Главная страница


«Право» Право в системе социальных норм



Название«Право» Право в системе социальных норм
страница2/10
Дата08.04.2016
Размер1.79 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

8.3. Источники права
Су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко форм существования права, ко­то­рые счи­та­ют­ся ис­точ­ни­ка­ми пра­ва:

· пра­во­вой обы­чай (сло­жив­ше­е­ся пра­ви­ло по­ве­де­ния, к ко­то­ро­му да­на от­сыл­ка в за­ко­не);

· пра­во­вой пре­це­дент (ре­ше­ние по оп­ре­де­лен­но­му де­лу, ко­то­рое ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным пра­ви­лом при раз­ре­ше­нии ана­ло­гич­ных дел; ча­ще все­го всту­па­ет в си­лу в слу­ча­ях, ког­да су­ще­ст­ву­ют не­яс­но­с­ти или про­бе­лы в за­ко­но­да­тель­ст­ве). Осо­бен­но важ­ную роль пре­це­ден­ты име­ют в Ве­ли­ко­бри­та­нии и ря­де дру­гих стран (США, Ав­ст­ра­лии, Ка­на­де);

· нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт — го­су­дар­ст­вен­ный акт, со­дер­жа­щий нор­мы пра­ва.

Обычай - эта самая древняя форма права. Она формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой , которая придавала ей общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют. Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила , которые очень успешно применяются субъектами права способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений. В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота (деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг). Например, статья 5 ГК РФ обращает внимание на обычаи делового оборота, указывая на то, что они могут использоваться в практике взаимоотношений предпринимателей. Обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или

договору, не применяются. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.
Правовой прецедент.

Важную роль в правовой жизни людей играет прецедент. Прецедент — это решение суда (судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Родиной прецедента считают по праву Англию. Таким образом, английские суды с давних времен не просто применяли право, но и участвовали в его создании. В Англии с давних времен сложились такие правила: решения, которые вынесены палатой лордов составляли обязательны прецеденты для всех судов и для самой палаты лордов ; решения, принятые Апелляционным судом обязательны для всех судов ,кроме палаты лордов; решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. В США сложилось более упрощенное отношение к прецеденту как к источнику права.

Еще в эпоху дореволюционной России многие юристы признавали, что закон

дополняется нормами, которые создаются в судебной практике. Известный юрист Е. Н. Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а потому суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы волей неволей создает новые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказывали, что суд не может и не должен творить право, а судебная практика, по мнению С. С. Алексеева, «не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль — восполнительная: конкретизировать правовые нормы в процессе толкования».

Договор с нормативным содержанием.

В последние годы в России возросло значение договора как важной формы, в которой участники возникших правоотношений выражают свою волю. Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, которое приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договора, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное —они не должны противоречить праву. Обратим внимание и на то, что ст. 422 ГК РФ устанавливает приоритет договора над тем законом, который принимается позже. В п.2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу…».

В российской системе права ведущей формой (источником) права является нормативный правовой акт.


8.4. Правовые акты

Нормативно-правовой акт - это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами:

- содержит общеобязательные правила поведения (т.е. нормы права);

- односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан;

- обладает соответствующей юридической силой;

- характеризуется неконкретностью адресата;

- действует независимо от своего исполнения;

- является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.

Ви­ды нормативно-правовых актов — кон­сти­ту­ция (ос­нов­ной за­кон), си­с­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва, под­за­кон­ные ак­ты (ука­зы, по­ста­нов­ле­ния, ак­ты ме­ст­ных ор­га­нов вла­с­ти). Ко­неч­но, за­ко­ны яв­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми из них. От­ли­чи­тель­ны­е при­зна­ки за­ко­на — пуб­лич­ность (по­ста­нов­ле­ние, не об­на­ро­до­ван­ное ко все­об­щему све­де­нию, не мо­жет иметь си­лу за­ко­на), кон­крет­ность (за­кон вы­ра­жа­ет нор­му дей­ст­ви­тель­ных жиз­нен­ных от­но­ше­ний, а не от­вле­чен­ные ис­ти­ны и иде­а­лы), ре­аль­ная при­ме­ни­мость (уг­ро­за при­ну­ди­тель­ны­ми и ка­ра­тель­ны­ми ме­ра­ми на слу­чай не­ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний или на­ру­ше­ния его за­пре­ще­ний).

