Главная страница

Программа элективного курса «Подготовка учащихся к егэ по информатике»



Скачать 126.9 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Подготовка учащихся к егэ по информатике»
Дата07.04.2016
Размер126.9 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г.Альметьевска, РТ

Программа элективного курса

«Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике»
(34 часа)


Курс разработала

учитель информатики

высшей квалификационной категории

Тимербаева Аниса Ильдусовна


Альметьевск 2014


Пояснительная записка
Авторская программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике» составлена в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс средней (общей) школы по предмету «Информатика и ИКТ» и ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Элективный курс изучается в 11 классе и рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю).

Информатика стала у школьников более востребованной после изменений в обязательном перечне предметов для поступления в российские вузы. Сдача ЕГЭ по этой дисциплине необходима для поступления на более чем 50 специальностей. Так как на изучение информатики и ИКТ отводится 1 час, не остается времени на отработку навыка решения задач и проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.

Актуальность данного курса несомненна: программа средней школы по информатике предусматривает изучение предмета на базовом уровне и не обеспечивает подготовку обучающихся к решению некоторых задач повышенного уровня сложности, которые имеются в заданиях ЕГЭ. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки информатики, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса информатики повторяются на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.

Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ЕГЭ, узнать, какие трудности, «ловушки», подстерегают их при выполнении заданий частей А, В, а также «подсказки» для успешного их выполнения.
Место курса в образовательном процессе

Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения информатики. Его главная задача – формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по информатике. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

В материалах ЕГЭ по информатике встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения информатике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.


Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике»

направлен на достижение следующих целей и задач:
Цель курса:

- совершенствование приобретенных учащимися знаний, расширение содержания по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:


  • Изучить структуру и содержание контроль­ных измерительных материалов по информатике и ИКТ.

  • Отработать навыки работы с тестами.

  • Помочь преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

  • Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по информатике.

  • Научить правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

  • Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения на уроках информатики.

  • Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету, выявить и восполнить пробелы.

  • Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

  • Углубленно изучить отдельные темы курса.


Основные компоненты содержания курса

В основе элективного курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений, полученных ребятами на уроках информатики.

Повторение проводится по основным разделам информатики:

-информация и ее кодирование;

-технология обработки графической и звуковой информации;

-обработка числовой информации;

-системы счисления;

-логика и алгоритмы;

-элементы теории алгоритмов;

- программирование;

-архитектура компьютеров и компьютерных сетей;

-моделирование и компьютерный эксперимент;

-технологии поиска и хранения информации;
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы.

В результате изучения курса учащиеся будут психологически подготовлены к ЕГЭ, т.е. будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать особенности проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ, структуру и содержание КИМов, систему оценивания тестовых работ. Уметь эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией, применять различные методы решения тестовых заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература

  1. Ушаков Д.М., Якушкин П.А. Информатика. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2014. — М.: Астрель, 2014.

  2. Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ 2014. Информатика. Тематические тестовые задания. — М.: Экзамен, 2014.

  3. Лещинер В.Р. ЕГЭ 2014. Информатика. Типовые тестовые задания. — М.: Экзамен, 2013.

  4. Лещинер В.Р. ЕГЭ 2014. Информатика. Тренировочные экзаменационные задания. — М.: ЭКСМО, 2013.

  5. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин А.П. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Информатика. — М.: Интеллект-центр, 2014.

  6. Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А. Информатика. Подготовка к ЕГЭ в 2014 году. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2013.

  7. Самылкина Н.Н., Островская Е.М., Кузнецова Е.Ю. ЕГЭ 2014. Информатика. Тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2013.

  8. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2014. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2013.

  9. Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2014. — Ростов-на-Дону: Легион, 2013.



СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ





  1. https://fipi.ru/

  2. https://inf.reshuege.ru/

  3. https://ege.yandex.ru/informatics/

  4. https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm

  5. https://infoegehelp.ru/

  6. https://ctege.info/ege-po-informatike/



Средства обучения
Аппаратные средства:

  • ПК;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • глобальная сеть.

