Главная страница

Правописание О



Скачать 130.64 Kb.
НазваниеПравописание О
Дата14.04.2016
Размер130.64 Kb.
ТипУрок

Максимова Елена Александровна

Учитель начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Железногорска Курской обл.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 - ем классе на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Тип урока:

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Авторы УМК:

УМК «Начальная школа XXI века»(руководитель: Н.Ф. Виноградова)

Авторы : С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.

Цели урока:


Ц
Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающие шипящие звуки и звук

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

_ реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной , социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм непрерывного образования.

Регулятивные УУД:

_уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

_ проговаривать последовательность действий на уроке;

_ уметь высказывать предположение на основе работы с материалом учебника;

_ уметь работать по коллективно - составленному плану;

_ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

_ планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД :

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

_ уметь использовать в речи речевые единицы;

_ уметь сравнивать разные формы имён существительных , делать выводы на основе наблюдений за изменением формы слова;

_ знать правописание окончаний имён существительных при их изменении по падежам

Оборудование:

- проектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, карточки с алгоритмом выполнения задания, презентация Microsoft PowerPoint

Образовательные ресурсы:

Учебник : «Русский язык» 3 кл., часть 2 (авторы : С.В. Иванов,. А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.)

• https://antalpiti.ru/fony-dlya-oformleniya/

• https://allforchildren.ru/pictures/hare.php?page=2

• https://pixelbrush.ru/2013/03/13/fony-shablony-fantazii-pro-leto.html

• https://muzofon.com/search/детская%20веселая%20музыка

Ход урока:

Этап урока и его цели

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Содержание урока

Планируемые результаты

  1. Мотивация

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учащиеся объясняют смысл произнесённой фразы учителем

Организует включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.

Слайд 1


«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти"




- Сегодня урок русского языка я хотела бы начать такими словами: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».

- Как эти слова можно соотнести с работой на уроке русского языка?

- Я желаю вам удачи в достижении той цели, которая будет поставлена на уроке.

- Итак, начнём.

.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке

(Личностные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Актуализация и фиксация затруднения.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения ;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.


шёпот ключ..м
жёлудь пальц..м
жонглёр туч..й
шофёр еж..м



Фиксируют индивидуальное затруднение

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

(- Необходимо определить склонение имени сущ. и падеж, в котором оно стоит.)

Возникает спор в написании нужного окончания, учитель предлагает нарисовать смайлик.

Слайд 3


Знаю!

Не знаю!


На полях тетради дети рисуют смайлик(знаю -не знаю- хочу узнать)

(- Научиться объяснять написание гласной после шипящих в окончаниях имён существительных в Тв. п)

(- В разделе "правописание").

- Будем работать с орфограммой.


На экране слова:

Слайд 2

Слайд 2.

Организует актуализацию умений находить и называть известную орфограмму, объяснять её написание.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксацию индивидуального затруднения .


- Прочитайте слова и найдите в них общее.

-Назовите известную вам орфограмму в словах первого столбика.

-Имеет ли место такая орфограмма в словах второго столбика?

-Понаблюдаем за словами второго столбика.

- Что объединяет данные слова?

Постановка учебной проблемы

-Как вы думаете, какой орфограммой объединены эти слова?

- Что поможет нам не ошибиться в выборе букв?

- Кто может объяснить написание данной орфограммы?

- Когда пишется "О",а когда пишется "Ё"?

Итак, какую же цель вы перед собой поставите?

- В каком разделе русского языка займёт место тема нашего урока?

- Поясните, почему вы так решили?

(Познавательные УУД)

Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного при помощи учителя.

(Регулятивные УУД):

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

3. Место и причина затруднения.

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения;

- организовать определение (формулирование) темы урока


Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.


Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Появляется слайд с названием темы урока.

Слайд 4


«Правописание «о» и «е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «ц».



- В каком месте возникло затруднение?

(-Мы не можем объяснить написание гласной буквы в окончаниях имён существительных.)

Обратить внимание детей на основу данных слов.

- На какие буквы оканчивается основа

(на шипящие и "ц")

-Кто же сформулирует тему урока?

("Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и

« Ц»)




4. Проект выхода

Цели:

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

-

5. Реализация проекта.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках ;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения ;

- уточнение темы урока.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Под руководством учителя выполнят составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке.

Выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задания на карточках.

Проговаривают тему урока.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

-

Слайд 5

слово


слово ударение

корень окончание

основа слова шипящий звук


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока.

Слайд 6


В окончаниях имён существительных после шипящих и "ц"

под ударением О

без ударения Е



Организует возврат в пробное действие.

Слайд 7

g:\лена\рисунок1.jpg


-Прежде ,чем начать своё исследование по написанию данной орфограммы составим сначала алгоритм , с помощью которого нам легче будет достичь цели.

-Ещё раз прочитайте тему урока и выберите из перечня те слова, которые можно взять для составления алгоритма - исследования .

Составление плана работы.

(Дети выбирают слово и оговаривают обоснование своего выбора ).

