Главная страница

Программа по химии для 8 класса (профильный уровень) Пояснительная записка



Скачать 157.77 Kb.
НазваниеПрограмма по химии для 8 класса (профильный уровень) Пояснительная записка
Дата11.04.2016
Размер157.77 Kb.
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 8 класса (профильный уровень)
Пояснительная записка.

Всего 104 часа, 3 часа в неделю.

При создании данной программы была использована первоначально Программа курса химии для VIII – XI классов среднего (полного) общего образования, построенная на основе линейной концепции школьного химического образования (2001 год), которая разработана в лаборатории химического образования Института РАО. В 2004 г. она была уточнена в соответствии с Программой курса химии О.С. Габриеляна, т. к. в процессе обучения использовался учебник этого автора. Но в программе сохранился линейный принцип преподавания предмета, так как для БОУ РА «Республиканский классический лицей» предусматривается непрерывное обязательное среднее (полное) образование на всех направлениях и тем более естественно-научном, т.к. выпускник должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. Основы для решения этих задач закладываются в 8-ом классе. Именно этим объясняются те цели и задачи, которые предлагаются программой, пересмотренной по сравнению с Государственной стандартной и адаптированной к условиям лицея. Это требует необходимости более прочного усвоения теоретического материала с целью свободного владения основополагающими понятиями, развития устной и письменной химической речи, умением объяснять свойства веществ их строением и для избежания повторов при изучении одних и тех же соединений, для более полной реализации принципа внутрипредметных и межпредметных связей.

Всё это способствует развитию логического мышления учащихся, более широкому применению методов самостоятельной работы, освобождению времени на уроках для решения задач. Перенос некоторых вопросов из курса 9 класса (процессы диссоциации, реакции ионного обмена, окислительно–восстановительные процессы) позволяет формировать у учащихся целостное представление о веществах, их строении, свойствах и процессах, происходящих при их превращениях. Исключение темы «Галогены» и перенос её в 9 класс позволяет создать единое представление о группах химических элементов и разделении их на металлы и неметаллы. Исходя из выше перечисленного формулируются цели изучения химии на начальном этапе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Учебно – методический комплекс.

Учебники.
Переход в 2010-2011гг на учебник Г.Е. Рудзитиса объясняется тем, что содержание учебного материала, последовательность расположения тем и логика изложения наиболее полно соответствуют реализации целей программы. Это позволяет также использовать прилагаемый к учебнику диск


КЛАСС

АВТОР

№п/п

НАЗВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД ИЗДАНИЯ

8

О.С. Габриелян.

11

Химия. 8 класс.

М., Дрофа, 2012 г.

8

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

22

Химия. 8 класс.

М., Просвещение, 2013 г.


Основное содержание программы учебного курса.

Тема 1. Первоначальные химические понятия(31 час)

Предмет химии. Вещества и смеси.

Строение вещества: атомы, молекулы. Молекулярное и немолекулярное строение. Кристаллические решётки. Химические элементы.

Атомно-молекулярное учение. Роль Д. Дальтона, М.В. Ломоносова, А. Лавуазье.

Строение атома: ядро, электронная оболочка. Заполнение её у элементов I – II периодов. Структура ПС как естественной классификации х/э. Металлы и неметаллы.

Химические формулы, качественный и количественный состав. Валентность. Физические и химические явления, признаки. Химические реакции, их типы, условия протекания.

Основные понятия и физические величины: m, ma, mm, a.e.м., Ar, Mr, M, моль – количество вещества.

Понятие о химической связи в молекулах, ковалентная и ионная.

Расчёты по формулам и уравнениям. Основные количественные (стехиометрические) законы – сохранение массы и энергии, кратных отношений, постоянства состава, Авогадро, объёмных отношений.

Практическая работа № 1 «Лабораторный штатив. Правила обращения».

Практическая работа № 2 «Строение пламени. Правила нагревания и обращение со спиртовкой».

Практическая работа № 3 «Очистка поваренной соли. Способы разделения смесей».

Контрольная работа 1.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева (14 часов).

Классификация элементов до открытия периодического закона. Естественные семейства х/э: галогены, щелочные металлы, инертные газы.

Открытие закона. Строение атома и заполнение электронных оболочек у элементов I – IV периодов. Изотопы.

Структура ПС, характеристика элемента по положению в ПС, изменение металлических и неметаллических свойств по периодам и группам.

Значение закона.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Тема 3. Строение вещества. Химическая связь (8 часов).

Сущность химической связи, её виды – ковалентная полярная и неполярная, ионная.

Структурные, электронные, молекулярные формулы.

