Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 104.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата12.02.2016
Размер104.69 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия составлена в форме увлекательной игры - путешествия. Она предназначена для проведения внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных школ или обучающихся I курсов средних профессиональных образовательных учреждений.

Задачи методической разработки: показать один из возможных вариантов обобщения и углубления знаний обучающихся по некоторым вопросам неорганической химии: кислород, воздух, атмосфера

Методическая цель: повысить и поддержать интерес обучающихся к предмету химия, в занимательной форме изложить материал и обобщить знания, полученные до этого. Для самостоятельной подготовки можно предложить учащимся темы следующих докладов: «Земная атмосфера», «Аэрозоли», «Из жизни атмосферных ионов», которые можно включить в мероприятие по желанию преподавателя. Материал можно представлять на уроке в виде электронной презентации.

ТЕМА «ОТ ПЛАНЕТЫ ДО ПЛАНЕТЫ».

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомство обучающихся с наукой химией, показать роль химии в окружающем мире;

  • Обобщить и углубить знаний обучающихся по некоторым темам неорганической химии: кислород, воздух, атмосфера.

  • Закрепить навык решения расчётных задач.

Развивающие:

  • Развивать фантазию, образное мышление, творческие способности;

  • Продолжить развитие у обучающихся химической лексики.

Воспитательные:

Тип урока: урок углубления и обобщения знаний.

Форма проведения: игра – путешествие (внеклассное мероприятие).

Оборудование (методическое обеспечение):

  • Компьютер с программным обеспечением;

  • Мультимедийный проектор;

  • экран;

  • презентация, выполненная в Microsoft Power Point.

  • раздаточные периодические системы химических элементов Д.И. Менделеева;

  • маршрут путешествия, раздаточный материал с заданиями.

Методы обучения: словесный, наглядный, самостоятельная работа обучающихся.

План.

    1. Организационный момент.

      1. Введение в тему. (Сообщение темы и целей мероприятия.)

      2. Вступительное слово преподавателя.

    2. Основная часть.

1. Планета «Зелень».

2. Планета «Д -2».

3. Неизвестная планета.

4. Пещера.

5. Карта.

III. Заключительная часть. Подведение итогов внеклассного мероприятия.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ.

Предварительная подготовка и оформление.

Класс (группа) разбивается на четыре команды – это космические корабли. Каждая команда выбирает командира корабля и своё название. Затем получает маршрут путешествия, в котором указаны названия конкурсов и баллы за правильный ответ. Та команда, которая наберёт максимальное количество баллов считается победителем. Задания приводятся на карточках. Итоги подводит жюри: оценивает ответы и считает суммы баллов. Преподаватель заранее выбирает помощника, ведущего, жюри. Класс может быть оформлен фотографиями с пейзажами природы или плакатами космической тематики.

    1. Организационный момент. Введение в тему.

Вступительное слово преподавателя.

Цель: мотивация познавательной деятельности учащихся.

Сегодня мы проведем увлекательную игру – путешествие «От планеты до планеты». Химия - это наука, без которой невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Её называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана. Наша игра связана с химией атмосферы и посвящена её экологическим проблемам. Вспомните, что называется атмосферой? Каков её состав?

    1. Основная часть.

Станция №1 - ПЛАНЕТА «ЗЕЛЕНЬ».

Пролетая над неизвестной далекой планетой весь экипаж был поражён её красотой и, конечно, все захотели остановиться и увидеть её собственными глазами: многообразие растительности, водопады, яркие экзотические цветы. Кто-то из членов экипажа неудержавшись, сорвал цветок. В одно мгновение гармония нарушилась, а красота исчезла, подул сильный ветер и появился «некто», одетый во всё зелёное. Арбитас. Вид его вызывал страх и ужас. Он взмахнул рукой и из земли мгновенно появились корни, которые, сплетаясь между собой, образовали клетку вокруг членов экипажа. Выбраться из неё можно только решив загадки Арбитаса.

ЗАДАНИЕ №1, Заполните пропуски

  1. …неустойчивый и химически активный газ, содержащий в молекуле три атома кислорода, образуется на больших высотах в результате воздействия солнечной радиации на молекулы кислорода.

