|
Пояснительная записка Пояснительная записка.
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия составлена в форме увлекательной игры - путешествия. Она предназначена для проведения внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных школ или обучающихся I курсов средних профессиональных образовательных учреждений.
Задачи методической разработки: показать один из возможных вариантов обобщения и углубления знаний обучающихся по некоторым вопросам неорганической химии: кислород, воздух, атмосфера
Методическая цель: повысить и поддержать интерес обучающихся к предмету химия, в занимательной форме изложить материал и обобщить знания, полученные до этого. Для самостоятельной подготовки можно предложить учащимся темы следующих докладов: «Земная атмосфера», «Аэрозоли», «Из жизни атмосферных ионов», которые можно включить в мероприятие по желанию преподавателя. Материал можно представлять на уроке в виде электронной презентации.
ТЕМА «ОТ ПЛАНЕТЫ ДО ПЛАНЕТЫ».
Цели и задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомство обучающихся с наукой химией, показать роль химии в окружающем мире;
Обобщить и углубить знаний обучающихся по некоторым темам неорганической химии: кислород, воздух, атмосфера.
Закрепить навык решения расчётных задач.
Развивающие:
Развивать фантазию, образное мышление, творческие способности;
Продолжить развитие у обучающихся химической лексики.
Воспитательные: Тип урока: урок углубления и обобщения знаний.
Форма проведения: игра – путешествие (внеклассное мероприятие).
Оборудование (методическое обеспечение):
Компьютер с программным обеспечением;
Мультимедийный проектор;
экран;
презентация, выполненная в Microsoft Power Point.
раздаточные периодические системы химических элементов Д.И. Менделеева;
маршрут путешествия, раздаточный материал с заданиями.
Методы обучения: словесный, наглядный, самостоятельная работа обучающихся.
План.
Организационный момент.
Введение в тему. (Сообщение темы и целей мероприятия.)
Вступительное слово преподавателя.
Основная часть.
1. Планета «Зелень».
2. Планета «Д -2».
3. Неизвестная планета.
4. Пещера.
5. Карта.
III. Заключительная часть. Подведение итогов внеклассного мероприятия.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ.
Предварительная подготовка и оформление.
Класс (группа) разбивается на четыре команды – это космические корабли. Каждая команда выбирает командира корабля и своё название. Затем получает маршрут путешествия, в котором указаны названия конкурсов и баллы за правильный ответ. Та команда, которая наберёт максимальное количество баллов считается победителем. Задания приводятся на карточках. Итоги подводит жюри: оценивает ответы и считает суммы баллов. Преподаватель заранее выбирает помощника, ведущего, жюри. Класс может быть оформлен фотографиями с пейзажами природы или плакатами космической тематики.
Организационный момент. Введение в тему.
Вступительное слово преподавателя.
Цель: мотивация познавательной деятельности учащихся.
Сегодня мы проведем увлекательную игру – путешествие «От планеты до планеты». Химия - это наука, без которой невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Её называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана. Наша игра связана с химией атмосферы и посвящена её экологическим проблемам. Вспомните, что называется атмосферой? Каков её состав? Станция №1 - ПЛАНЕТА «ЗЕЛЕНЬ».
Пролетая над неизвестной далекой планетой весь экипаж был поражён её красотой и, конечно, все захотели остановиться и увидеть её собственными глазами: многообразие растительности, водопады, яркие экзотические цветы. Кто-то из членов экипажа неудержавшись, сорвал цветок. В одно мгновение гармония нарушилась, а красота исчезла, подул сильный ветер и появился «некто», одетый во всё зелёное. Арбитас. Вид его вызывал страх и ужас. Он взмахнул рукой и из земли мгновенно появились корни, которые, сплетаясь между собой, образовали клетку вокруг членов экипажа. Выбраться из неё можно только решив загадки Арбитаса.
ЗАДАНИЕ №1, Заполните пропуски
…неустойчивый и химически активный газ, содержащий в молекуле три атома кислорода, образуется на больших высотах в результате воздействия солнечной радиации на молекулы кислорода.
