Этап урока и его цели
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Содержание урока
| Планируемые результаты
|
Мотивация
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Учащиеся объясняют смысл произнесённой фразы учителем
| Организует включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.
Слайд 1
«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти"
| - Сегодня урок русского языка я хотела бы начать такими словами: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».
- Как эти слова можно соотнести с работой на уроке русского языка?
- Я желаю вам удачи в достижении той цели, которая будет поставлена на уроке.
- Итак, начнём.
.
| Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке
(Личностные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме.
|
Актуализация и фиксация затруднения.
Цели:
- организовать актуализацию умений;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения ;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
шёпот ключ..м жёлудь пальц..м жонглёр туч..й шофёр еж..м
Фиксируют индивидуальное затруднение
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
(- Необходимо определить склонение имени сущ. и падеж, в котором оно стоит.)
Возникает спор в написании нужного окончания, учитель предлагает нарисовать смайлик.
Слайд 3
Знаю!
Не знаю!
На полях тетради дети рисуют смайлик(знаю -не знаю- хочу узнать)
(- Научиться объяснять написание гласной после шипящих в окончаниях имён существительных в Тв. п)
(- В разделе "правописание").
- Будем работать с орфограммой.
| На экране слова:
Слайд 2
Слайд 2.
Организует актуализацию умений находить и называть известную орфограмму, объяснять её написание.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксацию индивидуального затруднения .
| - Прочитайте слова и найдите в них общее.
-Назовите известную вам орфограмму в словах первого столбика.
-Имеет ли место такая орфограмма в словах второго столбика?
-Понаблюдаем за словами второго столбика.
- Что объединяет данные слова?
Постановка учебной проблемы
-Как вы думаете, какой орфограммой объединены эти слова?
- Что поможет нам не ошибиться в выборе букв?
- Кто может объяснить написание данной орфограммы?
- Когда пишется "О",а когда пишется "Ё"?
Итак, какую же цель вы перед собой поставите?
- В каком разделе русского языка займёт место тема нашего урока?
- Поясните, почему вы так решили?
| (Познавательные УУД)
Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного при помощи учителя.
(Регулятивные УУД):
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
|
3. Место и причина затруднения.
Цели:
- выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения;
- организовать определение (формулирование) темы урока
| Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Появляется слайд с названием темы урока.
Слайд 4
«Правописание «о» и «е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «ц».
| - В каком месте возникло затруднение?
(-Мы не можем объяснить написание гласной буквы в окончаниях имён существительных.)
Обратить внимание детей на основу данных слов.
- На какие буквы оканчивается основа
(на шипящие и "ц")
-Кто же сформулирует тему урока?
("Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и
« Ц»)
|
|
4. Проект выхода
Цели:
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
-
5. Реализация проекта.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках ;
- устранение и фиксирование преодоления затруднения ;
- уточнение темы урока.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
Под руководством учителя выполнят составленный план действий.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке.
Выбирают, кто будет отвечать.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задания на карточках.
Проговаривают тему урока.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
-
Слайд 5
слово
слово ударение
корень окончание
основа слова шипящий звук
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует групповую работу
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока.
Слайд 6
В окончаниях имён существительных после шипящих и "ц"
под ударением О
без ударения Е
Организует возврат в пробное действие.
Слайд 7
| -Прежде ,чем начать своё исследование по написанию данной орфограммы составим сначала алгоритм , с помощью которого нам легче будет достичь цели.
-Ещё раз прочитайте тему урока и выберите из перечня те слова, которые можно взять для составления алгоритма - исследования .
Составление плана работы.
(Дети выбирают слово и оговаривают обоснование своего выбора ).
Постепенно на доске появляется весь алгоритм :
1. Прочитаем слово.
2. Поставим знак ударения.
3. Выделим окончание.
4.Выделим основу слова и букву, на которую оканчивается основа.
5. Делаем вывод.
- Опираясь на данный алгоритм каждая группа попытается найти объяснение написания данной орфограммы в словах .
Класс делится на 4 группы .
Каждой группе предлагаются слова:
1 группа:
передачей, лапшой, под крышей, свечой, за тучей,
2 группа:
за лисицей, с овцой, птицей, за зайцем
3 группа:
за ключом, перед гаражом, над чертежом
над чертежом
4 группа:
за перцем, с незнакомцем, за крыльцом
опираясь на алгоритм дети пытаются сделать вывод и зафиксировать его на листочках:
Вывод
В окончаниях имён существительных
_____________ склонения
После___________________________
Под ударением пишется ____________,
без ударения пишется _______________.