Законы де­лят­ся на две груп­пы — ос­нов­ные и те­ку­щие. К ос­нов­ным глав­ным об­ра­зом от­но­сят­ся кон­сти­ту­ции, яв­ля­ю­щи­е­ся фун­да­мен­том для все­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. В фе­де­ра­тив­ных го­су­дар­ст­вах, та­ких как Рос­сия, на­ря­ду с об­щей кон­сти­ту­ци­ей ос­нов­ные за­ко­ны есть и у каж­дой от­дель­ной тер­ри­то­рии. Ста­биль­ность кон­сти­ту­ции по­ка­зы­ва­ет рав­но­мер­ность раз­ви­тия то­го или ино­го го­су­дар­ст­ва, его проч­ность и чет­кий ме­ха­низм, а так­же со­гла­сие сре­ди граж­дан по по­во­ду ос­нов­ных це­лей и за­дач раз­ви­тия.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции). В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие "федеральный конституционный закон" впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993г. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов.

Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции). Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Те­ку­щие за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся за­ко­но­да­тель­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва и ус­та­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла в важ­ней­ших сфе­рах жиз­ни об­ще­ст­ва. Ча­ще все­го они объ­е­ди­ня­ют­ся в ко­дек­сы, каж­дый из ко­то­рых име­ет свою спе­ци­фи­ку. Ес­ли кон­сти­ту­ции ус­та­нав­ли­ва­ют об­щие прин­ци­пы, то за­ко­ны разъ­яс­ня­ют их кон­крет­ное при­ме­не­ние в об­ще­ст­ве и ме­нять­ся они мо­гут зна­чи­тель­но бы­с­т­рее вме­с­те с из­ме­не­ни­я­ми в жиз­ни лю­дей. На­при­мер, не­сколь­ко де­сят­ков лет на­зад ни­кто не мог пре­ду­с­мо­т­реть та­ко­го пре­ступ­ле­ния как ком­пью­тер­ное пи­рат­ст­во, а се­го­дня оно пред­став­ля­ет ог­ром­ную опас­ность.

Од­на­ко те­ку­щие за­ко­ны так­же не ис­чер­пы­ва­ют всех кон­крет­ных слу­ча­ев, воз­ни­ка­ю­щих в жиз­ни. По­это­му не­об­хо­ди­мы под­за­кон­ные ак­ты — нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на, из­дан­ные на ос­но­ве за­ко­на и для его ис­пол­не­ния. К та­ким ак­там в на­шей стра­не от­но­сят­ся Ука­зы Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния па­лат Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния, по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ, по­ста­нов­ле­ния ор­га­нов пра­во­су­дия, рас­по­ря­же­ния ми­ни­с­терств и ве­домств и дру­гие нор­ма­тив­ные ак­ты ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­с­ти.

Все нормативные правовые акты имеют пределы действия. Таким словосочетанием юристы называют порядок, согласно которому важные юридические документы приобретают или прекращают свою силу, распространяются на определенных людей, территорию, ситуации. В юриспруденции выработаны правила пределов действия нормативно-

правовых актов.

Нормативные правовые акты вступают в силу в следующих случаях:

— когда указана конкретная дата вступления в силу. Например, Трудовой Кодекс РФ вступил в силу 1 февраля 2002 г., о чем было заранее обозначено в законе.

— когда указаны обстоятельства, с наступлением которых документ приобретает юридическую силу. Например, в некоторых законах может быть записано о том, что он вступает в силу «с момента подписания», «с момента опубликования» или «при вступлении в силу другого нормативно-правового акта». Значит, узнать о том, действует ли такой закон, можно лишь удостоверившись в существовании обстоятельств, которые связаны с его силой.

— нередки ситуации, когда принятый закон не содержит информации о том, с какого момента он становится реально действующим, не принимается и других документов по этому поводу. В таких ситуациях юристы руководствуются следующими правилами: законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, а нормативно-правовые акты Президента РФ или Правительства РФ — по истечении 7 дней. Акты министерств — через 10 дней после официального опубликования. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.

