Главная страница

Протокол № от приказ № от муниципальное общеобразовательное учреждения



Скачать 115.83 Kb.
НазваниеПротокол № от приказ № от муниципальное общеобразовательное учреждения
Дата18.04.2016
Размер115.83 Kb.
ТипПротокол

«Рассмотрено» «Утверждено»

На педагогическом совете Директором МКУ «Чеховская ООШ»

Протокол №____ от «___» ________ Приказ №_____ от «____» __________

Муниципальное общеобразовательное учреждения

Чеховская основная общеобразовательная школа

Администрации муниципального района

Муниципального образования

«Нижнеудинский район»

Рабочая программа

По элективному курсу «Бизнес –курс за школьной партой»

в 8 классе

Учитель 2 категории :Маркачева Ирина Валерьевна


с.Чехово

2011-2012 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Бизнес-курс за школьной партой» составлена на основе авторской программы элективного курса по экономики для 8-9 класса «Бизнес –курс за школьной партой» Автор: Паршенникова О.В. 2008год.

Курс является ориентационным. Предназначен для обучающихся 8 класса. Рассчитан на 18часов (одно полугодие). В учебном плане взят за счет компонента образовательного учреждения и проводится по 1 часу в неделю.

Актуальность курса: Результаты многочисленных исследований показывают , что в настоящее время у выпускников школы практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда. В то же время прогноз ситуации на рынке труда РФ, и Иркутская область не исключение, свидетельствует о том , что в ближайшее время безработица обретет «молодежное лицо». Поэтому сегодня настоятельно необходимо включать в содержание допрофессионального образования молодежи знания и умения, необходимые для продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодое поколение выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знание законов рынка, коньюнктуры регионального и местного рынка труда.

Данный курс поможет обучающимся сориентироваться в выборе профиля социально-экономической направленности, познакомит с наиболее типичными для наших условий видами трудовой деятельности, даст возможность школьникам проявить себя и добиться успеха в будущем профессиональном самоопределении. Школьники приобретут умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. В рамках курса также может быть сделана ставка на развитие аналитического мышления, то есть формирование развернутых представлений об экономической действительности. Система занятий курса призвана пробудить у обучающихся интерес к изучению экономики как предмета, показать реализацию экономической теории в практической деятельности.

Цель курса: Формирование у обучающихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, оказание помощи в будущем профессиональном самоопределении обучающихся.

Задачи курса:

  • Овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона.

  • Формирование способностей оперативно и эффективно решать актуальные социально – профессиональные задачи: поиск работы или создание инициативных форм занятости(Собственное дело), самомаркетинг(продвижение себя на рынке труда).

  • Развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда

  • Знакомство обучающихся с основными понятиями и принципами современной рыночной экономики.

  • Формирование у обучающихся представлений об основах организации деятельности в области бизнеса

  • Ознакомление с кругом профессий, существующих в сфере бизнеса.

  • Развитие навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности.

Для успешного усвоения курса обучающимся необходимы следующие знания и умения:

  • Знание основных понятий: рынок, рыночная экономика, предпринимательство, предприниматель, наёмный работник

  • Умения анализировать, сравнивать, систематизировать и делать выводы.

Виды учебной деятельности: Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных тематических заданий, различные виды самостоятельной работы, подготовка рефератов, встречи с местными предпринимателями. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.

Критерии оценивания работы обучающихся:

Обучающийся получает «зачет» при условии посещения лекционно-практический занятий, предусмотренных программой курса, обнаруживая при этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Для промежуточного контроля знаний предполагается использование мини – тестов, «Понятийный диктант». Формой отчетности обучающихся за данный курс станет составление ими бизнес –плана.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение обучающимися первичными умениями анализа рынка труда своего региона

  • Формирование способности к принятию активной позиции на рынке труда , в процессе профессионального становления и адаптации на будущем рабочем месте.

  • Знакомство с основами предпринимательской деятельности и спектром профессий в сфере бизнеса.

