|
Программа элективного курса «Подготовка учащихся к егэ по информатике» Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г.Альметьевска, РТ
Программа элективного курса
«Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике» (34 часа)
Курс разработала
учитель информатики
высшей квалификационной категории
Тимербаева Аниса Ильдусовна
Альметьевск 2014
Пояснительная записка Авторская программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике» составлена в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс средней (общей) школы по предмету «Информатика и ИКТ» и ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Элективный курс изучается в 11 классе и рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю).
Информатика стала у школьников более востребованной после изменений в обязательном перечне предметов для поступления в российские вузы. Сдача ЕГЭ по этой дисциплине необходима для поступления на более чем 50 специальностей. Так как на изучение информатики и ИКТ отводится 1 час, не остается времени на отработку навыка решения задач и проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.
Актуальность данного курса несомненна: программа средней школы по информатике предусматривает изучение предмета на базовом уровне и не обеспечивает подготовку обучающихся к решению некоторых задач повышенного уровня сложности, которые имеются в заданиях ЕГЭ. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки информатики, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса информатики повторяются на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.
Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ЕГЭ, узнать, какие трудности, «ловушки», подстерегают их при выполнении заданий частей А, В, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Место курса в образовательном процессе
Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения информатики. Его главная задача – формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по информатике. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
В материалах ЕГЭ по информатике встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения информатике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике»
направлен на достижение следующих целей и задач: Цель курса:
- совершенствование приобретенных учащимися знаний, расширение содержания по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
Изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ.
Отработать навыки работы с тестами.
Помочь преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по информатике.
Научить правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения на уроках информатики.
Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету, выявить и восполнить пробелы.
Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
Углубленно изучить отдельные темы курса.
Основные компоненты содержания курса
В основе элективного курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений, полученных ребятами на уроках информатики.
Повторение проводится по основным разделам информатики:
-информация и ее кодирование;
-технология обработки графической и звуковой информации;
-обработка числовой информации;
-системы счисления;
-логика и алгоритмы;
-элементы теории алгоритмов;
- программирование;
-архитектура компьютеров и компьютерных сетей;
-моделирование и компьютерный эксперимент;
-технологии поиска и хранения информации; Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы.
В результате изучения курса учащиеся будут психологически подготовлены к ЕГЭ, т.е. будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать особенности проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ, структуру и содержание КИМов, систему оценивания тестовых работ. Уметь эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией, применять различные методы решения тестовых заданий. ПРИЛОЖЕНИЕ Литература
Ушаков Д.М., Якушкин П.А. Информатика. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2014. — М.: Астрель, 2014.
Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ 2014. Информатика. Тематические тестовые задания. — М.: Экзамен, 2014.
Лещинер В.Р. ЕГЭ 2014. Информатика. Типовые тестовые задания. — М.: Экзамен, 2013.
Лещинер В.Р. ЕГЭ 2014. Информатика. Тренировочные экзаменационные задания. — М.: ЭКСМО, 2013.
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин А.П. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Информатика. — М.: Интеллект-центр, 2014.
Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А. Информатика. Подготовка к ЕГЭ в 2014 году. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2013.
Самылкина Н.Н., Островская Е.М., Кузнецова Е.Ю. ЕГЭ 2014. Информатика. Тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2013.
Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2014. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2013.
Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2014. — Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
https://fipi.ru/
https://inf.reshuege.ru/
https://ege.yandex.ru/informatics/
https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
https://infoegehelp.ru/
https://ctege.info/ege-po-informatike/
Средства обучения Аппаратные средства:
ПК;
мультимедиапроектор;
принтер;
глобальная сеть.
Программные средства;
операционная система Windows;
пакет офисных приложений Microsoft Office.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ. Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. «Информация и ее кодирование»
Решение тренировочных задач на измерение количества информации, скорости передачи информации, кодирование текстовой, звуковой, графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование и декодирование информации. 2.2. «Технология обработки графической и звуковой информации»
Способы компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель». 2.3. «Системы счисления»
Позиционные системы счисления. Кодирование чисел в разных системах счисления.
