Главная страница

«Право» Право в системе социальных норм



Название«Право» Право в системе социальных норм
страница3/10
Дата08.04.2016
Размер1.79 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Про­ступ­ки от­ли­ча­ют­ся мень­шей сте­пе­нью об­ще­ст­вен­ной опас­но­с­ти, они де­лят­ся на граж­дан­ские (на­ру­ше­ние до­го­во­ра, по­ся­га­тель­ст­во на ав­тор­ские пра­ва и др.), ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ные (без­би­лет­ный про­езд, на­ру­ше­ние пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния, не­со­блю­де­ние по­жар­ной или са­ни­тар­ной бе­зо­пас­но­с­ти, на­ру­ше­ние пра­вил по­ве­де­ния в об­ще­ст­вен­ных ме­с­тах и т. п.) и дис­цип­ли­нар­ные (опоз­да­ние на ра­бо­ту, от­каз от вы­пол­не­ния сво­их обя­зан­но­с­тей или их ча­с­тич­ное не­вы­пол­не­ние, не­спра­вед­ли­вое уволь­не­ние ра­бот­ни­ка и др.).

Меж­ду про­ступ­ком и пре­ступ­ле­ни­ем су­ще­ст­ву­ет боль­шая раз­ни­ца, но жизнь по­ка­зы­ва­ет, что бу­ду­щие пре­ступ­ле­ния ча­с­то на­чи­на­ют­ся именно с проступков, совершаемых безнаказанно. По­это­му борь­ба с са­мы­ми ма­лей­ши­ми на­ру­ше­ни­я­ми за­ко­на не ме­нее важ­на, чем борь­ба с пре­ступ­но­с­тью.

Мно­гие свя­зы­ва­ют пра­во­на­ру­ше­ния толь­ко с пре­ступ­ле­ни­я­ми. Од­на­ко под­час от про­ступ­ка до пре­ступ­ле­ния один шаг: че­ло­век, пре­вы­ша­ю­щий ско­рость при уп­рав­ле­нии ма­ши­ной, мо­жет сбить пе­ше­хо­да, и тог­да уже на­сту­па­ет не ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность в ви­де штра­фа, а уго­лов­ное на­ка­за­ние за при­чи­не­ние те­ле­сных по­вреж­де­ний или да­же убий­ст­во; ме­ха­ник, ха­лат­но от­нес­ший­ся к об­слу­жи­ва­нию са­мо­ле­та, в слу­чае ава­рии ста­нет ви­нов­ни­ком ги­бе­ли лю­дей. Мел­кие, ка­за­лось бы, по­всед­нев­ные от­кло­не­ния от ус­та­нов­лен­ных пра­вил и за­ко­нов ча­с­то при­во­дят к се­рь­ез­ным тра­ге­ди­ям.

