Главная страница

Программа курса по выбору для 9 класса по теме «Химия вокруг нас»



Скачать 212.19 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору для 9 класса по теме «Химия вокруг нас»
Дата02.03.2016
Размер212.19 Kb.
ТипПрограмма курса


Апастовский муниципальный район

Республика Татарстан

 

 


Программа курса по выбору

для 9 класса

по теме «Химия вокруг нас»

(предмет химия)

Составитель учитель химии

высшей квалификационной категории

Шайдуллина Гульназ Фаритовна
 

1Пояснительная записка

 

На курсы выбора для 9 классов отводятся часы за счёт компонента образовательного учреждения. Создание таких курсов – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильного и профильного обучения.

Программа курса по выбору «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Цели и задачи учебной дисциплины.

4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

5. Учебно-тематический план.

6. Содержание тем учебного курса.

7. Практические занятия.

8. Приложение (методические разработки).

9. Контроль уровня обученности.

10. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

 

Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

Этот курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса химии, систематизирует знания учащихся по биологии, химии и физике.

Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации, каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов, происходящих вокруг нас.

Содержание курса раскрывает основные направления использования химических веществ: в быту, сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом и на личном приусадебном участке в частности.

  Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах бытовой химии, о строительных материалов о различных видах удобрений, о косметических веществах и их значений в жизнедеятельности.

Этот курс является ориентационным выборочным курсом. Современной молодежи непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных качествах, о необходимых знаниях и умениях.

Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога, лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации составленный учителем и учащихся, материалы из интернета, демонстрационный опыт и обязательное практическое занятие. один раз в каждом разделе.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Занятия по курсу выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов, рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.

 
2. Цели и задачи курса по выбору

Цели курса:

- Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

- Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности Природы, Жизни, Здоровья человека.

- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

- Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся, углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.

- Сообщить дополнительное знания по химии с использованием новых информационных технологий.

 

Задачи курса:

- Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.

- Сообщить дополнительное знания: о пищевых продуктах и их кулинарной обработке, косметических веществах, о моющих средствах.

- Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся наукой; раскрыть возможности для внедрения здорового образа жизни ( чистота, красота) в деятельность;

- Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной литературой и уметь применять новых информационных технологий для расширения знаний в своей жизнедеятельности.

- Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

3. Требования к уровню усвоения курса по выбору

 

результате изучения данного курса учащиеся должны :

-знать

- способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,

- химические элементы входящие в состав питательных веществ,

- правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ бытовой химии,
- виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода и их действие на организм,

-многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,
-приготовить растворов для питательных смесей.

-уметь
- оказать первую помощь при бытовых отравлениях
- приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях,
- анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;
- использовать программы Microsoft Office Word, Microsoft Publisher,

Microsoft Power Point для создания учебных проектов;

Методическое сопровождение курса включает:

-формы обучения: практические занятия, экскурсию, эвристические беседы, лекции, конференцию, семинары, самостоятельную работу учащихся с доп. литературой и электронными источниками информации;
-методы обучения:
словесные, наглядные, практические;
частично – поисковые, репродуктивные, исследовательские;
-способы обучения:
работа в парах, группах, индивидуальная, под руководством учителя;
-технологии обучения:
постановка эксперимента,
поиск информации по имеющимся источникам, ИКТ,
проектная, исследовательские;

 

4. Учебное —тематическое планирование






уроков

Наименование темы

Кол.

часов

Вид работы



 

 

Раздел 1. Химия и питание

8 ч.

 

 

1.

Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.

1 ч.

Лекция. Беседа с учащимися. Презентация по теме «Питание».

2-3.

Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры, углеводы.

2 ч.


Урок№1. Урок- презентация по теме «Пищевые продукты».
Урок №2. Практическая работа №1.

«Свойства белков, углеводов и жиров» 


4-5.

Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека.

2 ч.

Урок №1. Лекция по теме «Чай. Минеральная вода. Соки».

Презентация «Чай».

Урок №2. Лекция по теме «Кофе. Наркотические вещества».

Презентация «Кофе».

6-7.

Классификация и значение витаминов.

2 ч.

Урок №1. Лекция, беседа с учащимися.

Урок №2. Урок- презентация по теме «Витамины»



8.

Урок – заключение.

1 ч.

 Зачет. Тест по теме: «Химические процессы в живых организмах», «Белки», «Углеводы».

 

 

 

Раздел 2. Химия и жизнь



 

 

1-2.

(9-10)

Предметы бытовой химии. Моющие средства.

2 ч.

Урок №1. Лекция. Заочная экскурсия в Казанский химический комбинат «Нэфис» имени М.Вахитова

Урок №2. Урок-презентация по теме «Моющие вещества».


3.

(11)

Косметика. Искусственная и натуральная косметика.

