Главная страница

Программа по химии для 9 класса (профильный уровень) Пояснительная записка



Скачать 165.61 Kb.
НазваниеПрограмма по химии для 9 класса (профильный уровень) Пояснительная записка
Дата11.04.2016
Размер165.61 Kb.
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 9 класса (профильный уровень)
Пояснительная записка.

Всего 204 часа, 6 часов в неделю.

При создании данной программы была использована первоначально Программа курса химии для VIII – XI классов среднего (полного) общего образования, построенная на основе линейной концепции школьного химического образования (2001 год), которая разработана в лаборатории химического образования Института РАО. В 2004 г. она была уточнена в соответствии с Программой курса химии О.С. Габриеляна, т. к. в процессе обучения использовался учебник этого автора. Но в программе сохранился линейный принцип преподавания предмета, так как для БОУ РА «Республиканский классический лицей» предусматривается непрерывное обязательное среднее (полное) образование на всех направлениях и тем более естественно-научном, т.к. выпускник должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

В курсе 9-ого класса заканчивается изучение неорганической химии как одного из основных разделов науки химии. Для реализации каждого из выше перечисленных пунктов необходимо прочное и осознанное усвоение знаний этого раздела. Содержание курса н/х включает очень разносторонний и объёмный фактический материал. К содержанию знаний по н/х учащиеся возвращаются только в 11 классе, где предполагается его систематизация и обобщение. Поэтому данная программа составлена с учётом осуществления комплекса учебных и развивающих целей. Первая – показать и представить разные разделы науки химии: аналитическая, термохимия, физическая и коллоидная, электрохимия, химическая кинетика и технология, металлургия, дать хотя бы первичное представление об объектах их изучения. Вторая – показать многообразие мира неорганических соединений, научить ориентироваться в нём, выяснить общее, что объединяет все элементы и их соединения. Объяснить, в чём суть различия. Третья – научиться применять имеющиеся знания для предсказания и описания свойств соединений, исходя из положения в ПС, объяснять все процессы с точки зрения окисления- восстановления или реакций ионного обмена, использовать методы и знания химической науки в практической деятельности (формирование компетентностной личности).Четвёртая – развивать творческий потенциал учащихся, их самостоятельность, интуицию, способность ориентироваться в потоке новой информации, работать со справочниками, развивать логику, память, умение ориентироваться в новой ситуации, разрешать проблемные ситуации, развивать умение чётко мыслить и выражать свои мысли, задавать вопросы, общаться друг с другом и с учителем, совершенствовать устную и письменную речь, умение бегло вести записи, оформлять их в виде схем, таблиц, пунктов плана, уметь организовать работу с текстом, выбирая из большого объёма материала необходимое и главное.

Изложение большого объёма материала и сведений об элементах и соединениях преследует цель не запомнить изложенные факты, а научиться выбирать главное, основополагающее. Отсутствие учебников по данной программе или наличие не соответствующих по уровню содержания (одни содержат очень сложный для понимания материал, другие – узкий круг вопросов), требует большого объёма работы с различной учебной и дополнительной литературой. Ведение записей главного в содержании подготавливает учащихся после первичного осмысления информации к усвоению и осознанному изложению в курсе общей химии 11 класса. Т.о. реализуется пятая цель – закладывается фундамент для прочного усвоения основ химии на будущее – в 11 классе и последующем изучении в ВУЗах.

Наличие большого количества часов позволяет расширить практическую часть программы и реализовать шестую цель: формирование навыков обращения с реактивами и оборудованием.

Наконец, седьмая цель - отработка умений решать задачи типов, не рассматриваемых стандартной программой, а также усложнённых и комбинированных. Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике и номенклатуре;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в IX классе отводит 68 часов, профильный компонент предполагает 102 часа – 3 часа в неделю. Но этого количества часов недостаточно для реализации целей и задач, стоящих перед химическим образованием в рамках естественно – научного профиля БОУ РА «Республиканский классический лицей». Поэтому количество часов увеличено за счёт лицейского и регионального компонента до шести в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учебно – методический комплекс.

Учебники.

КЛАСС

АВТОР

№ п/п

НАЗВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД ИЗДАНИЯ

9

О.С. Габриелян.

1

Химия. 9 класс.

М., Дрофа, 2012 г.

