Главная страница

Примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности эколого-эстетического цикла по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об осенней рябине



Скачать 81.87 Kb.
НазваниеПримерные конспекты непосредственно образовательной деятельности эколого-эстетического цикла по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об осенней рябине
Дата14.04.2016
Размер81.87 Kb.
ТипДокументы

Приложение №2
Примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности эколого-эстетического цикла по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об осенней рябине

  1. Любование «Кружевная рябинка»



Цель: Совершенствовать умение выделять характерные особенности дерева, подбирать образные сравнения, поэтические эпитеты, выделять признаки внешней красивости (тонкий ствол, багряные листья, алые грозди ягод); вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней рябины.

Беседа с детьми:

  • Ребята, старичок-Лесовичок снова приглашает нас в гости в своё лесное царство-государство. Сегодня он хочет нам показать своё самое любимое дерево, но сначала просит отгадать загадку про него:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

(рябина)

- А что за красные кораллы надела рябина?

  • Коралл – это такой поделочный камень красного цвета, из которого делают различные женские украшения: бусы, серьги, браслеты. Значит, получается, что рябина нарядилась в красные украшения.

  • Да вот она, полюбуйтесь. Нарядная? Красивая? А почему она красивая? (тёмно-красные листья и алые грозди ягод) Вам нравится рябинка?

  • Рябина – очень красивое дерево, особенно осенью. Летом она скромна и неприметна. А вот осенью она как будто к празднику наряжается. Послушайте, как об этом рассказывает в своём стихотворении детская поэтесса О.Высотская:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

  • С кем сравнивает поэтесса рябину? (с девушкой, которая нарядилась к празднику в красные бусы)

  • И в самом деле, посмотрите, ствол у рябины тонкий и гибкий, как девичий стан, листья оранжевые, красные, тёмно-бордовые – такой цвет называют багряным. Алые ягоды собраны в крупные грозди. Эта красавица даже издалека привлекает к себе внимание.

  • А давайте рассмотрим, какие у рябины листья. Они красивые? Почему красивые? (необычные, состоят из множества узких, вытянутых листочков)

  • Да, листочек у рябины необычный, сложный, к черенку длинные, узкие листочки крепятся попарно. Такие листья делают рябину ещё наряднее. Она как будто вся укуталась в багряное ажурное кружево и увесилась алыми крупными серьгами.

  • Давайте скажем рябинке комплименты, расскажем ей, какая она нарядная, красивая, стройная (дети подбирают эпитеты, образные сравнения, говорят ласковые слова)

  • А как же надо относиться к рябине, чтобы она всегда оставалась такой нарядной и радовала нас своей красотой? (беречь, заботиться, любить, не ломать веток)

  • А вы хотите превратиться в таких нарядных рябинок? Давайте представим, что мы – красивые осенние рябинки.

(Дети изображают рябинку, каждый свою. Варианты игры: выглянуло солнышко, рябина потянула к нему свои веточки; подул ветерок - и ветки склонились, затрепетали листочки, закачались тяжёлые гроздья; прилетела стайка птичек полакомиться вкусными ягодами, рябина гостеприимно всех угощает, развесив крупные гроздья)

Завершение беседы:

  • Чем осенняя рябина отличается от других деревьев?

  • Почему про рябину говорят, что она нарядилась в красные бусы?

  • Нравится вам рябина? Почему нравится?

2. Рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка»

Программное содержание:

  • Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. Грабаря.


  • Продолжать учить всматриваться в произведение искусства, выделять средства выразительности: цвет, композиция; искать «загадку».

  • Учить выражать свои чувства и мысли по поводу изображения, понимать замысел автора.

  • Вызвать эстетические переживания, используя средства изобразительного, поэтического и музыкального искусства, желание отобразить полученные впечатления в изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

  • Любование осенней рябинкой в парке; выделение её характерных отличительных особенностей.

  • Рассматривание рябиновых листьев.

Оборудование: репродукция картины И.Грабаря «Рябинка»; фонограмма музыкального произведения Э.Грига «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».

