений и навыков:
• раскрывать предлагаемую тему;
• свободно излагать свои мысли и чувства в письменной форме: выражать отношение к содержанию устных и письменных высказываний, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира;
• использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание);
• использовать определённые языковые средства в зависимости от темы и цели высказывания;
• самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний;
• использовать средства речевой выразительности.
Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры в шестом классе – пять - семь предложений, но к указанному объёму нужно относиться как к примерному.
В шестом классе продолжается систематическая работа с типовыми упражнениями по формированию навыков правильного письма.
Слова или словосочетания из орфографического минимума включаются учителем в предлагаемый шестиклассникам дидактический материал.
Методическая система С. И. Львовой ориентирована на развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой и моторной. Ориентируясь на детей с разными типами восприятия, программа предполагает дифференцированный подход в обучении на каждом уроке.
Программой предусмотрено использование разных способов предъявления материала: тексты, тезисы, таблицы, схемы, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, рисунки, репродукции картин.
Таблица тематического распределения количества часов
№п\п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Авторская программа
| Рабочая
программа
| 1
| Родной язык
| 3
| 3
| 2
| Русская орфография как система правил
| 12
| 21
|
| Орфография как система правил
|
| 3
|
| Правописание корней
|
| 4
|
| Правописание суффиксов
|
| 7
|
| Правописание окончаний
|
| 7
| 3
| Синтаксис и пунктуация
| 15
| 15
|
| Словосочетание и предложение как единица синтаксис
|
| 9
|
| Простое осложненное предложение
|
| 2
|
| Сложное предложение
|
| 4
| 4
| Текстоведение
| 16
| 16
|
| Текст как единое целое
|
| 12
|
| Типы речи
|
| 4
| 5
| Морфология
| 110
| 132
| А)
| Имя существительное
| 13
| 16
|
| Имя существительное как часть речи
|
| 3
|
| Словообразование имен существительных
|
| 8
|
| Имя существительное в тексте и его синтаксическая роль
|
| 5
| Б)
| Имя прилагательное
| 15
| 21
|
| Имя прилагательное как часть речи
|
| 3
|
| Словообразование имен прилагательных
|
| 7
|
| Правописание имен прилагательных
|
| 4
|
| Имя прилагательное в тексте и его синтаксическая роль
|
| 7
| В)
| Глагол и его формы
| 43
| 49
|
| Глагол
| 11
| 14
|
| Глагол как часть речи
|
| 3
|
| Словообразование глаголов
|
| 4
|
| Глагол в тексте и его синтаксическая роль
|
| 7
|
| Деепричастие и причастие как глагольные формы
| 2
| 2
|
| Деепричастие
| 9
| 9
|
| Причастие
| 21
| 22
|
| Морфологические признаки причастия
|
| 9
|
| Причастный оборот
|
| 6
|
| Причастие в тексте и его синтаксическая роль
|
| 7
|
| Имя числительное
| 16
| 22
|
| Имя числительное как часть речи
|
| 2
|
| Постоянные морфологические признаки имен числительных
|
| 9
|
| Непостоянные морфологические признаки числительного
|
| 3
|
| Имя числительное в тексте и его синтаксическая роль
|
| 8
|
| Местоимение
| 23
| 26
|
| Местоимение как часть речи
|
| 3
|
| Разряды местоимений
|
| 10
|
| Употребление местоимений
|
| 7
|
| Местоимение в тексте
|
| 6
|
| Повторение изученного
| 9
| 17
|
| Родной язык
|
| 2
| 6
| Орфография и пунктуация
|
| 11
|
|
Части речи
|
| 4
|
| Итого:
| 170
| 204
| |
|
|