9

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

2

Химия. 9 класс.

М., Просвещение, 2013 г.


Переход в 2010-2011гг на учебник Г.Е. Рудзитиса объясняется тем, что содержание учебного материала, последовательность расположения тем и логика изложения более соответствуют реализации целей программы, хоть и в недостаточной степени. Пробелы восполняются постоянным использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.
Учебно – тематический план.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Самост. работы

К.Р.

П.Р.

Лаб. р.

1

Повторение: ПЗ и ПС химических элементов

8










5

2

Строение вещества и связь.

11

1




1

7

3

Растворы.

17




1




11

4

Основы аналитической химии

14

1

3

2

5

5

Галогены.

12




2




6

6

Халькогены.

16




2

1

11

7

Подгруппа азота.

17




3

1

7

8

Подгруппа углерода.

17

1

2




8

9

Общие свойства металлов.

15







1

9

10

Металлы главных подгрупп.

15

1

2

1

8

11

Особенности металлов побочных подгрупп

7







1

3

12

Металлы побочных подгрупп

18

1

2

2

6

13

Закономерности химических реак.

11







1

5

14

Основы химической технологии

18




1




8

15

Металлургия.

8

1







4




Итого:

204

6

19

11

103


Основное содержание школьного курса химии
Тема 1. Повторение и обобщение: периодический закон и строение атома (8 часов).

Основные химические понятия. ПЗ и ПС, строение атома. Характеристика элемента по положению в ПС. Понятие об s,p,d,f –элементах. Квантовые числа.

Элементы больших периодов. Правила заполнения орбиталей. Элек –тронные формулы элементов.

Закономерности изменения свойств соединений в зависимости от поло- жжения элемента в ПС.
Тема 2. Строение вещества и химическая связь (11 часов)

Агрегатные состояния веществ и физические свойства, исходя из строения кристаллических решёток и вида химической связи.

Пространственное строение молекул и гибридизация орбиталей.

Теория химической связи, её свойства. Виды связи.

Окислительно – восстановительные реакции и расстановка коэффици- ентов методом электронного баланса и полуреакций.

Контрольная работа № 1.

Тема 3. Растворы. Концентрация (17 часов)

Дисперсные системы, их характеристика. Особенности и свойства растворов.

Растворимость и процессы растворения; явления, сопровождающие процесс растворения. Решение задач.

Теория электролитической диссоциации.

Ионы и атомы. Свойства н/с, их диссоциация.

Различные виды концентрации; процентная, молярная, нормальная, моляльная, титрование.

Практическая работа № 1 «Титрование раствора».

Тема 4. Основы аналитической химии (14 часов)

Диссоциация н/с. Свойства с точки зрения т.э.д. Реакции ионного обмена.

Произведение растворимости.

Гидролиз солей. Водородный показатель.

Анионы. Катионы. Качественные реакции.

Практическая работа № 2 «Реакции ионного обмена».

Практическая работа № 3 «Качественные реакции ионов».

Практическая работа № 4 «Определение н/с».

Контрольная работа 2.

Тема 5. Неметаллы.

1 .ГАЛОГЕНЫ (12 часов)

Общая характеристика. Хлор. Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды.

Кислородсодержащие соединения хлора.

Обзор других галогенов и их соединений.

Взаимосвязь соединений галогенов.

Решение задач.

Практическая работа № 5 «Получение хлороводорода. Свойства соляной кислоты».

Практическая работа № 6 «Экспериментальное решение задач».

2 .ХАЛЬКОГЕНЫ (16 часов)

Общая Характеристика. Кислород и озон. Сера, оксиды, кислоты. Сероводород, сульфиды. Обзор других элементов подгруппы.

Вода. Перекись водорода, её окислительно – восстановительные способности.

Решение задач.

Практическая работа № 7 «Свойства серной кислоты. Сульфаты».

Практическая работа № 8 «Экспериментальное решение задач».

3.ПОДГРУППА АЗОТА (17 часов)

Общая характеристика. Азот, оксиды, кислоты. Аммиак, соли аммония.

Фосфор, оксиды, кислоты, соли.

Обзор других элементов подгруппы.

Решение задач.

Практическая работа № 9 «Получение и свойства аммиака».