Пре­ступ­ле­ния яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее тяж­ки­ми и опас­ны­ми ви­да­ми пра­во­на­ру­ше­ний. Их пе­ре­чень со­дер­жит­ся в Уго­лов­ном ко­дек­се РФ, ко­то­рый всту­пил в си­лу в 1997 го­ду. Все пре­ступ­ле­ния раз­де­ля­ют­ся по сте­пе­ни тя­же­с­ти: не­боль­шой тя­же­с­ти (мак­си­маль­ное на­ка­за­ние — до 2-х лет ли­ше­ния сво­бо­ды), сред­ней тя­же­с­ти (до 5 лет ли­ше­ния сво­бо­ды), тяж­кие (до 10 лет ли­ше­ния сво­бо­ды) и осо­бо тяж­кие (свы­ше 10 лет ли­ше­ния сво­бо­ды или бо­лее стро­гое на­ка­за­ние). При этом со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния в со­сто­я­нии опь­я­не­ния ни­сколь­ко не смяг­ча­ет ви­ну, как ду­ма­ют не­ко­то­рые. И ес­ли на­ут­ро убий­ца про­трез­вел и да­же не по­мнит, что де­лал ве­че­ром, суд не про­явит к не­му сни­с­хож­де­ния. Вме­с­те с тем су­ще­ст­ву­ют смяг­ча­ю­щие и отяг­ча­ю­щие об­сто­я­тель­ст­ва со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ний. К смяг­ча­ю­щим за­кон от­но­сит не­со­вер­шен­но­ле­тие, со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния впер­вые, сте­че­ние слож­ных об­сто­я­тельств, ка­кое-ли­бо при­нуж­де­ние (фи­зи­че­с­кое, пси­хи­че­с­кое, слу­жеб­ное и т.п.), яв­ку с по­вин­ной, ока­за­ние по­мо­щи по­тер­пев­ше­му, на­ли­чие ма­ло­лет­них де­тей (до 14 лет). К отяг­ча­ю­щим об­сто­я­тель­ст­вам от­но­сят­ся сле­ду­ю­щие: не­од­но­крат­ность (ре­ци­див) пре­ступ­ле­ний, на­ступ­ле­ние тя­же­лых по­след­ст­вий, во­вле­че­ние дру­гих лю­дей в со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния, со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния на поч­ве на­ци­о­наль­ной, ра­со­вой или ре­ли­ги­оз­ной не­на­ви­с­ти, осо­бая же­с­то­кость, ис­поль­зо­ва­ние ору­жия, взрыв­ча­тых или дру­гих опас­ных ве­ществ, со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния при мас­со­вом бед­ст­вии — по­жа­ре, зем­ле­тря­се­нии, на­вод­не­нии (та­ких пре­ступ­ни­ков на­зы­ва­ют ма­ро­де­ра­ми), ис­поль­зо­ва­ние фор­мы пред­ста­ви­те­ля вла­с­ти. Со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния груп­пой лю­дей так­же яв­ля­ет­ся отяг­ча­ю­щим об­сто­я­тель­ст­вом. Не­ко­то­рые под­ро­ст­ки счи­та­ют, что ес­ли они «толь­ко не­множ­ко по­ка­ра­у­лят» у подъ­ез­да при ог­раб­ле­нии квар­ти­ры, то в этом нет ни­ка­ко­го пре­ступ­ле­ния, да и на­ка­зы­вать их не бу­дут. Од­на­ко за­кон чет­ко на­зы­ва­ет та­ких лю­дей со­уча­ст­ни­ка­ми пре­ступ­ле­ния. Пе­ре­чис­лим ви­ды со­уча­ст­ни­ков: ис­пол­ни­тель (сам со­вер­шил пре­ступ­ле­ние или ис­поль­зо­вал не­дееспо­соб­ных лю­дей), ор­га­ни­за­тор (со­здал пре­ступ­ную груп­пу, ру­ко­во­дил ее дей­ст­ви­я­ми), под­ст­ре­ка­тель (скло­нил дру­гое ли­цо к пре­ступ­ле­нию уго­во­ром, под­ку­пом, уг­ро­зой или дру­гим спо­со­бом), по­соб­ник (со­дей­ст­во­вал пре­ступ­ле­нию со­ве­том, ука­за­ни­я­ми, пре­до­став­ле­ни­ем ин­фор­ма­ции или ору­дий пре­ступ­ле­ния, обе­щал скрыть пре­ступ­ни­ка или ору­дия пре­ступ­ле­ния, сбы­вал до­бы­тые пре­ступ­ным пу­тем пред­ме­ты). По­это­му нуж­но быть осо­бо ос­то­рож­ным, ес­ли кто-то пред­ло­жит вам про­дать зна­ко­мым зо­ло­тое ко­леч­ко или взять на хра­не­ние ка­кую-ли­бо вещь — так не­дол­го ока­зать­ся и со­уча­ст­ни­ком пре­ступ­ле­ния.