Нормативные правовые акты прекращают свое действие:

— когда истек срок, на который они были приняты. Предположим, Указ Президента РФ о деноминации денежных знаков установил правила обмена денег на территории страны в течение строго определенного времени, по завершении которого его нормы прекратили свою силу.

— при отмене специальным актом. Во многих случаях устаревший нормативный акт просто отменяется, ибо теряет свою значимость.

— при принятии другого нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию. Данное правило позволяет создавать новые нормативные акты, не отменяя при этом те, что существовали по данной проблеме прежде.

— при исчезновении обстоятельств, которые регулировались нормативно-правовым актом.

К настоящему времени сохранилось множество документов прошлой эпохи. Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Правила этого принципа прошли сквозь столетия и прочно закрепились с современной юриспруденции. Согласно такой аксиомы закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и будут существовать в будущем, если закон станет действовать. Закон «не шагает назад» и не распространяется на те отношения, которые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений и здесь они есть также. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента его рождения на свет в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость. Таковы правила действия закона во времени. Однако существуют и определенные правила действия закона в пространстве. Этим словом обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пределах границ всего российского государства. К территории государства в данном контексте относят и недра, и континентальный шельф, и территориальные воды, и воздушное пространство. Даже судна, находящиеся в водах другого государства под флагом нашей страны, признаются территорией РФ. Законы действуют и по кругу лиц, то есть они имеют определенного адресата или же

распространяются на всех граждан страны, лиц без гражданства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами. Законы субъектов Федерации будет иметь юридическую силу только в пределах территории субъекта Федерации.
8.5. Правоотношения

Право проявляет свою силу в конкретных общественных отношениях, которые оно регулирует. Большая часть отношений между людьми, их объединениями регулируется нормами права. Так образуются правовые отношения. Однако любое правоотношение возникает на основе определенных жизненных обстоятельств. Кто-то решил купить машину — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У другого человека, недавно застраховавшего свое имущество, сгорел дом — возникли новые правоотношения со страховой компанией. Третий решил уволиться с работы,

а потому его отношения с работодателем прекратились. Наступление таких жизненных обстоятельств может приводить к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Они-то и называются юридическими фактами. Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о фактическом составе. Предположим, для того, чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо, чтобы гражданин достиг определенного возраста, имел трудовой стаж и оформил соответствующие документы в органах социальной защиты населения. Факты, которые свидетельствуют об отсутствии каких-то обстоятельств называют отрицательными.

Все юридические факты можно разделить на две большие группы:

действия — они связаны с волей и сознанием людей. Например, дарение, поступление в вуз, перевозка груза и проч.

события — они не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая, тем не менее, правовые последствия. Событием может стать смерть человека, повлекшая за собой, например, прекращение трудовых правоотношений.

В основу данной классификации был взят критерий сознания личности. Однако юридические факты разделяются между собой и по правовым последствиям. В этой связи выделяют правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

Все те, кто учавствует в пра­во­от­но­ше­ни­ях, раз­де­ля­ют­ся на две ка­те­го­рии: фи­зи­че­с­кие и юри­ди­че­с­кие ли­ца.

Фи­зи­че­с­кое (или ин­ди­ви­ду­аль­ное) ли­цо — граж­да­нин го­су­дар­ст­ва, ино­ст­ра­нец, ли­цо без граж­дан­ст­ва, бе­же­нец, на­силь­ст­вен­но пе­ре­се­лен­ное ли­цо и др. Для то­го что­бы всту­пать в пра­во­вые от­но­ше­ния, они долж­ны об­ла­дать пра­во­спо­соб­но­с­тью (спо­соб­ность быть но­си­те­лем граж­дан­ских прав и обя­зан­но­с­тей обыч­но воз­ни­ка­ет с мо­мен­та рож­де­ния, мо­жет быть ог­ра­ни­че­на ре­ше­ни­ем су­да — на­при­мер, за­прет на за­ня­тие ка­кой-ли­бо про­фес­си­ей; рань­ше су­ще­ст­во­ва­ла про­це­ду­ра граж­дан­ской смер­ти, ког­да че­ло­ве­ка ли­ша­ли всех граж­дан­ских прав, но те­перь это не до­пу­с­ка­ет­ся) и дее­спо­соб­но­с­тью (спо­соб­ность граж­да­ни­на сво­и­ми дей­ст­ви­я­ми при­об­ре­тать и осу­ще­ств­лять граж­дан­ские пра­ва, ис­пол­нять обя­зан­но­с­ти; воз­ни­ка­ет с мо­мен­та до­сти­же­ния оп­ре­де­лен­но­го воз­ра­с­та и при на­ли­чии пси­хи­че­с­ко­го здо­ро­вья).

