Главная страница


Организация подготовки учащихся 11-х классов к егэ по обществознанию



Скачать 72.29 Kb.
НазваниеОрганизация подготовки учащихся 11-х классов к егэ по обществознанию
Дата08.04.2016
Размер72.29 Kb.
ТипДоклад

МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка

Доклад на школьном методическом объединении


Тема: «Организация подготовки

учащихся 11-х классов

к ЕГЭ по обществознанию»
Учитель истории и обществознания:

Труханова Г.А.
р.п. Чамзинка

апрель 2013

С 2009 г. Единый государственный экзамен стал основной формой итоговой аттестации для выпускников 11-х классов общеобразовательных школ и одновременно вступительным испытанием для поступления в российские ВУЗы. На сегодняшний день экзамен по обществознанию среди учащихся лицея самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей.

В связи с этим подготовка к ЕГЭ по обществознанию стала не менее актуальна, чем подготовка к ЕГЭ по математике и русскому языку Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:

- первый уровень (6-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;

- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), элективное занятие «Подготовка к ГИА», консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;

- третий уровень (10-11 классы): классы информационно-технологического и физико-математического профиля: уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.

Таким образом, обществоведческое образование в лицее ведется и в урочное время и во внеучебной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах. В последние годы процент желающих выбрать в дальнейшей взрослой жизни специальность, при поступлении на которую в вуз необходим был результат ЕГЭ по обществознанию, варьировался среди старшеклассников от 45 до 90 %.

В МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка введено профильное обучение в старшей школе, но профили информационно-технологический и физико-математический. Сегодня работаю в одном 10-м и двух 11-ых классах. Предварительный выбор обществознания в качестве экзамена в выпускных классах следующий: 11А класс - из 25 учащихся 24, 11Б класс - из 18 учащихся 17 (из 43-х выпускников – 41 выбрали предмет).

На сегодняшний день передо мной стоит задача подготовки данных учащихся к сдаче ЕГЭ по предмету обществознание. Для поддержания нацеленности учащихся на высокий результат, мной проведена работа по определению структуры, способов и форм внеурочной деятельности в классе, где курс обществознания углубленно не изучается. В ходе подготовки к ЕГЭ по обществознанию, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки.

Методика подготовки к сдачи ЕГЭ преследует следующие цели:

  1. Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс за 10-11-й класс.

  2. Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.

  3. Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.

  4. Выработать умения выполнять творческие задания.

  5. Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ЕГЭ.

Как показывает практика, сложности возникают в первую очередь у тех учащихся, которые при подготовке к экзамену не уделяют времени для знакомства с форматом экзамена. То есть невнимательно смотрят демоверсию, в которой даны критерии оценивания заданий части С, либо вообще не знакомятся с ней. Кто должен обратить их внимание на существование контрольно-измерительных материалов? Ответ на этот вопрос однозначный – учитель. Но с другой стороны каждый ученик несет ответственность за собственный выбор экзамена. В рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на приличном уровне сложно. И вот здесь есть моменты, которые помогают преодолеть эту сложность. Очень важно для успешной сдачи ЕГЭ сформированный интерес и мотивация учащихся. Можно предположить, что результаты ЕГЭ по обществознанию у учащихся с высокой мотивацией, возможно, будут выше, чем у остальных учащихся класса.

В 10-м классе проходится в целом 50% учебного материала. Применяются: школьная лекция, семинары по проблемным темам, комбинированные занятия, дискуссии, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. В школьной лекции даётся в концентрированной форме фактический материал, основной понятийный аппарат, примеры из общественной жизни. Комбинированное занятие включают в себя элементы лекции, дискуссии, индивидуальных заданий, работы с тестами. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут письменные фронтальные зачёты, которые проводятся в двух основных формах: сначала работа с заданиями части С в формате ЕГЭ по определенной теме по нескольким вариантам, работа с заданиями для повторения главы, затем фронтальные тесты в формате ЕГЭ (ФИПИ). В тестах даются задания части «А» , части «В» и элементы заданий части «С» (задания С 5,6,7,8.) Учащиеся получают навыки выполнения заданий 1-го и 2-го уровня сложности во всех трёх частях. Тестовые задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. В тетрадь выписываются проигрышные вопросы и правильные ответы к ним. Анализ выполнения работы позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа и элективного курса. В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть. В тестах выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих заданий (план к теме, эссе.). Учащиеся получают алгоритм работы с этими заданиями. Для закрепления пройденных тем наряду со стандартными тестами применяются тематические со всеми типами заданий.

Для тренировки работы с тестами используются КИМ(ы) демоверсий 2009-2013гг., сборники ЕГЭ 2008-2013гг., тематические сборники ЕГЭ. Все тесты ЕГЭ, которые применяются для тренировки, составлены только ФИПИ. Обучение ведётся на основе авторской программы по обществознанию Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и др. для 10 - 11 классов. В качестве учебных пособий применяется комплект базовых учебников по обществознанию для 10-11 классов, пособия под редакцией Баранова, Клименко, сборники ЕГЭ ФИПИ 2008-2013гг.

Учащимся 10 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Содержание и структура экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ», индивидуальные консультации. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Содержание и структура экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ» направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех знаний и навыков, которые необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена. Курс разбит на два модуля. В 10 классе изучается модуль 1, в 11 классе - модуль 2, исходя из тех вопросов, которые рассматриваются в курсе обществознания в 10 и 11 классах. Он рассчитан на 68 часов учебного времени (по 34 часа в 10 и 11 классах). Элективный курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Поэтому после каждой темы предполагается выполнение тренировочных заданий. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс предполагает проблемное изложение учебного материала, чередование фронтальных бесед с групповой работой на занятиях, использование интерактивных форм обучения и т. д.

В ходе консультационных часов углубляются знания основных восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. Причем, изучению права отводится особое значение, так как анализ результатов ЕГЭ предыдущих годов показывает, что при выполнении заданий этой линии чаще всего бывают затруднения. В течение 10-11 классов стараюсь пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора, затрагивая уровень повышенной сложности и больше заниматься практическим выполнением заданий.

Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса - начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания, как в ходе учебных занятий, так и в ходе элективного курса.

Подготовка к ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, прорешивая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.

Несмотря на все сложности, ЕГЭ сегодня является основной формой итоговой аттестации, дающий мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся. Самый простой анализ поступления выпускников лицея за существования данного учебного заведения позволяет сделать вывод, что количество учащихся поступающих в различные вузы страны выросло и неизменно растет. На сегодняшний день дети имеют возможность получать образование в Москве и Санкт-Петербурге, Самаре, Н. Новгороде, они видят смысл в получении конкурентоспособного школьного образования и многое делают для этого. Ответственность за результат подвигает педагогов к выработке эффективных систем подготовки к ЕГЭ, постоянному профессиональному совершенствованию и самообразованию.