Главная страница

«Право» Право в системе социальных норм



Название«Право» Право в системе социальных норм
страница7/10
Дата08.04.2016
Размер1.79 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Опека и попечительство

Согласно ст. 31 ГК институт опеки и попечительства введен для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека устанавливается над недееспособными гражданами, попечительство — над частично дееспособными.

Опекуны или попечители являются законными представителями своих подопечных, их представительство не требует выдачи доверенности с обозначением в ней их полномочий. Документом, удостоверяющим полномочия опекуна или попечителя, является опекунское удостоверение, а при его отсутствии — решение органа опеки о назначении лица опекуном или попечителем.

Опека и попечительство согласно ст. 34 ГК учреждается органом опеки и попечительства, которым является орган местного самоуправления, в течение 1 месяца с даты получения сообщения заинтересованных лиц (решения суда) о необходимости установления опеки (попечительства).

Требования, предъявляемые к опекунам устанавливаются ст. 35 ГК РФ:

· совершеннолетний дееспособный гражданин, не лишенный родительских прав;

· гражданин должен добровольно согласиться на опекунство, проживание совместно с подопечным моложе 16 лет;

· подлежат учету личные качества и способности опекуна, его отношения с подопечным, а также по возможности желание подопечного.

Права и обязанности опекуна установлены ст. 36 ГК. Опекун или попечитель обязан:

· заботиться о содержании, уходе и лечении подопечного, его обучении и воспитании (для несовершеннолетних);

· защищать его права и интересы;

· при отпадении оснований ходатайствовать о признании подопечного полностью дееспособным.

Опекун или попечитель имеет право согласно ст. 37 ГК:

· самостоятельно распоряжаться, давать согласие на распоряжение частью доходов подопечного, направленной на покрытие расходов по его содержанию;

· совершать другие сделки (давать на них согласие) только с разрешения органа опеки и попечительства.

Опекуну или попечителю, а также их близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечным, кроме безвозмездных таких как передача подопечному дара или имущества в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного в таких сделках.

Опекун или попечитель согласно ст. 38 ГК освобождается от исполнения своих обязанностей в случаях:

· возвращения подопечного его родителям или его усыновления;

· помещения его в специализированное учреждение, которое становится его опекуном;

· при наличии уважительных причин таких как болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным — по его просьбе.

Опекун или попечитель отстраняется от исполнения своих обязанностей в случаях ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, в т. ч.:

· при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях;

· при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

Опека или попечительство в соответствии со ст. 39 ГК прекращается при вынесении судом решения о признании гражданина полностью дееспособным по заявлению органа опеки.

Опека над малолетним при достижении им 14 лет автоматически без особого решения суда переходит в попечительство, а попечительство автоматически прекращается при:

· достижении подопечным 18 лет;

· вступлении его в брак;

· объявлении его эмансипации.

Патронаж согласно ст. 41 ГК — форма попечительства над дееспособными гражданами, когда они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель в этом случае назначается только с согласия подопечного.

Попечитель вправе совершать сделки по содержанию подопечного с его согласия. Распоряжение имуществом подопечного осуществляется попечителем на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным.

Патронаж прекращается по требованию подопечного.

В результате усыновления (удочерения) между ребенком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) невозможно без согласия родителей ребенка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав. (Согласие родителей не требуется лишь в случаях, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком, уклоняются от его содержания и воспитания, а суд признал причины их отсутствия неуважительными).

Закон устанавливает, что опекунами (то есть лицами, осуществляющими опеку над детьми, не достигшими 14 лет) и попечителями (то есть лицами, осуществляющими попечительство над детьми от 14 до 18 лет) могут быть назначены совершеннолетние дееспособные лица. Опекуны и попечители принимают на себя роль, которую обычно исполняют кровные родители.

Действия опекунов и попечителей подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства. Опекуны и попечители могут быть освобождены, отстранены от выполнения своих обязанностей как по личной просьбе, так и по требованию органа опеки и попечительства.

Семейный кодекс узаконил еще одну форму воспитания – воспитание детей в приемной семье. Таковой признается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Труд людей, взявших ребенка на воспитание в свою семью, оплачивается государством.