Практическая работа № 10 «Свойства азотной и фосфорной кислот. Нитраты. Фосфаты».

Практическая работа № 11 «Экспериментальное решение задач».

4. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (17 часов).

Общая характеристика подгруппы.

Углерод, адсорбция, аллотропия. Оксиды, кислоты, соли. Метан, углеводороды. Топливо.

Кремний, оксид, кислоты, силикаты. Силикаты в природе.

Обзор других элементов подгруппы.

Решение задач.

Практическая работа № 12 «Получение и свойства углекислого газа».

Практическая работа № 13 «Экспериментальное решение задач».

Контрольная работа 3.

Тема 6. Общие свойства металлов (15 часов).

Положение в ПС, особенности строения атомов и металлической структуры. Физические свойства.

Общие способы получения металлов.

Гальванические элементы. Ряд напряжений и химические свойства.

Электролиз, его законы. Значение и применение.

Сплавы.

Коррозия, виды, факторы, ускоряющие и замедляющие процесс, меры предупреждения.

Практическая работа № 14 «Химические свойства металлов».

Тема 7. Металлы главных подгрупп. 15 часов). Щелочные металлы. Соединения, физические и химические свойства.

Кальций, магний: свойства, соединения и их характер. Превращение карбонатов и гидрокарбонатов, жёсткость воды.

Алюминий, амфотерность соединений.

Практическая работа № 15 «Металлы главных подгрупп».

Практическая работа № 16 «Устранение жёсткости воды».

Контрольная работа 4.

Тема 8. Химия переходных металлов (7 часов).

Особенности строения атомов, валентные возможности.

Соединения элементов и их характер в зависимости от степени окисления.

Комплексные соединения.

Тема 9. Металлы побочных подгрупп (18 часов).

I побочная подгруппа – серебро, медь, золото.

II побочная подгруппа – цинк, ртуть.

III побочная подгруппа – общий обзор. Актиноиды, лантаноиды (обзор).

IV побочная подгруппа – титан.

V побочная подгруппа – ванадий.

VI побочная подгруппа – вольфрам.

VII побочная подгруппа – марганец.

Триады – платина.

Железо, хром и их соединения.

Практическая работа № 17 «Соединения хрома и железа».

Практическая работа № 18 «Комплексные соединения».

Контрольная работа 5.

Тема 10. Закономерности химических реакций (11 часов).

Скорость: активные молекулы, энергия активации. Катализ (гомогенный и гетерогенный).

Равновесие и его смещение. Принцип Ле – Шателье. Закон действия масс.

Термохимия: тепловой эффект реакций, теплота образования. Закон Гесса.

Решение задач.

Тема 11. Основы химической технологии (18 часов).

Основные понятия технологии. Профессии.

Научные принципы производства, основные процессы. Принципы работы основных аппаратов.

Признаки классификации химических реакций, примеры.

Производство серной кислоты, аммиака, азотной кислоты.

Удобрения: классификация, роль питательных элементов, свойства, виды. Азотные, фосфорные, калийные удобрения, сырьё для получения, задачи.

Практическая работа 19 «Определение минеральных удобрений».

Тема 12. Металлургия (8 часов).

Классификация металлов. Чёрная и цветная металлургия. Основные способы получения металлов. Решение задач.

Производство чугуна, стали, алюминия.

Контрольная работа 6.

В результате изучения химии ученик должен:

знать / понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; окислительно – восстановительные способности х/э в зависимости от степени окисления и продукты окислительно-восстановительных реакций в зависимости от среды;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; закон Авогадро; объёмные отношения газов; закон Гесса; кратных отношений;

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах первых IV периодов, главных и побочных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; определять электронное семейство х/э; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ и зависимость их от степени окисления;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов I – IV периодов элементов периодической системы Д.И.Менделеева и электронные конфигурации валентных электронов; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, озон,водород, углекислый газ, аммиак; хлороводород, растворы кислот и щелочей, галогенид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, нитрат-, сульфит-, сульфид-ионы; ионы железа, алюминия, калия, натрия, кальция, аммония;

вычислять: массу, объём или количество вещества по уравнению реакций, используя алгоритмы решения задач следующих типов: простые расчётные, газовые законы, термохимические расчёты, содержание примесей и выход продукта, определение избытка реагента, смеси;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации