Главная страница

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов



Скачать 93.91 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов
Маревкина Н.В
Дата08.04.2016
Размер93.91 Kb.
ТипПрограмма

Комитет по образованию администрации Великиго Новгорода

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»


Программа

элективного курса по математике

для учащихся 10-11 классов

«Решение нестандартных задач»


Составитель:

Маревкина Н.В.,

учитель математики

высшей категории


Великий Новгород

2009

Пояснительная записка

Настоящая программа описывает элективный курс математики «Решение нестандартных задач», предназначенный для изучения в 10-11 классах.

Предполагаемый объем учебного времени для 10 класса — 1 час в неделю, 34 часа в год; для 11 класса — 1 час в неделю, 34 часа в год.

Данный курс позволяет наиболее оптимально готовить выпускников к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, повысит уровень их математической культуры.

Преподавание курса строится как углубленное изучение некоторых вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применение высокой логической и операционной культуры. Особое место занимают задачи, требующие применение учащимися знаний в нестандартных ситуациях.

Основной целью изучения курса является систематизация и углубление знаний, закрепление и упрочнение умений, необходимых для продолжения обучения в вузах.

В тоже время курс направлен на выполнение следующих задач:

  • расширение представления об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения;

  • развитие логической культуры, составляющей существенный компонент культуры мышления, рассматриваемой в рамках общей культуры;

  • овладение общими приемами организации действий: планирование, осуществление плана, анализ и представление результатов действий;

  • развитие внутренней мотивации и фактора поисковой активности в предметной деятельности, формирование устойчивого и осознанного интереса к ней.

Изучение данного курса способствует развитию у учащихся следующих компетенций:

Предметные:

  • умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);

  • умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций;

  • умение понимать и правильно интерпретировать алгебраические задачи, умение применять изученные методы исследования и решения алгебраических задач.

Общеинтеллектуальные:

  • умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное;

  • умение логически обосновывать свои суждения;

  • умение конструктивно подходить к предлагаемым задачам;

  • умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать её результаты.


Общекультурные:

  • восприятие математики как развивающейся фундаментальной науки, являющейся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.


Содержание программы состоит из 4 тем (2 темы изучаются в 10 классе, 2 темы — в 11 классе):

  1. Алгебраические уравнения, неравенства и системы (16 часов).

    В этой теме повторяются основные принципы и методы решения алгебраических уравнений, неравенств, систем (линейные, квадратные, рациональные, дробно-рациональные, с модулем).

    Особое внимание уделяется решению уравнений и неравенств с параметрами.

  2. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы (15 часов).

    Повторяем основные методы и принципы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем.

    Особое внимание уделяется правилам отбора корней в тригонометрическом уравнении, решению уравнений и неравенств с параметрами, методам оценки в уравнениях и неравенствах с параметрами.

  3. Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, неравенства и системы (16 часов).

    Рассматриваются основные методы и принципы решения данных уравнений, неравенств, систем.

    Особое внимание уделяется решению уравнений и неравенств смешанных типов и решению уравнений и неравенств с параметрами.

  4. Нестандартные уравнения, неравенства, системы (15 часов).

    В этой теме рассматриваются уравнения и неравенства, решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности, входящих в них функций; графические методы решения; нестандартные по формулировке задачи; применение производной к решению уравнений и неравенств с параметрами (задания группы С)


Резервное время — 6 часов.

Тематическое планирование материала элективного курса для 10 класса по математике «Решение нестандартных задач»

(1 час в неделю, всего 34 часа)



урока

Содержание учебного материала

Количество

часов




1. Алгебраические уравнения, неравенства, системы.

16 часов

1

Общие сведения об уравнениях. Основные принципы решения уравнений: равносильные преобразования и преобразования, при которых возможно появление посторонних корней, и потеря корней.

1 ч

2

Основные методы решения уравнений: разложение на множители, замена переменной.

1 ч

3-4

Системы уравнений, общие принципы и основные методы решения.

2 ч

5

Алгебраические уравнения, сводящиеся к системам уравнений.

1 ч

6-7

Общие принципы решения неравенств. Основной метод решения неравенств — метод интервалов.

2 ч

8-11

Алгебраические уравнения и неравенства с модулями.

4 ч

12-15

Алгебраические уравнения и неравенства с параметрами.

4 ч

16

Контрольная работа №1

1 ч




2. Тригонометрические уравнения, неравенства, системы.

15 часов

17-18

Основные методы решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена неизвестного.

2 ч

19-20

Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись ответа.

2 ч

21-22

Основные методы и принципы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа.

2 ч

23-24

Тригонометрические неравенства и методы их решения.

2 ч

25-28

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. Условия существования решений тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами.

4 ч

29

Метод оценки в тригонометрических уравнениях и неравенствах с параметрами.

1 ч

30

Существование решений уравнения, содержащего обратные тригонометрические функции.

1 ч

31

Контрольная работа №2

1 ч

32-34

Итоговое повторение. Решение заданий ЕГЭ по математике.

3 часа

Тематическое планирование материала элективного курса для 11 класса по математике «Решение нестандартных задач»

(1 час в неделю, всего 34 часа)



урока

Содержание учебного материала

Количество

часов




3. Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства и системы.

16 часов

1-3

Основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств.

3 ч

4-6

Основные принципы и методы решения показательных и логарифмических уравнений: логарифмирование, потенцирование, замена неизвестного, переход к одному основанию.



7-9

Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения: логарифмирование, потенцирование, замена неизвестного, метод интервалов.

3 ч

10-11

Уравнения, системы уравнений, неравенства смешанных типов (включающие алгебраические, показательные, логарифмические выражения).

2 ч

12-15

Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.

4 ч

16

Контрольная работы №1.

1 ч




4. Нестандартные уравнения, неравенства и системы.

15 часов

17-20

Уравнения и неравенства, решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности входящих в них функций.

4 ч

21-22

Графические методы решения, оценка числа корней уравнений и неравенств.

2 ч

23-24

Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями и неравенствами: нахождение числа корней, определение целочисленных корней и т.д.

2 ч

25-27

Уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами, в которых требуется определить зависимость числа решений от параметра, при которых решение удовлетворяет заданным условиям.

3 ч

28-30

Применение производной к решению задач с параметрами.

3 ч

31

Контрольная работа №2.

1 ч

32-34

Итоговое повторение. Решение заданий ЕГЭ по математике.

3 часа


Литература:

  1. Гольдич В. А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - Спб.:Литера, 2004

  2. Крамор В. С. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих в вузы. - М.:АРКТИ, 2001

  3. Шевкин А. В. Задачи с параметром. - М.:Русское слово, 2003

  4. Локоть В. В. Задачи с параметрами. - М.:АРКТИ, 2004-2007

  5. Горнштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. - М.:Илекса, Харьков: Гимназия,2003

  6. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике/ под ред. Л. Я. Фальке — М.:Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервич школа, 2005

  7. Математика в школе/журнал

  8. Приложение к газете «Первое сентября»/ Математика

  9. Ю. А. Глазков и др. Математика. ЕГЭ. Решение задач группы В. - «Экзамен», М.

  10. И. Н. Сергеев. Математика. ЕГЭ. Задания типа С. - «Экзамен», М.