8.12. Международные документы по правам человека

Права человека — это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу. Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.
Права человека являются непосредственно-социальными: они фиксируются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индивида. И в этом качестве, как справедливо замечает проф. Лукашева, непосредственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «человеческим измерением», то есть правами индивида. Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как таковых, как объективно существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества. В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение — права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение — социальные, экономические и культурные права:
право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование и др.
Третье поколение — коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.

При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). На основании этих документов человек стал субъектом международного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содержится в ст. 46 Конституции Российской Федерации). 20 декабря 1993 г. в ООН учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем.

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав человека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесенное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обязательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит. В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
8.13. Система судебной защиты прав человека
Индивид не только имеет права, зак­репленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права. При­нято различать две категории противоправных деяний: международные пра­вонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «меж­дународное преступление» принято включать «преступления против мира и человечества» и «преступления против международно­го права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму – военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населенных пунктов); к третьему – преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного уго­ловного суда отнес свыше 50 различных составов, выражаю­щихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев вой­ны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности. Как вы думаете, почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления на­ступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законода­тельстве государства и является ли данное лицо его гражда­нином или иностранцем. Любое государство в соответствие с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший междуна­родное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Полномочия Международного уголовного суда

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не при­влекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются его представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершен в последнее десятилетие. В 1993 г. реше­нием Совета Безопасности ООН был создан временный Международ­ный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ви­новных в преступных нарушениях прав человека на террито­рии бывшей Югославии. Работа трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьезные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международ­ное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности неза­висимо от их должностного положения.

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства – долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европей­ских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам чело­века, были конкретизированы в рамках региональных органи­заций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собствен­ности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приори­тета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному при­менению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового простран­ства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полно­мочия.
8.14 . Основы Конституционного строя Российской Федерации
Ведущим принципом конституционного строя является гуманизм. Такой принцип позволяет подчеркнуть, что не человек создан для государства, а, наоборот, государство должно служить человеку. Государство регулирует поведение человека только в той мере, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. В этом смысле государство обязано признавать, обеспечивать и защищать человека.

В тоталитарных странах человек рассматривается как «винтик» единой государственной машины, который обязан беспрекословно подчиняться власти. Государство в таких условиях может в любой момент избавиться от неугодных. В соответствии с таким подходом власти могут высылать из страны и лишать гражданства тех, кто отстаивает свои права и критикует правящую элиту. В условиях современного российского государства подобное отношение к людям просто недопустимо.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ. Следует признать, что народ никогда не является единым в своих целях, ибо существуют различные интересы у каждой социальной группы. Поэтому важной гарантией реализации этого принципа выступает развитие и защита прав человека. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Этим закладывается гарантия против тоталитаризма, установления единоличной диктатуры.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Право на участие в осуществлении власти в таких формах принадлежит только лицам, которые являются гражданами РФ. Волеизъявления граждан могут осуществляться путем организации собраний избирателей, петицией, индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы.

Референдум — осуществляемое путем тайного голосования утверждение или неутверждение гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие или несогласие с действиями парламента, главы государства или правительства.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы.

Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они предоставляют гражданам право выбирать того, кто достоит исполнять те или иные государственные функции.

Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе равных возможностей для каждого гражданина. В этом заключается важная особенность народовластия.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право. Оно является составной частью конституционного права.

В понятие основ конституционного строя входят характеристики государства, которые закреплены в Конституции РФ. РФ является демократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления.

Демократическое государство обеспечивает общие интересы всего народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Важнейшими признаками демократического государства является реальная и представительная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляет граждан и наделены правом принимать законы. Представительные органы решают наиболее важные вопросы жизни людей (объявление войны, принятие бюджета, разрешение территориальных споров).

В России представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы ФС РФ и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации ФС РФ.

На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность какого-либо вмешательства со стороны. В то же время эта система носит целостный характер. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важный признак демократического государства. Следует заметить, что демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно осуществляться только в соответствии с законом.

Государственное устройство РФ основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов. Некоторые из таких субъектов называются в Конституции государствами. Это республики. Однако республики не являются полностью независимыми, ибо они входят в состав единого государства.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных. Республики имеют свою конституцию и законодательство.

Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. При этом разграничиваются полномочия между органами государственной власти федерации и ее субъектами. Признается равноправие и самоопределение народов.

Во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты между собой равны.

Наше государство признано правовым. Такое определение предполагает соблюдение следующих принципов:

1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их;

2. Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод;

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон не вправе исправлять конституцию или противоречить ей;

4. Приоритет международного права;

5. Взаимная ответственность личности и государства.

Российская Федерация признается социальным государством, то есть таким, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан. Оно защищает безработных, инвалидов, нетрудоспособных и иные категории граждан. В этих условиях у государства появляются социальные обязанности. Например, они направлены на охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб установление государственных пенсий, социальных пособий.

Россия является светским государством. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга. Они не вмешиваются в дела друг друга. При этом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной. Закрепление светского государства не означает ущемление свободы вероисповедания.

Государство не должно заниматься атеизмом или препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Россия провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

Экономической основой конституционного строя является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции. Свобода экономической деятельности позволяет людям беспрепятственно создавать, преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки. Однако государство не просто гарантирует подобную свободу, оно и регулирует ее. Так экономике придается социальная ориентация. В противном случае жесткие условия рынки привели бы к произволу со стороны предпринимателей по отношению к работникам. В нашей стране признается частная собственность, идеологическое и политическое многообразие
8.15 . Федерация, ее субъекты
Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Народные массы поддерживали меры по преодолению наследия тоталитаризма, ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и самостоятельности в решении вопросов собственного развития. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и "параду суверенитетов" автономных образований РСФСР.

В 1990—1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина "автономная", они приобрели конституционный статус "республика в составе Российской Федерации".

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Самое же важное состояло в том, что Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Федерации. Эти акции не решили всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было.

Определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), при том, что 81,5 % населения составляют русские, 3,7% -татары, 2,9% - украинцы, 1,2% - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6% - чеченцы и т.д. Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.

Следует выделить юридические признаки Российской Федерации, которые позволяют отнести ее к числу федеративных государств:

1) территория Российской Федерации состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью;

2) компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией;

3) в российском государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

4) субъекты Федерации обладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют сои высшие законодательные и исполнительные органы;

5) в России существует единое гражданство;

6) в российском парламенте – Федеральном Собрании Российской Федерации – имеется палата представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);

7) внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют Российскую Федерацию в межгосударственных отношениях.

Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Особое правовое а по ряду позиций привилегированное) положение в России занимают республики, автономные округа, автономная область.

Конституция РФ 12 декабря 1993 года заложила конституционные основы российского федерализма, среди которых выделяют: целостность и неприкосновенность российской территории; равноправие всех субъектов Федераций; строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; признания обладания государственным суверенитетом за РФ, а не за ее субъектами.

В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федерацию, выделяют два типа федераций: конституционные и договорные.

Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия Конституции, а договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений.

В науке конституционного права относительно юридической природы современной РФ высказываются разные суждения. Одни ученые считают, что закрепленные в Федеративном Договоре система федеративных отношений позволяет считать Россию договорной Федерацией. Другие придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что отечественная Федерация имеет конституционную форму и именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и ее субъектами, обсуждаются вопросы статуса территорий, изменения границ или объема полномочий ее субъектов. Тогда о договорной природе РФ в данном случае речи быть не может. Здесь следует учитывать, что концепция договорной федерации может служить идейным обоснованием распада федерации, т.к. ее субъекты, считая себя равноправными участниками договора, предусматривают возможность его одностороннего расторжения.

Категория суверенитета наиболее важна для федеративного государства, поскольку предполагает конкретизацию объема прав, которыми должна обладать Федерация для обеспечения ее государственного суверенитета. Наличие неотчуждаемых прав Федерации гарантирует сохранение государством его суверенитета.

Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочий государства, тот необходимый минимум, без которого не может существовать суверенное государство. Если суверенитет как определенное свойство государственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может быть речи о его сужении или расширении), то суверенные права — более подвижная категория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства.

К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:

• верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);

• территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

• право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. "к" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единые вооруженные силы (п. "м" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единство экономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (п. "ж" ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);

• исключительное право на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п. "к" ч. 1. ст. 71 Конституции РФ);

• управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. "д" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ).

Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих в него республик. Тенденция множественности государственного суверенитета таит в себе определенную опасность для существования единого целого федеративного государства.

Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства — государственный флаг, герб, гимн. В Российской Федерации они устанавливаются федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят. Сейчас государственная символика России определена указами Президента РФ. Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы Российской Федерации, поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях государства. Столицей России является город Москва, статус которой определяется федеральным законом.

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Компетенция государственного органа по устоявшемуся в юридической науке мнению определяется через предметы ведения и полномочия. При этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственной власти включают в себя права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на:

• исключительную компетенцию федеральных органов власти;

• совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов;

• исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.

К исключительной компетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежная система и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов.

Предметы совместного ведения в отличие от предметов находящихся в исключительном ведении Федерации, предполагают, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

Исходя из смысла ст. 72 Конституции РФ предметы совместного ведения можно условно подразделить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

• обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам;

• защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Вопросы, регулирования экономики, социального и культурного развития:

• разграничение государственной собственности;

• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

• охрана памятников истории и культуры;

• координация вопросов здравоохранения;

• защита семьи, материнства, отцовства и детства;

• социальная защита, включая социальное обеспечение.

3. Вопросы экологии и экологической безопасности:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

• особо охраняемые природные территории;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

4. Вопросы, деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы:

• кадры судебных и правоохранительных органов;

• адвокатура, нотариат;

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Здесь действует правило о том, что если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта Федерации, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты Федерации вправе представлять федеральным органам государственной власти рекомендации о заключении международных договоров, касающихся их интересов.

Уже сложилась определенная иерархия правовых источников, регулирующих совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Здесь определяющим актом является федеральная Конституция. На ее основе принимаются федеральные законы, которым не могут противоречить законы субъектов Федерации. Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года к числу нормативных актов данной сферы правового регулирования отнесены договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. В настоящее время по состоянию на август 1999 года такие договоры заключены с 46 субъектами Федерации и в их развитие подписано несколько сотен соглашений на уровне исполнительных органов государственной власти.

Проблемы определения прав Федерации и ее субъектов в рамках их совместной компетенции, как показывает практика, являются одними из самых трудноразрешимых в федеративном строительстве. С одной стороны, здесь не предполагается жесткая регламентация на уровне федерального законодательства, с другой стороны, конституционный принцип равноправия субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти диктует необходимость установления на уровне Федерации единых принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

Данную задачу сейчас решает упомянутый ранее Федеральный закон от 24 июня 1999 года, который сформулировал в качестве руководящих начал регулирования данной сферы отношений следующие принципы.

• Принцип конституционности, который означает, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации, в том числе договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ как предметы исключительного ведения Российской Федерации, так и предметы совместного ведения. При этом данные нормативные правовые акты не могут содержать положений, которые ведут к изменению конституционно-правового статуса субъекта Федерации, ущемлению или утрате основных прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности России и единства системы государственной власти.

• Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов, который предполагает, что в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям российской Конституции, федерального законодательства по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, должны действовать положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

• Принцип равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, который закрепляет равенство прав всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений.

Споры, связанные с разграничением полномочий, стороны должны решать путем переговоров, через согласительные комиссии, а в случае необходимости — в Конституционном Суде РФ. При этом ранее заключенные договоры и соглашения должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством, на что новый Федеральный закон отводит достаточно большой срок — 3 года.

Спецификой конституционного разграничения предметов ведения в Российской Федерации является применение в Конституции РФ децентрализованного подхода к определению предметов ведения собственно субъектов Федерации. Содержание вопросов ведения самих субъектов Федерации основывается на принципе "все, что не запрещено, то разрешено, то есть все, что не относится к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов. Такая позиция федеральной Конституции свидетельствует о прогрессивном, демократичном характере распределения объема полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, разрешая последним обладать всей полнотой государственной власти в рамках своей компетенции.
8.16. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет принцип разделения и независимости властей. Высшим органом законодательной власти является Федеральное собрание, исполнительную власть возглавляет правительство, высшую судебную власть представляют Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней ( это не установлено Конституцией ). Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу. Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты. Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы. Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами."

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10