2.4. «Логика»
Основные понятия и определения логических операций. Составление таблицы истинности логической функции. Проверка истинности логического выражения. Решение задач с отрезками. Сложные запросы для поисковых систем. Логические уравнения. Решения систем логических уравнений. Метод отображений для решения систем логических уравнений 2.5. «Алгоритмы»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры. 2.6. «Программирование»
Алгоритмизация и основы программирования. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Операторы присваивания и ветвления. Анализ программ с циклами и условными операторами. Анализ программ с циклами и подпрограммами. Рекурсивные алгоритмы. Перебор вариантов, динамическое программирование. Обработка массивов и матриц. Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач на составление программы.
2.7. «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, правила именования каталогов и файлов. 2.8. «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по данной теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию. 2.9. «Технология обработки информации в электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм. 2.10. «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
Организация реляционных баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка. 2.11. «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете. Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование
разделов и тем
| Количество часов
| Всего
| Теория
| Практические занятия
| Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
| 1
| 1
|
| 1.1. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.
| 1
| 1
|
| Раздел 2. «Тематические блоки»
| 31
| 11
| 20
| 2.1. «Информация и ее кодирование»
| 3
| 1
| 2
| 2.2. «Технология обработки графической и звуковой информации»
| 2
| 1
| 1
| 2.3. «Системы счисления»
| 2
| 1
| 1
| 2.4. «Логика»
| 3
| 1
| 2
| 2.5. «Алгоритмы»
| 3
| 1
| 2
| 2.6. «Программирование»
| 6
| 1
| 5
| 2.7. «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
| 2
| 1
| 1
| 2.8. «Моделирование и компьютерный эксперимент»
| 2
| 1
| 1
| 2.9. «Технология обработки информации в электронных таблицах»
| 3
| 1
| 2
| 2.10. «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
| 3
| 1
| 2
| 2.11. «Телекоммуникационные технологии»
| 2
| 1
| 1
| Раздел 3. «Тренинг по вариантам».
| 2
|
| 2
| Всего
| 34
| 12
| 22
| Тематическое содержание
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| 1
| Вводное занятие. (Что такое ЕГЭ, КИМы, требования к их выполнению)
| 1
| 2
| Информация и ее кодирование. Количество информации, ее информационный объем. Решение тренировочных задач на измерение количества информации, скорости передачи информации, кодирование текстовой, звуковой, графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование и декодирование информации.
| 3
| 3
| Методы решения задач по теме: «Моделирование и компьютерный эксперимент».
| 2
| 4
| Позиционные системы счисления. Кодирование чисел в разных системах счисления.
| 2
| 5
| Основные понятия и определения логических операций. Составление таблицы истинности логической функции. Проверка истинности логического выражения. Решение задач с отрезками.Логические уравнения. Решения систем логических уравнений. Метод отображений для решения систем логических уравнений.
| 3
| 6
| Основные алгоритмические конструкции. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
| 3
| 7
| Алгоритмизация и основы программирования. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Операторы присваивания и ветвления. Анализ программ с циклами и условными операторами. Анализ программ с циклами и подпрограммами.
| 3
| 8
| Рекурсивные алгоритмы. Перебор вариантов, динамическое программирование. Обработка массивов и матриц. Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач.
| 3
| 9
| Основные понятия классификации программного обеспечения, структуры файловой системы, правила именования каталогов и файлов.
| 2
| 10
| Способы компьютерного представления векторных и растровых изображений.
| 2
| 11
| ЭТ. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
| 3
| 12
| Организация реляционных баз данных. Технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка
| 3
| 13
| Телекоммуникационные технологии.
Технология адресации и поиска информации в Интернете
| 2
| 14
| Тренировочное тестирование
| 2
|
| итого
| 34
|
|
|
|