1 ч.

Лекция. Презентация «Химия и косметика»

4-6.

(12-14)

Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи.

3ч.

Урок №1. Встреча с фельдшером. Презентация по теме «Лекарственные препараты: натуральные и искусственные»
Урок №2. Практическая работа №2.

«Приготовление растворов для питательных смесей».

Урок№3. Урок-презентация по теме

« Химия и живопись».

7-8.

(15-16)

Строительные материалы и их химический состав.

2 ч.

Урок №1. Лекция. Показ коллекции «Строительные материалы».

Урок №2. Урок – презентация «Строительные материалы и их значение».

9.

17

Урок – заключение.

1 ч.

 Зачет. Тест по теме: «Моющие и чистящие средства. Полимеры. Правила безопасности работы со средствами бытовой химии».

 



5. Содержание тем учебного курса

 

Тема 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.

Химический элемент. Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы: ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).

 

Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры, углеводы.

Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения. Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.

 

Тема 3. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека. Чай: история появления напитка, состав и свойства. Кофе: история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.

Тема 4. Классификация и значение витаминов. Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.

 

Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели: оптические и химические.

  

Тема 6. Косметика. Искусственная и натуральная косметика

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.  Пудра. Лак ногтей. Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос (отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна, басма). Дезодоранты.

 Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи.

 

3.1. Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.

 

3.2. Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений. Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные с использованием удобрений и пестицидов.

 

3.3. Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика - древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная живопись. Виды растительных масел, применяемых в живописи, и их химический состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.

Тема 8. Строительные материалы и их химический

состав.

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная. Мел. Песок. История стекла. Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование.

 
6. Практические занятия.

 

Практическая работа №1. «Свойства белков, углеводов и жиров».

Практическая работа №2. «Приготовление растворов для питательных смесей. Полный питательный раствор Кнопа».
7. Приложение ( тесты, методические разработки).

 

Тесты.

Тема 1. Химические процессы в живых организмах. Химия и здоровье.

 

Тип А

В организме человека роль ферментов выполняют

а) белки в) углеводы

б) жиры г) микроэлементы

2. От переохлаждения живой организм защищают

а) белки в) углеводы

б) жиры г) микроэлементы

3. В организме человека углеводы выполняют роль

а) источника энергии

б) резервного источника воды

в) термоизоляции

г) ферментов

4. В организме человека жиры выполняют роль

а) источника энергии

б) резервного источника воды

в) термоизоляции

г) ферментов

5. В организме человека белкам не свойственная функция

а) источника энергии

б) резервного источника воды

в) термоизоляции

г) ферментов

6. Пищевой ценности не имеют

а) белки в) углеводы

б) жиры г) углеводороды

7. Обмен фосфора в организме человека тесно связан

а) с железом в) серой

б) кальцием г) хлором

8.Недостаток кальция в организме ведет

а) к размягчению костной ткани

б) заболеванию глаз

в)заболеванию крови

г) заболеванию легких

9. В состав гемоглобина входит ион

а) Fe (2+) б ) AI (3+) в ) Mg (2+) г) Cu (2+)

10. К усвоению железа в организме способствует

а) крепкий чай в) кофе

б) сода г) мед

11. Лучшим источником железа из указанных продуктов является

а) курага в) говяжья печень

б) яйцо куриное г) яблоко

12. Наиболее богатый калием продукт

а) виноград в) картофель б) яблоко г) курага

13. Лучшим источником фосфора является продукт

а) рыба в) картофель

б) молоко г) груши

14. Для сохранения пищевых продуктов в качестве консерванта нельзя использовать

а) бензойную кислоту б) сахар

в) фенол г) лимонную кислоту

15. Противомикробное действие йода основано на его способности

а) возгоняться б)окисляться

в) восстанавливаться г) растворяться в спирте

16. При расстройствах пищеварения и отравлениях незаменимым веществом является

а) сода б) активированный уголь

в) этиловый спирт г) пероксид водорода

17. Для высокотемпературных кулинарных операций предпочтительнее использовать

а) сливочное масло б) подсолнечное масло

в) топленное масло г) майонез

18. Наибольшее снижение содержания нитратов в овощах происходит при их

а) хранение в холодильнике б) мойке

в) хранение в комнатных условиях г) варке

 

Тип В

1. Установите соответствие между химическим элементом и влиянием его на организм человека.

Элемент Влияние на организм

1) I А) чрезвычайно токсичный яд

2) Mg Б) его избыток ухудшает усвояемость кальция

3) Hg В) участвует в образовании гормона щитовидной железы

Г) его недостаток ведет к анемии

2. Укажите химические элементы, которые могут накапливаться в организме человека

А) Hg

Б) F

B) Pb

Г) Cd

Д) K

 

Тип С

Установите молекулярную формулу бриллиантового зеленого, если для сгорания 0.1 моль этого вещества потребовалось 3.7 моль кислорода. При этом образовалось 2.7 моль оксида углерода (IV), 1.8 моль воды, 0.1 моль азота и 0.1 моль оксида серы(IV).

