|
Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, они делятся на гражданские (нарушение договора, посягательство на авторские права и др.), административные (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, несоблюдение пожарной или санитарной безопасности, нарушение правил поведения в общественных местах и т. п.) и дисциплинарные (опоздание на работу, отказ от выполнения своих обязанностей или их частичное невыполнение, несправедливое увольнение работника и др.).
Между проступком и преступлением существует большая разница, но жизнь показывает, что будущие преступления часто начинаются именно с проступков, совершаемых безнаказанно. Поэтому борьба с самыми малейшими нарушениями закона не менее важна, чем борьба с преступностью.
Многие связывают правонарушения только с преступлениями. Однако подчас от проступка до преступления один шаг: человек, превышающий скорость при управлении машиной, может сбить пешехода, и тогда уже наступает не административная ответственность в виде штрафа, а уголовное наказание за причинение телесных повреждений или даже убийство; механик, халатно отнесшийся к обслуживанию самолета, в случае аварии станет виновником гибели людей. Мелкие, казалось бы, повседневные отклонения от установленных правил и законов часто приводят к серьезным трагедиям.
Преступления являются наиболее тяжкими и опасными видами правонарушений. Их перечень содержится в Уголовном кодексе РФ, который вступил в силу в 1997 году. Все преступления разделяются по степени тяжести: небольшой тяжести (максимальное наказание — до 2-х лет лишения свободы), средней тяжести (до 5 лет лишения свободы), тяжкие (до 10 лет лишения свободы) и особо тяжкие (свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание). При этом совершение преступления в состоянии опьянения нисколько не смягчает вину, как думают некоторые. И если наутро убийца протрезвел и даже не помнит, что делал вечером, суд не проявит к нему снисхождения. Вместе с тем существуют смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступлений. К смягчающим закон относит несовершеннолетие, совершение преступления впервые, стечение сложных обстоятельств, какое-либо принуждение (физическое, психическое, служебное и т.п.), явку с повинной, оказание помощи потерпевшему, наличие малолетних детей (до 14 лет). К отягчающим обстоятельствам относятся следующие: неоднократность (рецидив) преступлений, наступление тяжелых последствий, вовлечение других людей в совершение преступления, совершение преступления на почве национальной, расовой или религиозной ненависти, особая жестокость, использование оружия, взрывчатых или других опасных веществ, совершение преступления при массовом бедствии — пожаре, землетрясении, наводнении (таких преступников называют мародерами), использование формы представителя власти. Совершение преступления группой людей также является отягчающим обстоятельством. Некоторые подростки считают, что если они «только немножко покараулят» у подъезда при ограблении квартиры, то в этом нет никакого преступления, да и наказывать их не будут. Однако закон четко называет таких людей соучастниками преступления. Перечислим виды соучастников: исполнитель (сам совершил преступление или использовал недееспособных людей), организатор (создал преступную группу, руководил ее действиями), подстрекатель (склонил другое лицо к преступлению уговором, подкупом, угрозой или другим способом), пособник (содействовал преступлению советом, указаниями, предоставлением информации или орудий преступления, обещал скрыть преступника или орудия преступления, сбывал добытые преступным путем предметы). Поэтому нужно быть особо осторожным, если кто-то предложит вам продать знакомым золотое колечко или взять на хранение какую-либо вещь — так недолго оказаться и соучастником преступления.
Преступления, за которые подросток с 14 лет может быть привлечен к уголовной ответственности, перечислены в статье 20 Уголовного кодекса: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража (тайное хищение чужого имущества), грабеж (открытое хищение чужого имущества), разбой (нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия или угрозой насилия), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение и вымогательство оружия (а также взрывчатых, наркотических и психотропных веществ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Как видите, из перечисленного списка уже можно сделать выводы, что «шутка» со звонком в школу о заложенной бомбе или «обстрел» камнями проезжающей электрички вполне могут обернуться привлечением к уголовной ответственности. Нередко подростки воспринимают эти действия как забавную игру, а в отделении милиции испуганно говорят: «Я больше не буду».