  • Использование полученных при изучении курса знаний и опыта для успешной социализации в условиях рыночной экономики.

После завершения курса обучающиеся могут использовать полученные знания при изучении предметов школьного курса экономики, обществознания, права на профильном уровне; подготовке творческих работ, рефератов, проектов, а так же при построении личного профессионального плана.

Учебно –тематический план курса



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические занятия

Контрольные и диагностические работы

Примечание

1.

Раздел №1 Экономическая теория

8










1.1

Введение

1










1.2

Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике

2




1




1.3

Фирма. Виды фирм

1

1







1.4

Моделирование собственного дела. Бизнес –план.

3

2







1.5

Издержки и Прибыль фирмы

1

1







2

Раздел 2 : Практическая часть

10ч










2.1

Современное производство

2




1




2.2

Технологические процессы деревообработки в современном производстве

2

1







2.3

Технологические процессы в производстве продукции животноводства

2

1







2.4

Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы ее развития

2

1







2.5

Технология трудоустройства

1

1







2.6

Итоговое занятие

1




1







Итого :

18

8

3






Содержание тем курса

Содержание курса способствует расширению базового курса «Обществознание», «Математики» акцентировано на экономической практике, вовлечении обучающихся в экономические процессы. Содержание включает в себя два раздела.

  • Первый раздел дает представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических явлений. Изучая этот раздел, обучающиеся узнают, что такое рыночная экономика, предпринимательство, виды предпринимательской деятельности.

  • Второй раздел посвящен практической экономике. Обучающиеся познакомятся с такими видами производственной деятельности, как деревообработка и производство продукции животноводства.

Раздел 1. Экономическая теория (8 часов)

Тема 1 Ведение (1час)

Цели, задачи, содержание курса, формы занятий, виды отчетности. Потребности людей и способы их удовлетворения. Рабочий механизм, конкуренция. Входящее анкетирование.

Тема 2 Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике (2ч)

Понятие предпринимательства, бизнеса. Цели, задачи, мотивы предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. Личностные характеристики предпринимателя. Практикум «Предприниматели села», Тест «Предпринимательский потенциал».

Тема 3. Фирма. Виды фирм (1 ч)

Понятие фирмы, предприятия. Отличие фирмы от предприятия. Организационно- правовые формы предпринимательства. Малый бизнес как основа рыночной экономики. Практикум «Достоинство и недостатки различных фирм», «Организационно-правовые формы бизнеса в городе и селе»

Тема 4. Моделирование собственного дела. Бизнес –план.(3ч)

Регистрация фирмы. Устав фирмы. Учредительный договор.

Расчетный счет. Источники финансирования. Бизнес –план. Реклама. Практикум «Открытие фирмы (деловая игра)», «Оформление бланков регистрационных документов»
Тема 5. Издержки и Прибыль фирмы (1ч)
Издержки фирмы. Прибыль. Себестоимость продукции. Производительность труда. Налоги. Практикум «Прибыль предприятия» (деловая игра)


Раздел 2. Практическая часть (10 часов)
Тема 6. Современное производство (2ч)
Особенности производственной деятельности. Типы производства. Отрасли и виды производства в селе и городе. Разделение труда. Управление предприятием. Необходимое количество работников. Многообразие профессий производственной сферы. Практикум» Предприятие в селе и городе и их потребность в рабочей силе»
Тема 7 . Технологические процессы деревообработки в современном производстве(2ч)
Технологические процессы деревообработки. Последовательность применяемых технологий обработки древесины.Характеристика основных пород древесины, её промышленное значение. Материалы и полуфабрикаты из древесины. Технология производства бруса, доски, обрезной доски
Тема 8. Технологические процессы в производстве продукции животноводства (2ч)
Технологический процесс производства продукции животноводства. Направление животноводства и рынок. Условия содержания, разведения, кормления.
Тема 9. Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы ее развития (2ч)
Общая характеристика экономического потенциала села района, области. Характеристика демографической ситуации в селе, городе. Состояние занятости населения. Молодежная безработица. Анализ спроса и предложения на рынке труда ( по профессиям, специальностям, уровню подготовки). Практикум «Составление профессиограмм»
Тема 10. Технология трудоустройства (1ч)
Возможные варианты трудоустройства. Способы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю, использование государственной службы занятости.