…- присутствующий в слабой концентрации в атмосфере …, поглощающий жёсткое ультрафиолетовое излучение.
… … - принятое в широких кругах название явления, открытого в 1987 году, когда во время антарктической весны учёные обнаружили неожиданно слабую концентрацию озона в стратосфере над Южным полюсом.
Хлорфторуглероды, более известные в повседневной жизни, как …, представляют собой класс синтетических химических веществ, производство которых началось в 1930-ые годы и которые широко применяются в качестве охлаждающих средств, пропеллентов в аэрозолях пенообразующих реагентов способствуют разрушению озонового слоя Земли.
… …- продукты сгорания топлива самолётов, способствующие наряду с хлорфторуглеродами, разрушению озонового слоя Земли. Насыщают атмосферу в результате ядерных взрывов и широкого применения азотных удобрений.
Наибольшее значение для живых организмов Земли имеет … состав атмосферы, сформировавшийся в ходе эволюции.
Ответы: 1. Озон, 2. Озоновый слой (щит), озон. 3. «Озоновая дыра». 4. Фреоны. 5. Оксиды азота. 6. Постоянный.
Станция №2 - «Д-2».
Продолжая путешествие астронавты наконец собственными глазами увидели планету, которая на картах обозначалась двумя символами Д-2. Высадившись, члены экипажа отправились на прогулку, а командир остался на корабле. Гуляя, они увидели, что все жители ходят в полумасках и больших чёрных очках. В центре столицы стояло красивейшее здание, но горожане не только не любовались его красотой, но проходящие мимо даже отворачивались и некоторые накрывали голову платком. Заинтересовавшись экипаж поднялся по ступеням и оказался в огромном зале, в центре которого находился громадный сверкающий кристалл. Причём лучи света падающие через прозрачный купол, отражаясь и преломляясь на гранях кристалла создавали удивительную игру красок, бликов, полутонов и все забыли о времени. Их вывел из оцепенения голос командира. Посмотрев друг на друга, они не узнали себя: вместо экипажа на полу находились разноцветные геометрические фигуры: кубы, призмы, шары. Сверху послышался грозный голос: «Вы пришельцы нарушили священный закон – видели кристалл. Если ваш капитан выберет правильный ответ, то я верну вам обличье».
Какой из процессов не приводит к снижению содержания кислорода в воздухе?
А. фотосинтез;
Б. горение топлива в двигателях внутреннего сгорания;
В. сварка металлов;
Г. резка металлов.
2. Загрязняющими примесями воздуха являются:
А. оксид серы;
Б. оксид азота;
В. кислород;
Г. азот.
3. Укажите постоянный компонент воздуха:
А. азот;
Б. пыль;
В. озон;
Г. водяной пар.
4. Укажите вещество попадающее в воздух в результате деятельности человека и вызывающее загрязнение:
А. кислород;
Б. аргон;
В. вода;
Г. угарный газ – оксид углерода (II).
5. Какое из загрязняющих веществ образует с гемоглобином комплекс карбоксигемоглобин:
А. углекислый газ;
Б. водород;
В. угарный газ;
Г. оксид азота.
Ответы: 1.А 2.А.Б. 3.А. 4.Г. 5.В.
Станция №3 - «НЕИЗВЕСТНАЯ ПЛАНЕТА».
Ваш космический корабль потерпел аварию. Приборы вышли из строя, подали сигнал SOS, пришлось совершить вынужденную посадку на неизвестную планету. Необходимо определить состав атмосферы. В распоряжении астронавтов оказались лишь зелёное яблоко, малахитовая шкатулка и немного известковой воды. Они установили, что разрезанное яблоко не темнеет и известковая вода в атмосфере не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. Определите приблизительный состав атмосферы планеты (запишите возможные уравнения реакций).
Решение. В атмосфере нет кислорода, т.к. железо в яблоке не окисляется.
В атмосфере нет сернистого, углекислого газов, т.к. не было потемнения известковой воды.
Предполагается наличие водорода: не окисляет яблоко, не мутит известковую воду, восстанавливает оксид меди до чистой меди (порошок красного цвета)
[Cu(OH)2]CO3 2CuO +CO2+H2O
CuO+H2 Cu+H2O
Возможно наличие угарного газа:
CuO+COCu+CO2
Кроме этих газов в атмосфере могут быть азот, благородные газы.
ЗАДАНИЕ №4 «ПЕЩЕРА».
В ожидании помощи астронавты решили осмотреть окрестности. Они нашли пещеру и вошли в неё: каждая отдельная пещера не была похожа на другую. Холод сменяла жара. Члены экипажа устали и поняли, что заблудились. Случайно они нашли покрытую пылью и плесенью большую дверь, которая преграждала выход из лабиринта. Для того, чтобы открыть её и выбраться наружу нужно решить задачи.
Задача №1 Хватит ли воздуха, находящегося в закрытом сосуде ёмкостью 10 литров для того, чтобы полностью сжечь 10 г магния. Плотность кислорода 1,43 г/л.
Ответ: нет, не хватит. О2 в воздухе 2,1л, а требуется 4,6л
Задача №2 Вычислите, какой объём займёт кислород, образовавшийся при полном разложении 90 г воды и количество вещества фосфора, необходимого для взаимодействия с этим количеством кислорода.
Ответ: 56 л О2, 2 моль P.
Задача №3 Практическое значение имеет реакция пероксида натрия с углекислым газом: 2Na2O2 + 2CO2 =2 Na2CO3 + O2 для регенерации воздуха в изолированных помещениях. Какой объём оксида углерода (IV) вступит в реакцию с пероксидом натрия массой 312 г?
Ответ: 89,6 л CO2;
Задача №4 Практическое значение имеет реакция пероксида натрия с углекислым газом:2Na2O2 + 2CO2 = 2Na2CO3 + O2 для регенерации воздуха в изолированных помещениях. Какой объём кислорода образуется в реакции с пероксидом натрия массой 312 г?
Ответ: 44,8 л O2;
Дополнительные.
Задание №5 Предложите способы образования в атмосфере азотной кислоты и нитрата аммония.
Задание №6 Предложите способы образования в атмосфере серной кислоты и сульфата аммония.
ЗАДАНИЕ №5 «КАРТА».
Подобрал астронавтов пиратский корабль. В руки этих пиратов попала старинная карта, на которой обозначено место, где находится источник энергии. Была заключена сделка: члены экспедиции находят правильные ответы, а пираты доставляют их в ближайший космодром, откуда можно добраться до Земли.
Кислород проявляет положительную степень окисления в соединении: 1. Na2O, 2. KNO3, 3. H2O2, 4. OF2
Кислород выделяется при термическом разложении ряда соединений. Если взять навески по 10г предложенных веществ, то наибольшее количество (моль) кислорода выделится при разложении: 1. HgO
2. KClO3 3. KMnO4, 4. KNO3 3.1 Чему равна масса (г) 50л кислорода при нормальных условиях:
1) 32; 2) 71,4; 3) 100; 4) 143
3.2 Сколько молей кислорода образуется из 3 моль хлорида калия при его полном термическом разложении: 1) 6,0; 2) 9,0; 3) 3,0; 4) 4,5
3.3 Какой объём (л) занимает 1,5 моль газообразного кислорода при нормальных условиях: 1)11,2; 2) 16,0; 3) 22,4; 4) 33,6
3.4 Чему равна максимальная масса (г) озона, которую можно получить из 16г кислорода 1)12,0; 2) 16,0; 3) 24,0; 4) 32,0
Ответы: 1. 4, 2. 2, 3.1 (2), 3.2 ( 4).3.3 (4).3.4 (2).
МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ
Название конкурса
| Баллы за правильный ответ
| Планета «Зелень»
| 6
| Д-2
| 3
| Атмосфера
| 8
| Пещера
| 3
| Карта
| 7
| Литература.
Габриелян О.С. Химия. 8 кл. – М., Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Химия. 9 кл. – М., Дрофа, 2010.
Радецкий А.М. Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. – М., Просвещение, 2000.
Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Учебное пособие по химии.
Школьный курс.- М., Мир и образование, 2005. |
|
|