Пре­ступ­ле­ния, за ко­то­рые под­ро­с­ток с 14 лет мо­жет быть при­вле­чен к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти, пе­ре­чис­ле­ны в ста­тье 20 Уго­лов­но­го ко­дек­са: убий­ст­во, умы­ш­лен­ное при­чи­не­ние тяж­ко­го вре­да здо­ро­вью или вре­да сред­ней тя­же­с­ти, по­хи­ще­ние че­ло­ве­ка, из­на­си­ло­ва­ние, на­силь­ст­вен­ные дей­ст­вия сек­су­аль­но­го ха­рак­те­ра, кра­жа (тай­ное хи­ще­ние чу­жо­го иму­ще­ст­ва), гра­беж (от­кры­тое хи­ще­ние чу­жо­го иму­ще­ст­ва), раз­бой (на­па­де­ние в це­лях хи­ще­ния чу­жо­го иму­ще­ст­ва, со­вер­шен­ное с при­ме­не­ни­ем на­си­лия или уг­ро­зой на­си­лия), вы­мо­га­тель­ст­во, не­пра­во­мер­ное за­вла­де­ние ав­то­мо­би­лем, умы­ш­лен­ное унич­то­же­ние или по­вреж­де­ние иму­ще­ст­ва, тер­ро­ризм, за­хват за­лож­ни­ка, за­ве­до­мо лож­ное со­об­ще­ние об ак­те тер­ро­риз­ма, ху­ли­ган­ст­во при отяг­ча­ю­щих об­сто­я­тель­ст­вах, ван­да­лизм, хи­ще­ние и вы­мо­га­тель­ст­во ору­жия (а так­же взрыв­ча­тых, нар­ко­ти­че­с­ких и пси­хо­троп­ных ве­ществ), при­ве­де­ние в не­год­ность транс­порт­ных средств или пу­тей со­об­ще­ния.

Как ви­ди­те, из пе­ре­чис­лен­но­го спи­с­ка уже мож­но сде­лать вы­во­ды, что «шут­ка» со звон­ком в шко­лу о за­ло­жен­ной бом­бе или «об­ст­рел» кам­ня­ми про­ез­жа­ю­щей эле­к­т­рич­ки впол­не мо­гут обер­нуть­ся при­вле­че­ни­ем к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти. Не­ред­ко под­ро­ст­ки вос­при­ни­ма­ют эти дей­ст­вия как за­бав­ную иг­ру, а в от­де­ле­нии ми­ли­ции ис­пу­ган­но го­во­рят: «Я боль­ше не бу­ду».

Уго­лов­ны­ми пре­ступ­ле­ни­я­ми яв­ля­ют­ся и дей­ст­вия, ко­то­рые мно­гие из нас не счи­та­ют чем-то слиш­ком опас­ным — уг­ро­зы убий­ст­вом или при­чи­не­ни­ем вре­да здо­ро­вью (прав­да, за­кон ого­ва­ри­ва­ет, что долж­ны быть ос­но­ва­ния счи­тать эти уг­ро­зы ре­аль­ны­ми), ук­ло­не­ние от уп­ла­ты на­ло­гов (ес­ли сум­ма на­ло­га пре­вы­ша­ет 200 ми­ни­маль­ных раз­ме­ров оп­ла­ты тру­да), пре­ступ­ле­ния в сфе­ре ком­пью­тер­ной ин­фор­ма­ции (рас­про­ст­ра­не­ние раз­лич­ных ви­ру­сов, вскры­тие за­щит­ных си­с­тем, не­за­кон­ное по­лу­че­ние ча­ст­ной ин­фор­ма­ции с по­мо­щью ком­пью­те­ра и т.п.), эко­ло­ги­че­с­кие пре­ступ­ле­ния, до­ве­де­ние до са­мо­убий­ст­ва, рас­про­ст­ра­не­ние нар­ко­ти­ков и со­дер­жа­ние при­то­нов.
8.7. Конституция Российской Федерации

В России существует стандартная процедура принятия законов. Процесс начинается с выдвижения законопроекта. Это может сделать Президент РФ, любая из палат российского парламента Федерального Собрания или его отдельные депутаты, Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный), законодательный орган любого из 89 субъектов Федерации. Затем законопроект обсуждается в нижней палате парламента – Государственной Думе и, в случае его принятия большинством голосов, направляется в течение 5 дней в верхнюю палату парламента Совет Федерации. При его одобрении дается 5 дней для направления принятого закона Президенту РФ. В течение 14 дней Президент или подписывает документ или налагает на него вето. Последний вариант не означает, что законопроект прекращает свое существование – Федеральное Собрание может преодолеть вето Президента 2/3 голосов каждой из палат. Официально закон вступает в свою силу с момента его обнародования – все законы РФ публикуются в обязательном порядке не позднее 2-х недель с момента их принятия и граждане получают возможность ознакомиться с их содержанием.