Документы необходимые для трудоустройства, правила их оформления. Практикум «Как писать заявление о приеме на работу», «Правила собеседования с работодателем».
Тема 11. Итоговое занятие (1ч)

Подведение итогов изучения курса. Презентация итоговых работ.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения курса «Бизнес –курс за школьной партой» в основной школе учащиеся должны:

иметь представление

  • Об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: бизнес, организационно –правовые формы бизнеса, производитель, наёмный работник, прибыль, бизнес –план

  • О состоянии рынка труда своего региона

  • О спектре профессий востребованных в сфере бизнеса

  • О личностных качествах, необходимых для успешного профессионального самоопределения, в том числе в сфере предпринимательства.

  • О технологических процессах деревообработки в современном производстве.

  • Об особенностях организации животноводческого хозяйства.


Знать:

  • Какаво место предпринимательства в экономической системе

  • Что такое малый и средний бизнес

  • Преимущества и недостатки различных форм предпринимательства

  • Основное содержание бизнес –плана

  • Мотивы, которыми руководствуются предприниматели в своей деятельности

  • Профессии , необходимые для различных сфер производства.

Уметь:


  • Характеризовать особенности предпринимательской деятельности

  • Перечислять недостатки и преимущества различных форм организации бизнеса

  • Определять причины, побуждающие начать свое дело

  • Определять современные традиции в развитии рынка профессий.


Владеть:


  • Навыками планирования своих действий в ситуации трудоустройства

  • Анализом и сравнительным анализом различных видов и форм предпринимательской деятельности

Учебно –методическая литература:

  1. «Введение в обществознание: учебное пособие для 8-9 классов ОУ»/Л.И. Богомолов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев; под редакцией Л.И. Богомолова, М. 2000

  2. И.В. Липсиц «Экономика без тайн»/ М., 1993

  3. Б.А. Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых»/ М., 1995

  4. Б.А. Райзберг «Основы экономики и предпринимательства»/М., 1993

  5. А.В. Леонтьев «Технология предпринимательства»/ М., 2002

  6. «Экономический словарь»/ М., 2002

  7. «Юридический словарь» / М., 2005

  8. И.П. Иванова «Сборник элективных курсов «Мой край»» г. Нижнеудинск 2008


Приложение

  1. Терминологический словарь:

Рынок

Рыночная экономика

Конкуренция

Предприниматель

Предпринимательство

Предпринимательский потенциал

Фирма

Предприятие

Бизнес

Бизнес-план

Реклама

Издержки фирмы

Прибыль

Календарно –тематическое планирование по курсу «Бизнес-курс за школьной партой» в 8 классе (!полугодие – 18 часов)


№ урока

Тема

количество часов

предполагаемая дата

Урок № 1

Введение

1




Урок №2

Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике

1




Урок №3

Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике

1




Урок №4

Фирма. Виды фирм

1




Урок №5

Моделирование собственного дела. Бизнес –план.

1




Урок №6

Моделирование собственного дела. Бизнес –план.

1




Урок №7

Моделирование собственного дела. Бизнес –план.

1




Урок №8

Издержки и Прибыль фирмы

1




Урок №9

Современное производство

1




Урок №10

Современное производство

1




Урок №11

Технологические процессы деревообработки в современном производстве

1




Урок №12

Технологические процессы деревообработки в современном производстве

1




Урок №13

Технологические процессы в производстве продукции животноводства

1




Урок №14

Технологические процессы в производстве продукции животноводства

1




Урок №15

Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы ее развития

1




Урок №16

Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы ее развития

1




Урок №17

Технология трудоустройства

1




Урок №18

Итоговое занятие

1