РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 8 классов
на 2012-2013 учебный год составлена в соответствии с государственным стандартом
среднего, полного общего образования по химии
Учитель I категории
Чупрун Марина
Александровна
г. Омутнинск
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Изучение химии в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н., которая рекомендована Министерством образования (2006 г.) Программа предназначена для организации обучения химии по учебнику «Химия -8» (авторский коллектив Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф). Планирование рассчитано на 102 часа (по 3 часа в неделю).
Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Обращаем внимание на то, что обязательный минимум не устанавливает определенный порядок тем и время, отведенное на изучение каждой темы, поэтому, в течение года возможны изменения в количестве часов на изучение отдельных тем в зависимости от степени их усвоения учащимися. Требования и результаты усвоения учебного материала по неорганической химии
8 класс
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции,
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи,
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи.
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, окислитель и восстановитель,
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
«Химия -8». Учебник. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф. 2006г.
Задачник к учебнику «Химия -8». Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф.2006г
Для учителя
Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. Дрофа, 2004.
Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана –Граф, 2006.
Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2007
Мультимедиа. Химия: базовый курс 8-9 класс. Образовательная коллекция.
Тематическое планирование уроков химии в 8 классе
(автор учебника Н. Е. Кузнецова, 102ч.)
|
| № урока
| Тема урока
| Цели
| Элементы
содержания
изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО
| Информационное сопровождение
| Дом. задание
| Тип урока
| Форма урока
| Дата
| по плану
| по факту
| « Введение» (2 ч. + 1 прак. раб.)
|
|
| Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
| Сформировать у учащихся понятие о химии как науки о веществах, их свойствах и превращениях
Ознакомить с достижениями химии и их правильном использовании.
| Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
| Коллекции физических тел. Изделия из простых и сложных веществ.
Опыты: 1) взаим. мела с соляной кислотой; 2) помутнение известковой воды, 3) измельчение и горение сахара, 4)плавление парафина.
Портреты ученых.
| §1 упр. 3,4,5. Подг. 3 сообщения по истории химии по 3 мин.
Правила Т.Б. на стр.104.
§2, упр.1,2,3.
Подготов. к практ. работе
| Урок изучения нового материала.
| Вводный
|
|
|
|
| Практ. работа №1 по теме Лабораторное оборудование и хим. посуда.
| Сформировать умение обращаться с лабораторным оборудованием.
| Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
| Лабораторное оборудование и хим. посуда.
|
| практическое применение знаний, умений
| Урок-практикум
|
|
|
| Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения.
|
| Глава 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения
(18ч)
|
|
| Понятие вещество в физике и химии. Физические и химические явления.
| Сформировать у учащихся понятия о физических и химических явлениях. Рассмотреть отличие физ. явлений от химических.
| Д.О. Образцы простых и сложных веществ.
Л.О. Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
| Опыты: 1) взаим. мела с соляной кислотой; 2) помутнение известковой воды, 3) измельчение и горение сахара, 4)плавление парафина.
| §3,4 упр.1-5.
| Урок изучения нового материала.
| Интегрированный
|
|
|
|
| Атомы, молекулы, химические элементы.
| Сформировать у учащихся понятия о атомах, молекулах и химических элементах
| Атомы и молекулы. Химический элемент. Качественный и количественный состав вещества.
| Табл. Строение молекул простых и сложных веществ.
| §5 упр.1-5.
| комбинированный
| Урок дискуссия
|
|
|
|
| Формы существования химических элементов, простые и сложные вещества
| Сформировать у учащихся понятия о различных формах существования химических элементов, о простых и сложных веществах.
| Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).
| Табл. Строение молекул простых и сложных веществ.
| §6 упр.1-3.
| комбинированный
| Урок дискуссия
|
|
|
|
| Закон постоянства состава. Состав веществ. Химические формулы.
| Раскрыть значение закона постоянства состава вещества для составления и выведения формул.
| Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева. Шаростержневые модели молекул, атомов.
| §7 упр.1-3
| Урок изучения нового материала.
| Урок дискуссия с элементами практикума
|
|
|
|
| Атомно-молекулярное учение.
| Раскрыть основные положения АМУ
|
| Портреты ученых.
| §8 упр.1-3
| Урок изучения нового материала.
| Лекция
|
|
|
|
| Относительная атомная масса элемента и относ. молекулярная масса в-ва
| Сформировать понятия об относительной атомной массе элемента и относительной молекулярной массе в-ва
| Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.
