|
Программа учебной практики «Проектная деятельность» 5 8 класс 2014-2015 учебный год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1г. Советский «Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе директор МБОУСОШ№1 г. Советский
________________________ Т.В.Дидич ________________А.В. Бричеев
«28» августа 2014 г. «1» сентября 2014 г
Программа
учебной практики «Проектная деятельность»
5 - 8 класс 2014-2015 учебный год
Учитель: Симигук Елена Ивановна
Квалификационная категория: высшая
Программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд ».
Количество часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 70часов Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.
г. Советский
2014 г. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРАКТИК ПО ТЕХНОЛОГИИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
в 5 - 8 классах
Учитель: Е.И. Симигук
Пояснительная записка Курс «Проектная деятельность» поможет учащимся 5 – 8 классов глубже осмыслить и связать знания отдельных предметов в общее представление о создании собственных проектируемых изделий.
Программа курса рассчитана на 70 часов в год. Курсу присущи практико-ориентированная и профориентационная направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект.
Цель курса – сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной
исследовательской работы; формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-технологическому направлению обучения и будущей профессиональной деятельности.
Из основной цели вытекают следующие задачи курса:
- научить выделять проблему из общей массы информации;
- развивать практико - деятельностные умения в области технологии и искусства;
- научить вести исследования;
- развивать творческие способности и интерес к выполнению проектов;
- привить навыки правильного формулирования темы исследования;
- сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации;
- сформировать умения анализировать данные и делать выводы;
- сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- научить правильно, оформлять проект;
- развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект.
В процессе освоения данного курса обучающиеся приобретают знания о:
- мире современных профессий в сфере обслуживания и художественно-творческой деятельности;
- этапах выполнения и защиты творческого проекта;
- технологии выполнения работ декоративно-прикладного искусства.
На основе усвоенных знаний формируются умения:
- планировать проектную деятельность;
- выполнять и представлять творческие проекты;
- выполнять декоративно-прикладные работы.
Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использовать элементы причин: следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах проекта, презентации..
Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующе дидактико-технологического оснащения:
1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:
• библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
• слайд-лекции по ключевым темам курса;
• редакторы текста, презентаций, электронных страниц;
• графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).
2. Схемы, плакаты, таблицы.
3. Интернет-ресурсы. Формы работы : групповая – совместно-индивидуальная,совместно-взаимодействующая;Самостоятельная – индивидуально-практические работы, самопроверка, предварительное выполнение практической работы, составление опорных конспектов, применение познанных объектов к объяснению новых фактов, применение знаний в творческой деятельности, домашние работы выполняются самостоятельно.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно- следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства.
При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе: способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, ис-пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд, инструкционная карта).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами (лингвистического, исторического) анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации технологические сведения, участвовать в дискуссиях по техническим проблемам.
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно- коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям, чувство национальной гордости и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
- понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества;
- основы бизнес-планирования;
- потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
- понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;
- технологию обработки материалов.
Должны уметь:
- проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;
- проводить расчеты и обоснование проекта;
- выполнять эскизные работы проекта;
- выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
- правильно организовывать учебное место.
Должны владеть компетенциями:
- учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
- информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты проектов);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, уме¬ние самостоятельно принимать решения, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
Курс предназначен для учащихся 6-9 классов.
Курс заканчивается защитой проектов. Программа курса предполагает преемственность с ранее изучаемым материалом предметных областей «технология» и «искусство».
Программный материал может использоваться как для раздельного, так и совместного обучения юношей и девушек. Содержание курса « Проектная деятельность» Тема 1. Основы проектирования (2 часа)
Разъяснить целевую установку курса. Классификация проектов. Выбор и обоснование темы проекта: выявление проблемы, планирование работы. Основные законы художественного моделирования. Критерии оценки изделия, правила проведения экспертизы. Сдача экспертизы. Тема 2. Алгоритм дизайна (4 часа)
Содержание основных этапов проектной деятельности – алгоритм дизайна. Дать понятие о творчестве вообще, техническом творчестве. Показать, что творчество – это качественный скачек, на основе существенного количества переработанной информации. Научить рассуждать, составлять план или схему работы. Пояснить, как правильно подбирать литературные источники. Работа с источниками и их анализ. Тема 3. Создание банка идей (4 часа)
Создание образа изделия через изменение размеров, материалов, совмещение функций, комбинирование аналогов.
