Главная страница

Характеристика учебного



Скачать 122.78 Kb.
НазваниеХарактеристика учебного
Дата11.04.2016
Размер122.78 Kb.
ТипДокументы

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета


При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Цели


Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего общего образования отводится не менее 170 часов из расчета 2 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Тематическое планирование составлено к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2011 - 1012 годов на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом с учётом методических рекомендаций МИОО.

Подчеркиванием выделен материал, содержащийся в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, но отсутствующий в учебнике Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2000-2004 годов. В скобках указан номер учебного пособия, представленного в списке литературы, где можно найти материал по указанной теме.

В примерном поурочном планировании первый вариант рассчитан на 3 часа в неделю, второй вариант на 2 часа в неделю в первом полугодии и 3часа в неделю во втором полугодии.

Тематическое планирование

(2 ч в неделю в I полугодии, всего – 68 ч)

Глава I. Действительные числа (8 часов).

Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и его свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.

Глава II. Степенная функция (8 часов).

Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой. Свойства функции: монотонность, четность и нечетность, ограниченность.

Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.

Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

Равносильность уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений.

Глава III. Показательная функция (9 часов).

Показательная функция, ее свойства и график. Решение показательных уравнений и неравенств и их систем. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных.

Глава IY. Логарифмическая функция (12 часов).

Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число e. Преобразование простейших выражений, включающих арифметические операции, операцию возведение в степень и операцию логарифмирования.

Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств.

Глава Y. Тригонометрические формулы (16 часов).

Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла и числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Глава YI. Тригонометрические уравнения (8 часов).

Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений.
Тема YII. Элементы комбинаторики и статистики (6 часов).

Табличное и графическое представление данных.

Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

Элементы статистики и комбинаторики (6 часов).
Примерное поурочное планирование

2 ч в неделю,

всего – 68 ч

Номер урока

Номер параграфа

Содержание учебного материала


Количество часов

Глава I. Действительные числа

8

1

1

Целые и рациональные числа

1

2

2 - 3

Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

1

3 - 4

4

Арифметический корень натуральной степени

2

5 - 6

5

Степень с рациональным и действительным показателем и ее свойства

3

7




Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Действительные числа"

1

8




Контрольная работа №1 по теме "Действительные числа"

1

Глава II. Степенная функция

8

9 - 10

6

Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.

2

11 - 12

7

Взаимно обратные функции

2

13

8

Равносильные уравнения и неравенства

1

14

9

Иррациональные уравнения

1

15




Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Степенная функция"

1

16




Контрольная работа №2 по теме "Степенная функция"

1

Глава III. Показательная функция

9

17 - 18

11

Показательная функция, ее свойства и график

2

19 – 20

12

Показательные уравнения

2

21 – 22

13

Показательные неравенства

2

23

14

Системы показательных уравнений и неравенств

1

24




Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Показательная функция»

1

25




Контрольная работа №3 по теме «Показательная функция»

1

Глава IY Логарифмическая функция

12

26

15

Логарифмы

1

27 - 28

16

Свойства логарифмов

2

29

17

Десятичные и натуральные логарифмы

1

30 – 31

18

Логарифмическая функция, ее свойства и график

2

32 – 33

19

Логарифмические уравнения

2

34 - 35

20

Логарифмические неравенства

2

36




Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Логарифмическая функция»

1

37




Контрольная работа №4 по теме «Логарифмическая функция»

1

Глава Y. Тригонометрические формулы

16

38

21

Радианная мера угла

1

39

22

Поворот точки вокруг начала координат

1

40

23

Определение синуса, косинуса и тангенса угла

1

41

24

Знаки синуса, косинуса и тангенса

1

42 - 44

25

Зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла

2

44 - 45

26

Тригонометрические тождества

2

43

27

Синус, косинус и тангенс углов g и -g

1

44

28

Формулы сложения

1

45

29

Синус, косинус и тангенс двойного угла

1

46 – 47

31

Формулы приведения

2

48

32

Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов

1

49




Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические формулы»

1

50




Контрольная работа №5 по теме «Тригонометрические формулы»

1

Глава YI. Тригонометрические уравнения

8

51 - 52

33

Уравнение cos x = a

2

53 - 54

34

Уравнение sin x = a

2

55

35

Уравнение tg x = a

1

56

36

Решение тригонометрических уравнений

1

57




Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические уравнения»

1

58




Контрольная работа №6 по теме «Тригонометрические уравнения»

1

Глава YII. Тригонометрические функции

4

59

40

Свойства функции y = cos x и её график

1

60

41

Свойства функции y = sin x и её график

1

61

42

Свойства функции y = tg x и её график

1

62




Решение задач по теме «Тригонометрические функции»

1

63 - 68




Элементы статистики и комбинаторики

6


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ


В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.



Алгебра

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций;

  • описывать по графику поведение и свойства функций,;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Уравнения и неравенства

уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей;

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • анализа информации статистического характера.