З.: Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева.
| §9 упр.1-4
§10 упр.1-2, 4 -7
| комбинированный
| Урок практикум
|
|
|
|
| Массовые доли элементов в веществе
| Сформировать умения рассчитывать молекулярную массу в-ва и массовые доли элементов в соединениях.
| З.: Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева
| §10 упр.1-2, 4 -7
|
|
|
|
|
|
| Химический знак и химическая формула.
| Раскрыть смысловое значение химического знака и химической формулы.
| Язык химии.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева
| §11 упр.1-3
| Урок изучения нового материала.
| Урок дискуссия с элементами практикума
|
|
|
| Решение задач: расчёты по химическим формулам
| Сформировать умения рассчитывать молекулярную массу в-ва и массовые доли элементов в соединениях.
| З.: Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева
| §11 упр.1-3
| Урок изучения нового материала.
| Урок практикум
|
|
|
| Система химических элементов Д.И. Менделеева.
| Познакомить учащихся со строением П.С.Х.Э. и установить закономерности расположения элементов в ней.
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева
| §12 упр.1-3
| комбинированный
| Лекция
|
|
|
|
| Валентность химических элементов
| Сформировать понятие валентности.
| Понятие о валентности и степени окисления.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева
| §13 упр.1-3
| Урок изучения нового материала.
| Лекция
|
|
|
|
| Составление формул по валентности
| Развивать способность определять валентность элементов по формуле и по валентности составлять формулы.
| Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева
| §14 упр.1-5
| формирование новых умений;
| Урок дискуссия с элементами практикума
|
|
|
|
| Количество вещества. Моль, Молярная масса
| На основе математических знаний ввести понятие «доля» как «часть от целого»
| Количество вещества, моль. Д.: Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева, формулы.
| § 15 упр.1,2,3
| комбинированный
| Урок дискуссия с элементами практикума по решению
задач
|
|
|
|
| Решение задач: расчёты по химическим формулам
| Сформировать умения производить расчеты
|
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева
| §15 упр.1-3
| Урок изучения нового материала.
| Урок практикум
|
|
|
|
| Молярная масса.
| Сформировать представление о молярной массе вещества
| Молярная масса.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева, формулы.
| § 16 упр.1-5
| Урок изучения нового материала.
| Урок дискуссия с элементами практикума по решению задач
|
|
|
|
| Молярный объем
газов.
| Сформировать представление о молярном объеме газов, научить пользоваться им при определении массы по известному количеству и наоборот
| Молярный объем.
Д.О. Модель молярного объема газов.
| Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева, формулы.
| § 16 упр.1-5
| Урок изучения нового материала.
| Урок дискуссия с элементами практикума по решению задач
|
|
|
|
| Решение задач: расчёты по химическим формулам
| Формировать умения учащихся производить расчеты по формулам
|
|
| § 16 упр.1-5
| обобщения и систематизации изученного
| Урок - практикум
|
|
|
|
| Повторение и обобщение материала по теме «Вещества и химические явления»
| Повторить, обобщить и систематизировать сведения по теме.
|
| Сборники задач и упражнений, Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева.
| § 1-16 повтор
| обобщения и систематизации изученного
| Урок повторения с элементами игры
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме «Вещества и химические явления»
| Контроль за усвоением учащимися темы
|
|
|
| контроль и коррекция знаний, умений;
| Зачет
|
|
|
| Глава 2. Методы химии (3ч.)
|
|
| Методы химии
| Формировать представление о наблюдении, описании, измерении, эксперименте как основных методах химии
| Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.
| Опыт : взаимодействие соды с кислотами уксусной и лимонной
|
| комбинированный
| Урок дискуссия с элементами практикума по решению
задач
|
|
|
|
| Анализ и синтез веществ
| Формировать представление о химическом анализе и синтезе
| Понятие о химическом анализе и синтезе Методы анализа веществ.
|
|
| комбинированый
| Лекция с элементами демонстрационных опытов
|
|
|
| |