Программные средства;

  • операционная система Windows;

  • пакет офисных приложений Microsoft Office.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»

Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»

2.1. «Информация и ее кодирование»

Решение тренировочных задач на измерение количества информации, скорости передачи информации, кодирование текстовой, звуковой, графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование и декодирование информации.
2.2. «Технология обработки графической и звуковой информации»

Способы ком­пьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «простран­ственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графи­ческий примитив», «пиксель».
2.3. «Системы счисления»

Позиционные системы счисления. Кодирование чисел в разных системах счисления.

2.4. «Логика»

Основные понятия и определения логических операций. Составление таблицы истинности логической функции. Проверка истинности логического выражения. Решение задач с отрезками. Сложные запросы для поисковых систем. Логические уравнения. Решения систем логических уравнений. Метод отображений для решения систем логических уравнений
2.5. «Алгоритмы»

Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
2.6. «Программирование»

Алгоритмизация и основы программирования. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Операторы присваивания и ветвления. Анализ программ с циклами и условными операторами. Анализ программ с циклами и подпрограммами. Рекурсивные алгоритмы. Перебор вариантов, динамическое программирование. Обработка массивов и матриц. Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач на составление программы.

2.7. «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

Основные понятия классифика­ции программного обеспечения, свойств и функциональных воз­можностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, правила именования каталогов и файлов.
2.8. «Моделирование и компьютерный эксперимент»

Повторение методов решения задач по данной теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
2.9. «Технология обработки информации в электронных таблицах»

Основные правила адреса­ции ячеек в электронной таблице. Понятие абсо­лютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
2.10. «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»

Организация реляционных баз дан­ных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
2.11. «Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование

разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практические занятия

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»

1

1




1.1. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.

1

1




Раздел 2. «Тематические блоки»

31

11

20

2.1. «Информация и ее кодирование»

3

1

2

2.2. «Технология обработки графической и звуковой информации»

2

1

1

2.3. «Системы счисления»

2

1

1

2.4. «Логика»

3

1

2

2.5. «Алгоритмы»

3

1

2

2.6. «Программирование»

6

1

5

2.7. «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

2

1

1

2.8. «Моделирование и компьютерный эксперимент»

2

1

1

2.9. «Технология обработки информации в электронных таблицах»

3

1

2

2.10. «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»

3

1

2

2.11. «Телекоммуникационные технологии»

2

1

1

Раздел 3. «Тренинг по вариантам».

2




2

Всего

34

12

22

Тематическое содержание





п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводное занятие. (Что такое ЕГЭ, КИМы, требования к их выполнению)

1

2

Информация и ее кодирование. Количество информации, ее информационный объем. Решение тренировочных задач на измерение количества информации, скорости передачи информации, кодирование текстовой, звуковой, графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование и декодирование информации.

3

3

Методы решения задач по теме: «Моделирование и компьютерный эксперимент».

2

4

Позиционные системы счисления. Кодирование чисел в разных системах счисления.

2

5

Основные понятия и определения логических операций. Составление таблицы истинности логической функции. Проверка истинности логического выражения. Решение задач с отрезками.Логические уравнения. Решения систем логических уравнений. Метод отображений для решения систем логических уравнений.

3

6

Основные алгоритмические конструкции. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

3

7

Алгоритмизация и основы программирования. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Операторы присваивания и ветвления. Анализ программ с циклами и условными операторами. Анализ программ с циклами и подпрограммами.

3

8

Рекурсивные алгоритмы. Перебор вариантов, динамическое программирование. Обработка массивов и матриц. Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач.

3

9

Основные понятия классифика­ции программного обеспечения, структуры файловой системы, правила именования каталогов и файлов.

2

10

Способы ком­пьютерного представления векторных и растровых изображений.

2

11

ЭТ. Понятие абсо­лютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.

3

12

Организация реляционных баз дан­ных. Технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка

3

13

Телекоммуникационные технологии.

Технология адресации и поиска информации в Интернете

2

14

Тренировочное тестирование

2




итого

34