  2. …- присутствующий в слабой концентрации в атмосфере …, поглощающий жёсткое ультрафиолетовое излучение.

  3. … … - принятое в широких кругах название явления, открытого в 1987 году, когда во время антарктической весны учёные обнаружили неожиданно слабую концентрацию озона в стратосфере над Южным полюсом.

  4. Хлорфторуглероды, более известные в повседневной жизни, как …, представляют собой класс синтетических химических веществ, производство которых началось в 1930-ые годы и которые широко применяются в качестве охлаждающих средств, пропеллентов в аэрозолях пенообразующих реагентов способствуют разрушению озонового слоя Земли.

  5. … …- продукты сгорания топлива самолётов, способствующие наряду с хлорфторуглеродами, разрушению озонового слоя Земли. Насыщают атмосферу в результате ядерных взрывов и широкого применения азотных удобрений.

  6. Наибольшее значение для живых организмов Земли имеет … состав атмосферы, сформировавшийся в ходе эволюции.

Ответы: 1. Озон, 2. Озоновый слой (щит), озон. 3. «Озоновая дыра». 4. Фреоны. 5. Оксиды азота. 6. Постоянный.

Станция №2 - «Д-2».

Продолжая путешествие астронавты наконец собственными глазами увидели планету, которая на картах обозначалась двумя символами Д-2. Высадившись, члены экипажа отправились на прогулку, а командир остался на корабле. Гуляя, они увидели, что все жители ходят в полумасках и больших чёрных очках. В центре столицы стояло красивейшее здание, но горожане не только не любовались его красотой, но проходящие мимо даже отворачивались и некоторые накрывали голову платком. Заинтересовавшись экипаж поднялся по ступеням и оказался в огромном зале, в центре которого находился громадный сверкающий кристалл. Причём лучи света падающие через прозрачный купол, отражаясь и преломляясь на гранях кристалла создавали удивительную игру красок, бликов, полутонов и все забыли о времени. Их вывел из оцепенения голос командира. Посмотрев друг на друга, они не узнали себя: вместо экипажа на полу находились разноцветные геометрические фигуры: кубы, призмы, шары. Сверху послышался грозный голос: «Вы пришельцы нарушили священный закон – видели кристалл. Если ваш капитан выберет правильный ответ, то я верну вам обличье».

      1. Какой из процессов не приводит к снижению содержания кислорода в воздухе?

А. фотосинтез;

Б. горение топлива в двигателях внутреннего сгорания;

В. сварка металлов;

Г. резка металлов.

2. Загрязняющими примесями воздуха являются:

А. оксид серы;

Б. оксид азота;

В. кислород;

Г. азот.

3. Укажите постоянный компонент воздуха:

А. азот;

Б. пыль;

В. озон;

Г. водяной пар.

4. Укажите вещество попадающее в воздух в результате деятельности человека и вызывающее загрязнение:

А. кислород;

Б. аргон;

В. вода;

Г. угарный газ – оксид углерода (II).

5. Какое из загрязняющих веществ образует с гемоглобином комплекс карбоксигемоглобин:

А. углекислый газ;

Б. водород;

В. угарный газ;

Г. оксид азота.

Ответы: 1.А 2.А.Б. 3.А. 4.Г. 5.В.

Станция №3 - «НЕИЗВЕСТНАЯ ПЛАНЕТА».

Ваш космический корабль потерпел аварию. Приборы вышли из строя, подали сигнал SOS, пришлось совершить вынужденную посадку на неизвестную планету. Необходимо определить состав атмосферы. В распоряжении астронавтов оказались лишь зелёное яблоко, малахитовая шкатулка и немного известковой воды. Они установили, что разрезанное яблоко не темнеет и известковая вода в атмосфере не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. Определите приблизительный состав атмосферы планеты (запишите возможные уравнения реакций).

Решение. В атмосфере нет кислорода, т.к. железо в яблоке не окисляется.

В атмосфере нет сернистого, углекислого газов, т.к. не было потемнения известковой воды.