Ход занятия


(Дети садятся в полукруг)

  • Мы с вами недавно ходили в парк. что вам там понравилось, запомнилось? Каким деревом мы любовались? (рябиной)

  • А какая была рябина? (красивая, нарядная ,в красных «бусах»)

  • А сегодня я хочу вам показать, как о рябине рассказал художник.

(Воспитатель открывает репродукцию, даёт детям возможность полюбоваться ею)

  • Эту картину написал русский художник Игорь Грабарь. Он очень любил природу и посвятил ей много своих картин.

  • Что вы видите на этой картине? (деревья, река, деревня на противоположном берегу реки)

  • А какое время года изобразил художник? (осень) Как вы догадались?

  • Что художник изобразил в центре картины, на переднем плане? (молодую рябинку) почему он решил изобразить её в центре?

  • Что художник изобразил по сторонам от рябинки? (две высокие старые берёзы с длинными, спускающимися вниз ветвями)

  • А что он изобразил на дальнем плане, вдалеке от нас? (сине-зелёная речная гладь и маленькие деревенские домики на том берегу реки)

  • Какое настроение вызывает у вас эта картина? (весёлое, радостное, солнечное)

  • А какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

  • Да, художник испытывал чувство восторга и радости, увидев такой пейзаж: яркий, солнечный день, золотые «косы» берёз, нарядная огненная рябинка и сине-зелёная река. Этот пейзаж настолько впечатлил художника, что он решил непременно нарисовать его, чтобы и мы с вами могли насладиться красотой осенней природы.

  • А что помогло художнику передать своё восхищение и восторг? (яркие краски)

  • А какие краски использовал художник? Назовите их.

  • Каких цветов использовал художник больше, тёплых или холодных?

  • Художник одновременно использовал и тёплые цвета осенней листвы, и холодные цвета воды и осеннего неба, которые занимают весь задний план картины. Этим он хотел показать нам, что, хотя и светит солнце, и играет в золотой листве, но оно уже не так согревает, чувствуется осенний холодок и небо уже не такое синее как летом, оно с белёсыми отсветами.

  • С помощью чего художник привлёк внимание к рябине? С помощью чего он передал её красоту, хрупкость, грациозность? В чём заключается «загадка» этой картины?

  • Я вам помогу её отгадать. Посмотрите, рябинка стоит такая хрупкая и маленькая среди высоких старых берёз, она как огонёк светится на фоне синей речной глади. И, хотя она невелика, но сразу притягивает к себе внимание. Она как будто вся звенит, как натянутая струнка. Вот как художник красиво рассказал нам о рябине, и картину свою он так и назвал «Рябинка». А теперь послушайте, как об этом удивительно красивом дереве рассказал поэт:

Как хорош и красив у рябины наряд!

Бусы, серьги её, как рубины горят,

И дрожат на ветру листья, как кружева,

Тихо шепчет о чём-то резная листва.

Как хорош и красив у рябины наряд,

Жаль, его унесёт золотой листопад.

Но пока не пришли эти поздние дни,

Красотою своей нас, рябина, плени.

  • Передаёт ли это стихотворение образ рябинки изображённой на картине? С помощью каких слов?

  • Почему поэт сравнивает листья рябины с кружевами? О каких бусах и серьгах идёт речь?

  • А теперь представьте, что вы попали в это чудесное место, изображённое художником.

(Звучит музыка Э.Грига. Дети слушают её и рассматривают картину)

- Что вы представили, услышали, почувствовали, слушая эту музыку?

  • Соответствует ли эта музыка содержанию картины? Какое настроение у этой музыки?

  • А теперь представьте, что вы превратились в осенних рябинок. Как бы рябинки станцевали на лесной лужайке?

(Дети имитируют образ рябинки под музыку Э.Грига. Воспитатель всем даёт разную оценку, хвалит детей)

- С какой картиной художника И.Грабаря мы с вами познакомились?

- О чём нам рассказал художник в своей картине?

- Какой он изобразил рябинку?

- Согласны ли вы с художником, что рябина – это красивое, нарядное дерево?

- Как бы вы назвали эту картину?

- Как бы вы изобразили рябинку?

- А как бы вы назвали свою картину?

- На следующем занятии мы тоже будем рисовать рябину, как художники.