 

Ответы. Тема №1.
Тип А. 1-а. 2-а. 3-а. 4-г. 5-в. 6-г. 7-б. 8-а. 9-а. 10-г. 11-в. 12-г. 13-а. 14-в.. 15-б. 16-б. 17-б. 18-г.

Тип В. 1- 1В, 2Б, 3А. 2- А, В, Г. Тип С. С27 Н36 N2 SO4

Тема№2. «Моющие и чистящие средства. Полимеры. Правила безопасности работы со средствами бытовой химии».
Тип А

1. С химической точки зрения при ремонте кухни гигиеничнее использовать

1) мел 2) известь 3) масляную краску 4) водоэмульсионную краску

2. Жесткость воды определяют катионами

1) натрия и калия 2) натрия и железа 3) магния и кальция 4) магния и калия

3. Временная жесткость воды обусловлена наличием

1) сульфата кальция 2) сульфата магния 3) хлорида кальция 4) гидрокарбоната кальция

4. Постоянная жесткость воды устраняется

1) кипячением 2) действием глицерина 3) действием кислот 4) действием растворимых карбонатов

  5.Следы трехвалентного железа в водопроводной воде можно обнаружить с помощью

1) KCNS 2) K3{ Fe(CN)6} 3) K2FeO4 4) CH3COOH

6.Накипь с посуды нельзя удалять

1) фосфорной кислотой 2) раствором поваренной соли 3) уксусной кислотой 4) соляной кислотой.

7. Стиральный порошок, содержащий повышенную долю соды и силиката натрия, не пригоден для тканей

1) шерстяных 2) льняных 3) хлопчато – бумажных 4) капроновых

8. Нельзя одновременно вносить в почву удобрения

1) навоз и хлорид калия 2) навоз и двойной суперфосфат

3) мочевину и двойной суперфосфат

4) нитрат аммония и известь

9. Нельзя мыть алюминиевую посуду содой, так как

1) на поверхности образуется царапины

2) алюминий в ряду напряжений стоит левее водорода

3) алюминий обладает восстановительными свойствами

4) алюминий взаимодействует со щелочью, образующейся в результате гидролиза соды

10. Тефлоновое покрытие кухонной посуды имеет низкую

1) термостойкость

2) химическую стойкость

3) механическую прочность

4) температуру плавления

11. В качестве щелочной добавки в синтетических моющих средствах не используется

1) сода 2) силикат натрия 3) сульфат натрия 4) фосфат натрия

Тип В

Перечислите удобрения, которые можно вносить в почву одновременно с сульфатом аммония

А) нитрат аммония

Б) известь

В) мочевина

Г) навоз
Ответы - тема №2.
Тип А. 1- 4, 2-3, 3-4, 4-4, 5-1, 6-4, 7-1, 8-4, 9-4, 10-3, 11-3.

Тип В. 1- А, В.

 
 

Тема №3 “Белки”.

1. Какие соединения являются мономерами молекул белка (глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты)?

2. Сколько незаменимых аминокислот (10, 20, 100)?

3. Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга (радикал, аминогруппа, карбоксильная группа); что является общим для всех аминокислот (радикал, аминогруппа, карбоксильная группа)?

4. В результате, какой реакции образуется пептидная связь (реакции гидролиза, гидратации, поликонденсации, все вышеперечисленные реакции)?

5. Между какими группировками соседних аминокислот образуется пептидная связь (карбоксильными, аминогруппами, между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой)?

6. Какие структуры молекулы белка способны нарушаться при денатурации, а затем восстанавливаться (первичная, вторичная, третичная, четвертичная)?

7. Какая структурная единица ответственна за синтез определенной молекулы белка (молекула ДНК, нуклеотид, триплет, ген)?

8. Какие связи стабилизируют вторичную структуру белков (ковалентные, ионные, водородные, такие связи отсутствуют)?

9. Какие белки называют неполноценными (в которых отсутствуют некоторые аминокислоты, отсутствуют незаменимые аминокислоты)?

10. Какую структуру имеет молекула гемоглобина (первичную, вторичную, третичную, четвертичную)?

Тема№4. "Углеводы и липиды"


1. Какие вещества образуют основу клеточных мембран?

1. Жиры

2. Фосфолипиды

3. Воски

4. Липиды

2. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы ДНК?

1. Рибозы

2. Дезоксирибозы

3. Глюкозы

4. Фруктозы

3. Из остатков какого вещества состоит молекула крахмала?