Однако Конституция является особым законом и поэтому предусматривается другой порядок ее принятия или изменения ее положений. Это закреплено в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Основной Закон Российской Федерации принимается всенародным голосованием (референдумом) после открытого обсуждения проекта Конституции. В дальнейшем возможно принятие парламентом некоторых поправок и изменений, но это не касается глав 1, 2 и 9. Для изменения положений в перечисленных разделах необходима поддержка 3/5 депутатов каждой палаты парламента, после чего созывается Конституционное Собрание. Оно может подтвердить неизменность Конституции, а может разработать проект новой Конституции, который должен быть принят 2/3 голосов членов собрания, а после этого вынесен на всенародное голосование.

Поправки к другим главам Конституции: 3-8 принимаются парламентом в обычном порядке, но требуют одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ.

Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.

В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Принципы российского конституционного права:

- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

- высшая ценность - права и свободы человека

- источник власти - многонациональный народ

- разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти

- конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Конституция России:

- определяет основы конституционного строя

- определяет государственное устройство

- регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов

- устанавливает избирательную систему

- фиксирует права, свободы и обязанности граждан

- устанавливает символы государства

- определяет компетенцию высших гос. органов

- определяет основы правосудия

8.8. Публичное и частное право
Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170–228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов.

В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят:

  • государственное,

  • административное,

  • финансовое,

  • уголовное,

  • отрасли процессуального права,

к отраслям частного права:

  • гражданское,

  • трудовое, семейное,

  • а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.

В России накоплен опыт регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов. Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений). Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. В настоящее время в России происходит становление рыночной экономики, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем развитию частного права придается большое значение. В декабре 1991 г. распоряжением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеями частного права.
При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890–1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М. М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) — область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.

В литературе публичное и частное право признаются в качестве реальных категорий и явлений российской правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.

8.9. Юридическая ответственность и ее виды
Ког­да че­ло­век со­вер­ша­ет пра­во­на­ру­ше­ние, вслед за этим по­яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ние для на­ступ­ле­ния от­вет­ст­вен­но­с­ти. Юри­ди­че­с­кая от­вет­ст­вен­ность — при­ме­не­ние к ли­цу, со­вер­шив­ше­му пра­во­на­ру­ше­ние, мер го­су­дар­ст­вен­но­го при­нуж­де­ния в ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке. Ее ос­нов­ной це­лью яв­ля­ет­ся ох­ра­на пра­во­по­ряд­ка и пре­дот­вра­ще­ние пра­во­на­ру­ше­ний. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком юри­ди­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ное при­нуж­де­ние на­ру­ши­те­ля к ис­пол­не­нию тре­бо­ва­ний пра­ва. Оно со­сто­ит во взы­с­ка­нии при­чи­нен­ных убыт­ков, уп­ла­те не­ус­то­ек, воз­ло­же­нии обя­зан­но­с­ти ус­т­ра­нить на­ру­шен­ные пра­ва дру­гих лиц, ка­ра­тель­ных ме­рах (ли­ше­нии сво­бо­ды), ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ном штра­фе, дис­цип­ли­нар­ном взы­с­ка­нии.

Вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ных ви­да юри­ди­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти:

Уголовно-правовая ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Привлечению к этому виду ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествует возбуждение уголовного дела по факту преступления, сбор и исследование доказательств. Меры наказания: лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ, лишение каких-либо специальных прав (занимать определенные должности, воинского или почетного звания, государственных наград), крупные штрафы, а за особо тяжкие преступления – пожизненное заключение или смертная казнь (последняя приостановлена после вступления России в Совет Европы, но законодательно не отменена);

Административно-правовая ответственность наступает за совершение административно-правовых нарушений (невыполнение общих правил – дорожного движения, охраны природы, общественного порядка). Виды наказаний: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права (охоты, управления автотранспортом), исправительные работы, административный арест);

Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами (законы о труде, правила внутреннего трудового распорядка). Меры наказания: предупреждение, выговор, строгий выговор, лишение материальных поощрений, понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу, отстранение от должности, увольнение.

Гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно имущественного характера – принудительное исполнение обязанности, возмещение убытков, штраф, лишение родительских прав, возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества, аннулирование сделки и т.п.

Принципами юридической ответственности признаются следующие: -законность (наличие вины за совершенное деяние, его противоправность и наличие предусмотренной государством ответственности); -справедливость (доказательность вины, одно наказание за одно правонарушение); -целесообразность (соответствие наказания тяжести деяния); -гуманизм (признание интересов человека основными); -неотвратимость;-индивидуальность.

Мак­си­маль­ный срок ли­ше­ния сво­бо­ды, ус­та­нов­лен­ный Уго­лов­ным ко­дек­сом, — 25 лет в ка­че­ст­ве от­дель­но­го сро­ка или 30 лет — по со­во­куп­но­с­ти не­сколь­ких ста­тей. Смерт­ная казнь не от­ме­не­на, но яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ной ме­рой на­ка­за­ния за осо­бо тяж­кие пре­ступ­ле­ния и мо­жет быть за­ме­не­на по­жиз­нен­ным за­клю­че­ни­ем.

Ино­гда вы­де­ля­ют ма­те­ри­аль­ную от­вет­ст­вен­ность — за ущерб, при­чи­нен­ный пред­при­я­тию, уч­реж­де­нию или ор­га­ни­за­ции со сто­ро­ны их слу­жа­щих при ис­пол­не­нии тру­до­вых обя­зан­но­с­тей.

При­ме­не­ние всех ви­дов юри­ди­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти ос­но­вы­ва­ет­ся на ря­де прин­ци­пов:

· За­кон­ность — от­вет­ст­вен­ность на­сту­па­ет толь­ко за за­пре­щен­ные за­ко­ном де­я­ния; за­кон, уже­с­то­ча­ю­щий ме­ру от­вет­ст­вен­но­с­ти, не име­ет об­рат­ной си­лы, а смяг­ча­ю­щий — име­ет; при­вле­че­ние пра­во­на­ру­ши­те­ля к от­вет­ст­вен­но­с­ти долж­но про­ис­хо­дить в те­че­ние сро­ка дав­но­с­ти.

· Спра­вед­ли­вость — со­от­вет­ст­вие на­ка­за­ния об­ще­ст­вен­ной опас­но­с­ти де­я­ния, не­до­пу­с­ти­мость уго­лов­ных на­ка­за­ний за про­ступ­ки, воз­ме­ще­ние при­чи­нен­но­го вре­да, не­до­пу­с­ти­мость по­втор­но­го осуж­де­ния за од­но и то же пре­ступ­ле­ние.

· Не­от­вра­ти­мость — ни од­но пра­во­на­ру­ше­ние не долж­но ос­та­вать­ся не­за­ме­чен­ным и без­на­ка­зан­ным.

· Ин­ди­ви­ду­аль­ность — учет осо­бен­но­с­тей ли­ца, со­вер­шив­ше­го пра­во­на­ру­ше­ние, об­ра­ще­ние вни­ма­ния на смяг­ча­ю­щие и отяг­ча­ю­щие об­сто­я­тель­ст­ва.

· Гу­ма­низм — ме­ры на­ка­за­ния не мо­гут иметь це­лью при­чи­не­ние фи­зи­че­с­ких стра­да­ний или уни­же­ние че­ло­ве­че­с­ко­го до­сто­ин­ст­ва.

Для уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти осо­бую важ­ность име­ют со­стя­за­тель­ность про­цес­са (на­ли­чие об­ви­не­ния и за­щи­ты в ли­це про­ку­ро­ра и ад­во­ка­та) и пре­зумп­ция не­ви­нов­но­с­ти (ви­нов­ность до­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко при­го­во­ром су­да, об­ви­ня­е­мый не обя­зан до­ка­зы­вать свою не­ви­нов­ность, а все не­яс­но­с­ти и со­мне­ния в су­деб­ном про­цес­се истол­ковывают­ся в поль­зу об­ви­ня­е­мо­го).