По за­ко­но­да­тель­ст­ву Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции дее­спо­соб­ность на­сту­па­ет с 18 лет, а ча­с­тич­ная — с 6 лет (пра­во со­вер­шать мел­кие по­куп­ки и т.п.). С 14 лет воз­мож­но при­вле­че­ние к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти за не­ко­то­рые пре­ступ­ле­ния (осо­бо тяж­кие), возможно так­же вступ­ле­ние в брак.

Юри­ди­че­с­кое (или кол­лек­тив­ное) ли­цо — ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая име­ет в соб­ст­вен­но­с­ти или хо­зяй­ст­вен­ном уп­рав­ле­нии иму­ще­ст­во и от­ве­ча­ет этим иму­ще­ст­вом по сво­им обя­за­тель­ст­вам, мо­жет уча­ст­во­вать в су­деб­ном про­цес­се.

Юри­ди­че­с­ки­ми ли­ца­ми мо­гут быть го­су­дар­ст­во и его ор­га­ны, хо­зяй­ст­вен­ные то­ва­ри­ще­ст­ва и об­ще­ст­ва, про­из­вод­ст­вен­ные и по­тре­би­тель­ские ко­о­пе­ра­ти­вы, ре­ли­ги­оз­ные объ­е­ди­не­ния, бла­го­тво­ри­тель­ные и ком­мер­че­с­кие ор­га­ни­за­ции и др.

С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния этих ор­га­ни­за­ций они сра­зу об­ла­да­ют и пра­во­спо­соб­но­с­тью, и дее­спо­соб­но­с­тью. За­кон оп­ре­де­ля­ет от­дель­ные ви­ды де­я­тель­но­с­ти, ко­то­ры­ми мож­но за­ни­мать­ся толь­ко при спе­ци­аль­ном раз­ре­ше­нии (ли­цен­зии), ко­то­рое да­ет­ся на вре­мя и мо­жет быть до­сроч­но пре­кра­ще­но в слу­чае ка­ких-ли­бо на­ру­ше­ний.

И фи­зи­че­с­кие, и юри­ди­че­с­кие ли­ца при на­ли­чии пра­во­спо­соб­но­с­ти и дее­спо­соб­но­с­ти всту­па­ют в пра­во­от­но­ше­ния. В ос­но­ве их ле­жат юри­ди­че­с­кие фак­ты. Ес­ли вдруг слу­чи­лось на­вод­не­ние, про­нес­ся ура­ган, раз­ра­зи­лось зем­ле­тря­се­ние или про­изо­ш­ло дру­гое сти­хий­ное бед­ст­вие, на­ча­лась эпи­де­мия, то это сра­зу вле­чет за со­бой воз­ник­но­ве­ние юри­ди­че­с­ких от­но­ше­ний — пра­ви­тель­ст­во вы­де­ля­ет сред­ст­ва для по­ст­ра­дав­ших, вы­зы­ва­ют­ся спа­са­те­ли, при­во­зят про­дук­ты и ме­ди­ка­мен­ты и т.п. Та­кие юри­ди­че­с­кие фак­ты, про­ис­хо­дя­щие по­ми­мо во­ли че­ло­ве­ка, но­сят на­зва­ние со­бы­тий. Смерть че­ло­ве­ка так­же вле­чет за со­бой воз­ник­но­ве­ние пра­во­вых от­но­ше­ний — в пер­вую оче­редь на­след­ст­вен­ных.