1. Из остатка рибозы

2. Из остатков - глюкозы

3. Из остатков - глюкозы 4. Из остатков дезоксирибозы

 4. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы АТФ?

1. Рибозы

2. Дезоксирибозы

3. Глюкозы

4. Фруктозы

5. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы РНК?

1. Рибозы

2. Дезоксирибозы

3. Глюкозы

4. Фруктозы

6. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?

1. Биосинтез белка

2. Фотосинтез

3. Синтез АТФ

4. Энергетический обмен

7. Из каких веществ синтезируются углеводы?

1. СО2

2. Н2О

3. О2

4. СО

8. При сгорании 1 г вещества выделилось 38,9 кДж энергии. Какое вещество сгорело?

1. Углеводы

2. Белки

3. Жиры

4. Или углеводы, или липиды

9. Какие функции выполняют углеводы?

1. Структурную

2. Энергетическую

3. Каталитическую

4. Являются гормонами

5. Слизи выполняют защитную функцию

6. Источник метаболической воды (образуется при окислении)

10. Какие функции выполняют липиды?

1. Структурную

2. Некоторые являются ферментами

3. Энергетическую 4. Каталитическую

5. Являются гормонами 6. Слизи выполняют защитную функцию

7. Источник метаболической воды (образуется при окислении)

8. Витамины А, Д, Е, К - входят в состав некоторых ферментов.

 

8. Контроль уровня обученности.

Инструментарий для оценивания результатов:


1.Текущий контроль предполагает проведение бесед с учащимися по изучаемым темам, проблемам, составление конспектов лекционных занятий и отчётов по практических работ.


2.Зачётный практикум включает отчёты с описанием выполненных работ.


3.Итоговый контроль осуществляется в форме индивидуальных творческих работ учащихся: электронных презентаций, стендовых докладов, буклетов, коллекций, составленных сборников задач, сборников фирменных рецептов, решение кроссвордов, викторин, устное собеседование.

 

Темы творческих работ учащихся

1.Предметы бытовой химии. Моющие средства.

История мыла.

2.Строительные материалы и их химический состав.

3.Химия в повседневной жизни:

- медицине

- сельскомхозяйстве (минеральные удобрения)

- живописи.

4. Лекарства и их химический состав.

5. Состав и свойства минеральных вод.

6.Химические элементы входящих в состав питательных веществ и их роль.

7.Вещества вызывающие отравления.

8.Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

9. Строительные растворы. Известь. Мел. Песок.

История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс.

10. Древесина – уникальный строительный материал.

 9. Список дополнительной и методической литературы

 

1. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа, 2008. –

2. Габриелян, О. С. Поверхностные явления : учебное пособие / О. С. Габриелян, В. А. Белоногов, Г. У. Белоногова. – М. : Дрофа, 2008. – 109 с.

3. Программы элективных курсов по химии (профильное обучение). 10–11 классы. – М. : Дрофа, 2008 –80с.

1. Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе. – 2007 - №1.- С. 7.

 2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

3. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

4. ТретьяковаЮ.Д. Справочные материалы по химии. - М., Просвещение. 1993.

5. Хабибуллина А.Б., Галеева Н.А. Предпрофильная подготовка учащихся по химии – К, 2005.

6. Химическая энциклопедия. М., 1988.

7.Игнатьева С.Ю. Химия нетрадиционные уроки 8-11 классы—Волгоград: Учитель, 2004.  

8. Профильное обучение. Сборник элективных курсов. Сост. Ширшина Н.В.   Волгоград: Учитель, 2005.    

9. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г. 

М: Владос. 2005.

10. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.        

11. Кузнецова, Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл. – М. : Мнемозина, 2006. – 288 с.

12. Сборник нормативных документов. Химия / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004. – 141с.

13. Сборник нормативных документов. Химия (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007.

14. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

15. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе : учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007.– 224 с.

 
Дополнительные информационные источники

по оснащению учебного процесса

 

- средства обучения: реактивы и оборудование: весы и разновесы, мерные цилиндры, пробирки, хим. стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные, образцы: чай, кофе, соки, яичный белок, сахар, жиры животного и растительного происхождения, щелочь, азотная кислота, вода, сульфат меди, органический растворитель – бензол, толуол.

 

- пособия: таблицы и карточки о вредных веществах, домашняя аптечка, коллекция препаратов бытовой химии, набор упаковок от чипсов, жевательной резинки, шоколада, напитков, витаминов и т.д., коллекции строительных материалов, таблицы и цветные иллюстрации, материалы из интернета по изучаемым темам.

 

- электронные презентации:

- «Питание».

- «Пищевые продукты».

- «Чай», Кофе».

- «Витамины»

- «Химия и косметика»

- « Химия и живопись

- «Строительные материалы и их значение».

- «Лекарственные препараты: натуральные и искусственные»