Степень окисления. Окислительно-восстановительные процессы.

Контрольная работа 2.
Тема 4. Кислород. Оксиды. Горение (8 часов).

Кислород, озон: элемент, простое вещество. Аллотропия. Окисление. Оксиды. Получение, применение, роль и значение в природе. Круговорот.

Состав воздуха, атмосфера, озоновый слой. Экологические проблемы. Горение и медленное окисление.

Решение задач на объёмные отношения газов, вычисление относительной плотности.

Практическая работа № 4 «Получение кислорода».
Тема 5. Водород. Кислоты. Соли (13 часов)

Водород: химический элемент и простое вещество. Свойства, получение, применение.

Состав и свойства кислот. Состав и номенклатура солей. Понятие об электролитах и неэлектролитах. Диссоциация кислот и солей.

Решение задач с применением следствия из закона Авогадро.

Практическая работа № 5 «Получение солей реакцией обмена».

Контрольная работа 3.
Тема 6. Вода. Растворы. Основания (16 часов)

Значение воды. Экологические проблемы сохранения чистоты природных вод. Роль растворов. Растворимость веществ, типы растворов. Концентрация – массовая доля растворённого вещества, молярная. Понятие о дисперсных системах.

Состав воды: количественный, массовый, объёмный.

Свойства воды, очистка природной и солёной воды. Дистилляция.

Основания: растворимые (щёлочи), нерастворимые. Диссоциация щелочей. Свойства.

Реакции нейтрализации. Ионы Н+ и ОН--.

Реакции ионного обмена.

Решение задач на концентрацию, объёмные отношения, избыток реагирующего вещества.

Практическая работа № 6 «Приготовление раствора».
Тема 7. Обобщение знаний об основных классах н/с (16 часов)

Классификация и номенклатура н/с.

Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Гидролиз солей.

Генетические связи н/с.

Практическая работа № 7 «Экспериментальное решение задач».

Контрольная работа 4.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Самост. работы

К.Р.

П.Р.

Лаб. р.

1

Первоначальные химические понятия

19




3

2

5

2

Расчёты по формулам и уравнениям

12

1




2

9

3

ПЗ и ПС химических элементов

14







3

7

4

Строение вещества, связь




1







5

5

Кислород. Оксиды. Горение.

8




1

2

6

6

Водород. Кислоты. Соли.

13

1

1

2

6

7

Вода. Растворы. Основания.

16




1

4

9

8

Основные классы неорганических соединений.

14

1

1

2

8

Итого:




104

4

7

17

55


Требования к уровню подготовки учащихся 8-ого класса.

В результате изучения химии ученик должен:


знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон , объёмные отношения газов, закон Авогадро;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, кислоты, щёлочи;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; решать расчётные задачи по уравнениям реакций (простые расчётные, следствие из з. Авогадро, объёмные отношения, избыток реагента).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Критерии оценки устных и письменных ответов по химии.

При оценке учитываются число и характер ошибок (су­щественные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глуби­ной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и класси­фикации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой от­вета (например, упущение из вида какого-либо нехарак­терного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима­тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

 Оценка устного ответа: зачёт, защита проекта и презентации, семинар, викторина

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основ­ного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

 • отсутствие ответа.

Оценка письменных работ: диктант, зачёт, проект-презентация, сочинение, конспект, таблица, рисунок, схема, творческая работа

 

  1. Оценка экспериментальных умений: при проведении практических и лабораторных работ

 Оценка ставится на основании наблюдения за учащи­мися во время выполнения практической работы и соблюдения правил техники безопасности, соблюдения правил обращения с веществами, а также описания проводимого эксперимента в форме письменного отчёта

 Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны пра­вильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудова­нием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, эко­номно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные на­блюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в ра­боте с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обору­дованием,  которая исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в со­блюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспе­риментальные умения.

    1. Оценка умений решать экспериментальные задачи: тренинг, практикум, схемы, спринт

 Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущест­венных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объясне­нии и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.

  1. Оценка умений решать расчетные задачи: тренинг, практикум, зачёт, спринт

 Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, за­дача решена рациональным способом.

  

Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существен­ных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассужде­нии и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.

  1. Оценка письменных контрольных работ

 Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущест­венных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущест­венные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содер­жит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:


работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной рабо­ты необходимо учитывать требования единого орфографи­ческого режима.

5 – оценка тестовых заданий и срезов знаний

Оценка«5» – выполнено от 90% до 100% работы

Оценка«4» -- выполнено от 70% до 90% работы

Оценка «3» -- выполнено от 50% до 70% работы
Оценка «2» -- выполнено меньше 1/2 работы