3. Занятие по изобразительной деятельности «Уральская рябинушка»

(коллективное рисование)

Тип: на тему

Вид: предметное

Программное содержание:

1. Изобразительные задачи: учить создавать образ осенней рябины, передавая цветовую

палитру её листьев и ягод.

2. Технические задачи: закреплять навыки рисования концом кисти, примакивания, набирая

две краски

на кисть; закреплять навыки работы с акварелью.


3. Воспитательные задачи: формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, давать объективную оценку результатам общего труда и каждого участника в отдельности; воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.

4. Творческие задачи: предложить самостоятельно украсить ветку листьями и гроздями ягод.

Оборудование: общее панно с изображением дерева без листьев, разрезанное на сегменты по количеству детей; репродукция картины И.Э.Грабаря «Рябинка»; фонограмма спокойной мелодичной музыки.

Материалы для детей: акварельные краски, кисти, палитры.

Подготовительная работа:

  • любование рябиной на прогулке; выделение её характерных особенностей;

  • рассматривание рябиновых листьев; дидактическая игра «С какого дерева листок»;

  • рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка».

Ход занятия

I часть:

(Дети садятся в полукруг)

  • Ребята, у нас сегодня гости. Это Хрюша и Степашка. Они рассказали мне, что готовят передачу про разные деревья. Всю страну объехали, каких только деревьев не видели, а вот рябинки такой, как у нас нигде не нашли. Вот и решили они за помощью к нам обратиться. А что, ребята, давайте поможем Хрюше со Степашкой. Нарисуем для них рябину, настоящую, уральскую?

  • Посмотрите, у меня даже дерево уже нарисовано, только чего-то не хватает. Чего же? (листьев, ягод)

  • Давайте вспомним, какая она, осенняя рябинка. Помните, какой её изобразил художник И.Грабарь?

(Воспитатель открывает репродукцию картины И.Грабаря «Рябинка»)

  • Какие цвета использовал художник при изображении рябины? Кто больше заметит различных оттенков цвета? (дети называют оттенки рябины)

  • А какие листья у рябины? Давайте ещё раз рассмотрим рябиновый листок. (воспитатель раздаёт каждому ребёнку по листочку)

  • У рябины необычные листья, сложные. К черенку узкие листочки крепятся попарно. Каким приёмом можно изобразить такие листочки? (примакиванием)

  • Для того, чтобы листочки выглядели как настоящие, можно на кисть взять сразу две краски: с одной стороны красную, а с другой – жёлтую. Вот так. (показ). А потом примакнуть кисть к бумаге. Видите, как краски красиво смешиваются.

  • А какие у рябины ягоды? На что они похожи? (на горсть красных бусинок) рисовать их нужно концом кисти и располагать группами в форме овальных гроздьев. (показ)

  • А сейчас каждый из вас выполнит часть общей работы, украсит свою веточку листьями и гроздьями ягод.

II часть:

(Воспитатель вынимает из наборного полотна нарезанные заранее листы бумаги с изображением веток рябины и раздаёт их детям; напоминает, что листья располагаются по обеим сторонам веточки, ягоды рисуются концом кисти и компонуются в грозди.)

III часть:

(Воспитатель вставляет работы в соответствующие места общей картины. Дети вместе с Хрюшей и Степашкой рассматривают работу. Воспитатель просит рассказать детей о работах своих товарищей.)

  • Посмотрите, наша рябина собрала все тёплые тона горячего лета: ягодки налились ярко-красным цветом, листья стали ярко-жёлтыми, оранжевыми, бордовыми. Как огонёк, как костёр горит наша рябина и согревает нас своим теплом, теплом уходящего лета. И это благодаря вам, ребята. Каждый вложил частичку своего труда, и поэтому наша рябинка получилась такой нарядной и красивой. Мне даже захотелось прочитать стихотворение о ней:

Живу в краю рябиновом

По имени Оса.

Рябинами украшены

Дворы, дома, леса.

И золотою осенью

В погожие деньки

Рябины этой ягоды

Горят как огоньки.

- Хрюша и Степашка благодарят вас, ребята. Они хотят показать нашу рябинку ребятам тех мест, где она не растёт. Они посмотрят и скажут: «Что за природа на Урале! Что за рябинка! Не дерево, а сказка!»