Приложение №2 Примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности эколого-эстетического цикла по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об осенней рябине
Любование «Кружевная рябинка»
Цель: Совершенствовать умение выделять характерные особенности дерева, подбирать образные сравнения, поэтические эпитеты, выделять признаки внешней красивости (тонкий ствол, багряные листья, алые грозди ягод); вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней рябины.
Беседа с детьми:
Ребята, старичок-Лесовичок снова приглашает нас в гости в своё лесное царство-государство. Сегодня он хочет нам показать своё самое любимое дерево, но сначала просит отгадать загадку про него:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(рябина)
- А что за красные кораллы надела рябина?
Коралл – это такой поделочный камень красного цвета, из которого делают различные женские украшения: бусы, серьги, браслеты. Значит, получается, что рябина нарядилась в красные украшения.
Да вот она, полюбуйтесь. Нарядная? Красивая? А почему она красивая? (тёмно-красные листья и алые грозди ягод) Вам нравится рябинка?
Рябина – очень красивое дерево, особенно осенью. Летом она скромна и неприметна. А вот осенью она как будто к празднику наряжается. Послушайте, как об этом рассказывает в своём стихотворении детская поэтесса О.Высотская:
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
С кем сравнивает поэтесса рябину? (с девушкой, которая нарядилась к празднику в красные бусы)
И в самом деле, посмотрите, ствол у рябины тонкий и гибкий, как девичий стан, листья оранжевые, красные, тёмно-бордовые – такой цвет называют багряным. Алые ягоды собраны в крупные грозди. Эта красавица даже издалека привлекает к себе внимание.
А давайте рассмотрим, какие у рябины листья. Они красивые? Почему красивые? (необычные, состоят из множества узких, вытянутых листочков)
Да, листочек у рябины необычный, сложный, к черенку длинные, узкие листочки крепятся попарно. Такие листья делают рябину ещё наряднее. Она как будто вся укуталась в багряное ажурное кружево и увесилась алыми крупными серьгами.
Давайте скажем рябинке комплименты, расскажем ей, какая она нарядная, красивая, стройная (дети подбирают эпитеты, образные сравнения, говорят ласковые слова)
А как же надо относиться к рябине, чтобы она всегда оставалась такой нарядной и радовала нас своей красотой? (беречь, заботиться, любить, не ломать веток)
А вы хотите превратиться в таких нарядных рябинок? Давайте представим, что мы – красивые осенние рябинки.
(Дети изображают рябинку, каждый свою. Варианты игры: выглянуло солнышко, рябина потянула к нему свои веточки; подул ветерок - и ветки склонились, затрепетали листочки, закачались тяжёлые гроздья; прилетела стайка птичек полакомиться вкусными ягодами, рябина гостеприимно всех угощает, развесив крупные гроздья)
Завершение беседы:
Чем осенняя рябина отличается от других деревьев?
Почему про рябину говорят, что она нарядилась в красные бусы?
Нравится вам рябина? Почему нравится?
2. Рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка»
Программное содержание: Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. Грабаря. Продолжать учить всматриваться в произведение искусства, выделять средства выразительности: цвет, композиция; искать «загадку».
Учить выражать свои чувства и мысли по поводу изображения, понимать замысел автора.
Вызвать эстетические переживания, используя средства изобразительного, поэтического и музыкального искусства, желание отобразить полученные впечатления в изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
Любование осенней рябинкой в парке; выделение её характерных отличительных особенностей.
Рассматривание рябиновых листьев.
Оборудование: репродукция картины И.Грабаря «Рябинка»; фонограмма музыкального произведения Э.Грига «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».
Ход занятия (Дети садятся в полукруг)
Мы с вами недавно ходили в парк. что вам там понравилось, запомнилось? Каким деревом мы любовались? (рябиной)
А какая была рябина? (красивая, нарядная ,в красных «бусах»)
А сегодня я хочу вам показать, как о рябине рассказал художник.