На основании полученных результатов создать возможные образы будущего изделия. Формирование банка идей и предложений. Сдача эскизов первоначальных идей. Тема 4. Потребности изменяют изделие (4 часа)
Изучение и анализ существующих изделий по выбранной теме. Определение потребностей в усовершенствовании изделия. Составление ряда эволюционного развития будущего изделия. Тема 5.Маркетинговое исследование (4 часа)
Ознакомительное, изучающее чтение специальной литературы. Конспектирование: виды конспектов. Сбор и уточнение информации. Решение промежуточных задач. Выбор оптимального варианта. Выполнение эскизов по решению промежуточных задач. Сдача эскизов оптимального варианта. Тема 6. Научный подход в проектировании изделий (4 часа)
Источники научной информации для дизайнера. Технологический процесс. Выявление и анализ трудностей возникающих при выполнении проекта. Совместно-взаимодействующая форма групповой работы учащихся.
Тема 7. Материализация проекта (8 часов)
Создание макета или опытного образца проектируемого изделия. Изготовление макета, образца. Проверка соответствия предъявляемым требованиям. Выявление и анализ дефектов. Защита макета, образца. Тема 8.Экспертиза изделия (2часа)
Дать практические советы по разработке критериев проектируемого изделия. Требования к выбору и качеству объекта. Заслушать и обсудить аргументы выбранных идей. Тема 9. Выбор материалов (4 часа)
Выбор, исследование и анализ материалов по ряду факторов. Составление диаграммы выбора материалов.
Заслушать и обсудить результаты проведенных исследований.
Тема 10. Составление спецификации (2 часа)
Определение предназначения проекта, результата и эксклюзивности работы. Эргономические характеристики. Составление спецификации. Тема 11. Изучение покупательского спроса изделия (2часа)
Подбор вопросов и составление анкеты по изучению покупательского спроса на проектируемое изделие. Требования к анкете. Проведение опроса различных групп людей, анализ, выводы. Блиц - контрольная. Тема 12. Составление чертежей частей изделия (2 часа)
Подготовка необходимых материалов для выполнения изделия. Первоначальный подсчет себестоимости. Составление чертежей, схем, выкроек проектируемого изделия.
Тема 13. Составление технологических карт (2 часа)
Правила составления технологических карт, по этапам, проектируемого изделия. Схематическое изображение этапов проектирования. Изготовление технологических карт. Тема 14. Технологическая последовательность изготовления изделия (8 часов)
Этапы изготовления проектируемого изделия. Технологическая последовательность, Изготовление проектируемого изделия. Тема 15.Экологическое обоснование и экспертиза (2 часа)
Загрязнение среды при производстве проектируемого изделия. Экологичность при использовании и утилизации проектируемого изделия. Фронтальный опрос мнений.
Тема 16. Экономические расчеты (4 часа)
Изучение потребности данного изделия на рынке аналогичных товаров. Возможность массового производства. Расчет себестоимости. Уровень продажной цены. Экономическое обоснование проектируемого изделия. Тема 17. Оформление пояснительной записки к проекту (8 часов)
Показать, как весь наработанный материал должен быть логично распределен по разделам и параграфам. Требования к оформлению. Обобщение и систематизация полученных знаний. Оформление пояснительной записки к проектируемому изделию. Тема 18. Презентация изделия (4 часа)
Подготовка изделия к демонстрации. Реклама, отчет о проделанной работе. Презентация и защита проекта. Критерии оценки проекта. № п/п
| Тема занятия
| Всего
часов
| Содержание теоретического материала
| Практическая работа
| Формы контроля
| Дата
| 1
| Выбор и обоснование темы проекта
| 2
| Разъяснить целевую установку курса, раскрыть смысл обучения по данной проблеме.
Выбор и обоснование темы проекта.
Законы художественного конструирования.
Экспертиза и оценка изделий.
| Экспертиза изделия
| Сдача экспертизы
| 6.09
| 2
| Алгоритм дизайна.
Последовательность проектирования.
| 2
2
| Содержание основных этапов – алгоритм дизайна.
Последовательность проектирования.
| Знакомство с литературой по основам художественного проектирования.
Просмотр проспектов, журналов.
| Сдача анализа источников
| 13-20.09
| 3
| Создание банка идей.
Создание образа изделия.
| 2
2
| Формирование банка идей и предложений.
Создание образа изделия.
Изменение размеров.
Выбор материалов.
Совмещение функций.
