|
Программа по химии для 8 класса (профильный уровень) Пояснительная записка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 8 класса (профильный уровень) Пояснительная записка.
Всего 104 часа, 3 часа в неделю.
При создании данной программы была использована первоначально Программа курса химии для VIII – XI классов среднего (полного) общего образования, построенная на основе линейной концепции школьного химического образования (2001 год), которая разработана в лаборатории химического образования Института РАО. В 2004 г. она была уточнена в соответствии с Программой курса химии О.С. Габриеляна, т. к. в процессе обучения использовался учебник этого автора. Но в программе сохранился линейный принцип преподавания предмета, так как для БОУ РА «Республиканский классический лицей» предусматривается непрерывное обязательное среднее (полное) образование на всех направлениях и тем более естественно-научном, т.к. выпускник должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. Основы для решения этих задач закладываются в 8-ом классе. Именно этим объясняются те цели и задачи, которые предлагаются программой, пересмотренной по сравнению с Государственной стандартной и адаптированной к условиям лицея. Это требует необходимости более прочного усвоения теоретического материала с целью свободного владения основополагающими понятиями, развития устной и письменной химической речи, умением объяснять свойства веществ их строением и для избежания повторов при изучении одних и тех же соединений, для более полной реализации принципа внутрипредметных и межпредметных связей.
Всё это способствует развитию логического мышления учащихся, более широкому применению методов самостоятельной работы, освобождению времени на уроках для решения задач. Перенос некоторых вопросов из курса 9 класса (процессы диссоциации, реакции ионного обмена, окислительно–восстановительные процессы) позволяет формировать у учащихся целостное представление о веществах, их строении, свойствах и процессах, происходящих при их превращениях. Исключение темы «Галогены» и перенос её в 9 класс позволяет создать единое представление о группах химических элементов и разделении их на металлы и неметаллы. Исходя из выше перечисленного формулируются цели изучения химии на начальном этапе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно – методический комплекс.
Учебники. Переход в 2010-2011гг на учебник Г.Е. Рудзитиса объясняется тем, что содержание учебного материала, последовательность расположения тем и логика изложения наиболее полно соответствуют реализации целей программы. Это позволяет также использовать прилагаемый к учебнику диск
КЛАСС
| АВТОР
| №п/п
| НАЗВАНИЕ
| ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД ИЗДАНИЯ
| 8
| О.С. Габриелян.
| 11
| Химия. 8 класс.
| М., Дрофа, 2012 г.
| 8
| Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
| 22
| Химия. 8 класс.
| М., Просвещение, 2013 г.
|
Основное содержание программы учебного курса.
Тема 1. Первоначальные химические понятия(31 час)
Предмет химии. Вещества и смеси.
Строение вещества: атомы, молекулы. Молекулярное и немолекулярное строение. Кристаллические решётки. Химические элементы.
Атомно-молекулярное учение. Роль Д. Дальтона, М.В. Ломоносова, А. Лавуазье.
Строение атома: ядро, электронная оболочка. Заполнение её у элементов I – II периодов. Структура ПС как естественной классификации х/э. Металлы и неметаллы.
Химические формулы, качественный и количественный состав. Валентность. Физические и химические явления, признаки. Химические реакции, их типы, условия протекания.
Основные понятия и физические величины: m, ma, mm, a.e.м., Ar, Mr, M, моль – количество вещества.
Понятие о химической связи в молекулах, ковалентная и ионная.
Расчёты по формулам и уравнениям. Основные количественные (стехиометрические) законы – сохранение массы и энергии, кратных отношений, постоянства состава, Авогадро, объёмных отношений.
Практическая работа № 1 «Лабораторный штатив. Правила обращения».
Практическая работа № 2 «Строение пламени. Правила нагревания и обращение со спиртовкой».
Практическая работа № 3 «Очистка поваренной соли. Способы разделения смесей».
Контрольная работа 1. Тема 2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева (14 часов).
Классификация элементов до открытия периодического закона. Естественные семейства х/э: галогены, щелочные металлы, инертные газы.
Открытие закона. Строение атома и заполнение электронных оболочек у элементов I – IV периодов. Изотопы.
Структура ПС, характеристика элемента по положению в ПС, изменение металлических и неметаллических свойств по периодам и группам.
Значение закона.
