|
Принято утверждаю
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ Г. АСТРАХАНИ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА –
ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
МО «учителей – предметников» Директор МКОШИ № 2
Руководитель МО: Ф.И.О.
Ф.И.О. Плотицена Н. В.____ Пальцева Г.П
Протокол № 1 от 28.08.2013 г. Приказ №___от______
и
педагогическим советом школы
протокол № «1» от 28.08.2013 г.
Рабочая программа
курса «Развитие речи»
9 класс
на 2013-2014 учебный год
|
Составитель:
Мязина Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
|
г. Астрахань 2013 Пояснительная записка
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования. Цель программы - повторить и закрепить знания девятиклассников при создании сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи программы:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ГИА:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст; Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Принципы, на которых базируется программа: - комплексный подход при разработке занятий;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; - уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-вариативность содержания и форм проведения занятий; - научность, связь теории и практики; - преемственность;
- наглядность; - здоровьесберегающий фактор;
- прочность полученных знаний; -систематичность и последовательность;
Программа рассчитана на 35 часов. Прогнозируемый результат:
Программа предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь: - строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению учебного материала и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме защиты своей творческой работы в соответствии с требованиями ГИА.
Учебно-тематический план. Содержание
| Кол-во часов
| Количество тестов и работ по развитию речи
| Стили речи. Типы речи.
| 3
| -
| Композиция текста-рассуждения. Виды рассуждения. Особенности.
| 30
| 6
| Повторение и систематизация изученного материала.
| 2
| -
| ИТОГО
| 35
| 6
| Календарно-тематическое планирование
№, дата
| Дата
| Тема занятия
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
| Вид контроля, самостоятельной работы
| 1,2
|
| Функционально- смысловой тип речи: рассуждение.
Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи
| Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
| Знать: понятия повествование, описание, рассуждение.
Уметь: разграничивать различные типы речи.
| Тематический контроль
| 3,4
|
| Стили речи. Типы речи
| Стили литературного языка. Сферы общения. Термины.
| Знать: стилистические разновидности языка.
Уметь: определять стиль в соотнесении с определенной сферой общения, анализировать языковые средства, используемые в разных стилях; соотносить стили и жанры.
| Тематический контроль
| 5,6
|
| Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности
| Тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение.
| Знать: отличительные особенности типа речи рассуждение.
Уметь: отличать рассуждение от других типов речи; уметь строить высказывание в зависимости от цели и задачи.
| Тематический контроль.
| 7,8
|
| Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения
| Композиция текста-рассуждения. Особенности построения текста-рассуждения.
| Знать: структурные и композиционные особенности построения текста-рассуждения, термины: тезис, доказательство, вывод.
Уметь: строить текст-рассуждение, соблюдая языковые нормы.
| Тематический контроль
| 9,10
|
| Практическое занятие: создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление)
| Типы текстов-рассуждений (доказательство, объяснение, размышление)
| Знать: типологию текстов-рассуждений.
Уметь: создавать текст-рассуждение в зависимости от цели высказывания.
| Творческая работа по созданию текста-рассуждения
| 11,12
|
| Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
| Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
| Знать: особенности сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.
Уметь: строить рассуждение на лингвистическую тему.
| Сочинение-рассуждение (часть2, С2.1)
| 13,14
|
| Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство
| Рассуждение-доказательство в научном стиле речи
| Знать: особенности текстов-доказательств.
Уметь: находить текст-доказательство.
|
| 15,16
|
| Практические занятия: создание и корректировка рассуждения-доказательства
| Рассуждение-доказательство как один из способов аргументации собственной позиции.
| Знать: особенности рассуждения-доказательства.
Уметь: аргументировать собственную позицию, создавая рассуждение-доказательство.
| Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении
| 17,18
|
| Рассуждение- объяснение. Использование вводных слов и конструкций в рассуждении-объяснении.
| Структура и особенности рассуждения-объяснения
| Знать: структурные особенности рассуждения-объяснения.
Уметь: создавать устное высказывание в виде рассуждения-объяснения.
| Устное высказывание в форме рассуждения-объяснения
| 10,20
|
| Практическое занятие
| Структура и особенности устного и письменного рассуждения-объяснения
| Уметь: создавать устное и письменное рассуждение-объяснение.
| Письменное высказывание в форме рассуждения-объяснения
| 21,22
|
| Рассуждение- размышление
| Особенности построения рассуждения-размышления. Использование рассуждения-размышления в художественном стиле речи.
| Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.
Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля.
|
| 23,24
|
| Практическое занятие: построение рассуждения-размышления по образцу.
| Особенности построения рассуждения-размышления. Значение эпиграфа.
| Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.
Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля, строить текст-размышление на заданную тему по образцу, подбирать эпиграф к сочинению.
| Создание собственного речевого высказывания –размышления.
| 25,26
|
| Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста.
| Проблема текста. Способы выявления проблематики текста. Способы формулирования проблемы.
| Знать: термины проблема, проблематика, тема, идея.
Уметь: выявлять и формулировать проблемы, сформулированные в тексте.
| Задания, направленные на выявление проблематики текста
| 27,28
|
| Практическое занятие. Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера.
| Способы выявления авторской позиции и формулировки собственной точки зрения по данной проблеме.
| Знать: понятие авторская позиция, лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Уметь: аргументировать собственное мнение по авторской позиции.
| Индивидуальные задания.
| 29,30
|
| Средства языковой выразительности.
| Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Оксюморон. Гипербола. Литота.
| Знать: средства языковой выразительности.
Уметь: выявлять средства
языковой выразительности в текстах и определять их роль;
использовать тропы в зависимости от цели высказывания.
| Анализ текста с точки зрения использования тропов.
| 31,32
|
| Ключевые слова текста. Цитирование.
| Лексические, морфологические и синтаксические «сигналы» текста. Способы цитирования.
| Знать: принципы цитирования.
Уметь: выделять ключевые слова и «сигналы» текста, применять различные способы цитирования.
| Анализировать текст с точки зрения ключевых слов.
| 33,34
|
| Зачетная работа: создание текста-рассуждения по заданной тематике.
| Текст-рассуждение (доказательство, объяснение, размышление)
| Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять изученный материал на практике.
| Создание сочинения-рассуждения одного из типов (доказательство, объяснение, размышление)
| 35
|
| Редактирование сочинений-рассуждений по заданной тематике.
| Типология речевых и грамматических ошибок и недочетов.
| Уметь: редактировать собственное речевое произведение.
|
| Литература
Павлова Т.И., Раннева Н.А.Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Издательство «Легион», ростов-на-Дону,2009.
ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
|
|
|