Комбинирование известных аналогов.
Комбинирование идей.
| Создание возможных образов будущего изделия в рисунках, эскизах.
Прорисовывание элементов конструкции.
| Сдача эскизов
первоначальных идей
| 27.09
4.10
| 4
| Анализ существующих изделий.
Определение потребностей в усовершенствовании.
| 2 2
| Анализ существующих изделий.
Определение потребностей в усовершенствовании.
| Составление ряда эволюционного развития будущего изделия.
|
| 11-18.10
| 5
| Сбор и уточнение информации.
Решение промежуточных задач.
| 2 2
| Маркетинговое исследование. Сбор и уточнение информации.
Решение промежуточных задач.
Выбор оптимального варианта.
| Работа с источниками. Выполнение эскизов по решению промежуточных задач.
| Сдача эскизов оптимального варианта
| 25.10
1.11
| 6
| Научный подход в проектировании изделий.
Источники научной информации для дизайнера.
| 2 2
| Источники научной информации для дизайнера.
Технологический процесс.
| Выявление и анализ трудностей возникающих при выполнении проекта.
|
| 11-18.11
| 7
| Материализация проекта.
Создание макета.
Создание образа проектированного изделия.
Выявление и анализ дефектов.
| 2
2
2
2
| Создание макета или опытного образца проектируемого изделия.
Выявление и анализ дефектов.
| Изготовление макета, образца.
Проверка соответствия предъявляемым требованиям.
| Защита макета, образца
| 25.11
2-16.12
| 8
| Экспертиза изделия.
| 2
| Разработка критериев проектируемого изделия.
Требование к выбору и качеству объекта.
| Необходимо аргументировать свою идею.
|
| 23.12
| 9
| Выбор материалов.
Исследование и анализ материалов по ряду факторов.
| 2
2
| Выбор, исследование и анализ материалов по ряду факторов.
| Диаграмма выбора материалов.
|
| 13-17.01
| 10
| Составление спецификации.
| 2
| Каков будет результат проекта.
Для кого предназначен.
Эксклюзивна работа или для массового производства.
Эргономические характеристики.
| Составить спецификацию
|
| 24.01
| 11
| Изучение покупательского спроса изделия.
| 2
| Анкета по изучению покупательского спроса на проектируемое изделие.
Требования к анкете.
| Провести опрос 10 человек из различных групп людей по анкете, проанализировать, сделать вывод.
| Блиц-контрольная
| 27.01
| 12
| Составление чертежей частей изделия.
| 2
| Подготовка необходимых материалов для выполнения изделия.
Первоначальный подсчет себестоимости.
| Составление чертежей, схем, выкроек проектируемого изделия.
|
| 7.02
| 13
| Составление технологических карт.
| 2
| Составление технологических карт по этапам , со схематическими изображениями.
| Изготовление технологических карт.
|
| 14.02
| 14
| Технологическая последовательность изготовления изделия.
| 8
| Технологическая последовательность изготовления проектируемого изделия.
| Изготовление проектируемого изделия.
|
| 21.02
28.02-21.03
| 15
| Экологическое обоснование и экспертиза.
| 2
| Загрязнение среды при производстве.
Экологичность при использовании и утилизации.
| Экспертиза проектируемого изделия.
| Фронтальный опрос
| 4.04
| 16
| Экономические расчеты.
| 4
| Потребность данного изделия на рынке.
Возможности массового производства.
Себестоимость.
Уровень продажной цены.
| Экономическое обоснование проектируемого изделия.
|
| 11-18.04
| 17
| Оформление пояснительной записки к проекту
| 8
| Требования к оформлению пояснительной записки к проекту.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
| Оформление пояснительной записки.
|
| 25.04
2-16.05
| 18
| Презентация изделия.
| 4
| Подготовка изделия к демонстрации.
Реклама, упаковка, ярлык, бренд.
Отчет о проделанной работе.
| Реклама, упаковка, бренд.
Отчет о проделанной работе
| Защита проекта
| 23.05
30.05
|
| Итого:
| 70
|
|
|
|
|
Рекомендуемая литература
Литература для учителя:
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.- М.; Вентана - Граф 2004.- 112 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ред. Е.С. Полат. - М.; Издательский центр «Академия»,2002.-272 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.; Народное образование, 1998.-321 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.; АРКТИ, 2004.- 80с.
Литература для обучающихся: 1. Технология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.; Вентана-Граф,
2000.- 312. |
|
|