(Воспитатель открывает репродукцию, даёт детям возможность полюбоваться ею)
Эту картину написал русский художник Игорь Грабарь. Он очень любил природу и посвятил ей много своих картин.
Что вы видите на этой картине? (деревья, река, деревня на противоположном берегу реки)
А какое время года изобразил художник? (осень) Как вы догадались?
Что художник изобразил в центре картины, на переднем плане? (молодую рябинку) почему он решил изобразить её в центре?
Что художник изобразил по сторонам от рябинки? (две высокие старые берёзы с длинными, спускающимися вниз ветвями)
А что он изобразил на дальнем плане, вдалеке от нас? (сине-зелёная речная гладь и маленькие деревенские домики на том берегу реки)
Какое настроение вызывает у вас эта картина? (весёлое, радостное, солнечное)
А какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
Да, художник испытывал чувство восторга и радости, увидев такой пейзаж: яркий, солнечный день, золотые «косы» берёз, нарядная огненная рябинка и сине-зелёная река. Этот пейзаж настолько впечатлил художника, что он решил непременно нарисовать его, чтобы и мы с вами могли насладиться красотой осенней природы.
А что помогло художнику передать своё восхищение и восторг? (яркие краски)
А какие краски использовал художник? Назовите их.
Каких цветов использовал художник больше, тёплых или холодных?
Художник одновременно использовал и тёплые цвета осенней листвы, и холодные цвета воды и осеннего неба, которые занимают весь задний план картины. Этим он хотел показать нам, что, хотя и светит солнце, и играет в золотой листве, но оно уже не так согревает, чувствуется осенний холодок и небо уже не такое синее как летом, оно с белёсыми отсветами.
С помощью чего художник привлёк внимание к рябине? С помощью чего он передал её красоту, хрупкость, грациозность? В чём заключается «загадка» этой картины?
Я вам помогу её отгадать. Посмотрите, рябинка стоит такая хрупкая и маленькая среди высоких старых берёз, она как огонёк светится на фоне синей речной глади. И, хотя она невелика, но сразу притягивает к себе внимание. Она как будто вся звенит, как натянутая струнка. Вот как художник красиво рассказал нам о рябине, и картину свою он так и назвал «Рябинка». А теперь послушайте, как об этом удивительно красивом дереве рассказал поэт:
Как хорош и красив у рябины наряд!
Бусы, серьги её, как рубины горят,
И дрожат на ветру листья, как кружева,
Тихо шепчет о чём-то резная листва.
Как хорош и красив у рябины наряд,
Жаль, его унесёт золотой листопад.
Но пока не пришли эти поздние дни,
Красотою своей нас, рябина, плени.
Передаёт ли это стихотворение образ рябинки изображённой на картине? С помощью каких слов?
Почему поэт сравнивает листья рябины с кружевами? О каких бусах и серьгах идёт речь?
А теперь представьте, что вы попали в это чудесное место, изображённое художником.
(Звучит музыка Э.Грига. Дети слушают её и рассматривают картину)
- Что вы представили, услышали, почувствовали, слушая эту музыку?
Соответствует ли эта музыка содержанию картины? Какое настроение у этой музыки?
А теперь представьте, что вы превратились в осенних рябинок. Как бы рябинки станцевали на лесной лужайке?
(Дети имитируют образ рябинки под музыку Э.Грига. Воспитатель всем даёт разную оценку, хвалит детей)
- С какой картиной художника И.Грабаря мы с вами познакомились?
- О чём нам рассказал художник в своей картине?
- Какой он изобразил рябинку?
- Согласны ли вы с художником, что рябина – это красивое, нарядное дерево?
- Как бы вы назвали эту картину?
- Как бы вы изобразили рябинку?
- А как бы вы назвали свою картину?
- На следующем занятии мы тоже будем рисовать рябину, как художники.