Юри­ди­че­с­кая от­вет­ст­вен­ность не­со­вер­шен­но­лет­них.

К со­жа­ле­нию, за­ко­ны на­ру­ша­ют не толь­ко взрос­лые лю­ди, но и де­ти. В на­ше вре­мя под­ро­ст­ко­вая пре­ступ­ность пе­ре­ста­ла быть чем-то необыч­ным. До 18 лет все ли­ца, с пра­во­вой точ­ки зре­ния, при­зна­ют­ся ма­ло­лет­ни­ми (до 14 лет) или не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми (с 14 лет). В на­шей стра­не уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность на­сту­па­ет с 14 лет, но су­ще­ст­ву­ют не­ко­то­рые осо­бен­но­с­ти при на­зна­че­нии на­ка­за­ний не­со­вер­шен­но­лет­ним. На­при­мер, штраф мо­жет быть на­зна­чен толь­ко при на­ли­чии са­мо­сто­я­тель­но­го за­ра­бот­ка, а обя­за­тель­ные ра­бо­ты на­зна­ча­ют­ся толь­ко в сво­бод­ное от уче­бы или ос­нов­ной ра­бо­ты вре­мя (до 15 лет — до 2-х ча­сов в день, до 16 лет — до 3-х ча­сов).

В це­лом за­кон ста­ра­ет­ся смяг­чить на­ка­за­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них — во вре­мя след­ст­вия их до­про­сы не мо­гут про­из­во­дить­ся без уча­с­тия за­кон­ных пред­ста­ви­те­лей (ро­ди­те­лей, по­пе­чи­те­лей или пре­по­да­ва­те­лей шко­лы), не до­пу­с­ка­ет­ся от­бы­тие на­ка­за­ния осуж­ден­но­го не­со­вер­шен­но­лет­не­го вме­с­те со взрос­лы­ми пре­ступ­ни­ка­ми (для них су­ще­ст­ву­ют от­дель­ные ко­ло­нии), ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность, в от­ли­чие от уго­лов­ной, на­сту­па­ет толь­ко с 16 лет, су­ди­мость не­со­вер­шен­но­лет­не­го не учи­ты­ва­ет­ся в даль­ней­шем, ли­ше­ние сво­бо­ды мо­жет на­зна­чать­ся толь­ко сро­ком до 10 лет, не­со­вер­шен­но­лет­ние не мо­гут быть при­го­во­ре­ны к смерт­ной каз­ни или по­жиз­нен­но­му тю­рем­но­му за­клю­че­нию. Не­ко­то­рые по­слаб­ле­ния суд мо­жет де­лать и при вы­не­се­нии на­ка­за­ния со­вер­шен­но­лет­ним до 20 лет. А вот пре­ступ­ле­ния про­тив не­со­вер­шен­но­лет­них, на­обо­рот, по­лу­ча­ют на­и­бо­лее стро­гую оцен­ку за­ко­на.

Вме­с­те с тем в от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­них пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ют­ся и ме­ры вос­пи­та­тель­но­го воз­дей­ст­вия; они так­же пе­ре­чис­ля­ют­ся в уго­лов­ном за­ко­но­да­тель­ст­ве. К ним от­но­сят­ся:

· пре­ду­преж­де­ние (разъ­яс­не­ние по­след­ст­вий по­втор­но­го пра­во­на­ру­ше­ния);

· пе­ре­да­ча под осо­бый над­зор ро­ди­те­лей, лиц, их за­ме­ня­ю­щих, или осо­бо­го го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на (ко­мис­сии по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них);

· обя­зан­ность за­гла­дить при­чи­нен­ный вред (при на­ли­чии у не­со­вер­шен­но­лет­не­го ма­те­ри­аль­ных или фи­зи­че­с­ких воз­мож­но­с­тей);

· ог­ра­ни­че­ние до­су­га (за­прет на уп­рав­ле­ние транс­порт­ным сред­ст­вом, ог­ра­ни­че­ние вре­ме­ни пре­бы­ва­ния вне до­ма, за­пре­ще­ние вы­ез­да в дру­гую ме­ст­ность без раз­ре­ше­ния го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10