Постепенно на доске появляется весь алгоритм :

1. Прочитаем слово.

2. Поставим знак ударения.

3. Выделим окончание.

4.Выделим основу слова и букву, на которую оканчивается основа.

5. Делаем вывод.

- Опираясь на данный алгоритм каждая группа попытается найти объяснение написания данной орфограммы в словах .

Класс делится на 4 группы .

Каждой группе предлагаются слова:

1 группа:


передачей, лапшой, под крышей, свечой, за тучей,


2 группа:


за лисицей, с овцой, птицей, за зайцем


3 группа:


за ключом, перед гаражом, над чертежом

над чертежом


4 группа:


за перцем, с незнакомцем, за крыльцом


опираясь на алгоритм дети пытаются сделать вывод и зафиксировать его на листочках:

Вывод

В окончаниях имён существительных

_____________ склонения

После___________________________

Под ударением пишется ____________,

без ударения пишется _______________.

Один человек из каждой группы даёт ответ .

Проверка.

После ответа групп делается общий вывод.

Сопоставление версий решения проблемы с учебником с. 69.

- Мы оказались правы?

- Это можно считать открытием?

- Вспомним, где мы встретились с проблемой.

Попытаемся объяснить написание пропущенных орфограмм ,опираясь на результат нашего открытия.

Физминутка


(Регулятивные УУД:)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

(Познавательные УУД):

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник , свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

(Коммуникативные УУД):

учиться работать в группе ;

учиться формулировать собственное мнение и позицию;

совместно договариваться о правилах общения и следовать им.


6. Первичное закрепление

Цели:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;

создать по возможности для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.

Работа в паре: составление алгоритма.

1. Произношу слово;

2. Выделяю голосом ударный звук;

3. Если гласный слышу в окончании после шипящего , пишу - о;

4. Если ударный не слышу в окончании - пишу -е.

Дети выполняют упражнение 31 с. 70


Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует работу в паре по учебнику с последующей взаимопроверкой.


- Мало вывести правило, нужно научиться ,ещё, им пользоваться.

- А что нам обычно в этом помогает? (алгоритм)

Предлагаю в паре обсудить способ применения данного правила.

Взаимопроверка.

- Поставьте на полях своего соседа + или -

(Коммуникативные УУД):

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

(Регулятивные УУД):

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД):

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

7. Включение в систему знаний.

Цели:

-выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг


Выполняют задание под руководством учителя.

(сердце- слово с непроизносимой согласной ,проверить можно словом-сердечко; слово относится к имени существительному,ср.р,2 скл, ед.ч )

(если поставить слово в форму Тв. п.)

Выполнение задания.


Организует применение нового материала .

Слайд 8


Сердце получило своё название по своему местоположению в теле - в середине. Значит, слова сердце,середина и среда (третий день недели)раньше были однокоренными,потому что все они называют середину чего-либо.


Организует проявление творчества учащихся с использованием нового знания.

-На страничке вашего учебника, относящейся к нашему уроку есть ссылка на интересный материал из истории нашего языка.

-Прочитайте эту историческую справку.

-Что вас удивило, чего вы не знали о данном слове?

_А что вы можете рассказать об этом слове, уже имея определённые знания в области русского языка?

- Подумайте, а можно ли данное слово как-то связать с темой нашего сегодняшнего урока?

- Придумайте и запишите предложение с данным словом в Тв. п.



(Познавательные УУД):

Ориентироваться в системе знаний ,находить ответы на вопросы ,используя ЗУН, полученные на уроках.

(Коммуникативные УУД):

Умение высказывать своё предположение .

Умение выслушать своего товарища, проводить аналогии, анализировать.

8. Рефлексия

Цели:

-зафиксировать новое содержание ,изученное на уроке;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя

Делают самооценку своей деятельности.

Организует фиксирование нового содержания .

Организует рефлексию .

Организует самооценку учебной деятельности.


- Какая была тема урока?

- Какое упражнение было самым интересным?

- Какое самым трудным?

-У вас все получилось?

В начале урока на полях вы зафиксировали смайликом уровень вашего знания по данной теме (знаю -не знаю- хочу узнать).Готовы ли вы сейчас поменять этот смайлик?

(смена смайлика на полях)

- А хотелось бы это проверить?

- Для этого я предлагаю заполнить таблицу, которая у вас начерчена на индивидуальных листочках.

- Если в слове пишется О, ставим +. Если Е
1ножом, 2 плечом, 3 саранчой 4 экипажем, 5 кирпичом, 6 врачом, 7 курицей,, 8 шалашом, 9 пальцем, 10 камышом., 11 ключом, 12 Сашей, 13пыльцой, 14 свечой 15 дворцом
(если соединить плюсы получается 5)

1 +

6 +

11 +

2 +

7 -

12 -

3 +

8 +

13 +

4 -

9 -

14 +

5 +

10 +

15 +





-Я благодарю всех за работу.

- И в качестве награды, предлагаю вам выполнить задание дома на с. 70 под №2

(Регулятивные УУД:)

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Личностные УУД:)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.