Предполагается наличие водорода: не окисляет яблоко, не мутит известковую воду, восстанавливает оксид меди до чистой меди (порошок красного цвета)

[Cu(OH)2]CO3 2CuO +CO2+H2O

CuO+H2 Cu+H2O

Возможно наличие угарного газа:

CuO+COCu+CO2

Кроме этих газов в атмосфере могут быть азот, благородные газы.

ЗАДАНИЕ №4 «ПЕЩЕРА».

В ожидании помощи астронавты решили осмотреть окрестности. Они нашли пещеру и вошли в неё: каждая отдельная пещера не была похожа на другую. Холод сменяла жара. Члены экипажа устали и поняли, что заблудились. Случайно они нашли покрытую пылью и плесенью большую дверь, которая преграждала выход из лабиринта. Для того, чтобы открыть её и выбраться наружу нужно решить задачи.

Задача №1 Хватит ли воздуха, находящегося в закрытом сосуде ёмкостью 10 литров для того, чтобы полностью сжечь 10 г магния. Плотность кислорода 1,43 г/л.

Ответ: нет, не хватит. О2 в воздухе 2,1л, а требуется 4,6л

Задача №2 Вычислите, какой объём займёт кислород, образовавшийся при полном разложении 90 г воды и количество вещества фосфора, необходимого для взаимодействия с этим количеством кислорода.

Ответ: 56 л О2, 2 моль P.

Задача №3 Практическое значение имеет реакция пероксида натрия с углекислым газом: 2Na2O2 + 2CO2 =2 Na2CO3 + O2 для регенерации воздуха в изолированных помещениях. Какой объём оксида углерода (IV) вступит в реакцию с пероксидом натрия массой 312 г?

Ответ: 89,6 л CO2;

Задача №4 Практическое значение имеет реакция пероксида натрия с углекислым газом:2Na2O2 + 2CO2 = 2Na2CO3 + O2 для регенерации воздуха в изолированных помещениях. Какой объём кислорода образуется в реакции с пероксидом натрия массой 312 г?

Ответ: 44,8 л O2;

Дополнительные.

Задание №5 Предложите способы образования в атмосфере азотной кислоты и нитрата аммония.

Задание №6 Предложите способы образования в атмосфере серной кислоты и сульфата аммония.

ЗАДАНИЕ №5 «КАРТА».

Подобрал астронавтов пиратский корабль. В руки этих пиратов попала старинная карта, на которой обозначено место, где находится источник энергии. Была заключена сделка: члены экспедиции находят правильные ответы, а пираты доставляют их в ближайший космодром, откуда можно добраться до Земли.

    1. Кислород проявляет положительную степень окисления в соединении: 1. Na2O, 2. KNO3, 3. H2O2, 4. OF2

    2. Кислород выделяется при термическом разложении ряда соединений. Если взять навески по 10г предложенных веществ, то наибольшее количество (моль) кислорода выделится при разложении: 1. HgO

2. KClO3 3. KMnO4, 4. KNO3

    1. Задание по вариантам

3.1 Чему равна масса (г) 50л кислорода при нормальных условиях:

1) 32; 2) 71,4; 3) 100; 4) 143

3.2 Сколько молей кислорода образуется из 3 моль хлорида калия при его полном термическом разложении: 1) 6,0; 2) 9,0; 3) 3,0; 4) 4,5

3.3 Какой объём (л) занимает 1,5 моль газообразного кислорода при нормальных условиях: 1)11,2; 2) 16,0; 3) 22,4; 4) 33,6

3.4 Чему равна максимальная масса (г) озона, которую можно получить из 16г кислорода 1)12,0; 2) 16,0; 3) 24,0; 4) 32,0

Ответы: 1. 4, 2. 2, 3.1 (2), 3.2 ( 4).3.3 (4).3.4 (2).

МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ

Название конкурса

Баллы за правильный ответ

  1. Планета «Зелень»

6

  1. Д-2

3

  1. Атмосфера




8

  1. Пещера

3

  1. Карта

7

Литература.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 кл. – М., Дрофа, 2010.

  2. Габриелян О.С. Химия. 9 кл. – М., Дрофа, 2010.

  3. Радецкий А.М. Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. – М., Просвещение, 2000.

  4. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Учебное пособие по химии.

Школьный курс.- М., Мир и образование, 2005.