Уголовными преступлениями являются и действия, которые многие из нас не считают чем-то слишком опасным — угрозы убийством или причинением вреда здоровью (правда, закон оговаривает, что должны быть основания считать эти угрозы реальными), уклонение от уплаты налогов (если сумма налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда), преступления в сфере компьютерной информации (распространение различных вирусов, вскрытие защитных систем, незаконное получение частной информации с помощью компьютера и т.п.), экологические преступления, доведение до самоубийства, распространение наркотиков и содержание притонов. 8.7. Конституция Российской Федерации
В России существует стандартная процедура принятия законов. Процесс начинается с выдвижения законопроекта. Это может сделать Президент РФ, любая из палат российского парламента Федерального Собрания или его отдельные депутаты, Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный), законодательный орган любого из 89 субъектов Федерации. Затем законопроект обсуждается в нижней палате парламента – Государственной Думе и, в случае его принятия большинством голосов, направляется в течение 5 дней в верхнюю палату парламента Совет Федерации. При его одобрении дается 5 дней для направления принятого закона Президенту РФ. В течение 14 дней Президент или подписывает документ или налагает на него вето. Последний вариант не означает, что законопроект прекращает свое существование – Федеральное Собрание может преодолеть вето Президента 2/3 голосов каждой из палат. Официально закон вступает в свою силу с момента его обнародования – все законы РФ публикуются в обязательном порядке не позднее 2-х недель с момента их принятия и граждане получают возможность ознакомиться с их содержанием.
Однако Конституция является особым законом и поэтому предусматривается другой порядок ее принятия или изменения ее положений. Это закреплено в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Основной Закон Российской Федерации принимается всенародным голосованием (референдумом) после открытого обсуждения проекта Конституции. В дальнейшем возможно принятие парламентом некоторых поправок и изменений, но это не касается глав 1, 2 и 9. Для изменения положений в перечисленных разделах необходима поддержка 3/5 депутатов каждой палаты парламента, после чего созывается Конституционное Собрание. Оно может подтвердить неизменность Конституции, а может разработать проект новой Конституции, который должен быть принят 2/3 голосов членов собрания, а после этого вынесен на всенародное голосование.
Поправки к другим главам Конституции: 3-8 принимаются парламентом в обычном порядке, но требуют одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ.
Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.
Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.
В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.
Принципы российского конституционного права:
- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
- высшая ценность - права и свободы человека
- источник власти - многонациональный народ
- разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти
- конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Конституция России:
- определяет основы конституционного строя
- определяет государственное устройство
- регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов
- устанавливает избирательную систему
- фиксирует права, свободы и обязанности граждан
- устанавливает символы государства
- определяет компетенцию высших гос. органов
- определяет основы правосудия
8.8. Публичное и частное право Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170–228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов.
В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят:
государственное,
административное,
финансовое,
уголовное,
отрасли процессуального права,
к отраслям частного права:
гражданское,
трудовое, семейное,
а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.
В России накоплен опыт регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов. Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений). Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. В настоящее время в России происходит становление рыночной экономики, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем развитию частного права придается большое значение. В декабре 1991 г. распоряжением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеями частного права. При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890–1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М. М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) — область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.
В литературе публичное и частное право признаются в качестве реальных категорий и явлений российской правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.
8.9. Юридическая ответственность и ее виды Когда человек совершает правонарушение, вслед за этим появляется основание для наступления ответственности. Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения в установленном законом порядке. Ее основной целью является охрана правопорядка и предотвращение правонарушений. Отличительным признаком юридической ответственности является государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права. Оно состоит во взыскании причиненных убытков, уплате неустоек, возложении обязанности устранить нарушенные права других лиц, карательных мерах (лишении свободы), административном штрафе, дисциплинарном взыскании.
Выделяют четыре основных вида юридической ответственности:
Уголовно-правовая ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Привлечению к этому виду ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествует возбуждение уголовного дела по факту преступления, сбор и исследование доказательств. Меры наказания: лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ, лишение каких-либо специальных прав (занимать определенные должности, воинского или почетного звания, государственных наград), крупные штрафы, а за особо тяжкие преступления – пожизненное заключение или смертная казнь (последняя приостановлена после вступления России в Совет Европы, но законодательно не отменена);
Административно-правовая ответственность наступает за совершение административно-правовых нарушений (невыполнение общих правил – дорожного движения, охраны природы, общественного порядка). Виды наказаний: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права (охоты, управления автотранспортом), исправительные работы, административный арест);
Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами (законы о труде, правила внутреннего трудового распорядка). Меры наказания: предупреждение, выговор, строгий выговор, лишение материальных поощрений, понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу, отстранение от должности, увольнение.
Гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно имущественного характера – принудительное исполнение обязанности, возмещение убытков, штраф, лишение родительских прав, возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества, аннулирование сделки и т.п.
Принципами юридической ответственности признаются следующие: -законность (наличие вины за совершенное деяние, его противоправность и наличие предусмотренной государством ответственности); -справедливость (доказательность вины, одно наказание за одно правонарушение); -целесообразность (соответствие наказания тяжести деяния); -гуманизм (признание интересов человека основными); -неотвратимость;-индивидуальность.
Максимальный срок лишения свободы, установленный Уголовным кодексом, — 25 лет в качестве отдельного срока или 30 лет — по совокупности нескольких статей. Смертная казнь не отменена, но является исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления и может быть заменена пожизненным заключением.
Иногда выделяют материальную ответственность — за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации со стороны их служащих при исполнении трудовых обязанностей.
Применение всех видов юридической ответственности основывается на ряде принципов:
· Законность — ответственность наступает только за запрещенные законом деяния; закон, ужесточающий меру ответственности, не имеет обратной силы, а смягчающий — имеет; привлечение правонарушителя к ответственности должно происходить в течение срока давности.
· Справедливость — соответствие наказания общественной опасности деяния, недопустимость уголовных наказаний за проступки, возмещение причиненного вреда, недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление.
· Неотвратимость — ни одно правонарушение не должно оставаться незамеченным и безнаказанным.
· Индивидуальность — учет особенностей лица, совершившего правонарушение, обращение внимания на смягчающие и отягчающие обстоятельства.
· Гуманизм — меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Для уголовной ответственности особую важность имеют состязательность процесса (наличие обвинения и защиты в лице прокурора и адвоката) и презумпция невиновности (виновность доказывается только приговором суда, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неясности и сомнения в судебном процессе истолковываются в пользу обвиняемого).
Юридическая ответственность несовершеннолетних.
К сожалению, законы нарушают не только взрослые люди, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то необычным. До 18 лет все лица, с правовой точки зрения, признаются малолетними (до 14 лет) или несовершеннолетними (с 14 лет). В нашей стране уголовная ответственность наступает с 14 лет, но существуют некоторые особенности при назначении наказаний несовершеннолетним. Например, штраф может быть назначен только при наличии самостоятельного заработка, а обязательные работы назначаются только в свободное от учебы или основной работы время (до 15 лет — до 2-х часов в день, до 16 лет — до 3-х часов).
В целом закон старается смягчить наказания для несовершеннолетних — во время следствия их допросы не могут производиться без участия законных представителей (родителей, попечителей или преподавателей школы), не допускается отбытие наказания осужденного несовершеннолетнего вместе со взрослыми преступниками (для них существуют отдельные колонии), административная ответственность, в отличие от уголовной, наступает только с 16 лет, судимость несовершеннолетнего не учитывается в дальнейшем, лишение свободы может назначаться только сроком до 10 лет, несовершеннолетние не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению. Некоторые послабления суд может делать и при вынесении наказания совершеннолетним до 20 лет. А вот преступления против несовершеннолетних, наоборот, получают наиболее строгую оценку закона.
Вместе с тем в отношении несовершеннолетних предусматриваются и меры воспитательного воздействия; они также перечисляются в уголовном законодательстве. К ним относятся:
· предупреждение (разъяснение последствий повторного правонарушения);
· передача под особый надзор родителей, лиц, их заменяющих, или особого государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних);
· обязанность загладить причиненный вред (при наличии у несовершеннолетнего материальных или физических возможностей);
· ограничение досуга (запрет на управление транспортным средством, ограничение времени пребывания вне дома, запрещение выезда в другую местность без разрешения государственного органа).
|
|
|