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Тема 3. Строение вещества. Химическая связь (8 часов).
Сущность химической связи, её виды – ковалентная полярная и неполярная, ионная.
Структурные, электронные, молекулярные формулы.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные процессы.
Контрольная работа 2. Тема 4. Кислород. Оксиды. Горение (8 часов).
Кислород, озон: элемент, простое вещество. Аллотропия. Окисление. Оксиды. Получение, применение, роль и значение в природе. Круговорот.
Состав воздуха, атмосфера, озоновый слой. Экологические проблемы. Горение и медленное окисление.
Решение задач на объёмные отношения газов, вычисление относительной плотности.
Практическая работа № 4 «Получение кислорода». Тема 5. Водород. Кислоты. Соли (13 часов)
Водород: химический элемент и простое вещество. Свойства, получение, применение.
Состав и свойства кислот. Состав и номенклатура солей. Понятие об электролитах и неэлектролитах. Диссоциация кислот и солей.
Решение задач с применением следствия из закона Авогадро.
Практическая работа № 5 «Получение солей реакцией обмена».
Контрольная работа 3. Тема 6. Вода. Растворы. Основания (16 часов)
Значение воды. Экологические проблемы сохранения чистоты природных вод. Роль растворов. Растворимость веществ, типы растворов. Концентрация – массовая доля растворённого вещества, молярная. Понятие о дисперсных системах.
Состав воды: количественный, массовый, объёмный.
Свойства воды, очистка природной и солёной воды. Дистилляция.
Основания: растворимые (щёлочи), нерастворимые. Диссоциация щелочей. Свойства.
Реакции нейтрализации. Ионы Н+ и ОН--.
Реакции ионного обмена.
Решение задач на концентрацию, объёмные отношения, избыток реагирующего вещества.
Практическая работа № 6 «Приготовление раствора». Тема 7. Обобщение знаний об основных классах н/с (16 часов)
Классификация и номенклатура н/с.
Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Гидролиз солей.
Генетические связи н/с.
Практическая работа № 7 «Экспериментальное решение задач».
Контрольная работа 4.
Учебно – тематический план.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| Самост. работы
| К.Р.
| П.Р.
| Лаб. р.
| 1
| Первоначальные химические понятия
| 19
|
| 3
| 2
| 5
| 2
| Расчёты по формулам и уравнениям
| 12
| 1
|
| 2
| 9
| 3
| ПЗ и ПС химических элементов
| 14
|
|
| 3
| 7
| 4
| Строение вещества, связь
|
| 1
|
|
| 5
| 5
| Кислород. Оксиды. Горение.
| 8
|
| 1
| 2
| 6
| 6
| Водород. Кислоты. Соли.
| 13
| 1
| 1
| 2
| 6
| 7
| Вода. Растворы. Основания.
| 16
|
| 1
| 4
| 9
| 8
| Основные классы неорганических соединений.
| 14
| 1
| 1
| 2
| 8
| Итого:
|
| 104
| 4
| 7
| 17
| 55
|
Требования к уровню подготовки учащихся 8-ого класса.
В результате изучения химии ученик должен: знать / понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон , объёмные отношения газов, закон Авогадро;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, кислоты, щёлочи;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; решать расчётные задачи по уравнениям реакций (простые расчётные, следствие из з. Авогадро, объёмные отношения, избыток реагента).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Критерии оценки устных и письменных ответов по химии.
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа: зачёт, защита проекта и презентации, семинар, викторина
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа.
Оценка письменных работ: диктант, зачёт, проект-презентация, сочинение, конспект, таблица, рисунок, схема, творческая работа
Оценка экспериментальных умений: при проведении практических и лабораторных работ
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися во время выполнения практической работы и соблюдения правил техники безопасности, соблюдения правил обращения с веществами, а также описания проводимого эксперимента в форме письменного отчёта
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи: тренинг, практикум, схемы, спринт
Оценка «5»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
• дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка « 1 »:
• задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи: тренинг, практикум, зачёт, спринт
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5 – оценка тестовых заданий и срезов знаний
Оценка«5» – выполнено от 90% до 100% работы
Оценка«4» -- выполнено от 70% до 90% работы
Оценка «3» -- выполнено от 50% до 70% работы Оценка «2» -- выполнено меньше 1/2 работы |
|
|