Один человек из каждой группы даёт ответ .
Проверка.
После ответа групп делается общий вывод.
Сопоставление версий решения проблемы с учебником с. 69.
- Мы оказались правы?
- Это можно считать открытием?
- Вспомним, где мы встретились с проблемой.
Попытаемся объяснить написание пропущенных орфограмм ,опираясь на результат нашего открытия.
Физминутка
| (Регулятивные УУД:)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
(Познавательные УУД):
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник , свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
(Коммуникативные УУД):
учиться работать в группе ;
учиться формулировать собственное мнение и позицию;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
|
6. Первичное закрепление
Цели:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;
создать по возможности для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
| Выполняют задание, проговаривая новые понятия.
Работа в паре: составление алгоритма.
1. Произношу слово;
2. Выделяю голосом ударный звук;
3. Если гласный слышу в окончании после шипящего , пишу - о;
4. Если ударный не слышу в окончании - пишу -е.
Дети выполняют упражнение 31 с. 70
| Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организует работу в паре по учебнику с последующей взаимопроверкой.
| - Мало вывести правило, нужно научиться ,ещё, им пользоваться.
- А что нам обычно в этом помогает? (алгоритм)
Предлагаю в паре обсудить способ применения данного правила.
Взаимопроверка.
- Поставьте на полях своего соседа + или -
| (Коммуникативные УУД):
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
(Регулятивные УУД):
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД):
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
|
7. Включение в систему знаний.
Цели:
-выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг
| Выполняют задание под руководством учителя.
(сердце- слово с непроизносимой согласной ,проверить можно словом-сердечко; слово относится к имени существительному,ср.р,2 скл, ед.ч )
(если поставить слово в форму Тв. п.)
Выполнение задания.
| Организует применение нового материала .
Слайд 8
Сердце получило своё название по своему местоположению в теле - в середине. Значит, слова сердце,середина и среда (третий день недели)раньше были однокоренными,потому что все они называют середину чего-либо.
Организует проявление творчества учащихся с использованием нового знания.
| -На страничке вашего учебника, относящейся к нашему уроку есть ссылка на интересный материал из истории нашего языка.
-Прочитайте эту историческую справку.
-Что вас удивило, чего вы не знали о данном слове?
_А что вы можете рассказать об этом слове, уже имея определённые знания в области русского языка?
- Подумайте, а можно ли данное слово как-то связать с темой нашего сегодняшнего урока?
- Придумайте и запишите предложение с данным словом в Тв. п.
|
(Познавательные УУД):
Ориентироваться в системе знаний ,находить ответы на вопросы ,используя ЗУН, полученные на уроках.
(Коммуникативные УУД):
Умение высказывать своё предположение .
Умение выслушать своего товарища, проводить аналогии, анализировать.
|
8. Рефлексия
Цели:
-зафиксировать новое содержание ,изученное на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
| Отвечают на вопросы учителя
Делают самооценку своей деятельности.
| Организует фиксирование нового содержания .
Организует рефлексию .
Организует самооценку учебной деятельности.
| - Какая была тема урока?
- Какое упражнение было самым интересным?
- Какое самым трудным?
-У вас все получилось?
В начале урока на полях вы зафиксировали смайликом уровень вашего знания по данной теме (знаю -не знаю- хочу узнать).Готовы ли вы сейчас поменять этот смайлик?
(смена смайлика на полях)
- А хотелось бы это проверить?
- Для этого я предлагаю заполнить таблицу, которая у вас начерчена на индивидуальных листочках.
- Если в слове пишется О, ставим +. Если Е – 1ножом, 2 плечом, 3 саранчой 4 экипажем, 5 кирпичом, 6 врачом, 7 курицей,, 8 шалашом, 9 пальцем, 10 камышом., 11 ключом, 12 Сашей, 13пыльцой, 14 свечой 15 дворцом (если соединить плюсы получается 5) 1 +
| 6 +
| 11 +
| 2 +
| 7 -
| 12 -
| 3 +
| 8 +
| 13 +
| 4 -
| 9 -
| 14 +
| 5 +
| 10 +
| 15 +
|
-Я благодарю всех за работу.
- И в качестве награды, предлагаю вам выполнить задание дома на с. 70 под №2
| (Регулятивные УУД:)
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
(Личностные УУД:)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|