3. Занятие по изобразительной деятельности «Уральская рябинушка»
(коллективное рисование)
Тип: на тему
Вид: предметное
Программное содержание:
1. Изобразительные задачи: учить создавать образ осенней рябины, передавая цветовую палитру её листьев и ягод. две краски на кисть; закреплять навыки работы с акварелью. 3. Воспитательные задачи: формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, давать объективную оценку результатам общего труда и каждого участника в отдельности; воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.
4. Творческие задачи: предложить самостоятельно украсить ветку листьями и гроздями ягод.
Оборудование: общее панно с изображением дерева без листьев, разрезанное на сегменты по количеству детей; репродукция картины И.Э.Грабаря «Рябинка»; фонограмма спокойной мелодичной музыки.
Материалы для детей: акварельные краски, кисти, палитры.
Подготовительная работа:
любование рябиной на прогулке; выделение её характерных особенностей;
рассматривание рябиновых листьев; дидактическая игра «С какого дерева листок»;
рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка».
Ход занятия
I часть:
(Дети садятся в полукруг)
Ребята, у нас сегодня гости. Это Хрюша и Степашка. Они рассказали мне, что готовят передачу про разные деревья. Всю страну объехали, каких только деревьев не видели, а вот рябинки такой, как у нас нигде не нашли. Вот и решили они за помощью к нам обратиться. А что, ребята, давайте поможем Хрюше со Степашкой. Нарисуем для них рябину, настоящую, уральскую?
Посмотрите, у меня даже дерево уже нарисовано, только чего-то не хватает. Чего же? (листьев, ягод)
Давайте вспомним, какая она, осенняя рябинка. Помните, какой её изобразил художник И.Грабарь?
(Воспитатель открывает репродукцию картины И.Грабаря «Рябинка»)
Какие цвета использовал художник при изображении рябины? Кто больше заметит различных оттенков цвета? (дети называют оттенки рябины)
А какие листья у рябины? Давайте ещё раз рассмотрим рябиновый листок. (воспитатель раздаёт каждому ребёнку по листочку)
У рябины необычные листья, сложные. К черенку узкие листочки крепятся попарно. Каким приёмом можно изобразить такие листочки? (примакиванием)
Для того, чтобы листочки выглядели как настоящие, можно на кисть взять сразу две краски: с одной стороны красную, а с другой – жёлтую. Вот так. (показ). А потом примакнуть кисть к бумаге. Видите, как краски красиво смешиваются.
А какие у рябины ягоды? На что они похожи? (на горсть красных бусинок) рисовать их нужно концом кисти и располагать группами в форме овальных гроздьев. (показ)
А сейчас каждый из вас выполнит часть общей работы, украсит свою веточку листьями и гроздьями ягод.
II часть:
(Воспитатель вынимает из наборного полотна нарезанные заранее листы бумаги с изображением веток рябины и раздаёт их детям; напоминает, что листья располагаются по обеим сторонам веточки, ягоды рисуются концом кисти и компонуются в грозди.)
III часть:
(Воспитатель вставляет работы в соответствующие места общей картины. Дети вместе с Хрюшей и Степашкой рассматривают работу. Воспитатель просит рассказать детей о работах своих товарищей.)
Посмотрите, наша рябина собрала все тёплые тона горячего лета: ягодки налились ярко-красным цветом, листья стали ярко-жёлтыми, оранжевыми, бордовыми. Как огонёк, как костёр горит наша рябина и согревает нас своим теплом, теплом уходящего лета. И это благодаря вам, ребята. Каждый вложил частичку своего труда, и поэтому наша рябинка получилась такой нарядной и красивой. Мне даже захотелось прочитать стихотворение о ней:
Живу в краю рябиновом
По имени Оса.
Рябинами украшены
Дворы, дома, леса.
И золотою осенью
В погожие деньки
Рябины этой ягоды
Горят как огоньки.
- Хрюша и Степашка благодарят вас, ребята. Они хотят показать нашу рябинку ребятам тех мест, где она не растёт. Они посмотрят и скажут: «Что за природа на Урале! Что за рябинка! Не дерево, а сказка!» |