По­ми­мо со­бы­тий, к юри­ди­че­с­ким фак­там от­но­сят­ся и дей­ст­вия, то есть по­ступ­ки са­мих лю­дей или ор­га­ни­за­ций. Ес­ли эти дей­ст­вия за­кон­ны, то они счи­та­ют­ся пра­во­мер­ны­ми, а в об­рат­ном слу­чае — про­ти­во­прав­ны­ми.

Как ни стран­но, не толь­ко дей­ст­вие, но и без­дей­ст­вие мо­жет вы­звать пра­во­от­но­ше­ния. На­при­мер, че­ло­век на­пи­сал за­яв­ле­ние о кра­же или при­чи­не­нии ему фи­зи­че­с­ких уве­чий, а спе­ци­аль­ные ор­га­ны не за­ве­ли уго­лов­но­го де­ла; врач, на­хо­дясь на ра­бо­чем ме­с­те, не ока­зал по­мо­щи боль­но­му, и тот умер; зо­о­тех­ник знал об опас­ном ин­фек­ци­он­ном за­бо­ле­ва­нии у не­сколь­ких жи­вот­ных, но ни­че­го не пред­при­нял, и в ре­зуль­та­те эпи­де­мии по­гиб­ло все ста­до, и т.п. В та­ких слу­ча­ях лю­ди и ор­га­ни­за­ции не­сут от­вет­ст­вен­ность за свое без­дей­ст­вие.

Объектами правоотношения называют то, на что направлены права и обязанности субъектов права. Это могут быть материальные блага: вещи, ценности, имущество; нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы.

Содержанием правоотношения называют совокупность прав и обязанностей, которыми наделены участники правовой ситуации. В литературе выделяют фактическое и юридическое содержание. К первому относят сами действия, а ко второму — возможность поступать или не поступать определенным образом, зафиксированная действующем законодательстве.

8.6. Правонарушения
Лю­бое на­ру­ше­ние ус­та­нов­лен­ных в го­су­дар­ст­ве за­ко­нов, не­за­ви­си­мо от то­го — про­изо­ш­ло убий­ст­во или че­ло­век не оп­ла­тил свой про­езд в об­ще­ст­вен­ном транс­пор­те, — яв­ля­ет­ся пра­во­на­ру­ше­ни­ем. Пра­во­на­ру­ше­ние при­чи­ня­ет вред об­ще­ст­ву и на­ка­зы­ва­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном, для не­го ха­рак­тер­ны не­ко­то­рые обя­за­тель­ные при­зна­ки:

1. Это де­я­ние, ко­то­рое мо­жет быть со­вер­ше­но в фор­ме дей­ст­вия или без­дей­ст­вия. На­при­мер, под­жог, кра­жа, угон ма­ши­ны, на­па­де­ние на че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся дей­ст­ви­я­ми, а не­о­ка­за­ние по­мо­щи вра­чом, от­каз по­жар­ных вы­пол­нять свои функ­ции, не­у­пла­та на­ло­гов — де­я­ния в фор­ме без­дей­ст­вия. При этом сле­ду­ет по­мнить, что мыс­ли лю­дей, по­ка они не вы­ра­же­ны в оп­ре­де­лен­ных де­я­ни­ях, в де­мо­кра­ти­че­с­ком об­ще­ст­ве не мо­гут счи­тать­ся пра­во­на­ру­ше­ни­ем, что ча­с­то про­ис­хо­дит в то­та­ли­тар­ных и ав­то­ри­тар­ных го­су­дар­ст­вах.

2. Про­ти­во­прав­ный ха­рак­тер — де­я­ние долж­но быть за­пре­ще­но нор­ма­ми пра­ва.

3. Дее­спо­соб­ность ли­ца, со­вер­шив­ше­го де­я­ние, т. е. до­сти­же­ние им оп­ре­де­лен­но­го воз­ра­с­та и его вме­ня­е­мость. Ес­ли пра­во­спо­соб­но­с­тью каж­дый граж­да­нин об­ла­да­ет с рож­де­ния, то дее­спо­соб­ность на­сту­па­ет с оп­ре­де­лен­но­го воз­ра­с­та. В Рос­сии ус­та­нов­ле­но, что в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ча­с­тич­ная от­вет­ст­вен­ность за пра­во­на­ру­ше­ния на­сту­па­ет с 16 лет, а пол­ная — с 18 лет. Од­на­ко за на­и­бо­лее тяж­кие пре­ступ­ле­ния (убий­ст­ва, раз­бой­ные на­па­де­ния, тер­ро­ри­с­ти­че­с­кие ак­ты) уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность на­сту­па­ет уже с 14 лет. Кро­ме то­го, че­ло­век дол­жен об­ла­дать спо­соб­но­с­тью кон­тро­ли­ро­вать свое по­ве­де­ние и быть в со­сто­я­нии не­сти от­вет­ст­вен­ность за свои дей­ст­вия.

