Главная страница

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»



Скачать 103.25 Kb.
Название«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»
Дата07.04.2016
Размер103.25 Kb.
ТипДокументы

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Вовлеки меня — и я научусь»

Китайская пословица
«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»



Слайд 3

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд». Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

Слайд 4
Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Слайд 5
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Слайд 6 нашла такую табличку, это может быть оспаримо
Краткая характеристика метода проектов
Слайд 7
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Херд Килпатриком. В России же автором метода проектов стал русский педагог Станислав Теофилович Шацкий.

Слайд 8
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Слайд 9
В переводе с латинского ПРОЕКТ – буквально “брошенный вперед”, а в словарях – это “план”, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. 
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. 
Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных. 

Слайд 10
Огромный “плюс” творческого проекта в том, что его конечный результат “осязаем”. Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.

Далее по слайду 11

Далее по слайду 12

Слайд 13
Проект – это 6 «П»: 
Проблема. Проектирование. Поиск информации. Продукт. Презентация. Портфолио.

Слайд 14

Слайд 15

Классификация проектов 

по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; 

по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;

по количеству участников – индивидуальные и групповые;

по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, концерт, мультимедийный продукт и т.д.

Отдельно хочу выделить социальный проект.

Слайд 16

Социальный проект
Социальный проект, по сути, представляет собой модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Процесс создания и реализации социального проекта называется социальное проектирование.
Социальное проектирование выделяется В.В. Давыдовым и Г.А. Цукерман как ведущая деятельность подросткового возраста. Под ведущей деятельностью определенного возраста понимается такой тип деятельности, в ходе которой и через которую происходит наиболее быстрое, интенсивное психическое и личностное развитие ребенка. В результате формируются те новообразования, которые определяют данный возраст и удовлетворяют ведущие потребности возраста.
Социальное проектирование − это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

(Васи́лий Васи́льевич Давы́дов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973)., Цукерман Г.А., ведущий научный сотрудник Психологического института РАО; система развивающего обучения Эльконина – Давыдова)

Слайд 17

Цель социального проектирования состоит в:
- привлечении внимания школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включении старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению проблем силами самих учащихся.

Слайд 18

Основными задачами социального проектирования являются:
- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
- формирование навыков разумного социального поведения в сообществе;
- закрепление навыков командной работы;
- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Слайд 19

Основные требования к социальному проекту
1.Конкретность. Основной смысл этого требования− в ограниченности по времени, диагностируемости поставленных целей и задач, четкости в представлении результатов. Это требование к социальному проекту позволяет контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Конкретность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и диагностируемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность. Речь о том, что общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность. Предполагается, что этапы проекта логично выстроены, соотносятся и обосновывают друг друга, а цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы, бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом. 
4. Объективность и обоснованность. Необходимо доказать, что идея проекта, подход к решению проблемы не случайны, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Жизнеспособность. Авторы должны определить перспективы развития проекта в дальнейшем, возможность его реализации в других условиях.
Успешность и эффективность работы по реализации социального проекта зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются:
готовность руководства к участию в проектной деятельности (согласованное руководство на всех уровнях управления: регионального, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения);
желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности (создание условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств); 
Как для педагогов, так и для учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и учащихся.

Слайд 20

Далее по слайду 21, 22, 23

Слайд 24

Какова роль воспитателя в проектной деятельности?
Авторитет воспитателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле воспитатель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Слайд 25

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом: 
Энтузиаст
, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Подведём итог.

Образовательный потенциал проектной деятельности: 
создаёт у учащихся образ цельного знания; 

повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; 

изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); 

интерпретация результатов. 

Воспитывает: 
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); 

чувства ответственности, самодисциплины; 

способности к самоорганизации; 

желания делать свою работу качественно. 

Развивает: 

исследовательские и творческие способности личности; 

способность к самоопределению и целеполаганию

умения самостоятельно конструировать свои знания; 

коммуникативные умения и навыки; 

способность ориентироваться в информационном пространстве; 

умение работать с различными типами текстов; 

умение планировать свою работу и время; 

навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. 

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов. 

"Проект всегда имеет цель. Основной целью проектов является разрешение какой-либо проблемы. Предлагая одно или несколько решений, проект всегда нацелен на прочные изменения. Цели проекта должны быть достижимы, результаты сопоставимы или измеряемыми" 

Слайд 26, 27 и т. д.