4. Ви­нов­ность — со­зна­тель­ное на­ру­ше­ние при на­ли­чии сво­бо­ды вы­бо­ра. Со­вер­ше­ние пра­во­на­ру­ше­ние под уг­ро­зой смер­ти или при пси­хи­че­с­ком воз­дей­ст­вии ос­во­бож­да­ет че­ло­ве­ка от от­вет­ст­вен­но­с­ти. Ви­нов­ность мо­жет быть в фор­ме умыс­ла (ли­цо осо­зна­ва­ло опас­ность сво­е­го по­ве­де­ния, пред­ви­де­ло на­ступ­ле­ние опас­ных по­след­ст­вий, же­ла­ло их или до­пу­с­ка­ло воз­мож­ность их на­ступ­ле­ния) или не­о­сто­рож­но­с­ти (ли­цо пред­ви­де­ло воз­мож­ность на­ступ­ле­ния опас­ных по­след­ст­вий, но рас­счи­ты­ва­ло на их пре­дот­вра­ще­ние, или не пред­ви­де­ло, но долж­но бы­ло пред­ви­деть). На­при­мер, че­ло­век мо­жет за­ра­нее об­ду­мать и при­го­то­вить­ся к убий­ст­ву, а мо­жет пре­вы­сить ско­рость дви­же­ния ма­ши­ны и сбить че­ло­ве­ка на­смерть. И в том, и в дру­гом слу­чае он бу­дет от­ве­чать за убий­ст­во, но при этом сте­пень ви­нов­но­с­ти бу­дет раз­лич­ной.

5. Об­ще­ст­вен­ная опас­ностьпри­чи­не­ние вре­да дру­гим лю­дям или об­ще­ст­ву в це­лом. Не счи­та­ет­ся пра­во­на­ру­ше­ни­ем дей­ст­вие, со­вер­шен­ное при не­об­хо­ди­мой обо­ро­не или край­ней не­об­хо­ди­мо­с­ти (ког­да при­чи­нен­ный вред мень­ше, чем тот, ко­то­рый мог быть при­чи­нен). На­при­мер, от­пор ху­ли­га­ну не бу­дет ква­ли­фи­ци­ро­вать­ся как его из­би­е­ние. Ес­ли же за­щи­та пре­вра­ти­лась в из­би­е­ние или убий­ст­во, при том, что пер­во­на­чаль­ная опас­ность бы­ла не­ве­ли­ка, то суд, рас­смо­т­рев все об­сто­я­тель­ст­ва де­ла, мо­жет при­знать че­ло­ве­ка ви­нов­ным в пре­вы­ше­нии пол­но­мо­чий при не­об­хо­ди­мой обо­ро­не.

В за­ви­си­мо­с­ти от сте­пе­ни об­ще­ст­вен­ной опас­но­с­ти все пра­во­на­ру­ше­ния де­лят­ся на пре­ступ­ле­ния и про­ступ­ки. Пре­ступ­ле­ния по­ся­га­ют на на­и­бо­лее важ­ные сфе­ры об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, вле­кут за со­бой бо­лее се­рь­ез­ные по­след­ст­вия, и по­это­му за их со­вер­ше­ние пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ют­ся осо­бые на­ка­за­ния. Пре­ступ­ле­ния и на­ка­за­ния за их со­вер­ше­ния пе­ре­чис­ле­ны в Уго­лов­ном ко­дек­се. При­чем на­ка­за­ния на­зна­ча­ют­ся не толь­ко за со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния, но и за по­ку­ше­ние на не­го или со­уча­с­тие в нем.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10